.RU

Тема: Убеждения человека, его решения и поступки - Спутник классного руководителя №4, 2011 г


Тема: Убеждения человека, его решения и поступки


Цель: показать, что убеждения человека зависят от его знаний, нравственной культуры и среды его обитания; доказать, что от убеждений человека зависят его решения и поступки.


План

  1. Фронтальный опрос.

  2. Раскрыть содержание понятий: поведение, убеждение, выбор поступка, знание, решение, желание, линия поведения.

  3. Понятия и принципы «хочу» и «надо».

  4. Отражение нравственной культуры и убеждений человека в его поступках.


Фронтальный опрос.

  1. Объясните, как вы понимаете выражение «уважать человека, его свободу».

  2. Разъясните содержание понятий: личность, свобода, уважение.

  3. Почему мы не одобряем неуважение, унижение, оскорбление человека?

  4. Что означает невербальное общение?

  5. Можно ли тоном голоса, жестом и мимикой лица обидеть человека?

  6. Докажите необходимость вырабатывать в себе манеру поведения? Почему?

  7. Может ли кто-нибудь за вас научиться уважать людей?

  8. Как вы считаете, нужно ли человеку, совершая действия и поступки, быть убежденным в своей правоте?

  9. Что же заключает в себе понятие «убеждение»?


Убеждение - прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд, точка зрения человека на что-нибудь. Убеждение - нравственная основа деятельности личности, позволяющая ей совершать сознательно поступки и действия, с разумным пониманием необходимости и целесообразности решения. Убеждение - называют глубоко укоренившиеся в сознании человека нравственные нормы, идеалы, правила, принципы и понятия, которым он обязательно следует.

Убежденность - отношение человека к своим поступкам и убеждениям, мыслям, действиям, в которых проявляется его уверенность в собственной правоте... представляет собой морально-психологическую основу развития в человеке определенных качеств характера: мужество или трусость; волю или безволие; стойкость или слабость; выдержку и терпение или вспыльчивость, нетерпение и т.д.

Согласны ли вы с этими определениями? Или нет? Почему? Обоснуйте свое мнение.

Что означает понятие линии поведения человека?

Человек всегда имеет выбор для решения проблем, по какому пути идти и какую линию поведения выбрать. Что же такое «выбор»?

^ Выбор - способность личности ставить цель, принимать решение, добиваться ее выполнения.

Решение - это процедура морального, сознательного выбора поступка, действия, отношения, часто как результат анализа ситуации.

Правильность, гуманность решения зависит от способности личности принимать решения, со знанием дела, личным нравственным опытом и культурой личности.

Желание - внутреннее стремление к осуществлению чего-нибудь, или обладанию чем-нибудь.

Например, после окончания школы каждый из вас окажется перед выбором: какую профессию выбрать, как реализовать себя в жизни. Это немаловажная задача. От этого зависит вся ваша дальнейшая жизнь. Главное не ошибиться. Приняв решение, необходимо добиться поставленной задачи, реализовать ее, потому что, если человек занимается нелюбимым делом, он не может приносить пользу обществу и главное получать удовольствие от своей работы.

А как думаете вы? Согласны ли вы с этим высказыванием?

Приведите свои примеры, когда человеку необходимо в жизни сделать свой выбор и добиться намеченной цели.

^ Поведение (моральное) - совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, т.е. нравственная деятельность человека, характеризующаяся целенаправленное и нравственно-мотивированное действие.

Существует понятие «линия поведения», т.е. у человека сложилась относительная последовательность, согласованность отдельных поступков и отличительные особенности деятельности человека или коллектива.

^ Линия поведения - направление, образ действий, взглядов, поступков человека в общении с людьми.

Действуя, мы совершаем поступки, которые отнюдь не всегда несут положительный заряд. Если убеждение человека соответствует нормам нравственной культуры, то, безусловно, поступки человека оценивается со стороны одобрительно. Но, к сожалению, бывает иначе, т.е. человек, не задумываясь над тем, что он делает, совершает поступки отрицательные, некоторые люди совершают такие поступки специально, которые не одобряет общество. Например: подросток обидел младшего, оскорбил старика или украл что-либо с прилавка магазина.

Поступки, действия человека отражают его уровень нравственной культуры. Давайте вспомним, какую структуру имеет нравственная культура:

Как вы понимаете, что входит в эти понятия? Подумаем над смыслом стихотворения Маргариты Алигер.


И все-таки настаиваю я,

И все-таки настаивает разум:

Виновна ли змея в том, что она змея,

Иль дикобраз, рожденный дикобразом?

Или верблюд двугорбый, наконец?

Иль некий монстр в государстве неком?

Но виноват подлец, что он подлец.

Он все-таки родился человеком!


Как вы понимаете эти слова М. Алигер?

Почему она считает, что подлец виноват в том, что он подлец?

Чем отличается человек от животного?

Как это отражается в выборе поступков?

Поступок - решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.

Поступок - часть нравственной деятельности, действие как единое целое дел, целей и средств, намерений, мотива и последствий... отражение морального сознания человека. Можно сказать, что поступок слагается из некоторых элементов: мотив, намерения, цели, деяния, последствия самооценки человеком своего поступка и отношения его к оценке окружающих.

Что нужно делать человеку, чтобы не совершать опрометчивых поступков? Как вы думаете?

Обучаясь управлять своими чувствами, психологическим состоянием, мы получаем двойную пользу: развиваем и укрепляем нужные черты характера.

