.RU

Тема «Темперамент» - Лекция Тема «Предмет психологии, ее задачи и методы»


Тема «Темперамент»

  1. Общее представление о темпераменте.

  2. Тип высшей нервной деятельности и темперамент.

  3. Психологическая характеристика основных типов темперамента.

  4. Влияние темперамента на поведение.

  5. Индивидуальный стиль деятельности

В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают динамические различия, которые составляют основу темперамента. Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Динамические особенности наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психологическими особенностями человека. Они характеризуются степенью интенсивности психических процессов и состояний, скоростью их протекания, а также импульсивностью. Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая активность; моторика; эмоциональность. Темперамент накладывает отпечаток на все действия и поступки человека.

Физиологическая ветвь учения о темпераменте уходит в античный период. Гиппократ (V в. до н. э.) описывает четыре типа темперамента. Смешение жидкостей в организме, характеризующееся преобладанием крови, было названо сангвиническим темпераментом (от лат. «сангвис» — кровь); смешение, при котором преобладает лимфа, — флегматическим темпераментом (от греч. «флегма» — слизь); смешение с преобладанием желтой желчи было названо холерическим темпераментом (греч. «холэ» — желчь); и, наконец, смешение с преобладанием черной желчи получило название меланхолического темперамента (греч. «меланхе» «холэ» — черная желчь). Затем в течение многих лет выдвигались различные новые гипотезы, имевшие целью оценить причину различий по динамическим проявлениям. Так возникла гуморальная теория (основа темперамента — индивидуальные особенности кровообращения), конституционная (особенности строения тела лежат в основе динамических особенностей Э. Кречмер, Шелдон). В настоящее время эти теории научного значения не имеют. Важную роль в изучении темперамента сыграло учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Было установлено, что причина индивидуальных динамических особенностей поведения обусловлена свойствами нервной системы. И.П. Павлов полагал, что три свойства нервных процессов определяют тип высшей нервной деятельности (тип нервной системы).

Этими свойствами являются:

А. П. Павлов обнаружил, что каждому типу нервной системы может соответствовать один из темпераментов. Получилась следующая схема:

- сангвинический темперамент обладает сильным уравновешенным подвижным типом нервной системы;

- флегматический темперамент обладает сильным уравновешенным медленным типом нервной системы;

- холерический темперамент обладает сильным неуравновешенным подвижным типом нервной системы;

- меланхолический темперамент обладает слабым неуравновешенным типом нервной системы.

Подход к различиям в динамической стороне психики со стороны свойств типа нервной системы положил начало новому этапу в изучении физиологических основ темперамента. Идеи И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности развивали отечественные ученые Б.М. Теплое, В.Д. Небылицын, которые создали новое направление в психологии — дифференциальную психофизиологию.

Никакая психическая черта не является только врожденной. Свойства темперамента, как и свойства нервной системы, не являются абсолютно неизменными. Свойства темперамента проявляются не с момента рождения и не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной последовательности. Свойства нервной системы необходимо изучать с учетом особенностей поведения людей в жизненных ситуациях. Природные особенности нервной системы могут быть замаскированы системой временных связей, выработанных в течение жизни. Проявление же свойств нервной системы, как таковой, возможно лишь в экстремальных (чрезвычайных) условиях. Каждый тип темперамента соответствующе характеризуется по психологическим особенностям и их различным сочетаниям.

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. Он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и, если ему интересно, может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Для него характерны изменчивость чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке.

Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

Холерик человек быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые ярко отражают­ся в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешен­ность, что объясняется преобладанием в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над торможением. Как и сангвиник, холерик отличается малой чувствительностью, экстравертированностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания.

Флегматик обладает активностью, малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить, когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов.

Динамические черты личности человека выступают в манере поведения, в движениях, в умственной сфере, в общей работоспособности, в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Еще Б.М.Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Отечественные ученые исследовали зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. Результаты исследований большинства авторов показывают, что именно тип нервной деятельности, и, прежде всего сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование индивидуального стиля деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности представляет собой систему динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами. Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента.

Требуемые некоторыми профессиями качества плохо поддается тренировке, они ограничены свойствами темперамента. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к динамическим особенностям деятельности. Однако следует учитывать, что в чистом виде, как правило, типы темперамента в жизни не встречаются, и можно говорить только о преобладании тех или других его черт.


Лекция 17, 18, 19. Тема «Характер»

  1. Понятие о характере.

  2. Структура характера.

  3. Черты характера.

  4. Самооценка.

  5. Акцентуации характера.

  6. Самовоспитание характера.

