.RU

Учебная программа программа Государственного экзамена методические указания для преподавателя по организации лекционных и семинарских занятий - страница 4




Атмосферу проблемности создают организация поиска, постановка учебной перспективы, выявление общих "сквозных" познавательных задач, а также создание психологической обстановки, способствующей успешному их решению.

Независимо от характера действий преподавателя и обучаемых любая проблемная лекция включает в себя 5 основных этапов:

При этом, естественно, лекция должна выстраиваться так, чтобы она несла перспективную новизну, была научно достоверной и доступой, обогащала духовную и практическую значимость.

В целях экономии времени возможно представление информации в конспектах – схемах, содержащих опорные сигналы своей темы, - различные геометрические фигуры, в которых заключены опорные слова. Экономии времени способствуют и опорные конспекты, разрабатываемые преподавателями в помощь студентов.

Проблемные лекции в зависимости от степени активности студентов и преподавателей могут подразделяться на 4 типа.

^ Типология проблемных лекций



№ п/п
Преподаватель
Студенты



  • ставит проблему и её формулирует

  • раскрывает логику решения проблемы в её противоречиях и отклонениях, показывает источники возникновения противоречий

  • дает конечное решение проблемы, аргументируя каждый шаг на пути её разрешения

- следят за логикой выдвижения проблемы

- учатся анализировать факты, составлять различные научные концепции, обосновывать и доказывать истинность или ложность тех или иных гипотез, т.е. учатся методике решения проблемы, критическому отношению к современному уровню развития науки, перспективам использования результатов решения данной проблемы

- воспроизводят образцы деятельности и способы решения проблем в науке



  • формулирует проблему

  • определяет круг недостающих знаний и организует их поиск по образцу

- перегруппировывают, комбинируют ранее известные способы решения проблемы, находят новые способы, привлекая ранее приобретенные знания для решения новых проблем и разрешения диалектических противоречий, действуя по образцу

  • решают последовательно проблему

  • формулируют новые задачи



- приводит к проблеме

  • планирует этапы решения проблемы, подводит к её решению в целом

  • разбивает (по необходимости)

  • стимулирует выполнение самостоятельной работы, заостряя противоречия в процессе решения проблемы

  • формулируют проблему

  • выявляют недостающие знания

  • высказывают утвердительные и отрицательные суждения по поводу решения проблемы

  • решают под руководством преподавателя проблему



  • ставит проблему в виде исследовательских заданий, вовлекает в их решение

  • побуждает слушателей к вычленению и формулированию проблемы, выявлению неизвестных её компонентов

  • стимулирует к анализу теоретических знаний и осмысливанию их с позиции практического опыта

  • формулируют проблему

  • исследуют возможные пути её решения

  • решают проблему, включая усвоение в процессе этого решения в свой багаж знаний

  • принимают оптимальные решения

  • подводят самостоятельно итоги


Чтобы такие лекции проходили успешно, необходимо четко проводить отбор материала для них и готовить его к проблемному изложению.
^ Этапы подготовки учебного материала для проблемного лекционного изучения



  1. Выявление в каждой теме проблемных вопросов.

  2. Выбор соответствующих избранным проблемным вопросам формулировок, вызывающих интерес и являющихся доступными для активного поиска решения.

  3. Определение этапов поиска проблемы.

  4. Разработка "сценариев" разрешения ситуаций (наводящие вопросы и ожидаемые ответы, перечень предполагаемых ошибок, пути их устранения и предупреждения и т.д.).

  5. Апробация разработанных "сценариев" сначала на наиболее легком материале с целью научить слушателей ставить и решать задачи в своей области, полностью используя накопленный опыт и знания.

  6. Разработка объективных критериев сравнительных оценок качества результатов проблемного и информативного обучения.

  7. Составление экспериментальных программ, отвечающих проблемным принципам преподавания путем:

  1. Создание новых конспектов лекций, учебных пособий и учебников, развивающих фундаментальную информацию учебных дисциплин и стимулирующих творческое мышление обучаемых.

  2. Разработка методических пособий, отражающих психологические аспекты эвристического общения преподавателя с аудиторией.

Вообще характерной особенностью проблемной лекции является то, что она обычно начинается с вопроса, с постановки общей проблемы, которая решается в ходе лекции. Проблемные лекции могут быть условно разделены на два подвида: лекция с проблемным изложением материала и лекция - разрешение проблемы с элементами дискуссии. Они различаются разной степенью активности студентов.