Управлять своими чувствами можно используя: самоодобрение, самоубеждение, самокритики, самовнушение. Если человек может управлять своими чувствами, ему будет легче преодолеть противоречия между «хочу» и «надо» сделать.

Давайте разберем один из героических поступков, где герой проявил сильную волю и следовал требованиям «надо».

Так думал летчик Мересьев.

«Но ползти было совсем трудно. Руки дрожали и, не выдерживая тяжести тела, подламывались. Несколько раз он ткнулся лицом в талый снег. Казалось, земля

во много раз увеличивала свою силу притяжения. Невозможно было преодолевать ее, неудержимо хотелось лечь и отдохнуть, хоть немного. Но сегодня Алексея неистово тянуло вперед, и, превозмогая вяжущую усталость, он все полз и полз, падал, поднимался и снова полз, не ощущая ни боли, ни голода, ничего не видя и не слыша, кроме звуков канонады и перестрелки...». Отрывок из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого.

Что заставило Алексея, превозмогая боль и голод, следовать вперед?

Почему его можно назвать героем?

Так что же означают слова «хочу» и «надо»?

^ Надо - то, что очень нужно человеку, коллективу, государству.

Хочу (хотеть) - иметь желание, намерение, цель, ощущать потребность в чем-либо.

Столкновение «хочу» и «надо», часто приводит к конфликтам или конфликтным ситуациям, в которых убеждения человека, его умение отстоять честь, достоинство и долг, показать, что может разрешить его совесть, проявляются очень ярко.

Если нравственные нормы определяют содержание поступков и действий человека, предписывают, что и как должны делать люди, то культура поведения раскрывает каким конкретно образом выполняет человек нравственные нормы и требования в своих действиях и поступках, каков внешний облик человека, в какой мере ограничено, естественно и непринужденно эти нравственные нормы слились с его образом жизни, стали для него повседневным жизненным правилом.

Уровень знания и убеждения человека этого нравственного требования найдет выражение в вежливости, деликатности, тактичности в общении с людьми, верность в данном слове и обещании, бережное отношение к чужому времени и т.д., т.е. оно включает много нравственных норм.

К культуре поведения относится и культура труда, т.е. способность человека правильно организовать рабочее время и место, умение найти целесообразные приемы и операции для максимального достижения высоких результатов труда и высокого уровня производительности труда. Как вы это понимаете? Обоснуйте свое мнение.

Можем ли мы сделать вывод, что поведение человека и уровень его культуры характеризует (отражает) его духовную и морально-этическую культуру, его убеждения в необходимости выполнять нравственные нормы и правила.

^ Отражение нравственной культуры и убеждений человека в его поступках (деловая или сюжетно-ролевая игра)

Цель: закрепить знания, полученные на уроках; ознакомиться с убеждениями и уровнем нравственной культуры учащихся и предложить им убедиться самим в своих убеждениях; в споре рождается истина и возможность увидеть себя со стороны.

Учитель разбивает учащихся на группы, если есть практика, выбирает жюри. Может работать с карточками по каждой парте, давая на обсуждение ситуации только по одному вопросу.


Задание 1.

Полезно привести высказывание В.А. Сухомлинского: «Не хочется - это опасный враг подлинно человеческого бытия. С «не хочется», если оно вышло победителем над «надо», «должен», «требуется», начинается никчемность и безволие. Тот, кто не сумел вступить в единоборство с «не хочется», становится рабом лени. Бездумное времяпрепровождение, кажущееся свободой, в самом деле является гнусным рабством духа».

Известный педагог советовал школьникам, как научиться властвовать собой, воспитывать самодисциплину: «Тебе не хочется подниматься в семь чесов, разгневайся на себя, заведи будильник на шесть, поднимись с постели мгновенно, как только услышишь звонок. Сделай зарядку, умойся, оботри тело влажным полотенцем, пойди в сад, полей цветы, посмотри, как поднимается солнце, присмотрись, как пробуждается природа, потом сядь за книгу, почитай, потом рисуй... Ты убедишься, как это радостно - заставлять себя, повелевать собой, быть хозяином своих влечений. Пусть «не хочется» отступит - ты почувствуешь себя хозяином своей воли...» Или: «Тебе надо написать сочинение на сложную тему... Над ним надо поработать часов десять, не меньше - лишь тогда что-нибудь получится. А тебе хочется сделать работу в один присест - это значит «не хочется» трудиться. Умей стать беспощадным к себе, возненавидеть в себе жалкое, тщедушное чувство боязни настоящего труда. Если ты пойдешь на поводу у этого чувства, - ты станешь тряпкой, безвольным существом. Рядом с тобой могут жить и трудиться люди сильной воли, но ничья, даже самая сильная воля не сможет заставить тебя, если сам ты безвольный. Сядь за работу, трудись два часа сегодня, три часа завтра, потом опять три часа, потом еще три часа... Помни, твое безволие, слабость, отступничество начинается с небольшого твоего отступления перед злосчастным «не хочется».

Вопросы:

Согласны ли вы с высказываниями Сухомлинского В.А.? В чем и почему? Ес­ли не согласны, то в чем и почему?


Задание 2.

Не хотим быть иждивенцами.

Шестиклассники получили задание убрать на пришкольном участке все сухие растения и сжечь их. Но в назначенное время явились лишь девочки, а мальчики ушли играть в футбол и отказались выполнять эту работу, заявляя, что девочки с успехом справятся с этим делом.

Узнав об этом, классная руководительница предложила девочкам выполнить только половину работы.