В психологической литературе существует несколько определений характера: характер определяется как способ поведения (А. Адлер); способ реагирования (А. Лоуэн); совокупность свойств, черт и особенностей личности; направленности и воли; реакций (В. Райх); влечений (3. Фрейд) и др. Общим для всех пониманий характера является выделение его основных особенностей: индивидуальное своеобразие, наличие типического, проявление в деятельности и общении.

Характер — это целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности. Слово «характер» в переводе с греческого означает «печать», «чеканка». Точнее жизнь, как бы чеканит человеческую личность. В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, в темпераменте — со стороны своих динамических проявлений. Характер представляет собой индивидуально-своеобразные сочетания постоянных существенных свойств личности, проявляющихся в ее поведении. В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях. Характер — основа, стержень человеческой личности. Характер возникает и формируется в течение жизни. Типические черты общества проявляются в характере каждого человека по-разному, в зависимости от его интересов, способностей, чувств, мотивов, через которые преломляются все внешние воздействия, что и создает индивидуальность личности.

Индивидуальное и общее в характере образуют единство. Характер одновременно является и устойчивым и изменявшимся. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие черты характера.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности.


Структура характера




Черты, характеризующие самого человека

Черты, выражающие отношение



эмоциональные

волевые

интеллектуальные

К вещам

К себе

К труду

К людям

Черты характера, выражающие отношение к людям: общительность – замкнутость, отзывчивость – черствость, доброжелательность – бездушие, вежливость – грубость, уважение людей – презрение, коллективизм – индивидуализм; к труду: трудолюбие – лень, добросовестность – недобросовестность, ответственность - без ответственность, инициативность – безынициативность, настойчивость – ненастойчивость, склонность к творчеству – склонность к рутине, дисциплинированность - не дисциплинированность; к себе: чувство собственного достоинства – самомнение, гордость – тщеславие, самокритичность – заносчивость, скромность – нескромность; к вещам: аккуратность – неряшливость – бережливость – небрежность.

Самооценка - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Стиль поведения и черты характера наиболее ярко отражаются в крайностях своих проявлений. Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, Карл Леонгард в 50-х годах. Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Классификация акцентуаций характеров у Леонгарда следующая:

Акцентуации

характера

Характеристика типа

Демонстративный тип

Ярко выражена потребность в признании, восхищении окружающими. Человек – зеркало для других в силу повышенной способности к эмпатии и самоотречению. Имеет гибкий ум, фантазию, новаторский и актерский таланты. Испытывает стресс в ситуациях раскрытия обмана, высмеивания, равнодушия. Может вспылить, «уйти в болезнь», совершить суицид.

Застревающий тип

Высокая целеустремленность, настойчивость, честолюбие, преданность делу. Эмоциональные переживания связаны с собственным «Я». Это проявляется в таких качествах, как обидчивость, подозрительность, враждебность, агрессивность, злопамятство.

Педантичный тип

Аккуратность и добросовестность, гипертрофия упорядоченности внутреннего и внешнего мира, пунктуальное выполнение заданий, допускающее манкирование ими, если качественно и в срок они объективно невыполнимы. Испытывает стресс в ситуациях, требующих принятия важных, самостоятельных или нестандартных решений в неопределенной обстановке.

Возбудимый тип

Упорный, энергичный, работоспособный. Любит все свое. Переносит собственное состояние во внешний мир, поэтому ослаблен контроль над влечениями. Раздражителен, конфликтен, склонен к гневу в ситуациях обвинения, ущерба.

Гипертимный тип

Общительный, энергичный, хороший собеседник. Часто меняет свое окружение, предприимчивый, увлекающийся. Импульсивный, необязательный, ленивый, не терпит ответственности. Испытывает стресс при необходимости спокойного анализа, однообразной обстановки, монотонной работы, одиночества, работы в неспешном ритме.

Дистимный тип

Серьезность, ответственность. медлительность, слабость волевых усилий, подавленность настроения, низкая контактность, молчаливость, фиксируют внимание на плохом, обостренное чувство справедливости. Испытывают стресс при необходимости быстро реагировать на изменения обстановки, быстро принимать решения, знакомиться с людьми.

Тревожный тип

Обязательность, впечатлительность, самокритичность, дружелюбие и постоянство привязанностей. Заниженная самооценка, завышенная оценка мнения других людей. Повышенная склонность к страхам, неумение дать отпор, несамостоятельность, растерянность перед новым.

Экзальтированный тип

Высокая общительность, словоохотливость, часто спорят, но не доводят до открытого конфликта. Эмоциональность, выразительность оценок и действий. Большой диапазон эмоциональных состояний, легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.

