.RU

Тема урока: «Власть и церковь. Церковный раскол»


Технологическая карта урока учителя истории Якимовой Л.А.

Предмет: История

Класс: 7

Тема урока: «Власть и церковь. Церковный раскол»

Цели:

  1. Понимание учащимися сущности церковного раскола как борьбы двух тенденций: светской власти и церковной власти в процессе централизации государства;

  2. Способствовать выработке умения анализировать информацию из разных источников, сопоставлять разные версии и оценки событий;

  3. Способствовать воспитанию уважения к истории и литературе.


Задачи:

  1. Путём анализа исторических источников охарактеризовать влияние личностей патриарха Никона и протопопа Аввакума на церковную жизнь и культуру России XVII века;

  2. Охарактеризовать причины и последствия церковного раскола;

  3. Выделить особенности церковного раскола в России и процессов Реформации и Контрреформации в Европе;

  4. Сделать выводы о влиянии церковной реформы на укрепление самодержавия.


Оборудование:

Тексты из «Жития протопопа Аввакума», «Иностранец Ж. Маржерег о религии и вере в России», мультимедийная презентация (схемы, иллюстрации, портреты), репродукция картины Сурикова «Боярыня Морозова».

Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России,7 класс, М, Просвещение, 2009г., с.56-61.


Тип урока: изучение нового материала.



Этап урока

Задачи этапа

Методы

Формы

Виды деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

Введение учеников в тему урока с помощью художественного образа.

Наглядно- иллюстративный.

Демонстрация репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова».


Диалогово- проблемный

общеклассная

Рассказ, слушание

Вступительное слово: Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова».

Вопрос: Что произошло? Почему одни люди смеются, другие плачут? Какие исторические события легли в основу сюжета картины?

Ответ узнаем в конце урока, изучив тему «Власть и церковь. Церковный раскол».



Слушание


Размышление



Актуализация знаний

Активизировать знания, необходимые для понимания событий.

Повторение.

Проблемное изложение

Общеклассная

и индивидуальная

Фронтальный опрос, рассуждение, анализ текста

Вопросы для повторения:

1.Каковы последствия Смутного времени?

2.Какую роль сыграла русская православная церковь в преодолении последствий Смуты?

3.Как строились взаимоотношения Михаила Романова и патриарха Филарета?

Мотивация:

4.Какие проблемы нужно было решить в первую очередь?

Ответы учащихся.

Приводят аргументы с использованием текста «Иностранец Ж. Маржерег о религии и вере в России», с.61 учебника.


Умение делать выводы:

После Смуты необходимо :

  1. Укрепить влияние и авторитет церкви как основы русской жизни;

2) Укрепить власть царя.


Изучение нового материала

Способствовать навыку анализа исторических источников, умению оценке и выработке собственной позиции по проблеме.

Метод поэтапного изучения источников.

Выполнение практического задания.

Анализ текстов «Житие протопопа Аввакума», биографии патриарха Никона ( учебник, с.57), «Иностранец Ж. Маржерег о религии и вере в России», с.61 учебника

Групповая

Составление характеристики исторических деятелей (по памятке)


Оценка, высказывание собственного мнения.



Обобщить ответы учащихся, выделить личностные черты деятелей эпохи раскола, охарактеризовать их влияние на общественную и культурную жизнь России.


Оценки Аввакума в исторической литературе: неистовый, пророк, борец, мученик и страдалец.

(Д.С.Лихачёв, В. Гаршин)

Работа в группах. Анализ источников, сравнительная характеристика Никона и Аввакума по плану.

Ответ на вопрос:

Каково ваше отношение к Аввакуму? Как вы оцениваете его поступок?

Учащиеся дают собственную оценку деятельности Аввакума.




Рассмотреть содержание церковной реформы.


Отработка понятия «Старообрядчество», даты 1666-1667:церковный раскол.

Наглядный: схема на слайде.


Использование художественного образа ( картина «Боярыня Морозова»)

Общеклассная, индивидуальная

Чтение учебника, рассуждение

Вывод учителя: ^ Раскол- религиозно- общественное движение, возникшее в середине XVII века в России, направленное против официальной церкви.

Выполняют задание : найти в тексте учебника ответ на вопросы:

  1. Какими методами осуществлялась церковная реформа?

  2. Какова была реакция русского народа на нововведения?

^ Учащиеся делают вывод:

Последствия реформирования церкви- раскол.


Физкультминутка

Физическая и психологическая разгрузка

устное общение учителя и учеников

Произвольная

Упражнение «Черепашка»

Демонстрация

Выполнение упражнения

Изучение вопроса взаимоотношений церкви и государства.

Обеспечить понимание сущности церковного раскола как борьбы между светской и церковной властью в процессе централизации государства.

Сравнить процесс Реформации и Контрреформации в Европе и церковный раскол.

Наглядный, словесный, образный.

Индивидуальная, групповая

Дифференциация заданий:

Анализ исторической информации( в группах),

ответы на вопросы, составление плана ответа ( слабые учащиеся)


Сравнение событий в Западной Европе (Реформация) и в России.

Проверка выполнения заданий.


Подводит учащихся к выводу: Последствия Реформации и раскола- в усилении светской власти в процессе централизации государств. Контрреформация- борьба с реформой церкви в Европе, в России- борьба с раскольниками (старообрядцами).



1.Анализ текста учебника и ответ на вопрос:

В чём вы видите основную причину конфликта между патриархом и царём?


2. Какие черты характера Никона проявились в этой борьбе?

3. Мог ли в этой борьбе победить патриарх?


4. Сравните последствия раскола с результатами реформации и Контрреформации в Европе.