Характер проблем различен: учебные, научные, социальные, политические, профессиональные, нравственные и др.

Лекция с проблемным изложением материала не сводима к сообщению теоретических положений. Он осуществляется путем анализа данных практики, составления методов и суждений. Лекция включает риторические вопросы, элементы беседы. Она сопровождается выдвижением нескольких альтернативных решений, их анализом, выбором или разработкой оптимального решения. Не исключено, что такая лекция продемонстрирует, что на настоящий момент проблема не разрешима.

Лекция - разрешение проблемы предполагает создание проблемной ситуации - в практике возникает затруднение, вопрос, а готового ответа на него нет. Степень затруднения при этом такова, что необходимо получить или создать новое теоретическое знание. На таком занятии предполагается повышенная активность студентов - они высказывают предположения, вступают в дискуссию. Задача преподавателя в данном случае - гибкое управление поиском, координация и интеграция исследовательских усилий студентов. Понятно, что для подготовки проблемной лекции имеет большое значение и предварительная внеаудиторная работа студентов.

Поскольку преподавателю при планировании проблемной лекции приходится моделировать поисковую мыслительную деятельность студентов, то считаем уместным выделить этапы последней:

  1. Постановка проблемы (создание ситуации затруднения, противоречия между имеющимися знаниями и необходимыми для разрешения затруднений и формулировка самой проблемы);

  2. Осознание студентами сущности проблемы установление, “узких мест”, причин затруднений, основных противоречий в каком - либо явлении;

  3. Решение проблемы (установление условий задачи, мобилизация полученных ранее знаний, выдвижение гипотез и поиск новой информации; обсуждение гипотез и их проверка);

  4. Формулировка выводов, обобщений, решений, оптимизация и рационализация итогов разрешения проблемы.

Лекция с оппонентом (“лекция вдвоем”) может быть рассмотрена как продолжение, развитие проблемного изложения материала. Чаще всего такое занятие имеет форму диалога (двух или более) преподавателей. Преподаватели могут выполнять роль представителей разных научных школ или же представлять позицию теоретика и практика вполне реально и продемонстрировать взгляды, позиции, подходы к какому-либо реальному явлению разных научных отраслей.

Лекция с оппонентом может быть построена как на взаимодополнении, так и на контрасте в спорных, сложных, неоднозначных ситуациях.

“Лекция вдвоем”, помимо сообщения информации, выполняет ряд других педагогических функций: демонстрирует культуру научной дискуссии, совместного конструктивного общения; стимулирует интерес к поисковой деятельности; приобщает студентов к обсуждению; включает в процесс развертывание содержания лекции; актуализирует имеющиеся знания и умения студентов, опыт учебной деятельности; стимулирует анализ различных точек зрения, научных подходов; выявляет профессионализм преподавателя; осуществляет мотивацию педагогического самосовершенствования; улучшает формальные и неформальные взаимоотношения.

В качестве рекомендаций преподавателям хотелось бы указать на необходимость тщательной совместной проработки лекции и готовность к импровизации.

Лекция - спектакль требует значительных временных затрат на ее подготовку. К ее проведению привлекаются студенты с четко определенными ролями. Вполне допустимы на таком занятии элементы театрализации: костюмы, грим, музыкальное сопровождение, демонстрация эмоций и др.

Лекция- спектакль направлена на визуализацию каких - либо событий, явлений, представление модели чего-либо. Ее сущность не в развлекательности, поэтому очень важно соблюсти меру в инсценировке, не впасть в неточности и искажения в погоне за шоу-эффектами. Задача лекции - спектакля – яркими, наглядными образами представить научное, достоверное содержание. Такой подход не только привлекает внимание студентов к предмету, он позволяет студентам проявить самобытность во взгляде на научный объект, будит творческие силы, призывая рассматривать вопрос в новом ракурсе.

При всей кажущейся развлекательности процесс подготовки лекции- спектакля крайне трудоемок. Как показывает практика, преподавателю важно проявить последовательность и помочь группе студентов - актеров завершить подготовку и провести спектакль.

Лекция должна сопровождаться вступительным и заключительным словом, а спектакль, по необходимости, может занимать от нескольких минут до всего лекционного времени. Вполне возможно, что представление может передаваться с традиционным изложением вопросов содержания.


^ Чтение лекции


Содержание лекции может доводиться до обучаемых различным образом – в виде монолога, диалога, проблемным методом. Для современной лекции чаще всего характерно разумное сочетание нескольких методов.

Лектор должен начинать лекцию в строго установленное время и читать ее спокойным и уверенным голосом.

