.RU

Тихомиров, о нём. Эсхатологический выбор Льва Тихомирова

Владимир Карпец, Москва

...Истинное «изменение парадигмы» взглядов произошло у Тихомирова не тогда, когда он от революции повернулся к монархии (и Православию), а тогда, когда Лев Александрович, отбросив и народовольчество, и монархизм, по сути пришел к экуменическому «христианству вообще» (а следовательно, к своеобразной русской эсхатологической версии христианской демократии [О повести «В последние дни»]

В настоящее время имя Льва Александровича Тихомирова (1852-1923) уже достаточно широко известно читателю. Опубликованы все его основные труды, в числе которых фундаментальные – «Монархическая государственность» (1905) и «Религиозно-философские основы истории» (1918). Безусловно, наиболее выдающейся частью наследия мыслителя является его государственно-правовое учение, помимо «Монархической государственности» изложенное в работах «Единоличная власть как принцип государственного строения» (1897), «Демократия либеральная и социальная» (1896), «Представительство народа при Верховной власти» (1910), «Правая перестройка конституции» (1911) и др. В этих работах, а также и во многочисленных иных, посвященных экономике («Земля и фабрика»), церковным вопросам («Личность, общество и Церковь») и т.д., Тихомиров формулирует и раскрывает христианское понимание социальных явлений, прежде всего государства и права, причем делает это на высочайшем научном и философском уровне, не только не ниже, но и во многом выше его европейских коллег, стоящих на либерально-светских позициях и ныне широко известных и изучаемых. До сих пор господствующая недооценка вклада Тихомирова в эту область знаний (в учебных курсах по истории политических и правовых учений он едва ли даже упоминается, и то в общем списке) связана только с тем, что современная постсоветская теория, «сменившая вехи» «от марксизма к либерализму» по-прежнему стоит все на тех же иллюминатско-просветительских и прогрессистских основаниях, частным проявлением которых был марксизм. Тихомировская доктрина органическо-волевого единства власти, включающая в себя развернутую критику агрессивных мнимостей вроде «правового государства» или «разделения властей», не только не потеряла значения, но, напротив, приобрела его именно сейчас, на рубеже нового, уже не только послесоветского, но и со всей очевидностью, последемократического столетия. Тихомиров – это «третий путь» в науке о государстве и праве. Он стоит в одном ряду с такими авторитетами, как, например, Карл Шмидт или Николай Алексеев, при всем разнопонимании многих вопросов у каждого из троих.

Однако не меньший (если не больший), нежели сугубо специальный, интерес представляет такая черта тихомировского творчества, как его глубочайшая, в значительной степени приближения к абсолютной, экзистенциальность. Каждая объемная работа мыслителя была для него радикальным выбором, жизненным поступком, меняющим внутренние и внешние обстоятельства. Более того, в судьбе Льва Александровича как в некоем сгустке нашла выражение вся историческая судьба России, и именно его, а никак не графа Толстого следовало бы назвать зеркалом, но даже не русской революции, а русской истории. Крупнейший теоретик монархии начинал как революционер, член ЦК партии «Народная воля», участвовавшей в подготовке убийства Александра П. Первый труд Тихомирова, написанный еще в 70-е годы, посвящен Пугачеву; Льва Александровича всегда привлекал элемент стихийной вольности в русской жизни (никак не соотносимой с либерально-правовой демократией); уже позже, в «Монархической государственности» он напишет, что русский человек по природе или анархист или монархист, а третьего не дано. Тихомиров-народоволец никуда не делся, он жил в Тихомирове-монархисте, просто низшее начало с обретением веры заняло иерархически подобающее ему место. Кстати, знаменитая статья Михаила Бакунина «Романов, Пестель или Пугачев», в которой теоретик анархизма прямо говорит о предпочтительности для России «земского царя», во многом предваряет политические идеи Тихомирова. И это не случайно. Всю дальнейшую жизнь Лев Александрович будет искать синтез взаимоисключающих начал и даже найдет его в созданной им модели корпоративно-профессиональной, по аналогии с сословно-представительной, монархии, но идеи эти не окажутся востребованными ни кадетским, ни правым станом, ни Верховной властью. Мы должны отчетливо понимать, что поворот Тихомирова от революции к монархизму – это не конъюнктурный поступок и не ренегатство, а на самом деле выбор в рамках одной и той же исторической парадигмы, в которой, по словам Максимилиана Волошина, «Великий Петр был первый большевик». Россия – это или «революция», или «реакция», но никогда не «прогресс», а чаще всего – «революция через реакцию» или «реакция через революцию» .