Обобщение и закрепление

Обобщение полученных знаний

Работа с тестовыми заданиями.

Ответ на проблемный вопрос.

Индивидуальная, самопроверка

Выполнение обобщающих и практического заданий.

Тест

Обращение к символу урока- картине Сурикова. Ответ на поставленный в начале урока вопрос.

Выполнение теста

Итог

Обобщить результаты по достижению целей и задач урока

Устное общение учителя и учеников

Общеклассная

Умозаключение

Подводит итог выполнения теста по критериям урока

Слушают оценки, отметки выставляют в дневник

Информация о домашнем задании

Дать инструктаж по выполнению

Устное сообщение учителя







Комментарии

Слушание, вопросы по необходимости

terri-devis-otmeni-monitoringa-ne-budet-pervij-kanal-novosti-15-02-2005-kokorekina-olga-15-00-10.html
terri-pratchett-stranica-6.html
territorialnaya-izbiratelnaya-komissiya-balezinskogo-rajona-postanovlenie-stranica-2.html
territorialnaya-izbiratelnaya-komissiya-balezinskogo-rajona-postanovlenie.html
territorialnaya-izbiratelnaya-komissiya-goroda-nevinnomisska-postanovlenie.html
territorialnaya-izbiratelnaya-komissiya-stranica-11.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nashego-uroka-prostranstvo-i-vremya-chetvyortoe-izmerenie.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-konkurse-vozvrashenie-svyatin-v-chest-prepodobnogo-savvi-storozhevskogo-posvyashennogo-200-letiyu-otechestvennoj-vojni-1812-goda.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mikroshema-mikroevm-u-k-a-z-prezidenta-rossijskoj-federacii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sistemi-avtomatizacii-sostav-oformlenie-i-komplektovanie-rabochej-dokumentacii-rm-4-59-95-posobie-k-gost-21-408-93.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-rinochnaya-ekonomika-i-ee-evolyuciya-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sekciya-himii-porfirinov-i-rodstvennih-soedinenij-programma-studencheskoj-nauchnoj-konferencii-dninauki-2007-fundamentalnie.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-ekonomicheskogo-fakulteta-zaochnoj-formi-obucheniya-i-provedeniya-prakticheskih-zanyatij-voronezh-2003.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovremennie-problemi-ekonomiki-osnovnie-koncepcii-i-razvitiya-algoritmi-prinyatiya-antikrizisnih-upravlencheskih-reshenij.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ulyanovsk-zhdet-vtoraya-volna-ledyanogo-shtorma-internet-resurs-security-gurulivejournalcom-03022011.html
  • learn.bystrickaya.ru/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-u-uchashihsya-k-priobreteniyu-znanij-po-himii-na-osnove-kit.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-o-prognoze-urovnya-cen-tarifov-na-produkciyu-uslugi-subektov-estestvennih-monopolij-na-2005-i-2006-godi.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogi-uspevaemosti-v-4-ih-klassah.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mezhdunarodnoe-pravo-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-uroka-zarozhdenie-i-razvitie-fiziki-kak-nauki-rol-fizicheskogo-znaniya-v-zhizni-cheloveka-i-obshestvennom-razvitii-metodi-nauchnogo-poznaniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-5-grazhdane-kak-subekti-administrativnogo-prava-metodicheskie-ukazaniya-k-seminaram-disciplina-administrativnoe-pravo.html
  • institute.bystrickaya.ru/gorodskie-telefoni-vnutrennie-telefoni-stranica-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/kommersant-kubanskie-novosti-25.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya-grammatiki-russkogo-yazika.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-osovershenstvovanii-mehanizma-federativnih-otnoshenij.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-9-reprezentaciya-znanij-moskva-sankt-peterburg-nizhnij-novgorod-voronezh-rostov-na-donu-ekaterinburg.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kletka-bez-koda-stranica-3.html
  • essay.bystrickaya.ru/doktor-pedagogicheskih-nauk-kandidat-tehnicheskih-nauk-zav-kafedroj-eksperimentalnoj-i-prikladnoj-pedagogiki-mesi-professor-a-a-andreev-doktor-pedagogicheski-stranica-9.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-1569-uch-ot-10-avgusta-2011-g-1.html
  • education.bystrickaya.ru/26-upravlenie-novostyami-instrukciya-po-ispolzovaniyu-sistemi-upravleniya-sajtom-dlya-vnutrennego-polzovatelya.html
  • books.bystrickaya.ru/bezopasnost-v-lokalnih-setyah-informaciya-eto-harakteristika-vzaimodejstviya-soobsheniya-s-potrebitelem.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-2-kurs-lekcij-po-fizicheskoj-himii-uchebno-metodicheskoe-posobie.html
  • student.bystrickaya.ru/2-biblioteka-e-n-volkova-subektnost-pedagoga-teoriya-i-praktika.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-zakonodatelstva-stranica-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/non-stop-moskovskij-komsomolec-06122008-273-str-5-6-novosti-10.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-rekomenduemie-informacionnie-istochniki-metodicheskie-rekomendacii-studentam-specialnosti-marketing-po-vipolneniyu.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-metodov-monitoringa-vihrej-v-okeane-plan.html
  • pisat.bystrickaya.ru/u-umberg-sergej-alekseevich-redakcionnaya-kollegiya-zavyalov-e-a.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-tematicheskomu-planirovaniyu-po-anglijskomu-stranica-4.html
  • education.bystrickaya.ru/4-gorizontalnoe-zaleganie-sloev-strukturnaya-geologiya-i-geologicheskoe-kartirovanie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/4-gabaritnie-i-montazhnie-razmeri-mm-rukovodstvo-po-ekspluatacii-3226-00-000re.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.