.RU

Тема №9. Недостатки произношения свистящих звуков С-СЬ - Учебно-методический комплекс по дисциплине Логопедия (дислалия) (название)


Тема №9. Недостатки произношения свистящих звуков С-СЬ,

^ З-ЗЬ, Ц и их исправление.

Вопросы к обсуждению:

1. Опишите артикуляционный уклад образования свистящих звуков. Укажите сходство и различие в положении органов артикуляции для звуков С-СЬ, З- ЗЬ, С-З-Ц.

2. Опишите динамику образования свистящих звуков. Укажите их сходства и различия.

3. Охарактеризуйте основные формы неправильного произношения свистящих звуков (отсутствие, замена, искажение, смешение), объясните разницу между ними.

4. Перечислите характерные замены свистящих звуков (парасигматизм).

5. Расскажите о разновидностях сигматизма.

6. Перечислите, какие вы знаете приемы постановки звука С. Расскажите об особенностях каждого приема.

7. Какими приемами ставится звук СЬ, от звука С?

8. Какими приемами ставится звук З от звука С, а звук ЗЬ от звука З или СЬ?

9. Каким приемом ставится звук Ц от звуков Т и С?

10. Какими логопедическими зондами можно пользоваться для постановки свистящих звуков? Раскройте методику их применения

11. Вспомните этапы логопедической работы при коррекции звукопроизношения. Раскройте значение каждого этапа на примере коррекции свистящих звуков.

12. Какие основные виды работ по дифференциации звуков вы знаете?


Тема №10. Недостатки произношения шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ и их исправление.

Вопросы к обсуждению:

1. Опишите статику (артикуляционный уклад) органов артикуляции при образовании шипящих звуков. Укажите сходство и различие звуков Ш и Ж.

2. Опишите статику (артикуляционный уклад) органов артикуляции звуков Ч и Щ.

3. Опишите динамику образования звуков Ш и Ж . Проследите последовательность преобразования выдыхаемой воздушной струи в определенный звук речи. Укажите сходство и различие звуков Ш и Ж.

4. Опишите динамику образования звуков Ч и Щ. Укажите их сходство и различие.

5. Расскажите о видах неправильного произношения шипящих звуков. Объясните причины неправильного произношения шипящих звуков.

6. Какие фонетико-фонематические дефекты произношения шипящих звуков вам известны? Объясните разницу между фонетическими и фонематическими дефектами звукопроизношения на примере шипящих звуков.

7. Какие дефекты произношения шипящих звуков могут впоследствии отражаться в письменной речи при обучении ребенка в школе? Приведите примеры.

8. Какие дефекты строения и подвижности артикуляционного аппарата вызывают нарушение произношения шипящих звуков?

9. Сформулируйте задачи подготовительного этапа в коррекции неправильного произношения шипящих звуков. Назовите конкретные формы работы.

10. Чем будут отличаться подготовительные упражнения в случаях бокового, носового, призубного и межзубного сигматизма? Вспомните характер нарушения при каждом виде перечисленных дефектов.

11. Вспомните, какие существуют приемы постановки шипящих звуков. Расскажите об особенностях каждого приема.

12. С опорой на какие анализаторы логопед осуществляет дифференциацию звуков? Раскройте роль каждого анализатора.


Тема №11. Недостатки произношения звуков Й, К-КЬ, Г-ГЬ,

Х-ХЬ и их исправление.

Вопросы к обсуждению:

1. Дайте описание положения органов артикуляции при правильном произнесении звуков К, КЬ, Г, ГЬ. Объясните сходство и различие.

2. Дайте описание статики звуков Х, ХЬ, Й.

3. Опишите динамику образования звуков К, КЬ, Г, ГЬ. Какова разница образования этих звуков?

4. Какова динамика образования звуков Х, ХЬ, Й?

5. Перечислите виды неправильного произношения звуков К, Г, Х.

6. Перечислите характерные замены заднеязычных звуков. Опишите, что нарушено в каждом конкретном случае.

7. Сравните механизм образования звуков К и Г с механизмом образования звуков-заменителей.

8. Назовите возможные причины нарушения заднеязычных звуков.

9. Будет ли нарушаться произношение заднеязычных звуков при укороченной подъязычной уздечке? Какие нарушения в строении органов артикуляции способствуют появлению каппацизма?

