.RU

Тема 3. Источник как явление культуры - Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14 источниковедение


^ Тема 3. Источник как явление культуры

Теоретическая разработка концепционных положений источниковедения особенно усилилась, когда в Историко-архивный институт в 1943 г. пришел А.И. Андреев, вскоре возглавивший кафедру вспомогательных исторических дисциплин. В 1940 г. вышел в свет его выдающийся источниковедческий труд - монография «Очерки по источниковедению Сибири». В этом труде реализованы принципиальные положения методологии источниковедения петербургской школы: подход к историческим источникам как к явлениям культуры, рассмотрение вещественной и знаковой сторон источников, разработка видовых методов тончайшего критического исследования русских картографических, письменных, изобразительных и других источников в сравнительной перспективе. А.И. Андрееву удалось привлечь к разработке проблем методологии источниковедения и концепции курса значительные творческие научные силы, создать оптимальную структуру общего курса источниковедения. Вместе с В.К. Яцунским он занялся проблемой взаимодействия естественно-научных и гуманитарных аспектов в исследовании и преподавании источниковедения и исторической географии. Особенно важное значение имела разработка курса источниковедения отечественной истории новейшего времени, начатая по инициативе А.И. Андреева и М.Н. Черноморского, а также курсов и семинаров по дипломатике (актовое источниковедение), проведенная А.А. Зиминым, курса Л.В. Черепнина по источниковедению.

В это время изменялись сложившиеся стереотипы массового сознания. Технократические перспективы прогресса мировой цивилизации воспринимались более критично, нежели ранее, яснее вырисовывались опасные тенденции дегуманизации науки и развития общества в целом. Накопление нового социального опыта, введение в научный оборот источников, ранее не привлекавших к себе внимания профессиональных историков, изменившиеся представления о роли исторического знания и роли историка в процессе исследования - все эти новые проблемы настоятельно требовали теоретического обобщения, широкого обсуждения. Методологические дискуссии, развернувшиеся на Западе после выхода в свет книг М. Блока «Апология истории» и Р. Дж. Коллингвуда «Идея истории», огромный общественный интерес к работам об историческом познании, к новаторским трудам историков школы «Анналов» - свидетельства возрастания историзма общественного сознания.

Окончание второй мировой войны изменило общую политическую и культурную ситуацию в мире, позволило историкам по-иному осмыслить предмет и методы своей науки. В центре методологических дискуссий конца 40 - начала 50-х годов оказались вопросы исследования современной цивилизации. Сравнительный анализ различных подходов, приемов исследования, возможностей междисциплинарных контактов осознавался как результативный путь формирования новой социальной науки. В этих обстоятельствах жизнь за "железным занавесом" в искусственной изоляции от мировой культуры прошлого и современности воспринималась русским источниковедением особенно остро. Ученые всячески стремились выйти из сложившейся ситуации. Например, Л.И. Андреев, знакомя студентов Историко-архивного института с работами А.С. Лаппо-Данилевского, открыто утверждал, что наука неделима и что необходимо знать новые достижения западных ученых.

В условиях нарастающего идеологического давления А.И. Андреев отстаивал свои научные убеждения, боролся против изоляции отечественной науки. Он публиковал труды, в которых рассматривал традиционные научные связи России и Запада, использовал новые данные об этом в педагогической работе. По его предложению кафедра включила в свои планы серию докладов о трудах западноевропейских и американских ученых, представлявших интерес для изучения источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. Кафедра даже решила просить дирекцию об установлении контактов с соответствующими по профилю западноевропейскими и американскими научными учреждениями.

А.И. Андреев оставался тверд в отстаивании своих научных и нравственных приоритетов. Позднее его борьба за свободу научной мысли в современной историографии вполне справедливо сравнивалась с борьбой, которую в те же годы в области естествознания, биологии, генетики самоотверженно вели В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов, Н.В. Тимофеев-Ресовский. Лишенный возможности работать на кафедре, А.И. Андреев был вынужден уехать из Москвы. Вслед за ним кафедру оставил Л.В. Черепнин, а позднее В.К. Яцунский.

Обсуждение методологических проблем в России конца 40-х годов носило, по понятным причинам, односторонний, идеологизированный характер. Но это не должно полностью увести нас от существа обсуждаемых проблем и достигнутых результатов. Теоретические проблемы источниковедения и конце 40 -начале 50-х годов подробно рассмотрены в ряде трудов Л.В. Черепнина. Чтение курсов источниковедения в Историко-архивном институте, разработка концепции источниковедения и программы курса, создание учебных пособий по палеографии и другим историческим дисциплинам позволили ученому обратиться к проблемам теории. Для русского источниковедения традиционным был сравнительный подход к проблемам теории и методологии исторического исследования. Как указывалось выше, еще К.Н. Бестужев-Рюмин в полемике с английским историком В. Фрименом изложил свою точку зрения на необходимость цельного подхода к изучению источников. А.С. Лаппо-Данилевский противопоставил концепцию методологии источниковедения "как цельного, систематического учения" идеям Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса, Э. Фримена, Э. Бернгейма. Он фактически вовлекал в научный спор всю методологическую философскую литературу по проблемам исторического познания.