На следующий день было проведено в классе экстренное собрание, на котором девочки резко осудили безответственность мальчиков, назвав их лодырями, пренебрегающими физическим трудом.

Ребята испытывали большую неловкость, пытались оправдываться, что они мол, хотели выполнить свою часть работы после футбола. Наконец, Гриша встал и чистосердечно признался:

Собрание назначило Гришу бригадиром и предложило ему обеспечить выполнение трудового задания.

Ребятам очень не хотелось идти работать, но задание пришлось все же выполнить: стыдно было перед девочками.

Через полчаса работа была выполнена, и Гриша рапортовал классной руководительнице: «Все сделано, все работали хорошо».

Вопросы:

1. Как в вашем классе мальчики соблюдают трудовую дисциплину? Наблюдались ли проявления иждивенчества у отдельных ребят?

2. Как коллектив класса, его актив реагируют на нарушение трудовой дисциплины? А вы?

3. Как соотнести дисциплину с понятиями «хочу» и «надо»?


Задание 3.

Не так давно в нашей стране использовался такой прием, как анонимные письма, т.е. письмо без подписи автора. Было немало людей, которые с удовольствием писали в этих письмах о людях все, что хотели, и были люди, которые верили этим письмам. В 1937 году людей, которых оговаривали, осуждали и потом расстреливали. Что бы вы могли сказать о совести тех, кто писал письма и тех, кто им верил?


Вопросы:

  1. Как вы думаете, почему были анонимные письма?

  2. Зачем писали их люди?

  3. Думали ли они о последствиях, к которым могли привести их письма? Каковы их убеждения?

  4. Как это сочеталось с понятиями чести и достоинства?


Задание 4.

Всякая клевета находит себе сторонников: часть их она сохраняет надолго, потому что оправдание никогда не распространяется так стремительно и широко как злословие.

Клевета ужасна, потому что жертвой ее несправедливости является один, а творят эту несправедливость двое. Как Вы это понимаете?

Лишать чести другого, значит лишаться своей чести. Каков уровень нравственной культуры у этих людей? Согласны ли Вы с этим?

Всякая сплетня представляет собой личное признание либо в злобности, либо в слабоумии.


Вопросы:

  1. Согласны ли вы с авторами этих высказываний? Обоснуйте свой ответ.

  2. Приведите примеры из школьной жизни, где есть в поступках людей ложь, клевета, сплетня.

Учитель подводит итоги и делает выводы.

Важно научить ребят преодолевать нежелание поступать как предписывают Правила для учащихся. Подавляющее число подростков довольно четко осознает недостатки, ошибки в своих поступках, поведении. Под влиянием или доверительного разговора со взрослыми, или просмотра кинофильма, спектакля, прочтения книги, поднимающих нравственные проблемы, ребята искренне принимают решения начать новую жизнь: подтянуться по математике, ежедневно делать физзарядку, систематически заниматься в каком-либо кружке или спортсекции и т.п. Обычно они дают себе слово начать осуществление задуманного или с ближайшего понедельника, или с первого числа будущего месяца. Надо объяснить учащимся, что нельзя допускать промедления. Ведь со временем проходит острота желания круто и к лучшему изменить свое поведение, свой характер. Оттягивая время, подросток тем самым оставляет для себя возможность жить по-прежнему. Если решение принято, то надо его немедленно исполнять.

Учитель, классный руководитель отмечает, что мужество начинается с уме­ния одерживать победы, даже самые маленькие, над собой.


^ Тема: Духовность - это внутренний мир человека


Цель: показать, что основу духовного мира человека составляют его знания и убеждения в области этики, психологии, религии и эстетики; доказать, что духовность человека создает и воспитывает семья, окружающие люди, телевизионные передачи, диски, увлечения и поступки его самого.


План

  1. Фронтальный опрос.

  2. Раскрыть содержание понятий: этика, психология, эстетика, педагогика, религия, духовность, внутренний мир человека, церковь.

  3. Духовность, духовный мир человека создают люди и он сам.

  4. Как зависят поступки человека от его духовного мира.


Фронтальный опрос

  1. Раскрыть содержание понятий: убеждение, поведение, выбор, знание, нравственная культура.

  2. Доказать, что от знаний и убеждений человека зависят его поступки. Отношения к людям и к себе.

  3. Показать, что в поступках человека отражаются его убеждения. Что часто они приходят в противоречие, конфликт. Почему?

  4. Что нужно человеку понять, чтобы жить с малыми конфликтами?

  5. Какими знаниями и чувствами должен обладать человека, чтобы быть человеком высокой нравственной культуры?

  6. Как вы думаете, что означает слово духовность?

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Подумаем, что можно отнести к внутреннему, а что к внешнему миру человека?

^ Внутренний мир - составляющий содержание, раскрывающий глубину, душу кого-нибудь. Состояние духовного мира человека зависит от семьи, в которой он живет; от коллектива, в котором он учится или работает; от среды, в которой он обитает, но главное - от его знаний и убеждений.

Чем больше у человека разносторонних знаний о жизни, природе, искусстве, музыке, живописи и скульптуре, тем интереснее сам человек и разнообразнее его жизнь, но главное убеждение человека в том, что другой человек достоин уважения, сочувствия, сострадания, помощи и любви.

Согласны ли вы с этими предположениями, высказываниями? В чем, почему? Докажите на примерах.

^ Внешний мир человека - внешнее выражение желаний, чувств, стремлений и отношение к внешнему миру (одежда, мимика лица, манера поведения и манера держать себя).