В начале лекции сообщается наименование темы, ее учебная цель, время, отводимое на лекцию, основные учебные вопросы и рекомендуемая литература.

Лекция может начинаться и другим образом, например, постановкой общей проблемы или изложением частных проблем, связанных с трудностями реализации технологических, организационных, экономических, социальных или управленческих задач в организациях и подразделениях отрасли по вопросам, подлежащих рассмотрению на лекции. И исходя из названных выше обстоятельств, можно затем назвать тему лекции, ее структуру и актуальность для обучаемых.

Выгодно выглядит тот лектор, который лекцию читает, обращаясь к конспекту (пользуясь только планом) или используя его только для сообщения студентам точных определений, цитат и цифровых данных.

Легко воспринимается содержание лекции, если оно передается краткими, выразительными, точными, правильно построенными фразами с использованием ярких слов и терминов. Удачное сравнение и умелое применение исторических фактов, пословиц и поговорок в нужном месте делают лекцию интересной и близкой к реальной действительности, яркой, живой и увлекательной.

В практике чтения лекций часто допускаются две крайности:

  1. Лектор читает лекцию быстро, монотонно, без соблюдения правил произношения, не заботясь о том, насколько студенты успевают осмыслить сказанное, не обращая внимания на возможность вести запись. Студенты в этом случае быстро устают, внимание их быстро рассеивается, лекция усваивается слабо.

  2. Лектор сообщает содержание темы излишне медленно , растягивая слова и фразы, делая между ними ненужные паузы. Такое чтение делает лекцию скучной и утомительной.

Нормальным считается темп, при котором наиболее важные положения и определения даются несколько замедленно, а пояснения и комментарии – быстрее. При этом студенты успевают понять, осмыслить услышанное и основные положения законспектировать, а наиболее важные схемы (рисунки) занести в свой конспект.

Лектор должен быть эмоциональным, т.е. неравнодушным к тому, что говорит.

В целях обеспечения активной деятельности студентов на лекции лектор должен умело чередовать монологическое изложение учебной информации с диалогом, применять элементы дискуссии. Наиболее важные для обучаемых вопросы, решение которых имеет для них практическое значение, лектор представляет обучаемым или решает вместе с ними проблемным методом.

Наиболее важные положения темы лектор должен подтверждать умеренной иллюстрацией наглядных пособий, демонстрацией кино- и видеофильмов, а также вычерчиванием рисунков, графиков, чертежей, схем на классной доске.

Наглядные пособия не следует развешивать, показывая их содержание сразу. К каждому из них следует обращаться по ходу лекции, по мере необходимости.

Демонстрация наглядных пособий должна осуществляться таким образом, чтобы они подтверждали ранее сказанные лектором теоретические положения. Такая согласованность речи и зрительных ощущений благоприятно способствует формированию у студентов целостных образов, правильных понятий и приобретению глубоких знаний.

Пояснение схем, таблиц и т.п. должно быть понятным и логичным. Оно не должно сводиться к простому пересказу их содержания. Задача лектора состоит в том, чтобы, проанализировав их данные, сделать их анализ, сравнение, выявить и показать тенденции и закономерности, сформулировать выводы, рекомендации, практические предложения.

Чертежи, рисунки, формулы и другие записи на классной доске должны лектором заполняться аккуратно, грамотно, разборчиво и в достаточно крупном масштабе. При объяснении схем, чертежей, таблиц лектор должен стоять в стороне от них лицом к аудитории и пользоваться указкой.

Совершенствованию языка лектора способствует систематическое чтение специальной и художественной литературы, посещение кино и театра, а также лекций, читаемых опытными преподавателями.

В качестве заключения заметим, что из опрошенных 150 специалистов, получивших вузовскую подготовку, не было ни одного человека, который не помнил бы, о чем шла речь на нетрадиционных лекциях. Время, прошедшее после обучения в вузе, составляло от 5 до 20 лет, а перечисленных памятных лекций было около семисот. Есть о чем задуматься. Не правда ли?


^ Семинар по «Теории и истории НХК»


Семинар - форма групповой учебной деятельности, предполагающая коррекцию, развитие и углубление знаний, систематизацию и закрепление теоретических сведений, синтез новой информации и т.п. Помимо этого, семинарские занятия направлены на активное профессиональное использование знаний, мотивацию обучения, стимулирования самообразования.

Назначение семинаров в том, что они углубляют, систематизирует и закрепляет теоретические знания, полученные студентами на лекциях или в ходе

самостоятельной работы над той или иной темой (проблемой).

