.RU

Тема урока: «Власть и церковь. Церковный раскол»


Технологическая карта урока учителя истории Якимовой Л.А.

Предмет: История

Класс: 7

Тема урока: «Власть и церковь. Церковный раскол»

Цели:

  1. Понимание учащимися сущности церковного раскола как борьбы двух тенденций: светской власти и церковной власти в процессе централизации государства;

  2. Способствовать выработке умения анализировать информацию из разных источников, сопоставлять разные версии и оценки событий;

  3. Способствовать воспитанию уважения к истории и литературе.


Задачи:

  1. Путём анализа исторических источников охарактеризовать влияние личностей патриарха Никона и протопопа Аввакума на церковную жизнь и культуру России XVII века;

  2. Охарактеризовать причины и последствия церковного раскола;

  3. Выделить особенности церковного раскола в России и процессов Реформации и Контрреформации в Европе;

  4. Сделать выводы о влиянии церковной реформы на укрепление самодержавия.


Оборудование:

Тексты из «Жития протопопа Аввакума», «Иностранец Ж. Маржерег о религии и вере в России», мультимедийная презентация (схемы, иллюстрации, портреты), репродукция картины Сурикова «Боярыня Морозова».

Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России,7 класс, М, Просвещение, 2009г., с.56-61.


Тип урока: изучение нового материала.



Этап урока

Задачи этапа

Методы

Формы

Виды деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

Введение учеников в тему урока с помощью художественного образа.

Наглядно- иллюстративный.

Демонстрация репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова».


Диалогово- проблемный

общеклассная

Рассказ, слушание

Вступительное слово: Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова».

Вопрос: Что произошло? Почему одни люди смеются, другие плачут? Какие исторические события легли в основу сюжета картины?

Ответ узнаем в конце урока, изучив тему «Власть и церковь. Церковный раскол».



Слушание


Размышление



Актуализация знаний

Активизировать знания, необходимые для понимания событий.

Повторение.

Проблемное изложение

Общеклассная

и индивидуальная

Фронтальный опрос, рассуждение, анализ текста

Вопросы для повторения:

1.Каковы последствия Смутного времени?

2.Какую роль сыграла русская православная церковь в преодолении последствий Смуты?

3.Как строились взаимоотношения Михаила Романова и патриарха Филарета?

Мотивация:

4.Какие проблемы нужно было решить в первую очередь?

Ответы учащихся.

Приводят аргументы с использованием текста «Иностранец Ж. Маржерег о религии и вере в России», с.61 учебника.


Умение делать выводы:

После Смуты необходимо :

  1. Укрепить влияние и авторитет церкви как основы русской жизни;

2) Укрепить власть царя.


Изучение нового материала

Способствовать навыку анализа исторических источников, умению оценке и выработке собственной позиции по проблеме.

Метод поэтапного изучения источников.

Выполнение практического задания.

Анализ текстов «Житие протопопа Аввакума», биографии патриарха Никона ( учебник, с.57), «Иностранец Ж. Маржерег о религии и вере в России», с.61 учебника

Групповая

Составление характеристики исторических деятелей (по памятке)


Оценка, высказывание собственного мнения.



Обобщить ответы учащихся, выделить личностные черты деятелей эпохи раскола, охарактеризовать их влияние на общественную и культурную жизнь России.


Оценки Аввакума в исторической литературе: неистовый, пророк, борец, мученик и страдалец.

(Д.С.Лихачёв, В. Гаршин)

Работа в группах. Анализ источников, сравнительная характеристика Никона и Аввакума по плану.

Ответ на вопрос:

Каково ваше отношение к Аввакуму? Как вы оцениваете его поступок?

Учащиеся дают собственную оценку деятельности Аввакума.




Рассмотреть содержание церковной реформы.


Отработка понятия «Старообрядчество», даты 1666-1667:церковный раскол.

Наглядный: схема на слайде.


Использование художественного образа ( картина «Боярыня Морозова»)

Общеклассная, индивидуальная

Чтение учебника, рассуждение

Вывод учителя: ^ Раскол- религиозно- общественное движение, возникшее в середине XVII века в России, направленное против официальной церкви.

Выполняют задание : найти в тексте учебника ответ на вопросы:

  1. Какими методами осуществлялась церковная реформа?

  2. Какова была реакция русского народа на нововведения?

^ Учащиеся делают вывод:

Последствия реформирования церкви- раскол.


Физкультминутка

Физическая и психологическая разгрузка

устное общение учителя и учеников

Произвольная

Упражнение «Черепашка»

Демонстрация

Выполнение упражнения

Изучение вопроса взаимоотношений церкви и государства.

Обеспечить понимание сущности церковного раскола как борьбы между светской и церковной властью в процессе централизации государства.

Сравнить процесс Реформации и Контрреформации в Европе и церковный раскол.

Наглядный, словесный, образный.

Индивидуальная, групповая

Дифференциация заданий:

Анализ исторической информации( в группах),

ответы на вопросы, составление плана ответа ( слабые учащиеся)


Сравнение событий в Западной Европе (Реформация) и в России.

Проверка выполнения заданий.


Подводит учащихся к выводу: Последствия Реформации и раскола- в усилении светской власти в процессе централизации государств. Контрреформация- борьба с реформой церкви в Европе, в России- борьба с раскольниками (старообрядцами).



1.Анализ текста учебника и ответ на вопрос:

В чём вы видите основную причину конфликта между патриархом и царём?