Эмотивный тип

Чувствительный, впечатлительный, добросердечный, гуманный, отзывчивый, исполнительный, тактичный. Испытывает стресс при грубых отношениях, проблемах у близких людей, при несправедливости, разрыве отношений

Циклотимный тип

Периодическая смена настроения, настроения, зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают жажду деятельности, говорливость; печальные – подавленность, замедленность реакций и мышления; часто меняется их манера сообщения с людьми

Основу самовоспитания характера человека составляет самовоспитание его волевых качеств. Приемы самовоспитания могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих требований.

1. Начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности, препятствия.

2. Чрезвычайно опасны любые самооправдания. Это ложь не только для других, но и для самого себя.

3. Трудности и препятствия необходимо преодолевать.

4. Принятое однажды решение всегда должно быть исполнено до конца.

5. Отдельную цель необходимо дробить на этапы, намечать ближайшие препятствия, достижение которых создает условия для приближения к конечной цели.

6. Максимально строгое соблюдение режима дня, распорядка всей жизни.

7. Систематическое занятие спортом, умение побеждать трудности при занятиях физической культурой - тренировка не только мышц, но и воли.

8. И, пожалуй, самое главное в воспитании воли — это самовнушение.

Лекция 20, 21. Тема «Эмоции и чувств»

  1. Общее представление об эмоциях и чувствах.

  2. Классификация эмоциональных состояний человека.

  3. Роль эмоций и чувств в жизни человека.

  4. Зависимость здоровья, эффективности деятельности от уровня эмоциональной напряженности.

  5. Обзор методов эмоциональной саморегуляции.

Познавая действительность, человек, так или иначе, относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие печалят, одни вызывают восхищение, другие возмущают и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев и др. — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности, называемые эмоциями. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда вообще незаметны. Чувства, напротив, внешне весьма заметны. Чувства человека носят социальный характер. В их основе лежат потребности, возникающие в процессе общественного развития. Круг потребностей человека широк и разнообразен. А это, в свою очередь, вызывает многообразие его чувств.

В зависимости от направленности чувства делятся на:



Рис.7. Классификация эмоций и чувств

Говоря о переживании человека, употребляют два термина — «чувства» и «эмоции». В широком смысле слова — это синонимы. В узком — под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. У человека они проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать (стенические) или понижать (астенические) жизнедеятельность человека. Состояния, характеризующиеся максимальной мобилизацией всех сил напряжением, называются стрессовыми. Эмоции как форма проявления личности выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обуславливают ее динамику. Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Чувства и эмоции играют чрезвычайно важную роль в деятельности и во всем поведении человека. Возникновение и проявление чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности мышц, в частности выразительными движениями всего тела и лицевых мышц, а также с изменениями в деятельности желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции.

Человек испытывает легкость или трудность, удовлетворенность или огорчение, бодрость или усталость в зависимости от поддержания или разрушения сложившихся в нервной системе динамических стереотипов. Особенно острые переживания испытываются при ломке временных нервных связей. Благоприятные, привычные внешние условия облегчают образование временных связей и переживаются как положительные состояния. На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии явлений и предметов, но могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными, приобретают общественный характер. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, интеллектуальные, эстетические.

В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных переживаний. Среди них выделяются такие, которые отличаются особым своеобразием протекания и влияния на поведение и деятельность человека. Это настроения, аффекты, страсти, стрессы.

Настроение — устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности человека. Через настроение человек как бы отражает свое отношение к действительности. Оно может быть веселое и бодрое или, наоборот, тоскливое. Основными источниками настроений являются удовлетворенность или неудовлетворенность тем, как складываются отношения с окружающими, как разрешаются всяческие противоречия, возникающие на жизненном пути человека. Длительное плохое настроение — показатель неблагополучия. Настроение находится в большой зависимости и от общего состояния здоровья человека, в особенности от состояния нервной системы и желез внутренней секреции. Источники настроения не всегда ясны. Однако они всегда зависят от каких-то причин, и следует уметь разбираться в них.

Аффект — эмоциональное состояние взрывного характера, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Часто аффекты сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Развитие аффекта характеризуется различными стадиями, сменяющими друг друга. Страсти — эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающее под влиянием различных причин.

Стресс — состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой. Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности: психофизиологической конституцией, чувствительностью к воздействиям (сензитивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д. Стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Среди признаков стрессового напряжения выделяются: невозможность сосредоточиться; частые ошибки в работе; ухудшение памяти; частое возникновение чувства усталости; быстрая речь; мысли часто улетучиваются; довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка); повышенная возбудимость; работа не доставляет прежней радости; потеря чувства юмора; резкое возрастание количества выкуриваемых сигарет; пристрастие к алкогольным напиткам; постоянное ощущение недоедания или пропадание аппетита; невозможность вовремя закончить работу.

