.RU

Тихомиров, о нём. Эсхатологический выбор Льва Тихомирова

Владимир Карпец, Москва

...Истинное «изменение парадигмы» взглядов произошло у Тихомирова не тогда, когда он от революции повернулся к монархии (и Православию), а тогда, когда Лев Александрович, отбросив и народовольчество, и монархизм, по сути пришел к экуменическому «христианству вообще» (а следовательно, к своеобразной русской эсхатологической версии христианской демократии [О повести «В последние дни»]

В настоящее время имя Льва Александровича Тихомирова (1852-1923) уже достаточно широко известно читателю. Опубликованы все его основные труды, в числе которых фундаментальные – «Монархическая государственность» (1905) и «Религиозно-философские основы истории» (1918). Безусловно, наиболее выдающейся частью наследия мыслителя является его государственно-правовое учение, помимо «Монархической государственности» изложенное в работах «Единоличная власть как принцип государственного строения» (1897), «Демократия либеральная и социальная» (1896), «Представительство народа при Верховной власти» (1910), «Правая перестройка конституции» (1911) и др. В этих работах, а также и во многочисленных иных, посвященных экономике («Земля и фабрика»), церковным вопросам («Личность, общество и Церковь») и т.д., Тихомиров формулирует и раскрывает христианское понимание социальных явлений, прежде всего государства и права, причем делает это на высочайшем научном и философском уровне, не только не ниже, но и во многом выше его европейских коллег, стоящих на либерально-светских позициях и ныне широко известных и изучаемых. До сих пор господствующая недооценка вклада Тихомирова в эту область знаний (в учебных курсах по истории политических и правовых учений он едва ли даже упоминается, и то в общем списке) связана только с тем, что современная постсоветская теория, «сменившая вехи» «от марксизма к либерализму» по-прежнему стоит все на тех же иллюминатско-просветительских и прогрессистских основаниях, частным проявлением которых был марксизм. Тихомировская доктрина органическо-волевого единства власти, включающая в себя развернутую критику агрессивных мнимостей вроде «правового государства» или «разделения властей», не только не потеряла значения, но, напротив, приобрела его именно сейчас, на рубеже нового, уже не только послесоветского, но и со всей очевидностью, последемократического столетия. Тихомиров – это «третий путь» в науке о государстве и праве. Он стоит в одном ряду с такими авторитетами, как, например, Карл Шмидт или Николай Алексеев, при всем разнопонимании многих вопросов у каждого из троих.

Однако не меньший (если не больший), нежели сугубо специальный, интерес представляет такая черта тихомировского творчества, как его глубочайшая, в значительной степени приближения к абсолютной, экзистенциальность. Каждая объемная работа мыслителя была для него радикальным выбором, жизненным поступком, меняющим внутренние и внешние обстоятельства. Более того, в судьбе Льва Александровича как в некоем сгустке нашла выражение вся историческая судьба России, и именно его, а никак не графа Толстого следовало бы назвать зеркалом, но даже не русской революции, а русской истории. Крупнейший теоретик монархии начинал как революционер, член ЦК партии «Народная воля», участвовавшей в подготовке убийства Александра П. Первый труд Тихомирова, написанный еще в 70-е годы, посвящен Пугачеву; Льва Александровича всегда привлекал элемент стихийной вольности в русской жизни (никак не соотносимой с либерально-правовой демократией); уже позже, в «Монархической государственности» он напишет, что русский человек по природе или анархист или монархист, а третьего не дано. Тихомиров-народоволец никуда не делся, он жил в Тихомирове-монархисте, просто низшее начало с обретением веры заняло иерархически подобающее ему место. Кстати, знаменитая статья Михаила Бакунина «Романов, Пестель или Пугачев», в которой теоретик анархизма прямо говорит о предпочтительности для России «земского царя», во многом предваряет политические идеи Тихомирова. И это не случайно. Всю дальнейшую жизнь Лев Александрович будет искать синтез взаимоисключающих начал и даже найдет его в созданной им модели корпоративно-профессиональной, по аналогии с сословно-представительной, монархии, но идеи эти не окажутся востребованными ни кадетским, ни правым станом, ни Верховной властью. Мы должны отчетливо понимать, что поворот Тихомирова от революции к монархизму – это не конъюнктурный поступок и не ренегатство, а на самом деле выбор в рамках одной и той же исторической парадигмы, в которой, по словам Максимилиана Волошина, «Великий Петр был первый большевик». Россия – это или «революция», или «реакция», но никогда не «прогресс», а чаще всего – «революция через реакцию» или «реакция через революцию» .