10. Как называются дефекты произношения звуков К, Г, Х, Й?

11. Назовите задачи подготовительного этапа коррекционной работы при отсутствии заднеязычного звука и при его замене. Разберите на примере.

12. Какие приемы можно использовать для коррекции произношения звуков К, Г, Х, Й? Какова последовательность их применения?

13. От каких звуков можно поставить звуки К, Г, Х и почему? Обоснуйте свой ответ.

14. От каких звуков можно поставить мягкие варианты заднеязычных звуков? Сравните их артикуляцию.


Тема №12. Нарушение противопоставления фонем по участию голоса и степени участия спинки языка (смягчение).

Вопросы к обсуждению:

1. Расскажите о механизме образования голоса.

2. Чем отличаются по своему механизму образования гласные и согласные звуки? Обоснуйте свой ответ.

3. Раскройте понятие «глухие согласные звуки», «звонкие согласные звуки», «сонорные звуки». Охарактеризуйте с точки зрения соотношения шума и голоса фонемы русского языка.

4. Расскажите, какие дефекты озвончения и оглушения звуков вы знаете. Приведите примеры.

5. Какие дефекты озвончения и оглушения звуков можно отнести к фонетическим нарушениям и какие к фонематическим? Объясните почему, приведите примеры.

6. Объясните, будут ли отражаться дефекты озвончения и оглушения звуков на состоянии письменной речи ребенка в период обучения в школе.

7. Расскажите о причинах нарушения озвончения и оглушения согласных звуков.

8. Сформулируйте задачи подготовительного этапа работы по устранению недостатков произношения звонких и глухих согласных звуков.

9. С каких звуков начинается коррекция дефекта произношения звонких согласных? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры.

10. Расскажите о приемах коррекции недостатков озвончения и оглушения согласных звуков.

11. Расскажите, какие основные виды работы по автоматизации и дифференциации звонких и глухих звуков вы знаете. На какие анализаторы опирается эта работа?


12. Объясните на примерах, чем отличаются характеристики твердых звуков от характеристик их мягких пар.

13. Расскажите, какие пары твердых и мягких согласных звуков вы знаете; какие звуки русского языка не имеют мягких парных звуков; какие согласные звуки всегда мягкие.

14. Расскажите, какие дефекты твердости и смягчения согласных звуков вы знаете; приведите примеры.

15. Расскажите, какие дефекты твердости или смягчения согласных звуков относятся к дефектам фонематическим и какие – к фонетическим. Объясните почему; приведите примеры.

16. Будут ли отражаться недостатки твердости или смягчения согласных звуков на состоянии письменной речи ребенка в период обучения в школе?

17. Сформулируйте задачи подготовительного этапа при коррекции недостатков смягчения согласных.

18. Нужно ли при недостатках твердости и мягкости согласных звуков в подготовительный период работать с ребенком над развитием слуховой дифференциации? Если да, объясните, почему и в чем эта работа будет заключаться.

19. Расскажите о приемах коррекции недостатков твердости и мягкости согласных звуков.

20. Почему исправление недостатков твердости и смягчения согласных рекомендуют начинать со звуков Т, Д, Н. Докажите это положение.


Тема №13. Рекомендации для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий по постановке звуков. Фронтальные логопедические занятия при дислалии.

Вопросы к обсуждению:

1. Перечислите этапы логопедической работы при устранении неправильного звукопроизношения. Расскажите, в какой последовательности должны осуществляться данные этапы.

2. Можно ли исключить из логопедической работы по устранению неправильного звукопроизношения какой-либо этап? Если можно, то какой и почему?

3. Опору на какие анализаторы мы используем при постановке звуков? Объясните, приведите примеры.

4. Объясните понятие «слуховой самоконтроль». Расскажите о его значении в работе над звукопроизношением.

5. Когда и при каких условиях можно переходить к этапу автоматизации звука? Аргументируйте свой ответ.

6. В какой последовательности должна проводиться автоматизация звука?

7. Расскажите о требованиях к подбору лексического материала для автоматизации и дифференциации звуков.

8. В каком порядке должны исправляться неправильно произносимые звуки? Объясните, приведите примеры.

9. Как часто должны проводиться занятия по формированию правильного звукопроизношения?

10. Расскажите, в чем отличие индивидуальных, групповых и фронтальных занятий.

11. Какие этапы логопедической работы при устранении неправильного звукопроизношения можно проводить только на индивидуальных занятиях?