Опыт показывает, что эффективным средством предотвращения эмоциональных расстройств, стрессов является использование способов саморегуляции и «восстановления себя». Это своего рода «техника безопасности» для всех, кто хочет на долгие годы оставаться здоровыми. Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путём воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Пренебрежение правилами психогигиены, длительные стрессы в конце концов приведут к неврозам.

Методы эмоциональной саморегуляции:

1. Мускулатура. Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции — расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями. Чем раньше (по времени возникновения эмоций) включается сознательный контроль, тем более эффективным он оказывается. Так, в гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица. Возникает это автоматически, рефлекторно. Однако стоит «запустить» вопросы самоконтроля «Как выглядит мое лицо?»), и мимические мышцы начинают расслабляться. Только необходима предварительная тренировка в расслаблении определенных мышечных групп на основе словесных самоприказов. Упражнения для релаксации мышц лица включают задания на расслабление той или иной группы мимических мышц (лба, глаз, носа, щек, губ, подбородка). Суть их — в чередовании напряжения и расслабления различных мышц, чтобы легче было запомнить ощущение расслабления по контрасту с напряжением. Упражнения выполняются при активной направленности внимания на фазы напряжения и расслабления с помощью словесных самоприказов, самовнушения. В результате многократных повторений этих упражнений постепенно в сознании возникает образ своего лица в виде маски, максимально свободного от мышечного напряжения. После такой тренировки можно легко по мысленному приказу в нужный момент расслабить все мышцы лица.

2. Дыхание. Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Как ни странно, не все люди умеют правильно дышать. Не последнюю роль неумелое дыхание играет и в утомляемости. Сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший или испугавшийся. Как видно, нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека, а потому и произвольное упорядоченное дыхание должно оказывать обратное воздействие на это состояние.

Научившись влиять на свое дыхание, можно приобрести еще один способ эмоциональной саморегуляции. Смысл дыхательных упражнений состоит в сознательном контроле за ритмом, частотой, глубиной дыхания. Разные типы ритмичного дыхания включают задержки дыхания разной продолжительности и варьирование вдоха и выдоха. На всем протяжении дыхательные пути обильно снабжены окончаниями вегетативной нервной системы. Установлено, что фаза вдоха возбуждает окончания симпатического нерва, активизирующего деятельность внутренних органов, а фаза выдоха — блуждающего нерва, как правило, оказывающего тормозящее влияние.

3. Визуализация. Эффективной эмоциональной саморегуляции способствует также использование приемов воображения или визуализации. Визуализация — это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций. Визуализация помогает человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытал когда-то. Воспроизведя в сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие. Разновидностью визуализации являются упражнения «сюжетного воображения», основанные на преднамеренном использовании цвета и пространственных представлений сознания человека. Сознательные представления окрашиваются в нужный цвет, соответствующий моделируемому эмоциональному состоянию. Цвет обладает мощным эмоциональным действием на нервную систему. Красный, оранжевый, желтый — цвета активности; голубой, синий, фиолетовый — цвета покоя; зеленый — нейтральный. Цветовые (температурные, звуковые, осязательные) ощущения лучше дополнять пространственными представлениями. Если необходимо успокоиться, отдохнуть, необходимо представлять широкое, открытое пространство (морской горизонт, просторное небо, широкая площадь, обширный зал театра и т. д.). Для мобилизации организма на выполнение ответственной задачи помогают образы тесных, узких пространств с ограниченным горизонтом (узкая улица с высокими домами, ущелье, тесная комната). Использование данных приемов воедино позволяет вызвать необходимое эмоциональное состояние в нужный момент (спокойное — просторный морской берег, зимний пейзаж в сиреневых сумерках; бодрящее — летний пляж ярким солнечным днем, слепящее солнце, ярко-желтый песок). Следует вжиться в представляемую картину, прочувствовать ее и зафиксировать в сознании. Постепенно возникнет состояние расслабленности и покоя или, наоборот, активности, мобилизованности. Когда возникают чрезвычайные ситуации, они вызывают напряжение задолго до столкновения с ними. Поэтому необходимо подготовиться к ним. Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута.