Главными целями семинарских занятий являются превращение знаний в убеждения, совершенствование умений и навыков самостоятельной работы с книгой, развитие культуры речи, формирование умений аргументированно вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Постоянное присутствие на занятии дискуссии, диалога преподавателя со студентами является особенностью любого семинара.

Задача студентов на семинарском занятии – выработка в ходе занятия (дискуссии) правильного суждения (позиции) по рассматриваемым вопросам, выявление и понимание других взглядов и позиций по обсуждаемым вопросам, осознание сильных и слабых сторон различных вариантов их решения, установление причинно-следственных связей и их влияние на рассматриваемые процессы, явления и события с тем, чтобы более полно учесть все это в своей практической деятельности.

В ходе семинарского занятия студенты выступают в роли докладчиков, оппонентов, исследователей. Разнообразные роли способствуют овладению умением и навыками постановки и решения профессионально значимых проблем и задач, доказательства и опровержения, отстаивания своей точки зрения, демонстрации достигнутого уровня теоретической подготовки. Кроме того, семинар успешно решает задачи повторения и закрепления знаний, их контроля и коррекции.

В зависимости от характера и степени характера подготовки студентов, цели занятия и т.д. семинары могут проводиться:

В самом простом виде семинар представляет собой обсуждения заранее предложенных вопросов. (Студенты должны быть информированы о задании не позднее, чем за неделю). Преподаватель после вступительного слова заявляет вопрос обсуждения, по желанию студентов или назначению преподавателя один из студентов выступает с изложением вопроса, после чего возможны дополнения, исправления, уточнения со стороны обучающихся или преподавателя. Обсуждение завершается выводами и рекомендациями.

В случае такой организации семинара активность студентов может быть и невелика, а речевая активность не приглашенных к обсуждению может быть сведена к минимуму. Проявление других видов интеллектуальной активности не предусматривается. Кроме того, не реализуется задача формирования навыков профессионального общения и взаимодействия. Таким образом, традиционная групповая форма семинара нуждается в дополнении другими формами.

В настоящее время появилось множество разновидностей семинаров, каждый из которых представляет специфические условия для проявления и развития профессионально значимых черт личности, навыков и умений.

Так, например, нетрадиционные семинары могут способствовать превращению знаний в убеждение.

Дидактической особенностью семинара является присутствие в нем дискуссии, настоящего диалога. Дискуссия на семинаре особенно целесообразна при развитии темы лекции, обсуждении результатов самостоятельной работы по теме лекционного занятия, воспроизведении текста конспекта, его трактовке, расширении, “дорисовки” деталями и подробностями, сравнении трактовок разных авторов и т.п.

В зависимости от конкретных учебных задач преподаватель выбирает ту или иную форму семинарского занятия, методы учебного взаимодействия, способы управления обучением.


^ Нетрадиционные формы семинарских занятий


Семинар - игра становится все более и более популярной и распространенной формой учебного занятия.

Игра имеет исключительные возможности в формировании профессионального мастерства, т.к. позволяет обучение максимально сблизить с деятельностью специалиста. Игра в учебном процессе интересна и с точки зрения других ее особенностей:

  1. обладает ярко выраженной мотивацией к познавательной деятельности, так как осуществляется в своеобразной форме;

  2. позволяет опробовать различные стили общения и взаимодействия в группе;

  3. ускоряет процесс освоения знания;

  4. позволяет устранить стереотипы в восприятии и мышлении;

  5. устраняет психологический барьер в выполнении каких - либо учебных или производственных функций;

  6. способствует приобретению опыта действия в нестандартной ситуации и др.

Дидактические игры принято подразделять на ролевые и ситуационные. Деление довольно условное и строится на том, что в ролевых играх участники делят между собой различные функции (роли), в ситуационных - все выполняют одни и те же функции.

В деловой игре создается тот или иной реальный или воображаемый объект - производственное совещание, выездная сессия, расследование... В воображаемых условиях возникают наглядные представления о вымышленном персонаже, действующем по игровому сценарию. Активность играющего (обучающегося) определена ролью, требованиями руководителя игры, правилами игры. Играющий приобщается к реальной действительности, реальной ситуации через прообраз.

Деловая игра способна разрешить и дидактическую проблему - подготовку студента к самообразованию. В условиях небывалых темпов прироста научных знаний необходимо не столько наилучшим способом информировать выпускника вуза, сколько сформировать готовность к поиску, систематизации, преобразованию сведений. Данная готовность формируется в опыте, здесь - в опыте деловой игры.