12. Какие этапы логопедической работы при устранении неправильного звукопроизношения можно проводить на групповых, фронтальных занятиях?

13. Расскажите об основных требованиях к подбору наглядного материала для индивидуальных, групповых и фронтальных логопедических занятий


Тема № 15 Необходимость устранения дислалии в дошкольном возрасте.

Вопросы к обсуждению:

1. Раскройте понятия «сензитивный период», «гиперсензитивные фазы речевого развития».

2. Дайте определение понятиям «фонематический слух», «фонематическое восприятие».

3. К чему может привести отсутствие своевременной коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия? Как это отразится на обучении ребенка в школе? Приведите примеры.

4. Дайте определения понятиям «дисграфия» и «дислексия».


Содержание практических занятий


Тема № 2. Классификация звуков русского языка.

Задания:

1. Дать артикуляционную характеристику всем гласным звукам по следующей схеме:

- ряд (место подъема спинки языка);

- подъем (степень подъема спнки языка);

- лабиализованность.

2. Дать артикуляционную характеристику следующим согласным звукам: Б, КЬ, ХЬ, Й, Ф, С, Ц, Ж, Щ, Ч, Л, М, Н. по схеме:

- место образования звука;

- способ образования;

- звонкость;

- твердость.

Уметь аргументировать.


^ Тема №5. Логопедическое обследование при дислалии.

Задания:

1. Как необходимо построить первую беседу с родителями ребенка и самим ребенком, чтобы получить как можно больше необходимых сведений? Составьте план такой беседы, обоснуйте его.

2. Какие упражнения можно предложить для обследования состояния артикуляционного аппарата при нарушении губных и губно-зубных звуков? Обоснуйте свой выбор, проиллюстрируйте примерами.

3. Подберите упражнения для выявления нарушений строения и подвижности языка. Объясните, какие звуки будут произноситься неправильно при тех или иных нарушениях строения и подвижности языка.

4. Составьте план обследования звукопроизношения.

5. По составленному плану проведите обследование звукопроизношения у однокурсников.

6. Опишите приемы обследования фонематического слуха.

7. Используя данные приемы, проведите обследование фонематического слуха у своих однокурсников.


Тема №6. Методика коррекционной работы при дислалии.

Задания:

I. Посещение логопедической группы детского сада (наблюдение за обследованием, просмотр индивидуальных занятий, фронтальных занятий).


II. 1. Подберите упражнения, наглядный и дидактический материал для каждого этапа работы по развитию слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

2. Подберите артикуляционные упражнения для ситуации, когда ребенок затрудняется поднять кончик языка вверх.

3. Подберите артикуляционные упражнения для ситуации, когда у ребенка отмечается недостаточная подвижность губ.

4. Какие артикуляционные упражнения необходимо использовать при работе над звуками С, З, Ш, Л, Р.

5. Сочините для ребенка-логопата сказку, используя разные артикуляционные упражнения.

6. В какой последовательности необходимо брать для работы при сложной дислалии следующие звуки: Р, Ш, Ц, С, З. Объясните свой выбор последовательности.


Тема №7. Недостатки произношения звуков Р-РЬ и их исправление.

Задания:

1. Нарисуйте и сопоставьте логопедические профили звуков Р и РЬ, охарактеризуйте различия.

2. С помощью кистей рук попробуйте изобразить правильное положение органов артикуляции при образовании звука Р.

3. Найдите на рисунке № 7 логопедические профили звуков Р, РЬ.

4. Найдите на рисунке № 8 логопедические профили велярного и двугубного ротацизма. Сравните их с логопедическими профилями правильных звуков Р, РЬ. Какой звук изображен на 7-м профиле?

5. Попробуйте сами или с товарищами по группе продемонстрировать различные виды неправильного произношения звука Р и РЬ в словах..

6. Расскажите, какие подготовительные игры и упражнения следует использовать для постановки звука Р. Попробуйте эти упражнения провести с товарищами по группе.

7. Опишите упражнения для выработки вибрации кончика языка при формировании звука Р. Попробуйте эти упражнения провести с товарищами по группе.

8. Расскажите, какие игры и упражнения можно использовать для автоматизации звуков Р, РЬ. Попробуйте эти упражнения провести с товарищами по группе.

