.RU

Тема урока: «Власть и церковь. Церковный раскол»


Технологическая карта урока учителя истории Якимовой Л.А.

Предмет: История

Класс: 7

Тема урока: «Власть и церковь. Церковный раскол»

Цели:

  1. Понимание учащимися сущности церковного раскола как борьбы двух тенденций: светской власти и церковной власти в процессе централизации государства;

  2. Способствовать выработке умения анализировать информацию из разных источников, сопоставлять разные версии и оценки событий;

  3. Способствовать воспитанию уважения к истории и литературе.


Задачи:

  1. Путём анализа исторических источников охарактеризовать влияние личностей патриарха Никона и протопопа Аввакума на церковную жизнь и культуру России XVII века;

  2. Охарактеризовать причины и последствия церковного раскола;

  3. Выделить особенности церковного раскола в России и процессов Реформации и Контрреформации в Европе;

  4. Сделать выводы о влиянии церковной реформы на укрепление самодержавия.


Оборудование:

Тексты из «Жития протопопа Аввакума», «Иностранец Ж. Маржерег о религии и вере в России», мультимедийная презентация (схемы, иллюстрации, портреты), репродукция картины Сурикова «Боярыня Морозова».

Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России,7 класс, М, Просвещение, 2009г., с.56-61.


Тип урока: изучение нового материала.



Этап урока

Задачи этапа

Методы

Формы

Виды деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

Введение учеников в тему урока с помощью художественного образа.

Наглядно- иллюстративный.

Демонстрация репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова».


Диалогово- проблемный

общеклассная

Рассказ, слушание

Вступительное слово: Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова».

Вопрос: Что произошло? Почему одни люди смеются, другие плачут? Какие исторические события легли в основу сюжета картины?

Ответ узнаем в конце урока, изучив тему «Власть и церковь. Церковный раскол».



Слушание


Размышление



Актуализация знаний

Активизировать знания, необходимые для понимания событий.

Повторение.

Проблемное изложение

Общеклассная

и индивидуальная

Фронтальный опрос, рассуждение, анализ текста

Вопросы для повторения:

1.Каковы последствия Смутного времени?

2.Какую роль сыграла русская православная церковь в преодолении последствий Смуты?

3.Как строились взаимоотношения Михаила Романова и патриарха Филарета?

Мотивация:

4.Какие проблемы нужно было решить в первую очередь?

Ответы учащихся.

Приводят аргументы с использованием текста «Иностранец Ж. Маржерег о религии и вере в России», с.61 учебника.


Умение делать выводы:

После Смуты необходимо :

  1. Укрепить влияние и авторитет церкви как основы русской жизни;

2) Укрепить власть царя.


Изучение нового материала

Способствовать навыку анализа исторических источников, умению оценке и выработке собственной позиции по проблеме.

Метод поэтапного изучения источников.

Выполнение практического задания.

Анализ текстов «Житие протопопа Аввакума», биографии патриарха Никона ( учебник, с.57), «Иностранец Ж. Маржерег о религии и вере в России», с.61 учебника

Групповая

Составление характеристики исторических деятелей (по памятке)


Оценка, высказывание собственного мнения.



Обобщить ответы учащихся, выделить личностные черты деятелей эпохи раскола, охарактеризовать их влияние на общественную и культурную жизнь России.


Оценки Аввакума в исторической литературе: неистовый, пророк, борец, мученик и страдалец.

(Д.С.Лихачёв, В. Гаршин)

Работа в группах. Анализ источников, сравнительная характеристика Никона и Аввакума по плану.

Ответ на вопрос:

Каково ваше отношение к Аввакуму? Как вы оцениваете его поступок?

Учащиеся дают собственную оценку деятельности Аввакума.




Рассмотреть содержание церковной реформы.


Отработка понятия «Старообрядчество», даты 1666-1667:церковный раскол.

Наглядный: схема на слайде.


Использование художественного образа ( картина «Боярыня Морозова»)

Общеклассная, индивидуальная

Чтение учебника, рассуждение

Вывод учителя: ^ Раскол- религиозно- общественное движение, возникшее в середине XVII века в России, направленное против официальной церкви.

Выполняют задание : найти в тексте учебника ответ на вопросы:

  1. Какими методами осуществлялась церковная реформа?

  2. Какова была реакция русского народа на нововведения?

^ Учащиеся делают вывод:

Последствия реформирования церкви- раскол.


Физкультминутка

Физическая и психологическая разгрузка

устное общение учителя и учеников

Произвольная

Упражнение «Черепашка»

Демонстрация

Выполнение упражнения

Изучение вопроса взаимоотношений церкви и государства.

Обеспечить понимание сущности церковного раскола как борьбы между светской и церковной властью в процессе централизации государства.

Сравнить процесс Реформации и Контрреформации в Европе и церковный раскол.

Наглядный, словесный, образный.

Индивидуальная, групповая

Дифференциация заданий:

Анализ исторической информации( в группах),

ответы на вопросы, составление плана ответа ( слабые учащиеся)


Сравнение событий в Западной Европе (Реформация) и в России.

Проверка выполнения заданий.


Подводит учащихся к выводу: Последствия Реформации и раскола- в усилении светской власти в процессе централизации государств. Контрреформация- борьба с реформой церкви в Европе, в России- борьба с раскольниками (старообрядцами).



1.Анализ текста учебника и ответ на вопрос:

В чём вы видите основную причину конфликта между патриархом и царём?


2. Какие черты характера Никона проявились в этой борьбе?

3. Мог ли в этой борьбе победить патриарх?


4. Сравните последствия раскола с результатами реформации и Контрреформации в Европе.