В зависимости от того, насколько возможно предоставить в деловой ролевой игре самостоятельность, студенту выделяют жесткие и свободные игры. Жесткая игра требует четкого воспроизведения ситуации, формулировки четких, порой алгоритмичных решений, проводится в фиксированное время. В такой игре вероятность обнаружения оригинальных решений ограничена (хотя и не исключена). В свободной игре задается в общих чертах направление развитию события и играющие могут проявлять значительно большее творчество.

Вместе с тем не следует переоценивать значение деловых игр, не они являются базой для освоения теоретических знаний и профессионального мышления. Преобладающая форма семинара - систематическое и последовательное изучение учебного курса. Деловая же игра - мощный стимул в учебном труде, “экспериментальная площадка” для мышления студента, но никак ни базис для обучения в вузе. Это скорее дополнение или заключительный этап в освоении какого- либо раздела.

Игра-спектакль или “иллюстрация”, может использоваться как фрагмент семинара или занимать практически все его время. В отличие от лекции - спектакля она не направлена на преподнесение, иллюстрацию, изучение какой - либо ситуации, она отрабатывает стереотипы профессионального поведения. Сценарий такой игры задан, играющий может корректировать роль лишь в небольшом диапазоне, при этом все действия его направлены на то, чтобы придать изображаемой персоне наиболее типичные черты.

Показательно, что и в этом случае играющие указывают на получение новых сведений.

Например, убеждаются, как сложно в заданной ситуации прийти к согласию; убеждаются, что профессиональные поведенческие стереотипы не всегда эффективны и т.п.

Ситуационные игры построены на введении всех участников игры в одинаковые условия затруднений. Данные игры часто встречаются в проблемном обучении. Группа студентов может быть в ходе такой игры подразделена на несколько микрогрупп, разбита на пары или же вообще может быть предложено самостоятельно разрешить тот или иной вопрос.

Анализ предложений и решений осуществляется в такой игре коллегиально и принимается в ходе дискуссии. Очень важно в такой игре не только зафиксировать выводы. Но и определить методы, общие подходы к решению проблемы.

^ Игротехнические приемы

Для проведения семинара - игры можно использовать самые разнообразные приемы. Каких -либо желанных или нежеланных форм игры не существует, нередко прообразами дидактических игр выступают популярные интеллектуальные телепередачи, психологические тренинги, реальные ситуации профессиональной деятельности. Преподаватель волен выбирать любые способы активизации познавательной деятельности студентов.

Предлагаем небольшой перечень возможных к использованию приемов.

Производственное совещание - “руководители” различных подразделений предприятия участвуют в разрешении производственной проблемы. При этом во вводных данных, описывающих деятельность предприятия, в неявном виде содержится информация об “узких местах” в работе предприятия. Все участники “совещания” должны строго соблюдать ролевые функции. Допустима и желательна предварительная подготовка участников к высказыванию предложений.

“Суд...” - участникам игры предлагается вынести обоснованное решение о том или ином социальном явлении. Данная форма приемлема не только для профессионального тренинга, но и при общегуманитарной подготовке.

“Патент” или “Экспертиза” направлены на выработку умений работы с документацией. Играющим предоставляется документация по какому-либо разделу - новация, правонарушение, реклама чего- либо, проект застройки и др. Участники игры должны оценить ситуацию, высказать обоснованное мнение о содержании тех или иных притязаний. Допускается формулировка рекомендаций и оценка качества исполнения документации.

“Ярмарка знаний” (“аукцион знаний”) - игра-соревнование. Участники игры выставляют на “продажу” расширенные знания по какому-либо предмету. Игра требует дополнительной подготовки студентов. При этом сообщается тематика “ярмарки”, но конкретные вопросы, по которым будет проходить соревнование, не сообщаются.

Такая игра требует от участника способности систематизировать знания, выстраивать их иерархию без внешнезаданных требований. Рекомендуется для студентов старших курсов.

“Информационный поиск” обучает умению работы с информационными источниками. Микрогруппы получают задание - подготовить перечень наиболее полных и достоверных источников по проблеме... В конце занятия студенты должны откорректировать свои списки и обосновать выбор источников. Игра рекомендуется для студентов младших курсов.

“Научная конференция” - ролевая игра - дискуссия. На ней заявляется актуальная проблема какой-либо области науки, техники, пометки и др. В соответствии с ролью студент представляет свое мнение на заданную тему. Цель дискуссии - выявить существующие противоречия и наметить пути их разрешения.