Как вы думаете, зависит внешний мир человека от его духовного мира? Всегда ли человек позволяет своим желаниям, стремлениям и убеждениям вырываться наружу? Можно ли увидеть его внешне?

Знание каких наук формирует духовный мир человека? Это следующие науки.

^ Этика (греч. правило) - наука о нравственности, теория морали (этика - философская наука объектом изучения которой является мораль).

Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, часто регламентированный церемониями, изучение которых тесно связано с этикой.

Психология - наука о закономерностях, развития и действия психики человека, как особой формы жизнедеятельности.

Эстетика - наука, изучающая природу, основные законы развития эстетического в природе общества материальном и духовном людей, все виды искусства (чувства восприятия потребности, вкусы, оценки, идеалы).

Религия - одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. Пропагандистом религии является церковь.

Церковь - объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом (православные, католики, мусульмане и др.)

Отношение человека к своей жизни - это одна из важнейших проблем нравственного сознания, от решения которой зависят жизненная позиция и ориентация человека: оптимизм и пессимизм, активность или пассивность в его деятельности.

Как вы думаете, что в жизни означают эти слова пессимизм и оптимизм?

Пессимизм (лат. наихудший) - это мировоззрение, согласно которому в мире только зло и человек обречен на страдание и будущее его безутешно.

Оптимизм (лат. наилучший) - мировоззрение, что жизнь - это добро и в ней много хорошего, и в конце концов добро победит зло.

Активность (лат. деятельность) человека - т.е. человек не равнодушен к тому, что происходит вокруг него, дома, в школе и старается действовать (деятельность может быть на благо людей и себя, а, может, и во вред).

Пассивность - человек, которому все равно, что творится вокруг, он живет по принципу «моя хата с краю - ничего не знаю».

Человек, вступая в общение с другими людьми, удовлетворяя свои матери­альные и духовные потребности, стремится увидеть свои способности, стремится увидеть ценность своих действий.


Духовные потребности человека можно разделить на группы:

  1. Потребность в информации.

  2. Потребность в эстетических эмоциональных переживаниях (природа, художественная литература).

  3. Потребность в общении с людьми.

  4. Потребность в творчестве.

Вот как пишет поэт Людмила Щипахина.

Мы живем, страдая и любя,

Но живем совсем не для себя.

Разве что-то личное имея,

Руки в небо человек простер,

Продолжая дело Галилея,

Обрекая тело на костер?

А его уста - смолчать могли,

Молодости светлой не губя,

Только он совсем не для себя

Утверждал вращение Земли!


О чем говорит нам стихотворение?

Как вы понимаете, что мы живем не для себя?

В каких людях ярко проявляется стремление жить не для себя? (Творческие - пытающиеся создать что-то новое, милосердные - облегчить чью-то жизнь и т.д.)

Когда в людях проявляется творчество? В каком возрасте?

Вы хотите сделать что-то необыкновенное для родных, друзей и для людей? Это желание порождает способность творить новое.

Система взглядов человека на мир, общество, на самого себя называется мировоззрением. Это самое высшее качество, определяющее содержание личности человека и направление его деятельности, потому что оно влияет на поступки, действие и поведение человека. Мировоззрение не является врожденным, а вырабатывается в процессе жизни и деятельности и его общения с другими людьми.

Духовная культура включает в себя совокупность всех ценностей, созданных человечеством во имя человека и для его души, разума и жизни. В духовную культуру входит:

  1. Воспитание живущих и будущих людей.

  2. Наука - как сумма знаний о развитии природы и общества.

  3. Просвещение и образование как система распространения знаний.

  4. Художественная культура - это литература и все виды искусства.

  5. Язык и речь - как средство общения и передачи знаний.

  6. Мышление - логика, умение усвоить эти знания.

  7. Культура поведения и культура чувств.

  8. Образ жизни и формы общения.

Человеческая жизнь обретает смысл, становится содержательной только тогда, когда она направляется, определяется большой целью. Как вы это понимаете? Как вы думаете, для чего живет человек?

А.В. Луначарский писал: «Разве человек живет для того, чтобы прозябать, чтобы каждый день надевать брюки, среди дня съедать кусок мяса, а вечером ложиться в постель? Нет, все это только средства для того, чтобы добиться счастливой жизни. Человек живет не ради этих средств. Ему надо одеваться, питаться, отдыхать, работать для того, чтобы развертывать свои познания, развивать чувства, ощущения, чтобы узнавать счастье, быть счастливым и дать это счастье другим».

Как вы понимаете слова Луначарского? Согласны ли вы с ним или нет? Обоснуйте свое мнение. Приведите примеры.

Давайте вместе подумаем и постараемся выяснить какими чертами характера должен обладать человек высокой, духовной культуры?

Какие знания у него должны быть, чтобы мы называли его духовно богатым?

Он должен быть эрудитом, т.е. знать азы многих наук, разные формы и виды искусства, нормы этики и правила этикета и т.д., но самое главное, он должен уметь использовать эти знания в своей деятельности на благо людей, общества и себя.


^ Духовность - основа всех поступков человека

(деловая или сюжетно-ролевая игра)


Цель: закрепить знания, полученные на уроке.

Учитель разбивает класс на группы и дает задания, объясняет условия работы.


Задание 1.

В вестибюле школы два ученика заспорили, кому из них первому брать пальто в раздевалке. Ни один из них не хотел уступить другому. Сначала стали толкаться. Потом возникла драка. Кто-то крикнул остальным: «Становитесь в круг! Будем смотреть, кто победит!» Гена, услышав это, закричал: «Да вы что, ребята? Надо же разнять их!» - и бросился к дерущимся.

