.RU

Тематический план - Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами для детей 6-11 лет


^ Тематический план

№ п/п
ТЕМА
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ



«Секреты Енотова Круга»

  1. Знакомство. Обсуждение целей участников группы. Установление норм поведения в группе.



«Первое путешествие в Здраволюбию»

  1. Выяснение отношения детей к употреблению ПАВ.



«Волшебная страна чувств и ее жители»

Создание «Волшебной страны Чувств». Оценка психоэмоционального состояния ребенка.



«Знакомство с Королем Волшебной страны и Мерой»

Знакомство с Королем Волшебной страны (символическое выражение центра личности, Я). Введение понятия меры, символическое обоснование регуляции и саморегуляции поведения.



«Слуга по имени Радость»

Изучение эмоций радости и удовольствия. Актуализация социально-приемлемых поводов испытывать радость и удовольствие.



«Слуга по имени Грусть»

Изучение эмоции грусти. Беседа на тему: «Сочувствие». Актуализация знаний о способах повышения настроения.



«Слуга по имени Страх»

Изучение эмоции страха. Обсуждение темы: «Опасные и безопасные ситуации. Безопасное поведение в опасных ситуациях (дома, на улице, при встрече с опасными людьми, в частности с людьми в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, в случаях «пассивного курения»)». Формирование умения справляться с излишним страхом. Коррекция тревожности.



«Слуга по имени Злость»

Изучение эмоции злости. Обучение навыкам безопасного выражения злости. Обучение способам безопасного взаимодействия с человеком, охваченным злостью.



«Слуга по имени Интерес»

Изучение эмоции интереса. Развитие креативности. Актуализация социально-приемлемых интересов детей. Обсуждение темы: «Опасные незнакомцы - неизвестные вещества».



«Слуга по имени Обида»

Изучение эмоции обиды. Формирование навыков уменьшения силы обиды.



«Слуга по имени Вина»

Изучение эмоций обида и вина. Обсуждение темы: ««Правила» хорошей дружбы» (пропедевтика уверенного поведения в ситуации группового давления со стороны сверстников)



«Заговор болезнетворцев»

Нападение болезнетворских магов (Табак и Алкоголь), болезнь Короля, разрушение Волшебной страны. (Формирование представления об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности и жизни).



«Исцеление Короля. Изгнание болезнетворцев»

Исцеление короля, и изгнание болезнетворцев, восстановление Волшебной страны. Подведение итогов работы по программе.



«Подарки здраволюбцам»

Диагностика психоэмоционального состояния детей, а также отношения детей к употреблению ПАВ («Карта Волшебной страны», «Приключения Кузи и Фани»). Оценка эффективности работы по программе.

^ Структура занятия

этап

основные процедуры

время (мин)

назначение

Содержание

Организационная часть

«Ритуал входа»


Повторение



3


7-10


создать «рабочую атмосферу» на занятии, настрой на совместную работу


вспомнить то, что было на прошлом занятии


Коллективное «сплачивающее» упражнение. (например, «Путешествие с помощью Енотова Круга»).


Проверка домашнего задания. Ведущий задает детям вопросы: Что узнали и чему научились на прошлом занятии, использовали ли новый опыт в повседневной жизни, как им помогло то, что они узнали и чему научились на занятии. Можно использовать сказки, игры, актуализирующие знания и навыки, полученные на прошлых занятиях

Основная часть

Изучение нового материала


Закрепление


Интеграция



10


15-20


10-15



Предъявить новый материал, расширить представления детей об изучаемом предмете


сформировать новые навыки, закрепить новые качества личности ребенка


связать новый опыт с повседневной жизнью


Ведущий рассказывает детям новую историю, или дети, с помощью наводящих вопросов, сами формулируют новую информацию.


Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт (умения и навыки),


Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни могут пригодиться (помочь), знания и навыки, приобретенные на занятии.

Заключительная часть

Обобщение


«Ритуал выхода»

10-13


5

обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся


в символической форме закрепить новый опыт, способствовать его использованию в повседневной жизни, переход к обычной жизни вне занятия

Ведущий подводит итоги занятия.