Это так называемая свободная игра. Она может и не привести к прагматическим результатам. Зато у нее прекрасные возможности в формировании опыта творческой деятельности и надпредметного знания.

“Аукцион идей” - перед группой студентов в ходе анализа проблемной ситуации возникает проблема. Играющие делятся на микрогруппы и через контрольное время высказывают свои предложения.

Внимание! Во время сбора идей запрещается критиковать высказывания. Принимаются ВСЕ идеи, даже самые абсурдные.

На следующем этапе оцениваются идеи (но не их авторы) и выбираются наиболее оригинальные и продуктивные.

Участие в игре требует обширных знаний и умений. При введении в обучение игр требуются дополнительные занятия по подготовке студентов. На дополнительных занятиях студенты знакомятся с целями, задачами, содержанием игры, требованиями к ролям. Нередко необходимо изучение документов, материалов игры под руководством преподавателя. В случае ролевых игр и игр - спектаклей на начальных стадиях обучения и репетиции - упрощенный вариант игры, где прослеживается только процедура игры, а не ее содержание.

В случае ситуационных игр требуются консультации по разъяснению сущности проблемной ситуации.


^ Самостоятельная работа студентов


Среди сложившихся форм и методов обучения студентов в вузе все большее значение приобретает самостоятельная работа. Вузовская практика подтверждает, что только знания, добытые самостоятельным трудом, делают выпускника продуктивно мыслящим специалистом, способным творчески решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать свои позиции.

Сущность самостоятельного обучения определяется в дидактике как способность человека без посторонней помощи приобретать информацию из разных источников. Ни один образ не формируется у человека без самостоятельных познавательных действий. Наибольший успех в учении достигается тогда, когда обучающийся ориентируется на самостоятельное выполнение предварительно отобранных интеллектуальных операций.

Самостоятельная работа студентов является одним из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.

Самостоятельная работа студентов завершает задачи всех других видов учебного процесса и может осуществляться на лекциях, семинарах, практикумах, лабораторных занятиях, консультациях. В данном случае она выступает как метод обучения.

Как форма организации учебного процесса самостоятельная работа студентов представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по приобретению знаний, осуществляемую внеаудиторно.

Выделяют следующие типы самостоятельной работы студентов:

и следующие их виды:

Можно выделить следующие источники стимулирования СРС:

При выполнении самостоятельных заданий большое значение имеют такие два фактора, как наличие у слушателей элементарных навыков самостоятельной учебной деятельности и создание обстановки “вынужденной самостоятельности”. Указанные навыки формируются в ходе лекций, практических занятий, внеаудиторной работы, когда преподаватель дает специальные задания (это и предварительное планирование своего ответа, определение главного в лекции, сопоставление тех или иных явлений, доказательство определенной точки зрения и т.д.).

^ МАТЕРИАЛЫ ПО СКР СТУДЕНТОВ ПО «ТЕОРИИ И ИСТОРИИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»


Тема: Культура как целостное образование

  1. Природа и функции культуры.

  2. Типы социальности и их культурное содержание.

  3. Языки культуры.

  4. Феноменологическая концепция повседневности.




Виды самостоятельной работы
^ Формы контроля

1. Заполнить таблицу с характеристиками типов социальности.

Проверка таблицы преподавателем



Литература Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. Гл.3
Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М., 1997.

Белик А.А., Резник Ю.М. Социокультурная антропология. М., 1998.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994. Ч.2.

Тайлор Э. Первобытная культура. М.,1989.

^ Тема: Антропогенез и феномен человека

  1. Современные представления о морфологической и социальной эволюции первобытного человека. Этапы антропогенеза.

  2. Теории антропогенеза.

  3. Биологические и социальные особенности человека




Виды самостоятельной работы

Формы контроля

Написать самостоятельную работу на тему «Теории антропогенеза: общее и особенное», акцентироваться на выявлении недостатков той или иной теории.

Реферат


Литература

Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М.,1997.

Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы//Вопросы философии.1995. № 1.

Зубов А.А. Дискуссионные вопросы антропогенеза// Человек.1997. №1.

Марков Б.В. Эволюция человека // Социально-политический журнал. 1996. №5.

Ойзерман Т.И. Хомо сапиенс преодолевает свою видовую ограниченность // Вопросы философии. 1988. №4.

Варшавский А.С. В поисках предков: Происхождение человека: миф и действительность. М., 1982.