4. Простые утверждения. Повторение коротких, простых утверждений •позволяет справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров:

5. Релаксация. Мгновенная релаксация состоит из двух вариантов.

tematika-referatov-samostoyatelnaya-rabota-studentov-pod-rukovodstvom-prepodavatelya-samostoyatelnaya-rabota-studentov.html
tematika-referatov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-fizicheskaya-kultura-1-kurs-nazvanie.html
tematika-referatov.html
tematika-roditelskih-sobranij-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-sosh-61.html
tematika-roditelskih-sobranij-prikaz-ot-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou.html
tematika-rubezhnogo-kontrolya-znanij-i-sootvetstvuyushih-individualnih-kontrolnih-domashnih-zadanij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/82-formirovanie-i-oformlenie-del-primernaya-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-organah-mestnogo-samoupravleniya.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomiko-matematicheskie-metodi-i-modelirovanie-v-zemleustrojstve.html
  • learn.bystrickaya.ru/gabrielyan-o-s-programma-kursa-himii-dlya-8-11-klassov-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-rossiya-v-globalnom-mire--11-territoriya-i-granici-kak-faktor-razvitiya-rossijskogo-gosudarstva.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-porazitelnij-mehanizm-allen-karr.html
  • lesson.bystrickaya.ru/metall-blizhnego-vostoka-v-kontekste-socialno-ekonomicheskih-i-kulturnih-processov-eneolit-srednij-bronzovij-vek.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-kurs-okruzhayushij-mir.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kak-bit-pravoslavnim-segodnya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tver-proshina-ul-d-3-k-2-fil-4-b-ka-170021-priglashenie-k-uchastiyu-v-aukcione.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/problema-formi-v-russkoj-narodnoj-pesne-stranica-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/dinamika-idealov-v-chukotskoj-nacionalnoj-kulture-filosofskij-analiz-transformacii-etnicheskih-kultur-v-epohu.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-priamure-nachali-gotovit-dokumentaciyu-na-novij-sportkompleks-finansirovanie-programmi-razvitiya-fizicheskoj-kulturi.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-igorodskom-festivale-konkurse-zrimoj-pesni-pesni-vojni-i-pobedi.html
  • college.bystrickaya.ru/2-v-kachestve-vnerealizacionnih-obshestvo-priznaet-rashodi-treh-vidov-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/russkaya-kultura-1-oj-chetverti-19-veka.html
  • klass.bystrickaya.ru/73-sborshik-elektroizmeritelnih-priborov-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-2-pravo-sobstvennosti-i-drugie-veshnie-prava-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-grazhdanskoe-pravo.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihologiya-sotrudnichestva-kriterii-sotrudnichestva-uchebno-metodicheskoe-posobie-tobolsk-2008-pechataetsya-po-resheniyu.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-prepodavatel-krasovskij-prepodavatel-krasovskij-vyacheslav-evgenevich-moskva-2010.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-tretya-eshe-odna-oda-kurice-petr-lyukimson.html
  • grade.bystrickaya.ru/normativi-trudoemkosti-na-tekushij-remont-tr-2-elektrovozov-postoyannogo-toka-chel-ch.html
  • literatura.bystrickaya.ru/religiya-i-sociokulturnie-transformacii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-dopolnitelnih-mer-po-snizheniyu-napryazhennosti-na-rinke-truda-goroda-moskvi-v-2011-godu-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/forma-organizacii-publichnij-doklad-gou-sosh-s-uglublyonnim-izucheniem-anglijskogo-yazika-1246-goroda-moskvi.html
  • learn.bystrickaya.ru/geografiya-rasprostraneniya-osnovnie-marketingovie-celi-brendinga-sozdanie-brenda-usilenie-brenda-pozicionirovanie.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhrajonnaya-ifns-rossii-4-po-orenburgskoj-oblasti-spisok-nalogoplatelshikov-imeyushih-zadolzhennost-nalog-peni.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-tehnologicheskoe-soderzhanie-informacionnoj-deyatelnosti-krulkevich-m-i-sinkova-e-m-informacionnaya.html
  • studies.bystrickaya.ru/anna-na-shee.html
  • shkola.bystrickaya.ru/midel-shpangout-suhogruznogo-sudna.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-gruppa-konkurs-nagrada-iarhi-yufu-yazichan-elza-koraevna-hpk-51.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rechevoj-akt-nesoglasiya-v-anglijskom-yazike.html
  • urok.bystrickaya.ru/prisoedinenie-rossii-k-vsemirnoj-torgovoj-organizacii-i-razvitie-konsaltingovih-uslug.html
  • college.bystrickaya.ru/24-kommercheskoe-obrazovanie-professionalnogo-obrazovaniya-v-bashkirii.html
  • school.bystrickaya.ru/britti-i-rim.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-sistemi-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-oborudovaniya-mukomolnogo-i-hlebopekarnogo-proizvodstva-putyom-vnedreniya-metodov-i-sredstv-funkcionalno-vibrodiagnostiki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.