Обычная и простая ситуация, а каково отражение духовного мира, моральной ответственности каждого за свои поступки? Как поступили бы Вы?


Задание 2.

Когда Олег вбежал в рекреацию третьего этажа школы, то увидел Петю, который чем-то острым рисовал на стене человечка. Заметив Олега, Петя сказал: «Посмей только кому-нибудь сказать! А то знаешь...» Олег знал, что означает такая угроза - увесистый Петин кулак не раз «утюжил» спины мальчишек. Дежурный учитель обнаружил «рисунок» на стене и, вспомнив, что именно здесь он и видел Петю, вызвал его в учительскую и высказал свои подозрения. Петя категорически отрицал свою причастность. Учитель настаивал. Тогда Петя сказал: «Я же говорю, что сделал это не я. Это рисовал Коля. Вот вызовите сюда Олега, он подтвердит». Когда Олег вошел в учительскую, то учитель предложил Пете повторить свои объ­яснения в присутствии Олега. Тот повторил, назвав имя самого слабого ученика. Учитель спросил Олега: «Это правда?» Олег, опустив голову, тихо прошептал: «Да...»


Вопросы:

  1. Каков духовный мир этих учеников?

  2. Правильно ли поступил Олег?

  3. Оцените его действия?

  4. Как поступили бы Вы?


Задание 3

Старшеклассники одной из школ провели работу по благоустройству пришкольного участка. Сами они доставали саженцы и строительные материалы, обрабатывали почву и рыли котлованы под фундамент, хотя хорошо знали, что им не удастся воспользоваться плодами своего труда. Яблони будут плодоносить не скоро, спортзал будет готов через 1,5-2 года. Большинство из них заканчивало школу в течение ближайших 2 лет.


Вопросы:

  1. Зачем старшеклассники трудились, зная заведомо, что не воспользуются плодами своего труда?

  2. Почему и ради чего?

  3. Какие внутренние качества характера и духовного мира проявились у школьников во время работы?

  4. Достоин ли их поступок одобрения? Почему?

«Человеком быть трудно! Стать человеком большая работа» (автор Межелайтис).

Согласны ли вы с автором? Почему? Нет? Почему?


Задание 4

Восьмиклассники, выйдя из школы, заговорили о мужестве и смелости людей, о том, кого можно считать смелым и мужественным. Они подошли к мосту, и вдруг Николай воскликнул: «Кто считает себя смелым, пусть пройдет по перилам моста». Вызвался Валерий. Он стал на перила и двинулся в путь, но был снят охранником и доставлен в школу.


Вопросы:

  1. Как вы думаете, проявил ли Валерий мужество?

  2. Как убеждения и духовный мир человека проявились в этом поступке?

  3. Достойно ли это настоящего человека?


Задание 5

В седьмом классе шел урок литературы. Учительница во время рассказа демонстрировала серию картинок. Одна из них упала на пол. Сидящий за первой партой ученик встал, поднял и подал учителю. В это время с последних парт послышалась реплика в его адрес: «Подхалим. Подлизывается!»


Вопросы:

  1. Правильно ли поступил ученик? Как отразился в этом их духовный мир и нравственная культура.

  2. Заслуживает ли данное действие учащегося такой плохой оценки?

  3. Как должен поступать в данной ситуации каждый?

  4. Уважает ли ученик, поднявший открытку себя? А ученики, которые выкрикнули реплики?

Необходимо, чтобы ребята задумались над тем, что могли ли бы возникнуть подобные случаи в их коллективе. Если подобные ситуации случались, то как реагировали на них отдельные ребята?

Анализируя ситуации, нужно обратить внимание подростков на то, что трусость, малодушие приводят к подлости. Ведь молчаливое согласие, боязнь Петькиного кулака привели Олега к предательству, несправедливому и жестокому оговору Коли, который, будучи физически слабым, не сможет один на один бороться с сильным и наглым Петей, защитить себя, свою честь. Когда торжествует несправедливость, хамство, то это отрицательно сказывается на всех: безнаказанность наглеца Пети, трусливого Олега может привести к дальнейшему их нравственному падению, если не встретят противоборствующую силу, а у потерпевшего в этой ситуации Коли может поколебаться вера в доброту, справедливость окружающих людей.

Одним из принципов, отражающих духовный мир человека, является принципиальность.

Прежде всего, надо разобраться. Что значит быть принципиальным. Важно, чтобы ребята поняли, что принципиальный - это человек, всегда и во всем честный, борющийся за утверждение в жизни норм и правил справедливости и добра.

Подумайте, что общего в науках этики, эстетике, психологии, религии, в чем колоссальная разница. Доказать на примерах.


^ Тема: Моральная оценка поступков человека,

ее роль в формировании характера


Цель: раскрыть сущность понятия моральная оценка и ее отличие от оценки вообще; показать роль моральной оценки и самооценки в воспитании и самовоспитании.


План

  1. Фронтальный опрос.

  2. Раскрыть содержание понятий: характер и его черты, оценка, моральная оценка.

  3. Моральная оценка поступков человека и правила ее применения.

  4. Положительные и отрицательные черты характера.

Фронтальный опрос.

  1. Как вы понимаете, что такое духовность?

  2. Как отражается во внутреннем мире человека?

  3. Как религия, искусство, литература влияют на формирование духовности и внутреннего мира человека?

  4. Раскрыть содержание понятия нравственная культура?

  5. Показать, как в духовном мире человека отражается его нравственная культура? Почему?