Оказавшись после убийства Александра II в эмиграции, Тихомиров, как и любой живой и нормально чувствующий русский человек, остро пережил несовместимость своего духовно-душевного устроения и буржуазно-рыночной цивилизации, более того, отчетливо увидел связь между ней и демократическими идеями, не применимыми к России, неотменимую неразрывность «демократии либеральной и социальной». Тогда же с ним произошел и религиозный переворот. По воспоминаниям самого Тихомирова, он уверовал в Бога, созерцая жизнь ребенка – своего первого и любимого сына, который много позднее, уже в советские годы, был епископом Русской Православной Церкви. Для Льва Александровича все совпало. Вернувшись в Россию вместе с семьей, Тихомиров стал одним из виднейших деятелей правого крыла русской общественной жизни, идеологом и защитником монархии. Но и здесь он оставался одинок. Левые, а вслед за ними и интеллигенция в целом, восприняли обращение Тихомирова как ренегатство, правые, прежде всего чиновно-бюрократические круги, продолжали видеть в нем чужака – и не без оснований – «свободный ум» мыслителя никак не мог уместиться в пределы, очерчиваемые петербургско-синодальной государственностью, к тому же все более сращивавшейся с антихристианским банковским капиталом. Понимание Тихомиров находил только у очень немногих людей того времени, таких же одиноких и обособленных, как К.Н.Леонтьев, о.Иосиф Фудель и других представителей «крайней», то есть живой и действенной, а, следовательно, открытой, реакции в истинном смысле этого слова.

В 1905 году Лев Тихомиров выдвигает, в противовес по существу принятой Верховной Властью капитуляции в виде «ползучего конституционализма», абсолютной альтернативный проект государства, основанного на сосредоточении в руках монарха полноты законодательной и исполнительной власти при широком представительстве всех категорий населения (прежде всего трудящегося) в рамках законосовещательной Народной Думы и местного самоуправления, что означало бы на ином организационно-техническом уровне консервативно-революционное возвращение к архетипам Московской Руси и дало бы невиданный в истории «русский прорыв». Непонимание Верховной властью неотменяемой необходимости именно этой или иной, но в чем-то очень близкой ей, альтернативы (например, соединения монархии с «рабочей идеей» в проекте С.Н.Зубатова) или же, как это часто подчеркивается в монархических кругах, полное одиночество Царя, будущего Мученика, в высших петербургских сферах, привело к тому, что архетипы Московской Руси все равно с неизбежностью проявились после 1917 года как основа всей советской жизни, однако в их крайней, «опричной», форме, что на самом деле было не так уж страшно в контексте истории. Гораздо хуже было то, что оказалось отброшено Православие. В силу своего атеизма и самоубийственной для любой государственности марксистской идеологии Советской власти в конечном счете также не удалось осуществить «русский прорыв», но виновата в этом во многом власть предшествовавшая, и об этом предупреждал Тихомиров.

Так или иначе, но в 1911 году обладающий безупречной политической зоркостью и убедившийся в невозможности «достучаться» до власти со своим консервативно-революционным проектом Лев Тихомиров принимает окончательное решение об уходе из общественной жизни. Он поселяется в Сергиевом Посаде и проводит уединенную жизнь, изредка нарушаемую такими посетителями, как о. Павел Флоренский, Михаил Новоселов и (что, кстати, весьма показательно для всегда сопрягавшего крайности Тихомирова) Андрей Белый. Последний в своих воспоминаниях уделяет Льву Александровичу значительное место, сравнивая его, между прочим, с известным в начале века поэтом-мистиком Александром Добролюбовым (также на первый взгляд странно для такого homo politicus, как Тихомиров!). В этом время Лев Александрович пишет свой фундаментальный труд «Религиозно-философские основы истории», непосредственным продолжением которого стала и «эсхатологическая фантазия» «В последние дни». Ранее, еще в 1905-1907 гг., на эти же темы были написаны статьи «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира» и «О семи апокалипсических Церквах». Все эти работы образуют как бы «вторую линию» творческой судьбы Тихомирова, они по существу нераздельны, и их анализ, по-видимому, следует проводить, также их не разделяя. С монархической линией трудов они связаны косвенно, но весьма значимо: Тихомиров как бы пытается ответить на вопрос – а что после монархии? – и это закономерно ведет его к постановке следующего – а что после истории? И отвечает он так же, как отвечал оптинский старец Нектарий на вопрос о том, будет ли еще Царь: «Антихрист! Антихрист! Антихрист!»

И конец жизни Льва Александровича глубоко символичен: бывший соучастник цареубийства, бывший блистательный защитник монархии умирает в одиночестве простым стариком у монастырских стен. Произошло это в 1923 году, то есть тогда, когда необратимость перелома 1917 года уже стала очевидной.