Оказавшись после убийства Александра II в эмиграции, Тихомиров, как и любой живой и нормально чувствующий русский человек, остро пережил несовместимость своего духовно-душевного устроения и буржуазно-рыночной цивилизации, более того, отчетливо увидел связь между ней и демократическими идеями, не применимыми к России, неотменимую неразрывность «демократии либеральной и социальной». Тогда же с ним произошел и религиозный переворот. По воспоминаниям самого Тихомирова, он уверовал в Бога, созерцая жизнь ребенка – своего первого и любимого сына, который много позднее, уже в советские годы, был епископом Русской Православной Церкви. Для Льва Александровича все совпало. Вернувшись в Россию вместе с семьей, Тихомиров стал одним из виднейших деятелей правого крыла русской общественной жизни, идеологом и защитником монархии. Но и здесь он оставался одинок. Левые, а вслед за ними и интеллигенция в целом, восприняли обращение Тихомирова как ренегатство, правые, прежде всего чиновно-бюрократические круги, продолжали видеть в нем чужака – и не без оснований – «свободный ум» мыслителя никак не мог уместиться в пределы, очерчиваемые петербургско-синодальной государственностью, к тому же все более сращивавшейся с антихристианским банковским капиталом. Понимание Тихомиров находил только у очень немногих людей того времени, таких же одиноких и обособленных, как К.Н.Леонтьев, о.Иосиф Фудель и других представителей «крайней», то есть живой и действенной, а, следовательно, открытой, реакции в истинном смысле этого слова.

В 1905 году Лев Тихомиров выдвигает, в противовес по существу принятой Верховной Властью капитуляции в виде «ползучего конституционализма», абсолютной альтернативный проект государства, основанного на сосредоточении в руках монарха полноты законодательной и исполнительной власти при широком представительстве всех категорий населения (прежде всего трудящегося) в рамках законосовещательной Народной Думы и местного самоуправления, что означало бы на ином организационно-техническом уровне консервативно-революционное возвращение к архетипам Московской Руси и дало бы невиданный в истории «русский прорыв». Непонимание Верховной властью неотменяемой необходимости именно этой или иной, но в чем-то очень близкой ей, альтернативы (например, соединения монархии с «рабочей идеей» в проекте С.Н.Зубатова) или же, как это часто подчеркивается в монархических кругах, полное одиночество Царя, будущего Мученика, в высших петербургских сферах, привело к тому, что архетипы Московской Руси все равно с неизбежностью проявились после 1917 года как основа всей советской жизни, однако в их крайней, «опричной», форме, что на самом деле было не так уж страшно в контексте истории. Гораздо хуже было то, что оказалось отброшено Православие. В силу своего атеизма и самоубийственной для любой государственности марксистской идеологии Советской власти в конечном счете также не удалось осуществить «русский прорыв», но виновата в этом во многом власть предшествовавшая, и об этом предупреждал Тихомиров.

Так или иначе, но в 1911 году обладающий безупречной политической зоркостью и убедившийся в невозможности «достучаться» до власти со своим консервативно-революционным проектом Лев Тихомиров принимает окончательное решение об уходе из общественной жизни. Он поселяется в Сергиевом Посаде и проводит уединенную жизнь, изредка нарушаемую такими посетителями, как о. Павел Флоренский, Михаил Новоселов и (что, кстати, весьма показательно для всегда сопрягавшего крайности Тихомирова) Андрей Белый. Последний в своих воспоминаниях уделяет Льву Александровичу значительное место, сравнивая его, между прочим, с известным в начале века поэтом-мистиком Александром Добролюбовым (также на первый взгляд странно для такого homo politicus, как Тихомиров!). В этом время Лев Александрович пишет свой фундаментальный труд «Религиозно-философские основы истории», непосредственным продолжением которого стала и «эсхатологическая фантазия» «В последние дни». Ранее, еще в 1905-1907 гг., на эти же темы были написаны статьи «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира» и «О семи апокалипсических Церквах». Все эти работы образуют как бы «вторую линию» творческой судьбы Тихомирова, они по существу нераздельны, и их анализ, по-видимому, следует проводить, также их не разделяя. С монархической линией трудов они связаны косвенно, но весьма значимо: Тихомиров как бы пытается ответить на вопрос – а что после монархии? – и это закономерно ведет его к постановке следующего – а что после истории? И отвечает он так же, как отвечал оптинский старец Нектарий на вопрос о том, будет ли еще Царь: «Антихрист! Антихрист! Антихрист!»

И конец жизни Льва Александровича глубоко символичен: бывший соучастник цареубийства, бывший блистательный защитник монархии умирает в одиночестве простым стариком у монастырских стен. Произошло это в 1923 году, то есть тогда, когда необратимость перелома 1917 года уже стала очевидной.