Дубинин Н.П. Что такое человек? Социальное и биологическое. Генетика человека. М.,1983.

^ Тема: Внутренний мир человека и конструирование социальной реальности

  1. Изучение первобытного мышления, «коллективного сознания», «коллективных представлений» и «коллективного бессознательного».

  2. Архетипы коллективного бессознательного и их социальные проекции.

  3. Архетипический характер мифологического сознания (М. Элиаде).




Виды самостоятельной работы

Форма контроля

1. Нарисовать военный или политический пропагандистский плакат использую полученные знания

Работа в группе



Литература
Человек и его символы. СПб.1996.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М.,1991.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Элиаде М. Священное и мирское. М.,1994.

Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М., 1997.

Радин П. Трикстер. СПб. 1999.


Тема: Диалектика сакрального и профанное.

  1. Сакральное: базисные характеристики, модусы и иерофании.

  2. Диалектика сакрального в эволюционной перспективе изменяющейся социальности.

  3. Социальная структура как манифестация сакрального.

  4. Сакральные статусы в традиционном обществе («священный царь», верховный жрец и т.д.).

  5. «Виртуозы сакрального» (жрец, колдун, знахарь, шаман).



Виды самостоятельной работы
Формы контроля

1. Составление кроссворда по теме

Проверка преподавателем



Литература
Элиаде М. Священное и мирское. М.,1994.

Самыгин С.И. и др. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-н/Д.,1996.

Маретт Р. Формула табу-мана как минимум определения религии / Мистика. Наука. Религия. Классики мирового религиоведения. М.,1998.

Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество: Хрестоматия. М.,1994.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.,1989.

Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. М., 1997.

^ Тема: Пространственное восприятие в традиционной культуре

  1. Космогонические и космологические представления в примитивном сознании.

  2. Мифология пространства: локализация Космоса и Хаоса в жизненном и системном мирах.

  3. Пространственное восприятие и менталитет.



Виды самостоятельной работы
Формы контроля

1. Разработать анкету и провести опрос с целью определения доминирующего типа восприятия пространства.

Проверка отчета



Литература
Элиаде М. Космос и история М., 1991.

Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

Евзлин М. Космогония и ритуал. М.,1993.

Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск.1988.

Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т.М.,1991.

Бердяев Н.А. Судьба России. М.,1992.

^ Тема: Темпоральное восприятие в традиционной и современной культуре

  1. Представления о времени в примитивном сознании.

  2. Сакральное и проданное время.

  3. Концепции времени (циклическая, спиралевидная, линейная).

  4. Идеи истории и прогресса.

  5. Мифическая и историческая эсхатология.




Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1. Разработать анкету и провести опрос с целью определения распространенности различных концепций времени, идей истории и прогресса

Обсуждение в группе.



Литература
Элиаде М. Космос и история. М.,1987.

Время мифическое, Цикличность, Календарь, Эсхатологические мифы и др./ Мифы народов мира. В 2 т. М.,1997.

Основы буддийского мировоззрения Индия, Китай. М.,1994.

Элиаде М. Священные тексты народов мира. М.,1998.

Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. М.,1997.

Лосев А.Ф. Историческое время в культуре классической Греции / История философии и вопросы культуры. М., 1975.

Самыгин С.И. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-н/Д., 1996.

^ Тема: Миф и мифотворчество в примитивном и современном обществе

  1. Миф: понятие, виды и функции.

  2. Миф в примитивном социуме.

  3. Модернистская и постмодернистская мифология. Демифологизация и ремифологизация.

  4. Мифы в современном российском социуме.




Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1. Используя материалы СМИ попытаться обнаружить мифы, существующие в массовом сознании россиян.

Работа в группе



Литература
Введение в философию мифа. М., 1994.

Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии. 1994.№ 2.

Пивоев В.М. Функции мифа в культуре // Вестник Московского университета. Сер.7.Философия. 1993. № 3.

Малиновский Б. Магия, наука, религия. М.,1998.

Мифы народов мира. В 2 т. М.,1998.

Самыгин С.И. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-н/Д., 1996.

^ Тема: Доминация, агрессия и война в мире людей

  1. Природа и функции агрессии.

  2. Деструктивность в эволюционной перспективе изменяющейся социальности.

  3. Священная война как мифологема и архетипическая схема.

  4. Военные статусы и военные общества в примитивном и традиционном обществе.




Виды самостоятельной работы
^ Формы контроля

1. Разработать концепцию Врага с целью манипуляции массовым сознанием в ходе предстоящего военного конфликта (любая страна на выбор).