Подводя итоги жизни, Лев Александрович пишет (в дневнике, в мае 1917 года): «Я ухожу с сознанием, что искренне хотел блага народу, России, человечеству. Я служил этому благу честно и старательно. Но мои идеи, мои представления об этом благе отвергнуты и покинуты народом, Россией и человечеством. Я не могу признать их правыми в идеалах, я не могу отказаться от своих идеалов. Но они имеют право жить, как считают лучшим для себя. Я не могу и даже не хочу, не имею права им мешать устраиваться, как им угодно, хотя бы и гораздо хуже, чем они могли бы устроиться. И точно – я отрезанный ломоть от жизни. Жизнь уже не для меня. Для меня во всей силе осталась одна задача, единственная : позаботиться о спасении души своей. Да поможет мне Бог в этом, и да будет во всем Его Воля. Не остави меня, Господи Боже мой, не отступи от мене, вонми в помощь мою, Господи спасения моего».


torgovogo-doma-pod-uralom-v-sobstvennom-smisle-podrazumevaetsya-uralskij-hrebet-on-zanimaet-ogromnoe-protyazhenie.html
torij-pozvolil-ptice-virvatsya-iz-ruki-edva-li-on-smozhet-snova-pojmat-ee-vechnaya-filosofiya.html
tormoznaya-dominanta-b-f-porshnev.html
tormoznie-elektromagniti-i-elektrogidravlicheskie-tolkateli-lekciya-po-professii-mashinist-podemnika-gruzopassazhirskogo.html
torndajk-edvard-thorndike-e-iya-effektivnosti-raboti-gosudarstvennoj-sluzhbi-v-celom-gosudarstvennaya-sluzhba.html
torpedo-stranica-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-specialnostej-1-45-01-01-mnogokanalnie-sistemi-telekommunikacij-1-54-01-02-metrologicheskoe-obespechenie-informacionnih-sistem-i-setej.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/romanticheskoe-obshenie-v-kommunikativno-semioticheskom-aspekte-10-02-19-teoriya-yazika-stranica-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/01102010-g-s-6-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-modernizacii-zdravoohraneniya-orlovskoj-oblasti-na-2011-2012-godi-orlovskaya-oblast-2011-god-stranica-45.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/pyataya-zapoved-prepodavanie-bozhego-ucheniya-5-cerkov-vsegda-nastavlyaet-8-dragocennaya-zhemchuzhina-katehizisa-martina.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-podgotavlivaemie-professii-i-specialnosti-itogi-uchebnogo-goda-26-rezultati-itogovoj-attestacii-28.html
  • studies.bystrickaya.ru/geneticheskie-issledovaniya-elementarnoj-rassudochnoj-deyatelnosti-i-drugih-kognitivnih-sposobnostej-zhivotnih-chast-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primenenie-instrumentov-menedzhmenta-kachestva.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-gosudarstvennogo-avtonomnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-respubliki-bashkortostan.html
  • shkola.bystrickaya.ru/personologicheskaya-strategiya-matematicheskogo-obrazovaniya-budushego-uchitelya-13-00-01-obshaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-3.html
  • control.bystrickaya.ru/dvopoverhovij-zhitlovij-budinok.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-pyataya-chto-proishodit-kniga-desyataya.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-perepishite-sleduyushie-predlozheniya-podcherknite-prichastiya-opredelite-ih-funkciyu-predlozhenie-perevedite.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-7-2011-tema-gravitacionnie-sklonovie-processi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/44-immunobiologicheskie-meropriyatiya-g-g-onishenko-08-oktyabrya-2010-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statisticheskie-metodi-izucheniya-urovnya-zhizni-naseleniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sd-f-10-finansovij-menedzhment-dlya-studentov-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii-specializacii.html
  • essay.bystrickaya.ru/drster-trek-konspektler.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-theme-a-v-fedorov-slovar-terminov-po-mediaobrazovaniyu-mediapedagogike-mediagramotnosti-mediakompetentnosti.html
  • literature.bystrickaya.ru/dannij-publichnij-doklad-mou-sosh-s-balovnevo-stavit-svoej-celyu-povishenie-urovnya-informacionnoj-otkritosti-i-prozrachnosti-shkoli-i-shirokoj-obshestvennosti-mi-rass.html
  • school.bystrickaya.ru/belaruskaya-zhurnalstika.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-preodoleniya-trudnostej-v-izuchenii-fiziki-shagi-k-uspehu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-samostoyatelnoj-rabote-kontrolnie-voprosi-po-kursu-tematicheskij-plan.html
  • reading.bystrickaya.ru/kompoziciya-i-slovo-o-ponyatii-kompozicii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel5-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-vtoraya-redakciya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-komand-ot-20-03-2011.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-po-teme-fizicheskaya-kultura.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-osobennosti-ya-koncepcii-143-stvo-yunost-vzroslost-starost-pod-obshej-redakciej-a-a-reana-sankt-peterburg.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-xvi-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-nachalnie-uchastki-izoterm-adsorbcii-opredelenie-poverhnosti-i-mikroporistosti-tradicionnimi-metodami-osnovnie-temi-klassifikaciya-adsorbentov-po-razmeram-por.html
  • notebook.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-15-marta-2006-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novosti-negosudarstvennih-pensionnih-fondov-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-12-iyulya-2011-goda.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-6-usloviya-opredelyayushie-kachestvo-podgotovki-specialistov-otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-glazov-2008.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-naimenovanie-disciplini-strukturi-i-algoritmi-kompyuternoj-obrabotki-dannih-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instrukciya-po-zapolneniyu-registracionnoj-zayavki-karta-registracii-bazi-dannih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.