2. Какие черты характера Никона проявились в этой борьбе?

3. Мог ли в этой борьбе победить патриарх?


4. Сравните последствия раскола с результатами реформации и Контрреформации в Европе.

Обобщение и закрепление

Обобщение полученных знаний

Работа с тестовыми заданиями.

Ответ на проблемный вопрос.

Индивидуальная, самопроверка

Выполнение обобщающих и практического заданий.

Тест

Обращение к символу урока- картине Сурикова. Ответ на поставленный в начале урока вопрос.

Выполнение теста

Итог

Обобщить результаты по достижению целей и задач урока

Устное общение учителя и учеников

Общеклассная

Умозаключение

Подводит итог выполнения теста по критериям урока

Слушают оценки, отметки выставляют в дневник

Информация о домашнем задании

Дать инструктаж по выполнению

Устное сообщение учителя







Комментарии

Слушание, вопросы по необходимости

terri-devis-otmeni-monitoringa-ne-budet-pervij-kanal-novosti-15-02-2005-kokorekina-olga-15-00-10.html
terri-pratchett-stranica-6.html
territorialnaya-izbiratelnaya-komissiya-balezinskogo-rajona-postanovlenie-stranica-2.html
territorialnaya-izbiratelnaya-komissiya-balezinskogo-rajona-postanovlenie.html
territorialnaya-izbiratelnaya-komissiya-goroda-nevinnomisska-postanovlenie.html
territorialnaya-izbiratelnaya-komissiya-stranica-11.html
  • credit.bystrickaya.ru/pererazmerivanie-radiatorov-ciklicheskij-harakter-raboti-dvs-odin-iz-ego-nedostatkov-no-vmeste-s-tem-imenno-blagodarya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-o-predmete-istorii-iskusstv.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnostej-080507-menedzhment-080105-finansi-i-kredit.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/l-s-vasilev-istoriya-vostoka.html
  • writing.bystrickaya.ru/elektrooborudovanie-frikcionnogo-pressa.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xii-napravlenie-prosveshenie-zaklyuchennih-kak-osnova-socialnoj-integracii-zabota-cerkvi-obshestva-i-gosudarstva.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-socialnaya-zashita-naseleniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-informatika-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-bakalavriat.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-obshie-polozheniya-lev-levinson-alternativa-prizivu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/24-rinok-dlya-shpionov-toffler-e-metamorfozi-vlasti.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/informacionnoe-obespechenie-finansovogo-menedzhmenta.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-554-ot-6-maya-2009-g-oprovedenii-v-x-mezhdunarodnogokongressa-sovremennie-problemi-allergologii-immunologii-i-immunofarmakologii-prikaz-stranica-26.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/grubova-anna-andreevna-11-b-klass-zadachi-kotorie-reshali-nashi-predki-12-ispolzovanie-nityanih-modelej-dlya-izucheniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/garibaldi-v-russkoj-presse-chast-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-polozhenie-o-prieme-v-vuz-na-vtoroj-i-posleduyushie-kursivosstanovlenii-povtornom-sroke-obucheniyaperevode-s-odnoj-obrazovatelnoj-programmi-oopna-druguyu-studentov-bgu.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sharlin-harris-splosh-mertveci-vse-vokrug-mertvi-stranica-18.html
  • student.bystrickaya.ru/-dopolnitelnij-material-voprosi-dlya-povtoreniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-odinnadcataya-o-sredstvah-protiv-upomyanutih-nesovershenstv-i-zloupotreblenij-kniga-pervaya.html
  • control.bystrickaya.ru/ekzamen-provoditsya-v-pismennoj-forme-rezultat-ocenivaetsya-po-stoballnoj-shkale-prodolzhitelnost-ekzamena-3-chasa-programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-biologii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-7-zakoni-organizacii-kratkij-kurs-lekcij-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-saratovskij-gosudarstvennij.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-sistemi-zakonodatelstva-federativnogo-gosudarstva-chast-9.html
  • tests.bystrickaya.ru/kompyuternaya-gramotnost.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-negzder-sabati-masati-blmdlg.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-stranica-45.html
  • klass.bystrickaya.ru/52-informaciya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov-upravleniya-emitenta-a-o-artemev-podpis-i-o-familiya-data-13-fevralya-2007-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-3-avtomatizirovannie-sistemi-upravleniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-080801.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-lekcii-na-temu-elementi-differencialnogo-i-integralnogo-ischisleniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-i-pedagogika-dlya-specialnostej-stranica-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/paleontologicheskij-institut-ran-programma-konferenc-zal-paleontologicheskogo-instituta-ran-28-yanvarya-2008-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-50-slushaniya-po-problemam-bezopasnosti-voennoj-sluzhbi-i-preduprezhdeniya-gibeli-voennosluzhashih-54-rekomendacii-54.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadaniya-dlya-kontrolnih-rabot-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-030501-yurisprudenciya-kirov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/porog-revun-i-smolinskaya-peshera-programmi-5-gora-volchiha-i-volchihinskoe-vodohranilishe-5-talkov-kamen-prirodnij.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-poslovic-um-glupost-i-ih-ponimanie-studentami.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kasyanov-mihail-mihajlovich-sopernik-preemnika-biografiya-mihaila-kasyanova-s-9.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-o-deyatelnosti-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-gimnaziya-47-imeni-a-p-gajdara-oktyabrskogo-rajona-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.