В зависимости от подготовленности детей ведущий сам, или дети, с помощью его наводящих вопросов, проговаривают последовательность происходившего на занятии, и конкретные ситуации жизни, когда полученные знания и навыки могут быть использованы детьми. Дети говорят, что им больше всего понравилось и запомнилось. Ведущий отмечает и поощряет каждого ребенка за проделанную работу. Можно использовать упражнение «Передай доброе слово» и «Цветное настроение»


Повторение «ритуала входа» с дополнением. Ведущий предлагает детям взять все важное, что узнали, и чему научились на занятии с собой. Дети протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди

^ Алгоритм знакомства с эмоциональным состоянием

этап

Содержание

Ориентировочный этап

Сообщение темы занятия (имени слуги – чувства), краткое обсуждение, выяснение, что для детей означает это чувство, что они знают об изучаемом чувстве

Создание и уточнение образа слуги-чувства с опорой на все модальности

- Как выглядит слуга–чувство (рисунок, фигурка из глины)

- Какие звуки сопровождают его приход? (обсуждение, выбор подходящей музыки из аудиотеки)

- Как двигается, танцует слуга? (обсуждение, показ)

- В каком доме, и в каком месте страны живет слуга–чувство? («строительство» дома и его размещение на территории страны).

  • «Строительство» Дома для Чувства (также как Дворца для Короля) может быть организовано следующим образом:

Вариант 1 – каждый ребенок рисует свой проект, затем выбирается на конкурсной основе лучший (желающие могут внести небольшие коррективы с согласия создателя).

Вариант 2 – из числа желающих избирается Совет Архитекторов, члены которого вместе с Помощником ведущего создают проект дома. В это время остальные участники вместе с ведущим готовят к показу Совету Архитекторов движения, музыку, подходящие изучаемому Слуге-чувству. Целесообразно состав Совета Архитекторов время от времени обновлять.

Вариант 3 – детям (индивидуально или в малых группах) предлагается выбрать и раскрасить какую-то часть дома. У каждого участника – конверт с вырезанными частями. «Дом» собирают из выбранных частей.

Формирование и развитие способности распознавать изучаемое чувство у себя и у других

Что происходит с Королем, когда приходит слуга-чувство: в каких ситуациях приходит чувство? Какое лицо у Короля (у тебя, у мамы, у других людей), когда приходит это чувство? (обсуждение и моделирование соответствующей мимики) Как ведет себя человек, к которому приходит это чувство? (этюды на выражение эмоций)

Введение понятия Меры

Для чего Король зовет слугу-чувство? (в каких ситуациях слуга помогает Королю). Что будет с Королем, если слуга-чувство забудет о своем доме и надолго задержится во дворце Короля? (обсуждение, игры, моделирование ситуаций)

Вывод: ^ Любое чувство хорошо в меру. Мера должна напомнить чувству, что ему пора уходить.

Формирование и развитие навыков саморегуляции

^ Как помочь Мере? Обучение навыкам саморегуляции (упражнения на мышечную релаксацию, элементы аутотренинга). Выработка и тренировка приемов снижения напряжения (уменьшения силы) эмоции.



^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Ниже приведены конспекты занятий, проведенных нами с учащимися 1-3 классов общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Мы постарались представить максимально подробное описание занятий. Это, однако, не означает, что от ведущего группы требуется дословное их воспроизведение. Наоборот, чем больше творчества, соединенного со знанием особенностей детей в группе, будет проявлено, тем более эффективной будет профилактическая работа. Подробные инструкции и комментарии ведущего (выделенные курсивом) мы приводим для того, чтобы по возможности передать атмосферу занятий, которая имеет для профилактики злоупотребления ПАВ не меньшее значений, что и их содержание.

Многие важные нюансы, к сожалению, остаются, что называется, «между строк». Эту проблему мы попытались разрешить, добавляя в конспекты занятий комментарии для ведущего: значком «поднятый кверху указательный палец» () выделено то, на что следует обратить пристальное внимание, а после «ключа» () приведены варианты проведения того или иного упражнения, или примеры решения возникавших на занятиях сложных ситуаций.