  6. Зависит ли формирование внутреннего мира человека от него самого?

  7. Давайте вспомним, что означает слова поступок? Убеждение? Идеал? Выбор поступка? Нравственная культура? Линия поведения?

  8. Каждый день человек совершает множество поступков, из которых складывается линия его поведения и формируется его характер. Что означает понятие характер?

Характер (греч. черта, особенность) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении человека, обуславливая типичные для него способы поведения. Характер (моральный) - совокупность нравственных качеств личности, являющихся объектом моральной оценки и предметом нравственного воспитания. Характер человека проявляется в его поведении. Что общего и в чем разница в определении характера в этике и психологии?

^ Психология рассматривает стороны, черты характера - как результат особенностей личности (его быта, жизненных обстоятельств, воспитания, темперамента и строения высшей нервной системы) определяет ведущие и второстепенные черты характера, которые проявляются в общении с людьми: общительность и замкнутость; правдивость и лживость; тактичность и грубость; ответственность - безответственность, недобросовестность; трудолюбие или лень и т.д.

^ Этика рассматривает качества (черты) характера, условно разделив их с позиций жизни человека в обществе:

идейно-общественные (идейность, сознательность, принципиальность, инициативность, убежденность);

Какие черты характера мы можем назвать положительными? Почему? Какие черты характера мы можем назвать отрицательными? Почему? Когда и как мы можем сказать об отрицательных % положительных чертах характера человека?

Общаясь с человеком, наблюдая за его поведением, поступками мы делаем выводы, оценивая его отношения ко всем и всему. Что же означает слово (понятие) оценка?

^ Оценка - мнение о ценности, значении кого-нибудь или чего-нибудь.

«Оценка (моральная)» - одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений действительности, поступков человека, черт характера личности, образа жизни.

Давайте вместе посмотрим то, что устанавливает и рассматривает моральная оценка поступков человека:


^ Основные правила моральной оценки, поступков и действий человека.

Нужно оценить моральный выбор поступка, действия или отношения:

  1. Постараться выяснить мотивы, причину, повод, по которому они совершены.

  2. Возможные последствия: а) для человека, который совершил поступок сейчас и в будущем; б) для людей, которые принимали в этом участие; в) для людей, присутствующих при совершении поступка.

  3. Оценка «плохо», «хорошо», т.е. сам вывод оценки. Высказываясь или оценивая, нельзя унижать достоинство человека. Человек или группа производящих оценку, должны помочь сделать правильный выбор самостоятельно.

  4. Если человек сделал моральный выбор, поступок был правильным, то его нужно похвалить всенародно, а если он поступил неправильно, то нужно тактично указать ему наедине его ошибки.


Учителю необходимо на каждый вид моральной оценки найти примеры из жизни школы.

Следует иметь в виду, что между моральными требованиями и реальным поведением далеко не всегда достигается гармония, совпадение, единство. В зависимости от различных социальных и индивидуальных условий общественного бытия могут наблюдаться и отклонения от нормы.

Моральное требование может быть выполнено последовательно и непоследовательно, это надо учесть в оценке поступков.

Моральная оценка разграничивает явления на приемлемые и неприемлемые, т.е. нужные и ненужные.

^ Моральная оценка - одна из разновидностей социальных оценок и поэтому обладает всеми ее признаками. Как любая оценка, она имеет ценностное основание: выявляет значимость явления для людей и общества.

Сравнение моральной оценки с эстетической достаточно раскрывает особенности в деятельности человека.

Эстетическая оценка эмоционально чувствительна, чрезвычайно индивидуальна. Непосредственное переживание становится единственным основанием эстетического суждения (нравится или не нравится что-то).

Различные моральные оценки закрепляются в самых различных нравственных понятиях (справедливый - несправедливый, альтруист - эгоист).

Моральная оценка стимулирует развитие общественных отношений в соответствии с нравственными идеалами. В качестве субъектов моральной оценки выступают как отдельные люди, так и социальные объединения. В зависимости от этого моральная оценка может быть индивидуальной и коллективной.

Совпадение в одном лице человека и объекта моральной оценки позволяет выделить особый вид оценки - самооценку, которая фиксируется понятиями: совесть, достоинство, счастье. В форме индивидуальной оценки и самооценки появляется активность личности, ее способность преломлять в своем сознании социальные нормы.

Переоценка самого себя порождает самоуверенность, зазнайство, заносчивость. В тех случаях, когда самооценка занижена, приходится сталкиваться с неуверенностью, боязнью ответственности и нерешительностью в принятии решений. Оценивающая деятельность человека не может рассматриваться в отрыве от общественных отношений, которая формирует социальную сущность человека. Взаимная оценка и самооценка является обязательным моментом человеческих взаимоотношений.

Моральная оценка обусловлена общественными моральными взглядами, опирается на авторитет общественного мнения, которые следует рассматривать в качестве определяющего «законодателя» моральной оценки.

Давайте вспомним сказки, плохие дела всегда в сказках наказывается, а хорошие поступки всегда поощряются. Что такое поощрение?

Поощрение - вознаграждение, награда. Ребята, а как вы думаете, как можно поощрить человека? (Сказать спасибо, поблагодарить, дать награду, почетную грамоту, послать по путевке в другую страну, подарить что-либо).

Мы уже сказали, что за плохие дела людей наказывают. А что такое наказание, порицание?

Наказание - мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление. Порицание - выражение неодобрения, осуждения, выговор.