Обобщение и закрепление

Обобщение полученных знаний

Работа с тестовыми заданиями.

Ответ на проблемный вопрос.

Индивидуальная, самопроверка

Выполнение обобщающих и практического заданий.

Тест

Обращение к символу урока- картине Сурикова. Ответ на поставленный в начале урока вопрос.

Выполнение теста

Итог

Обобщить результаты по достижению целей и задач урока

Устное общение учителя и учеников

Общеклассная

Умозаключение

Подводит итог выполнения теста по критериям урока

Слушают оценки, отметки выставляют в дневник

Информация о домашнем задании

Дать инструктаж по выполнению

Устное сообщение учителя







Комментарии

Слушание, вопросы по необходимости

terri-devis-otmeni-monitoringa-ne-budet-pervij-kanal-novosti-15-02-2005-kokorekina-olga-15-00-10.html
terri-pratchett-stranica-6.html
territorialnaya-izbiratelnaya-komissiya-balezinskogo-rajona-postanovlenie-stranica-2.html
territorialnaya-izbiratelnaya-komissiya-balezinskogo-rajona-postanovlenie.html
territorialnaya-izbiratelnaya-komissiya-goroda-nevinnomisska-postanovlenie.html
territorialnaya-izbiratelnaya-komissiya-stranica-11.html
  • essay.bystrickaya.ru/disciplina-yuridicheskaya-ritorika.html
  • learn.bystrickaya.ru/formatirovanie-simvolov-informacionnie-tehnologii-v-professionalnoj-deyatelnosti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prajs-list-produkcii-nnpcto-g-moskva.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/syadte-dishite-glubzhe-vi-derzhite-v-rukah-poslednee-v-svoej-zhizni-delovoe-posobie-nikakie-drugie-otnine-vam-ne-ponadobyatsya-potomu-chto-na-stranicah-etoj-knigi.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-v-otdelnih-stranah-stranica-5.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-opasnosti-prirodnogo-haraktera-i-zashita-ot-nih-dlya-podgotovki-specialistov-po-specialnosti-050104-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kursa-programmirovanie-uchashihsya-11v-klassa-mou-sosh-3-sostavitel.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/buzurg-ibn-shahriyar-1906-1sh-posvyashaetsya.html
  • books.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-31-avgusta-2007-g.html
  • control.bystrickaya.ru/burovskij-andrej-predki-ariev-bbk63-3-stranica-14.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dvuhetazhnij-zhiloj-dom.html
  • tests.bystrickaya.ru/kvarcevij-filtr-dlya-trx-volna-i-trx-kontur-116-cena-203-rub-sobran-nastroen.html
  • education.bystrickaya.ru/312-formi-rabot-i-vidi-zadanij-ne-trebuyushie-vneshnej-ocenki76-rekomendacii-po-organizacii-kompetentnostno-.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-viipsihologiya-yuridicheskogo-truda-uchebnoe-posobie-m-pravo-i-zakon-1997-320-s-isbn-5-7858-0019-5.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-mezhevaniya-obektov-zemleustrojstva-v-red-pisma-roszemkadastra-ot-18-04-2003.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anfimova-n-a-kulinariya-tekst-ucheb-dlya-uchrezhdenij-nach-prof-obrazovaniya-n-a-anfimova-l-l-tatarskaya-4-e-izd.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poryadok-otneseniya-imushestva-avtonomnogo-ili-byudzhetnogo-uchrezhdeniya-k-kategorii-osobo-cennogo-dvizhimogo-imushestva-utverzhden-postanovleniem-pravitelstva-rossijskoj-federacii-ot-26-iyulya-2010-g-538.html
  • universitet.bystrickaya.ru/terminologiya-po-avtomatike-telemehanike-svyazi-metrologii-informatike.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mikluho-maklaj-nikolaj-nikolaevich.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razvitie-menedzhmenta-v-sssr-i-rossii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-upravlenie-kachestvom-specialnost-stranica-3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-kosmologiya-i-fizika-epohi-vozrozhdeniya-vplot-do-xix-veka-in-the-book-of-known-member-of-russian-academy-of.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-10-o-metodike-perevoda-materialov-obshestvenno-politicheskogo-i-oficialno-delovogo-haraktera-s-nemeckogo-yazika-na-russkij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-19-iyunya-2003-g-n-229-ob-utverzhdenii-pravil-tehnicheskoj-ekspluatacii-elektricheskih-stancij-stranica-15.html
  • composition.bystrickaya.ru/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernij-perechen-formiruemih-kompetencij-poluchaemih-znanij-osvaivaemih-umenij-i-navikov.html
  • composition.bystrickaya.ru/ov-vodyankina-nazvanie-pech-ili-ruk.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematika-lekcij-znakomit-s-razvitiem-zarubezhnogo-iskusstva-s-drevnejshih-vremen-do-nashih-dnej-zanyatiya-rasschitani-na-tri-uchebnih-goda-i-vklyuchayut-86-lekcij-i-kurs.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-g-birobidzhan-oprovedenii-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov-ix-xi-xii-klassov-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-evrejskoj-avtonomnoj-oblasti-v-20112012-uchebnom-godu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-organizacii-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-i-remonta-oborudovaniya-zdanij-i-sooruzhenij-elektrostancij-i-setej-so-34-04-181-2003-stranica-14.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-audit-i-kontrolling-truda-i-personala-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriko-filosofskij-diskurs-transformacionnih-processov-reprezentacii-medijnoj-realnosti.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-48-rassledovanie-nalogovih-prestuplenij-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-8.html
  • turn.bystrickaya.ru/pochemu-sevastopol-gorod-geroj.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.