Однако некоторые, на наш взгляд очень важные вещи, отразить в конспектах нам так и не удалось. О некоторых из них хочется сказать несколько слов:

Многоуважаемые ведущие групп!

Важно не только то, ЧТО говорится и делается на занятии, но и то, КАК это происходит. В своих инструкциях и комментариях обращайтесь к созидательному началу в ребенке, подчеркивая и поддерживая позитивные изменения, какими бы незначительными они не казались.

Не бойтесь занятий «не по плану», ведь ваша задача состоит не только в том, чтобы дети успешно и в срок усвоили определенный объем знаний, но и в том, чтобы они научились извлекать полезный опыт из ошибок и неудач. Помогите им в этом, в частности, покажите на собственном примере. Специально «срывать» занятия, конечно, не стоит.

Вообще, разрешите себе быть спонтанными и искренне выражать свои чувства, дети очень чутко чувствуют фальшь и скрываемое напряжение.

И последнее, не лишайте себя удовольствия получить новый опыт и научиться чему-нибудь у детей.

Тема 1.
^ Секреты Енотова Круга
Ход занятия:

Организационная часть*:

Дети заходят в класс. Все садятся в круг.

«Здравствуйте. Я (и мои друзья) рада(ы) всех вас видеть. Сегодня (и ... - ведущий называет дни и часы дальнейших занятий) у нас будет необычный урок. Мы отправимся в путешествие. Для этого путешествия нам не надо куда-то ехать, не нужны билеты, вещи, деньги, понадобятся только желание и немного фантазии. В нашем необычном путешествии мы откроем удивительный мир, который скрыт от неопытного глаза, но всегда с нами, - наш внутренний мир. Научимся справляться с неприятными случаями, контролировать свое поведение, принимать такие решения, чтобы быть здоровыми, сильными и красивыми.

^ Игра «Снежный ком»**: Прежде, чем мы начнем, давайте познакомимся. Для этого поиграем в игру: каждый не только назовет свое имя, но и повторит имена всех тех игроков, которые уже представились. Например, я называю свое имя -..., а тот, кто сидит справа от меня повторит мое имя и назовет свое, и так дальше, список наших имен будет расти как снежный ком, пока в конце круга кто-то не назовет имена всех нас.

«Теперь, когда мы познакомились, можно собираться в путешествие. Я говорила, что нам не нужны будут вещи и билеты, но кое-что нужно взять с собой, например, вот такую ленту. Зачем она нам в путешествии? Дело в том, что у этой ленты есть секрет, который вы узнаете, если сыграете в игру «Бусы»
^ Игра «Бусы»:

uchastie-studentov-v-universitetskoj-intellektualnoj-igre-chto-gde-kogda.html
uchastie-uchashihsya-ou-v-sportivnih-sorevnovaniyah-raznih-urovnej-doklad-direktora-mou-sosh-5.html
uchastie-uchenih-v-mezhdunarodnih-konferenciyah-v-rossii-arheologiya-i-istoriya-yuga-dalnego-vostoka-rossii-i-smezhnih.html
uchastie-v-drugih-konkursah.html
uchastie-v-gorodskom-konkurse-professionalnogo-masterstva-vospitatel-goda-2011-aktivnoe-uchastie-pedagogov-v-konkursah-professionalnogo-masterstva-stranica-12.html
uchastie-v-kollektivnoj-monografii-ekologicheskij-vektor-razvitiya-mirovoj-ekonomiki.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtomobili-i-avtomobilnoe-hozyajstvo-stranica-2.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/ya-ne-pobespokoil-vas-yurii-andreevich-ili-chto-mozhno-kupit-za-sorok-kniga-dlya-uchashihsya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriografiya-literatura-periodizaciya.html
  • education.bystrickaya.ru/2-mesto-disciplini-v-strukture-oop-vpo-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-inostrannij-yazik-dlya-specialnih.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trejding-stanovitsya-elektronnim-155-stranica-7.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aksiologiya-rukovodstva-cennosti-i-celi-rukovodstva-sovremennim-sociumom.html
  • crib.bystrickaya.ru/kalinauskas-i-n-duhovnoe-soobshestvo-stranica-35.html
  • school.bystrickaya.ru/analitik-natalya-zlokazova-ispolnenie-stranami-chlenami-gruppi-dvadcati-obyazatelstv-prinyatih-na-sammite-v.html
  • education.bystrickaya.ru/38-vneshneekonomicheskaya-politika-oglavlenie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-vipolneniyu-diplomnih-rabot-po-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-v-mashinostroenii-i-priborostroenii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-10-stephen-king-bag-of-bones.html
  • education.bystrickaya.ru/4-dannie-o-gosudarstvennoj-registracii-stranica-20.html
  • lecture.bystrickaya.ru/baza-otdiha-korall-aleksandrpushkin-chehovskij.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stroitelnie-normi-i-pravila-otoplenie-ventilyaciya-i-kondicionirovanie-snip-04-05-91-stranica-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/karernie-metamorfozi-gazeta-nadezhda-petrova-01-09-2008-164-str-17-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-goroda-tajgi.html
  • college.bystrickaya.ru/23obespechenie-uslovij-bezopasnosti-uchebnij-plan-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-15.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-tehnologicheskie-resheniya-kompleks-9957-2000-redakciya-0-obshaya-poyasnitenaya-zapiska-obshie-dannie-ishodnie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ispravleniyu-svoej-zhizni-lesli-kemeron-bendler-devid-gordon-majkl-lebo.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mehanizmi-integracii-i-tipi-sinergii-rossijskih-korporaciyah-studentka-gruppi-722-kretova-m-n-fakultet-menedzhmenta-dnevnoe-otdelenie-nauchnij-rukovoditel-professor-d-e-n-gurkov-i-b.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-razvitie-ekoturizma-izdanie-www-eco-tourism-kz.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ispitaniya-dlya-postupayushih-na-obrazovatelnuyu-programmu-visshego-obrazovaniya-programmu-podgotovki-nauchno-pedagogicheskih-kadrov-v-aspiranture-germanskie-yaziki.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-isk-vo-kak-sozd-ie-estetich-cennostej-prekrasnoevozvishennoedionisijskoe.html
  • desk.bystrickaya.ru/partnership-uchebno-metodicheskij-kompleks-investicionnaya-strategiya-visshee-professionalnoe-obrazovanie-specialnost.html
  • pisat.bystrickaya.ru/subject-5-ij-mezhdunarodnij-simpozium-nepcap-2012.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4mezhdunarodnaya-praktika-zashiti-informacii-petrenko-s-a-simonov-s-v.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-po-teme-stroenie-i-znachenie-zubov.html
  • school.bystrickaya.ru/ekzamen-buhgalterskoe-delo-ekonomika-truda-buhuchet-v-stroitelstve-byudzhetnij-uchet-i-otchetnost.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nadeemsya-chto-nash-katalog-po-altayu-stanet-nastolnoj-knigoj-dlya-vashih-menedzherov.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-tretya-arhangelsk-1932-39-gg-nikolaj-mihajlovich-amosov.html
  • klass.bystrickaya.ru/5v050600-ekonomika-vostochno-kazahstanskij-gosudarstvennij-tehnicheskij.html
  • institut.bystrickaya.ru/teplonositeli-i-hladagenti.html
  • learn.bystrickaya.ru/gosduma-otregulirovala-roznichnie-rinki-gosduma-rf-monitoring-smi-23-25-dekabrya-2006-g.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mirovaya-valyutnaya-sistema-istoriya-razvitiya-chast-3.html
  • bystrickaya.ru/yazikovoj-portfel-i-ego-rol-v-kontrole-i-samokontrole-ovladeniya-razlichnimi-vidami-kommunikativnoj-deyatelnosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.