Беседа



tradicionnie-i-sovremennie-modeli-vzaimootnoshenij-vracha-i-pacienta.html
tradicionnie-metodi-upravleniya-mgu-im-m-v-lomonosova-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-po-specialnostyam-menedzhment.html
tradicionnie-pravovie-sistemi-kitaj.html
tradicionnie-russkie-obichai-i-obryadi.html
tradicionnie-ustanovki-russkoj-kulturi-istoki-i-osobennosti-formirovaniya-faktori-formirovaniya-russkogo-kulturnogo-arhetipa.html
tradicionnie-znaniya-prepared-by-special-rapporteur-pavel-sulyandziga.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zavetnaya-mechta.html
  • writing.bystrickaya.ru/istoriya-emm.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zabajkalskij-institut-predprinimatelstva.html
  • tests.bystrickaya.ru/kvalifikaciya-prestuplenij-i-ee-znachenie.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-dissertacii-institucionalnoe-obespechenie-transfera-innovacij-v-usloviyah-neopredelennosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-zhiindardi-dekartti-kbejtnds-grafig.html
  • exam.bystrickaya.ru/velichini-i-zavisimosti-mezhdu-nimi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-sosh-69.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-i-ocenka-predprinimatelskoj-deyatelnosti-predpriyatiya-ooo-oberon-chast-2.html
  • school.bystrickaya.ru/1s-buhgalteriya-otveti-na-voprosi-chast-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/fnansovij-kontrol-derzhavnih-koshtv.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-voprosu-ob-obyazatelnosti-prikaza-v-rossijskom-voennom-prave.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-4k-konkursnoj-dokumentacii-konkursnaya-dokumentaciya-po-gosudarstvennim-zakupkam-uslug-kruglosutochnoj-ohrani.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-mezhdunarodnoe-bankovskoe-pravo-dlya-specialnosti-021100-yurisprudenciya-podgotovki-specialista.html
  • university.bystrickaya.ru/garazhnij-korporativ-kommersant-milova-evgeniya-16062008-100-p-gosduma-rf-monitoring-smi-12-16.html
  • studies.bystrickaya.ru/dostoprimechatelnosti-gpenlandii.html
  • credit.bystrickaya.ru/popast-v-devyatku-rossijskaya-gazeta-shkel-tamara-22042006-85-str-1-gosduma-rf-monitoring-smi-22-24.html
  • studies.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-sushnost-i-funkcii-nalogov-organi-osushestvlyayushie-nalogovij-kontrol-i-kontroln.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovi-voennoj-strategii-i-bolshoj-strategii-strategiya-perioda-v-v-do-nashej-eri-xx-v-nashej-eri.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-14.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-magisterskoj-podgotovki-napravleniya-230700-62.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernij-perechen-meropriyatij-dlya-doshkolnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-rekomendacii-po-provedeniyu-akcii-vnimanie-deti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opit-stran-severoamerikanskogo-kontinenta-zarubezhnij-opit-provedeniya-perepisej-naseleniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-kursovih-rabot-dlya-studentov-specialnosti-100106-organizaciya-obsluzhivaniya-v-obshestvennom-pitanii-stranica-5.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomenduemaya-literatura-ioso-rao.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchastie-v-regionalnih-igrah-doklad-mou-majkorskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-viii-pamir-74-vladimir-nikolaevich-shataev-kategoriya-trudnosti-sh28-kategoriya-trudnosti-lit-zapis-i-yakubzona.html
  • grade.bystrickaya.ru/nekotorie-voprosi-protokolnoj-praktiki.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/protiv-svoej-voli-nachinayu-ya-etot-rasskaz-menya-vinuzhdaet-yavnoe-stranica-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispolzovanie-naglyadnogo-modelirovaniya-kak-sredstvo-formirovaniya-monologicheskoj-rechi-u-detej-s-problemami-v-rechevom-razvitii-uchitel-logoped-potanina-n-a.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-metodicheskie-ukazaniya-studentam-samostoyatelnaya-rabota-68ch.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gosudarstvennoe.html
  • teacher.bystrickaya.ru/f-m-izmajlov-24-fevralya-2012-g-stranica-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-finansovoe-pravo-specialnost-030500-65-yurisprudenciya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/l-b-kucenko-barskova-kand-ped-nauk-zav-uchebno-metodicheskim-otdelom-innovacij-v-obrazovanii-loiro.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zagadochnaya-tajna-yantarnoj-komnati.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.