Подводя итоги жизни, Лев Александрович пишет (в дневнике, в мае 1917 года): «Я ухожу с сознанием, что искренне хотел блага народу, России, человечеству. Я служил этому благу честно и старательно. Но мои идеи, мои представления об этом благе отвергнуты и покинуты народом, Россией и человечеством. Я не могу признать их правыми в идеалах, я не могу отказаться от своих идеалов. Но они имеют право жить, как считают лучшим для себя. Я не могу и даже не хочу, не имею права им мешать устраиваться, как им угодно, хотя бы и гораздо хуже, чем они могли бы устроиться. И точно – я отрезанный ломоть от жизни. Жизнь уже не для меня. Для меня во всей силе осталась одна задача, единственная : позаботиться о спасении души своей. Да поможет мне Бог в этом, и да будет во всем Его Воля. Не остави меня, Господи Боже мой, не отступи от мене, вонми в помощь мою, Господи спасения моего».


torgovogo-doma-pod-uralom-v-sobstvennom-smisle-podrazumevaetsya-uralskij-hrebet-on-zanimaet-ogromnoe-protyazhenie.html
torij-pozvolil-ptice-virvatsya-iz-ruki-edva-li-on-smozhet-snova-pojmat-ee-vechnaya-filosofiya.html
tormoznaya-dominanta-b-f-porshnev.html
tormoznie-elektromagniti-i-elektrogidravlicheskie-tolkateli-lekciya-po-professii-mashinist-podemnika-gruzopassazhirskogo.html
torndajk-edvard-thorndike-e-iya-effektivnosti-raboti-gosudarstvennoj-sluzhbi-v-celom-gosudarstvennaya-sluzhba.html
torpedo-stranica-4.html
  • education.bystrickaya.ru/2-konstitucionnoe-oformlenie-planovoj-deyatelnostiv-gosudarstvah-evropi-konstitucionnoe-pravo-gosudarstv-evropi.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/1000vozvrashenie-nosorogov-margarita-sanz-tel-44-20-7751-7690.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-h-asadullina-teoriya-i-praktika-razresheniya-stranica-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/ranevskaya-sergej-yurskij-kto-derzhit-pauzu.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-a-v-fedorov-mediaobrazovani.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-john-c-maxwell-developing-the-leader-within-you.html
  • klass.bystrickaya.ru/73primeri-ridel-v-v-doktor-fiziko-matematicheskih-nauk-professor-zaveduyushij-kafedroj-visshaya-i-prikladnaya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/27-tematicheskij-plan-kursa-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-specialnosti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-1-kub-nekkera-i-bujvoli-richard-dokinz.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu-po-napravleniyu-matematika-magisterskie-programmi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-po-mirovoj-hudozhestvennoj-kulture-sostavlena-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-na-bazovom-urovne.html
  • klass.bystrickaya.ru/astralnoe-soznanie-tajnaya-doktrina.html
  • exam.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-samoproverki-kurs-lekcij-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-chast-1.html
  • textbook.bystrickaya.ru/granici-gosudarstva-d-a-medvedev-rossiya-ne-sojdet-s-puti-reform-statya-v-gazete-financial-times-ot-20-yanvarya-2004-goda-16.html
  • exam.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-s-g-kara-murza-manipulyaciya-soznaniem.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ukrainu-zhdat-ne-budut-vremya-novostej-06042006-59-str-1-gosduma-rf-monitoring-smi-6-aprelya-2006-g.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mashina-perevernulas-vverh-tormashkami-kubarem-pereletela-cherez-trassu-mihail-korneenkov-yolz.html
  • znanie.bystrickaya.ru/73-ustrojstva-dlya-zapisi-na-cd-melitopolskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet-kafedra-informatiki.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-korrekcionno-razvivayushej-raboti-v-logopedicheskoj-gruppe-detskogo-sada.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovi-gidrodinamiki.html
  • institut.bystrickaya.ru/tipovie-tehnologicheskie-karti-na-proizvodstvo-otdelnih-vidov-rabot-fgup-centr-proektnoj-produkcii-v-stroitelstve.html
  • literature.bystrickaya.ru/epitet.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-23-rozhdestvo-v-zakritoj-palate-rasskaz-hagrida.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialnaya-zashita-materinstva-i-detstva.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-3-mehanizmi-kletochnogo-deleniya-mitoticheskij-cikl-i-ego-regulyaciya-mitoz-mejoz.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-11geografiya-urovnya-zhizni-naseleniya-rossijskoj-federacii-na-primere-odnogo-ili-neskolkih-pokazatelej-urovnya-zhizni.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-mu-1-2232-07-stranica-8.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reform-of-labour-legislation-in-belarus-in-2007-2008-and-a-role-of-lawyers-due-to-problem-of.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-v-4-m-klasse-chtenie-muzika-po-rasskazu-k-paustovskogo-korzina-s-elovimi-shishkami.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-proektirovanie-pedagogicheskih-sistem-bespalko-vladimir-pavlovich.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sergej-trofimov-ibi-proshanie-gorgoni-stranica-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-v-chernishov-dekor-tradicionnogo-zhilisha-tulskoj-oblasti.html
  • student.bystrickaya.ru/3-trebovaniya-k-urovnyu-osvoeniya-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekonomiko-pravovoe-regulirovanie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ivan-sergeevich-turgenev-stranica-11.html
  • bukva.bystrickaya.ru/murasten.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.