Ребята, а какие могут быть наказания? (Выговор, отругали, не пустили гулять, поставили на учет в детскую комнату милиции, посадили в тюрьму, физически наказали, побили.)

А как вы думаете, за что могут наказать? Какие еще бывают оценки?

Оценки бывают словесные: похвала, осуждение, согласие, критика.

^ Эмоциональные оценки: симпатия, неприязнь, любовь и ненависть.

Вынося отрицательную оценку поступков человека, надо уметь учиться прощать.

Прощение - простить человеку, т.е. извинить. Например, ученика за шалость, за невольную ошибку и т.д., и больше не вспоминать и не укорять.

Прощение - не желать вознаграждения, не держать в себе зла на других (злость всегда порождает злость), предпочесть простить других за плохие мысли или поступки.

Как религия говорит о прощении?

Давайте вместе подумаем.

Вспомните, когда вы и ваш друг (подруга, брат, члены семьи) ссорились. Покажите, как можно перестать ссориться и что вы говорите, чтобы простить других.

Вывод:

Моральные оценки поступков помогают человеку понять себя и людей, которые живут рядом, формируют способность общения и убеждения в своих суждениях...

У человека есть врожденные черты характера, которые передаются по наследству, их трудно изменить, но можно положительные - развить, а отрицательные - сгладить.

Выделите качество как черты характера, которое вы больше всего цените в людях: справедливость, простоту в общении, доброту, точность, тактичность, вежливость, внимательность, скромность, принципиальность, стремление сдержать данное слово, честность, добросовестность, правдивость, опрятность и аккуратность, сердечность, знания, искренность.

Придумайте к ним отрицательные черты.

Какие бы черты характера вы бы хотели видеть у мальчиков, как будущих мужчин, и у девочек - будущих женщин?


Мальчики

Девочки

Физическая сила, сила воли или характера, твердость духа и т.д.

Слабость, скромность, нежность, мягкость, кротость, красоту и т.д.


Характер каждого человека строго индивидуален. Подумайте и дома запишите, какими чертами характера обладаете вы?

Какие черты характера человека в коллективе ценятся больше всего?

(Активность, организованность и умение организовать, решительность, настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, последовательность, надежность, умение прийти на помощь и т.д.)

Как вы думаете, есть на свете люди только злые и только добрые?

(Конечно, нет - в каждом человеке есть положительные и есть отрицательные черты характера, в одном больше положительных, в другом отрицательных качеств).

Может ли человек изменить свой характер?

А может коллектив повлиять на развитие черт характера у человека, в котором он учится или работает?

Как же может человек изменить свой характер? Какими методами?


Тест

«Хороший ли у вас характер?»


  1. Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?

  2. Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?

  3. Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам?

  4. Неприятно ли вам, когда незнакомый человек говорит вам «ты»?

  5. Способны ли вы ударить собаку или кошку?

  6. Часто ли вы принимаете лекарства?

  7. Часто ли вы меняете магазин, в который ежедневно ходите за продуктами?

  8. Продолжаете ли вы отстаивать свою точку зрения, понимая, что ошиблись?

  9. Тяготят ли вас общественные обязанности?

  10. Способны ли вы ждать более пяти минут опаздывающего на свидание партнера, не проявляя при этом нетерпения?

  11. Часто ли вам приходит в голову мысль о вашей невезучести?

  12. Сохранилась ли у вас фигура по сравнению с прошлым?

  13. Можете ли вы с улыбкой воспринимать подшучивания друзей?

  14. Нравится ли вам семейная жизнь?

  15. Злопамятны ли вы?

  16. Находите ли вы, что все время стоит погода, не типичная для данного сезона?

  17. Случается ли вам с самого утра быть в плохом настроении?

  18. Раздражает ли вас современная живопись?

  19. Надоедает ли вам присутствие в доме чужих детей более часа?


Подсчитайте очки.

Поставьте себе по одному очку за каждый положительный ответ на вопросы № 3, 9, 10, 13, 14, 19.

Поставьте себе по одному очку за каждый отрицательный ответ на вопросы № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18.


Результат.

Если вы набрали свыше 15 очков, то у вас покладистый характер и вы преисполнены доброжелательного отношения к людям.

Если в результате получилось от 18 до 15 очков, то вы не лишены недостатков, но с вами еще можно ладить.

При результате ниже 8 очков вашим друзьям можно посочувствовать.

Одним из центральных методов, помогающих человеку воспитать свой характер и выработать линию поведения, является метод убеждения.

Убеждение - целенаправленное, всестороннее воздействие на личность, сознание, чувства, взгляды, волю и характер человека.

Постоянно человек предъявляет требование в жизни к себе и другим людям. Требование - постоянное воздействие на себя и других в исполнении необходимых правил этикета, общения или выполнения каких-то действий, поступков, отношений. Форма выражения требования всегда конкретная - просьба, приказ, строгое обязательное настояние иногда командование, бывает окрик и т.д.

Самооценка человека отражает уровень его чести, совести, достоинства, даже счастья.

В самооценке раскрывается индивидуальность человека, его способность увидеть себя на фоне моральных и социальных требований общества, изменить, использовать свои способности.

Чтобы правильно сделать оценку своего поведения или отношения к людям, надо знать моральные, юридические и законодательные требования, которые общество предъявляет к человеку. Самое главное чему должен научиться человек, сопоставлять требования общества и свои собственные.