9. Опишите упражнения на дифференциацию звуков Р и Л. Попробуйте эти упражнения провести с товарищами по группе.


Тема №8. Недостатки произношения звуков Л-ЛЬ и их исправление.

Задания:

1. Нарисуйте профиль артикуляции звуков Л, ЛЬ. Сравните их.

2. С помощью кистей рук попробуйте изобразить првильное положение органов артикуляции при образовании звука Л.

3. Найдите на рисунке № 7 логопедические профили звуков Л, ЛЬ.

4. Найдите на рисунке № 8 логопедические профили велярного и двугубного ламбдацизма. Сравните их с логопедическими профилями правильных звуков Л, ЛЬ.

5. Попробуйте сами или с товарищами по группе продемонстрировать различные виды неправильного произношения звука Л и ЛЬ в словах..

6. Расскажите, какие подготовительные игры и упражнения следует использовать для постановки звука Л. Попробуйте эти упражнения провести с товарищами по группе.

7. Расскажите, какие игры и упражнения можно использовать для автоматизации звуков Л, ЛЬ. Попробуйте эти упражнения провести с товарищами по группе.


Тема №9. Недостатки произношения свистящих звуков С-СЬ, З-ЗЬ, Ц и их исправление.

Задания:

1. На рисунке № 1 найдите логопедические профили артикуляции правильных и неправильных свистящих звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц.

2. Нарисуйте логопедические профили артикуляции правильного звука С и при межзубном произношении (то же для звуков З и Ц). Сравните их и укажите различия в профилях при правильном и неправильном произношении свистящих звуков.

3. Нарисуйте логопедические профили свистящих звуков при правильном произношении и при призубном и носовом сигматизме.

4. Нарисуйте логопедические профили артикуляции свистящих звуков при правильном произношении и в случаях парасигматизма. Укажите различия в их артикуляции.

5. Перечислите упражнения для выявления нарушений подвижности артикуляционного аппарата при различных видах сигматизма.

6. Какие упражнения можно использовать для проверки состояния фонематического слуха?

7. Какие подготовительные упражнения необходимы для ребенка, если у него отмечается боковой, носовой, призубный или межзубный сигматизм.

8. Составьте конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком на тему «Подготовка артикуляционного аппарата ребенка к постановке свистящих звуков». Проведите занятие с кем-нибудь из однокурсников.

9. Потренируйтесь на себе или на товарищах по группе в вызывании свистящих звуков, используя разные приемы. При выполнении этого задания пользуйтесь зеркалом.

10. Составьте конспекты занятий по коррекции неправильного произношения свистящих звуков для разных этапов логопедической работы: подготовительного, постановки звука, автоматизации, дифференциации и введения его в связную речь ребенка.


^ Тема №10. Недостатки произношения шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ и их исправление.

Задания:

1. Нарисуйте в тетрадях логопедические профили правильной артикуляции звуков Ш, Ж, Ч, Щ. Объясните их различия.

2. Изобразите с помощью кистей рук правильное положение органов артикуляции при образовании звуков Ш, Ж, Ч, Щ.

3. Нарисуйте в тетрадях логопедические профили артикуляции звуков С-Ш, З-Ж, Ц-Ч, Ш-Щ и сравните статику и динамику. Найдите сходство и различия.

4. Найдите на рисунке №5 логопедические профили артикуляции звуков Ш, Ж, Ч, Щ.

5. Определите на рисунке №4 логопедические профили правильных и неправильных шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ. Назовите представленные на рисунке виды шипящего сигматизма.

6. На рисунке №6 найдите логопедические профили правильных шипящих звуков и их замены. Какие это звуки?

7. Исходя из наличия собранного вами самостоятельно практического материала, составьте конспект занятия с одним ребенком или группой детей на тему «Подготовка артикуляционного аппарата ребенка к постановке шипящих звуков».

8. Придумайте сами или подберите из имеющихся у вас пособий игры на дифференциацию звуков Ш и Ж. С этой целью подберите пары слов со звуками Ш и Ж в начале, середине и конце. Попробуйте провести эти игры и упражнения со своими одногруппниками.


^ Тема №11. Недостатки произношения звуков Й, К-КЬ, Г-ГЬ,

Х-ХЬ и их исправление.

Задания:

1. Нарисуйте в тетради логопедические профили артикуляции звуков К и КЬ. Рядом с рисунком поместите характеристики этих звуков.

2. Нарисуйте в тетради логопедические профили артикуляции звука Г и его мягкой пары ГЬ, дайте характеристику этих звуков.

3. Нарисуйте профили артикуляции звуков Х, ХЬ, Й. Объясните, в чем отличия этих трех профилей.

4. Попробуйте с помощью кистей рук изобразить правильное положение органов артикуляции при произнесении звуков К, Х, Й.

5. Найдите на рисунке №9 логопедические профили артикуляции правильных звуков К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ, Й. Обоснуйте свой выбор и назовите изображенные на рисунке профили артикуляции других звуков.

6. Нарисуйте профили артикуляции звука К и его заменителей. Объясните, на основе какого сходства идет замена.

7. Нарисуйте профили артикуляции звуков Г, Х и их заменителей. Чем похожи эти профили и чем отличаются?

8. Какой заменитель звука Й вы знаете? Нарисуйте его логопедический профиль, сравните с профилем звука Й.

9. Какой практический материал необходим для обследования состояния заднеязычных звуков?

10. Составьте конспект занятия по обследованию речи детей с дефектами произношения звуков К, Г, Х. Проведите обследование, результаты обсудите в группе.

11.Подготовьте конспект занятия с ребенком на тему «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке заднеязычных звуков». Разберите составленный конспект в группе.

12. Вспомните этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения. Проиллюстрируйте каждый этап конкретным примером работы над звуками К, Г, Х, Й.


Тема №12. Нарушение противопоставления фонем по участию голоса и степени участия спинки языка (смягчение).

Задания:

1. Нарисуйте в своих тетрадях логопедические профили правильной артикуляции звуков С-З, Ш-Ж. Раскройте на данных примерах различия в образовании звонких и глухих звуков.

2. Изобразите профили артикуляции звуков К-Г, Т-Д, П-Б, Ф-В. Так же как и в предыдущем задании, раскройте на примерах различия в образовании звонких и глухих звуков.

3. Нарисуйте логопедические профили артикуляции гласных звуков А, О, У, Э, Ы. На примерах раскройте различия в образовании гласных и звонких согласных звуков.

4. Составьте конспект занятия по обследованию речи ребенка с дефектами озвончения и оглушения. Обсудите конспект с товарищами по группе.

5. Как показать ребенку (или дать почувствовать), где образуется голос и где резонирует звук? Опишите методику.

6. Разработайте конспект занятия на озвончение звуков П, Ф, Т, подберите для этой цели соответствующий дидактический материал. Проведите занятие с одногруппниками.

7. Придумайте или подберите из имеющихся у вас пособий игры на дифференциацию различных пар звонких и глухих звуков. Проведите эти игры..


8. Нарисуйте профили артикуляции следующих звуков: Т-ТЬ, Д- ДЬ, В-ВЬ, Л-ЛЬ, Х-ХЬ. Дайте характеристику этих звуков по следующему плану:

-место образования;

-способ образования;

- звонкость (глухость);

- Твердость (мягкость).

9. Нарисуйте логопедические профили артикуляции следующих пар звуков: П-ПЬ, Б-БЬ, Ф-ФЬ, К-КЬ, С-СЬ, З-ЗЬ, Р-РЬ, Г-ГЬ, М-МЬ, Н-НЬ. Объясните разницу в их артикуляционных укладах, дайте характеристику каждой паре звуков.

10. Вспомните и нарисуйте профили артикуляции звуков, не имеющих мягкой пары, и звуков, не имеющих твердой пары.

11. Какие подготовительные упражнения вы можете рекомендовать для коррекции недостатков смягчения. Обоснуйте свои предложения.

12. Опишите постановку мягких согласных ТЬ, ДЬ, НЬ от их твердых пар с механической помощью.

13. Разработайте конспект занятия по смягчению (получению мягких парных звуков) КЬ, ГЬ, ХЬ, РЬ, ЛЬ. Обсудите его в группе.


Тема №13. Рекомендации для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий по постановке звуков. Фронтальные логопедические занятия при дислалии.

Задания:

1. Составьте конспекты практических занятий по коррекции неправильного произношения свистящих, шипящих, сонорных, заднеязычных звуков ( 2-3 звуков на выбор) для разных этапов логопедической работы: подготовительного, постановки звука, автоматизации, дифференциации и введении его в связную речь ребенка.