Можем сделать выводы:

Моральная оценка и самооценка помогают человеку понять и оценить свое поведение, свое отношение к людям и к самому себе, дает возможность закрепить, развить положительные черты характера и избавиться от отрицательных, т.е. моральная оценка играет серьезную роль в воспитании человека и коллектива.



temi-kursovih-i-diplomnih-rabot-dementij-l-i-prof-doktor-psihol-n-otvetstvennost-v-kontekste-zhiznedeyatelnosti-lichnosti-problema-meri-otvetstvennosti-lichnosti.html
temi-kursovih-i-diplomnih-rabot-po-grazhdanskomu-processu-sudebnaya-praktika-kak-istochnik-prava.html
temi-kursovih-i-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-napravlenie-ekonomika-obshestvennogo-sektora-egorov-e-v-d-e-n-professor-zaveduyushij-kafedroj.html
temi-kursovih-proektov-po-discipline-teorii-prinyatiya-reshenij-mozhaeva-g-v.html
temi-kursovih-rabot-dlya-2-kursa-mief-gu-vshe-temi-kursovih-rabot-dlya-studentov-2-kursa.html
temi-kursovih-rabot-dlya-studentov-2-kursa-ochnoj-i-ochno-zaochnoj-form-obucheniya-3-kurs-zaochnoj-formi-obucheniya-byudzhet-kak-instrument-ekonomicheskoj-politiki-gosudarstva-sovremennie-problemi-byudzheta-rf.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-9-mehanizmi-koordinacii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-organizacii-vid-disciplini.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referata-pochva-zhivaya-zemlya-avtor-dyakov-nikita-sergeevich-3a-klass-mou-gimnaziya-19-g-lipecka.html
  • institute.bystrickaya.ru/garri-potter-7-1-glava-1-5-stranica-23.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-kontrakt-dokumentaciya-ob-aukcione-otkritogo-aukciona-283-gzh-10.html
  • znanie.bystrickaya.ru/424spisok-mennonitov-prozhivayushih-i-dejstvuyushih-v-gorode-krasnovisherske-sostavlennij-upolnomochennim-upravleniya-kgb-prismsssr-popermskoj-oblasti-v-gkrasnovisherske.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennie-problemi-socialnoj-reklami-i-puti-ih-resheniya-vipolnil-student.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tamozhennij-kodeks-respubliki-belarus-chast-9.html
  • bukva.bystrickaya.ru/syuzhet-pervij-nesostoyavshijsya-razgrom-plan-bunicha-suvorova-v-dejstvii-realnostyami-moskva-yauza.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-dlya-studentov-iii-kursa-fpmi-po-specialnostyam-prikladnaya-matematika-i-informatika-010500.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ideologiya-globalizma-i-ustojchivoe-razvitie-stranica-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kafedra-informacionnih-tehnologij-plan-vnutrivuzovskih-izdanij-mitht-im-m-v-lomonosova-na-2007-god-.html
  • grade.bystrickaya.ru/monografii-utverzhdenie-zayavok-na-konkurs-ekspedicionnih-rabot-so-ran-utverzhdenie-zayavki-instituta-k-proektu-tematicheskogo.html
  • write.bystrickaya.ru/ezhednevnij-monitoring-smi-oao-rao-energeticheskie-sistemi-vostoka-2-1-yanvarya-2010-goda-stranica-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/91-usluga-i-ee-harakteristika-tipi-uslug-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • student.bystrickaya.ru/22osobennosti-izmenenij-v-tradicionnoj-etike-gosudarstvennoj-sluzhbi-v-usloviyah-reform.html
  • books.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-podvedenie-itogov-uroka-oborudovanie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rozhdenie-anenerbe-proekt-gitlera-gansulrih-fon-kranc-anenerbe-nasledie-predkov-sekretnij-proekt-gitlera.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshestvennaya-stratifikaciya-eng.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/polzovateli-finansovogo-analiza-i-ih-celi-stranica-4.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/63-profilaktika-vneshnego-oblucheniya-istoriografiya-sobitij-socialno-ekonomicheskie-i-ekologicheskie-posledstviya-glava-1.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriografiya-i-izvorov-material-uvod-2-istoriografiya-i-izvorov-material-4-glava-1-protestantskite-denominacii.html
  • essay.bystrickaya.ru/eksperimenta-stranica-5.html
  • literature.bystrickaya.ru/biznes-prirodopolzovanie-v-transformacionnoj-ekonomike-problemi-motivacii-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/antroposofiya-i-bibliya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-rekordov-ginnesa-98-stranica-48.html
  • desk.bystrickaya.ru/peresmotrennij-proekt-otcheta-podgotovlen-sekretariatom-stranica-10.html
  • student.bystrickaya.ru/35-gruppa-komand-raboti-s-klassifikatorom-uslovnih-znakov-programmnij-kompleks-formirovaniya-topograficheskih.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/moechnie-raboti-pravila-vvodyatsya-v-dejstvie-s-01-07-97g.html
  • klass.bystrickaya.ru/beda-dostopochtennij-stranica-23.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-gidravlika-i-protivopozharnoe-vodosnabzhenie-stranica-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/8-rasovie-razlichiya-v-stroenii-mozga-v-b-avdeev.html
  • crib.bystrickaya.ru/klyuch-oprosnika-psihicheskoe-vigoranie-programma-korrekcii-sindroma-professionalnogo-vigoraniya-pedagogov-put-k-garmonii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-verhnekubanskoe-pristavstvo-zarema-kipkeeva-severnij-kavkaz-v-rossijskoj-imperii-narodi-migracii-territorii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kipr.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnie-praktiki-v-sovremennom-obshestve-socialno-filosofskij-analiz.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.