2. Подберите к составленным конспектам занятий дидактический материал.

3. Проведите занятия по составленным конспектам, обсудите их с одногруппниками.


Темы контрольных работ


  1. Формы и виды дислалии. Логопедическое обследование при дислалии.

  2. Методика коррекционной работы при дислалии.


Вопросы для самопроверки


1. Назовите критерии разграничения речевых нарушений в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях речевых нарушений.

2. Расскажите, в каких аспектах характеризуются гласные и согласные звуки русского языка.

3. Дайте определение дислалии.

4. Расскажите об основных формах и видах дислалии.

5. Расскажите о возможных причинах возникновения дислалии.

6. Какой из видов дислалии (органическая или функциональная) является наиболее тяжелым дефектом?

7. Расскажите о поэтапном ходе логопедической работы при дислалии.

8. В чем заключается связь между звукопроизношением и фонематическим восприятием?

9. Расскажите о системе логопедической работы по развитию слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

10. Раскройте понятие артикуляционной гимнастики, ее виды и методика проведения.

11. Опишите артикуляцию свистящих, шипящих, сонорных и заднеязычных звуков.

12. Расскажите о недостатках произношения свистящих, шипящих, сонорных и заднеязычных звуков, о нарушении противопоставления фонем по участию голоса и степени участия спинки языка (смягчение).

13.Выделите основные приемы коррекции нарушенного звукопроизношения.

14. Какой из видов дифференциации звуков нужно использовать раньше: дифференциацию на слух или в произношении?


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


Основная литература


  1. Беккер К.Л., Совак М. Логопедия. – М.,1981.

  2. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство “Библиополис”». СПб., 1994.

  3. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

  4. Современный русский литературный язык/ Под ред. П.А.Леканта.- М.: 1996.- С. 82-139.

  5. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Просвещение: Владос, 1995, 1998.

  6. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушение речи у детей.- М.: 1993.

  7. Фомичева М.Ф., Воспитание правильного произношения. – М.,1989, 2000.

  8. Бондаренко А.К. Дидактические игры для воспитания. – М.: Просвещение, 1991.


Дополнительная литература


  1. Аманатова М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях // Логопедия: научно-методический журнал. – 2007. - № 1 (15). – С. 20-27.

  2. Багель О.А. К проблеме индивидуального подхода при коррекции речевых нарушений // Практическая психология и логопедия. – 2006. - № 2 (19). – С. 51-52.

  3. Бондаренко А.П. Значение раннего выявления и коррекции недостатков устной и письменной речи // Школьный логопед. – 2006. - № 3 (12). – С. 15-16.

  4. Елисеева М.Б. «Нормальные» ошибки в речи детей раннего возраста // Практическая психология и логопедия. – 2006. - № 1 (18). – С. 3-8.

  5. Иванова С.В. Развитие фонематических процессов у детей с задержкой психического развития. Усвоение темы «Мягкость и твердость согласных звуков» с применением «полезных моделей» // Школьный логопед. – 2006. - № 2 (11). – С. 33-47.

  6. Прокопьева Л.И. К вопросу о воспитании звуковой культуры речи у дошкольников. // Логопедический бюллетень: сборник научных статей/ Сост. Л.И. Прокопьева. – Выпуск VI. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2007.-С. 12-14.

  7. Тосуниди О.М. Формы проведения логопедических занятий // Школьный логопед. – 2006. - № 2 (11). – С. 60-66.

  8. Уздемир А.Н. Развитие навыков языкового анализа и синтеза как профилактика нарушений письма у первоклассников // Практическая психология и логопедия. – 2006. - № 1 (18). – С. 28-31.

  9. Федосова О.Ю. К вопросу о принципах коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей // Практическая психология и логопедия. – 2006. - № 1 (18). – С. 55-61.

  10. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособия для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 560 с.


Примерные темы курсовых работ

1. Система коррекционно-педагогической работы при дислалии.

2. Логопедические технологии, используемые при обследовании произносительной стороны речи.

3. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия в системе коррекционно-педагогической работы с дошкольниками при дислалии.

4. Значение дидактических игр в автоматизации звуков и овладении коммуникативными навыками при полиморфной дислалии.

5. Сравнительная характеристика произносительной стороны речи у детей с дизартрией и дислалией.


ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (I СЕМЕСТР – зачет)

Вопросы к зачету:

  1. Определение дислалии. Исторический аспект развития проблемы.

  2. Необходимость устранения дислалии в дошкольном возрасте.

  3. Виды дислалии: простые и сложные.

  4. Этиология дислалии.

  5. Обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата.

  6. Обследование звукопроизношения.

  7. Обследование произнесения слов со сложной слоговой структурой.

  8. Обследование фонематического слуха.

  9. Формы дислалии: функциональная и механическая.

  10. виды нарушения звукопроизношения (замена, пропуски, искажение, смешение).

  11. Этапы логопедической работы при дислалии. Задачи каждого этапа.

  12. Постановка звука. Автоматизация навыка произношения звука в слогах, словах, предложениях, в разговорной речи. Дифференциация звуков.

  13. Этапы развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха.

  14. Артикуляционная гимнастика, ее цель. Статические и динамические артикуляционные упражнения.

  15. Характеристика фонем Р – Р’. Варианты нарушения фонем. Приемы постановки звуков.

  16. Характеристика фонем Л – Л’. Описание правильного уклада органов артикуляции.

  17. Варианты нарушений фонем Л – Л’. Параламбдацизм. Приемы постановки звуков.

  18. Характеристика фонем C – С’, З - З’, Ц. Описание правильного уклада органов артикуляция.

  19. Характеристика фонем C – С’, З - З’, Ц. Межзубный, призубный, губно-зубной, шипящий, боковой сигматизм. Парасигматизм.

  20. Приемы постановки звуков C – С’, З - З’, Ц.



ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (II СЕМЕСТР – экзамен)


Вопросы к экзамену:

  1. Органическая (механическая) дислалия, ее этиология.

  2. Функциональная дислалия, ее эитология.

  3. Сложная и простая дислалия. Характеристика нарушения. Система логопедической работы по преодолению дефекта.

  4. Акустико-фонематическая дислалия. Характеристика нарушения.

  5. Артикуляторно-фонематическая дислалия. Характеристика нарушения.

  6. Артикуляторно-фонетическая дислалия. Характеристика нарушения.

  7. Фонематический слух. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия.

  8. Этапы и задачи каждого этапа логопедической работы при дислалии.

  9. Нарушение строения артикуляционного аппарата. Влияние нарушений строения и функций артикуляционного аппарата на речь ребенка.

  10. Методика обследования звукопроизношения.

  11. Общие требования к работе по исправлению нарушенного звукопроизношения.

  12. Этапы логопедической работы при дислалии. Задачи каждого этапа.

  13. Приемы и методы развития слухового внимания, памяти и фонематического восприятия.

  14. Ариткуляционная гимнастика. Ее виды и методика проведения.

  15. Особенности формирования операций фонемного анализа и синтеза у дошкольников с дислалией. Приемы работы.

  16. Способы постановки звуков.

  17. Нарушение произношения шипящих звуков. Порядок и приемы устранения дефекта.

  18. Сигматизм. Виды. Постановка звуков.

  19. Ротацизм. Виды. Структура и содержание цикла индивидуальных занятий по коррекции звука «Р».

  20. Ламбдацизм. Виды. Коррекция дефекта.

  21. Нарушение и дифференциация твердых и мягких звуков. Причины нарушения и методы устранения.

  22. Нарушение дифференциации звонких и глухих звуков. Структура и содержание работы.

  23. Нарушение произношения заднеязычных звуков. Коррекция.



Технологическая карта дисциплины


Кафедра: _______________логопедии______________________________

Специальность ^ 031800 050715.65 Логопедия

Дисциплина __логопедия (дислалия)____________

Статус дисциплины ( по учебному плану): обязательная для изучения

Семестр:______1,2___________

Лекции ______118 (68/50)________ час.

Практические / лабораторные занятия ___80 (40/40)_______________ час.

Экзамен / зачет

Самостоятельная работа __106 (56/50)______________ час.


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ___Хатнюкова-Шишкова Т.Г., Панкова С.Ю.__________________________________________


tamerlan-nefedov-s-istoriya-novogo-vremeni-epoha-vozrozhdeniya.html
tamozhennaya-ekspertiza-toplenogo-moloka.html
tamozhennaya-konvenciya-o-mezhdunarodnoj-perevozke-gruzov-s-primeneniem-mpd-konvenciya-mpd.html
tamozhennaya-politika-chast-5.html
tamozhennaya-politika-moskovskogo-centralizovannogo-gosudarstva.html
tamozhennaya-politika-sssr-v-80-e-godi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-russkomu-yaziku-i-literature-podgotovila-uchitel-russkogo-yazika.html
  • institut.bystrickaya.ru/stoimost-razmesheniya-oficialnie-svadebnie-ceremonii-za-granicej.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekt-sajtov-socionicheskie-znakomstva-stranica-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-nyuhtilin-shpargalki-po-filosofii-chast-68.html
  • shkola.bystrickaya.ru/problems-of-the-youth-friendship-love-conflicts.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvenno-politicheskij-rezhim-ponyatie-vidi-1-kodeks-vavilonskogo-carya-hamurappa.html
  • abstract.bystrickaya.ru/314-kontaktnaya-informaciya-ezhekvartalnij-otchet-oao-krasnogorskij-zavod-im-s-a-zvereva-oao-kmz-ukazivaetsya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perechen-kompetencij-uchitelya-predmetnika-v-sfere-ikt-programma-povisheniya-kvalifikacii-i-metodicheskie-rekomendacii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvo-uchastnik.html
  • studies.bystrickaya.ru/kompleksnoe-issledovanie-rinka-sotovoj-svyazi-na-primere.html
  • crib.bystrickaya.ru/internet-resursi-grizlov-b-v-monitoring-smi-8-maya-2008-g.html
  • textbook.bystrickaya.ru/katav-ivanovskij-municipalnij-rajon-chelyabinskoj-oblasti-investicionnij-pasport.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-v-krilov-rukovoditel-izdatelskogo-proekta-kand-sociol-nauk-stranica-70.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mironov-av-religioznie-osnovaniya-rasprostranenie-tehnoetiki-novaya-biblioteka-gumanitarnogo-obrazovaniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/farmakologiyali-zhne-drlk-zattara-medicinali-masattai-bjimdar-men-medicinali-tehnikaa-klinikali-zertteuler-zhne-nemese-sinatar-tkzuge-rsat-beru-memlekettk-krsetletn-izmet-standarti.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-permskoj-oblasti-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-permskoj-oblasti-v-2003-godu-stranica-5.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soderzhatelnie-linii-uchebnaya-programma-kursk-2010-programma-odobrena-obshestvennim-sovetom-po-duhovno-nravstvennomu.html
  • spur.bystrickaya.ru/kto-takoj-maruf-karkhi-entoni-de-mello-molitva-lyagushki.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-e-razlogovoj-i-v-p-narumova-stranica-18.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sudebno-medicinskaya-ekspertiza-v-ugolovnom-i-grazhdanskom-processe-dlya-napravleniya-030500-yurisprudenciya-.html
  • composition.bystrickaya.ru/otnosheniya-tiras.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-20-osobennosti-provedeniya-nalogovih-proverok-pri-likvidacii-nalogoplatelshika.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnika-pozharnaya-nasosi-centrobezhnie-pozharnie-obshie-tehnicheskie-trebovaniya-metodi-ispitanij.html
  • report.bystrickaya.ru/internet-resursi-predstoyashie-meropriyatiya-v-gd-5.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prestupleniya-protiv-polovoj-neprikosnovennosti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-uchebno-tematicheskij-plan-ochnoe-i-zaochnoe-otdelenie-stranica-7.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-p-belyakov-predsedatel-orgkomiteta-rektor-sibgau-krasnoyarsk.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-22-predatelstvo-dzhon-milton-poteryannij-raj-kn-2-i-chast-pervaya-oksford-glava-1.html
  • education.bystrickaya.ru/2-metodologicheskie-principi-sistemnoj-semejnoj-psihoterapii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-05076.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasshiryaemost-uchebnoe-posobie-moskva-2008.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fragment-uroka-po-nachalnoj-shkole-s-primeneniem-resursov-ios.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-ii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-chislo-sem-v-astronomii-nauke-i-magii-tajnaya-doktrina.html
  • studies.bystrickaya.ru/-parol-ustanovshika-adres-257-programma-upravleniya-centralyami-omn.html
  • shkola.bystrickaya.ru/trudno-bit-dobrim-aktrisa-chulpan-hamatova-o-tom-chto-segodnya-proishodit-s-blagotvoritelnostyu-v-rossii-i-pochemu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.