Л.В. Черепнин развивал свои представления об источниковедении и, особенно, об историческом источнике в полемике с идеями Л.С. Лаппо-Данилевского. Черепнин, по существу, также исходит из концепции источниковедения как целостного и систематического учения. Он принимает и основные идеи общего метода критики, интерпретации, источниковедческого синтеза. Основные возражения он высказывал по вопросу о природе исторического источника, который основатель данной методологии определял как «реализованный продукт человеческой психики». Черепнин определял источник как явление культуры. Но он существенно дополнил представление о природе источника, определяя его как историческое явление, как продукт общественной борьбы и социальных противоречий эпохи. Источник реализуется не таким, каким человеческая психика его замыслила, но несущим на себе отпечаток среды его возникновения. Не случайно и главный труд – «Русские феодальные архивы» Черепнина основан на том корпусе источников, которые ему вслед за автором «Очерков русской дипломатики частных актов» тоже представлялись наиболее перспективными как источники, а именно на государственно-правовых и частноправовых актах XIV-XVI вв. Видовые методы их исследования разработаны им в соответствии с теоретико-методологическими концепциями, созданными русским источниковедением.

Бесспорным свидетельством развития источниковедения в 20-50-е годы является то, что в это время продолжали создаваться учебные пособия, дававшие обобщенную картину источников целых исторических эпох. Учебники М.Н. Тихомирова и С.А. Никитина, как уже отмечалось, стали своего рода образцом издания, совмещавшего высокий профессионализм и четкость критериев отбора источников, ясность изложения. Данное направление находит свое продолжение. А.Д. Люблинская подготовила учебник «Источниковедение истории средних веков». При А.И, Андрееве в Историко-архивном институте был задуман и позже реализован проект - учебник по источниковедению истории советского периода, изменивший само отношение к преподаванию данного курса. Освоение источников нового и новейшего времени началось в 20-е годы с. источников революционного и политического движения в России и на Западе.

Одной из первостепенных задач в работе А.И. Андреева на кафедре было развитие источниковедения истории советского общества как особого направления, а также соответствующего лекционного курса, в котором можно было бы широко использовать документы современности. Он пригласил на кафедру специалиста в области советской статистики М.Н. Черноморского.

Заложенное в новой концепции единство подхода к источникам ранних эпох и современности открыло возможности обращения к нетрадиционной проблематике. Тем самым преодолевалась привычная для менталитета историков временная дистанция, якобы необходимая для изучения событий современности, а с нею представление об истории как науке о прошлом. Документы, еще не вышедшие из политической, социальной, культурной жизни и практики, уже могли интерпретироваться как источники, требующие критического анализа и верификации. Для идеологизированного общества 30-50-х годов обращение к руководящим политическим документам как к историческим источникам было открытием. В этом имплицитно содержалась идея возможности критического отношения к этим документам, вокруг них исчезал ореол вневременности и абсолютности.

С началом "оттепели" в середине 50-х годов обращение к вопросам источниковедения новейшего времени стало достоянием научной общественности. В 1957 г. состоялась научная дискуссия в Историко-архивном институте, посвященная вопросам критики исторических источников. В центре внимания оказался, как и следовало предполагать, прежде всего принципиальный вопрос - о правомерности применения к источникам советского периода методов научной критики и интерпретации. Вызвавшая поначалу психологический шок у идеологизированной аудитории, привыкшей к апологетической, вневременной, абсолютизированной трактовке любого советского документа, новая постановка вопроса в условиях ослабления идеологических запретов постепенно осваивалась в обществе. Большой интерес в этой связи вызвала работа В.П. Данилова и С.И. Якубовской, посвященная теории источниковедения новейшего времени.

В последующие годы предмет, задачи источниковедения нового и новейшего времени, специфика источников (например, можно ли считать мемуары историческим источником) обсуждались более конкретно. Проблеме преподавания источниковедения новейшего времени посвящались дискуссии в ведущих исторических изданиях начала 60-х годов.

Накапливался материал о приемах источниковедческого анализа новейших документов, о принципах их научной критики, об основах классификации. Русские источниковеды долгое время были лишены возможности свободно использовать традиции источниковедческой мысли, открыто дискутировать по проблемам своей науки. Между тем известно: сопоставление позиций пробуждает мысль, позволяет яснее высказать то новое, что видит ученый, под иным углом рассматривая проблемы своей профессиональной деятельности. Ведь именно в полемике с догмами позитивистской методологии истории утверждал свое видение исторического метода Л. Февр. В свою очередь, и его позиция, и суждения Ланглуа и Сеньобоса стали предметом сравнительного изучения для следующего поколения, открывшего у Ланглуа и Сеньобоса немало ценного. В споре с позитивистскими методами "плохого детектива" утвердил Марру свое представление о месте историка в процессе познания.

Сравнительный подход к изучению теоретико-методологических проблем источниковедения стал более успешно развиваться с начала 60-х годов, когда появилась возможность обсуждения идей и положений русских методологов прошлого и современных западных ученых.

uchastki-nahodyashiesya-v-gosudarstvennoj-sobstvennosti-na-territorii-glinkovskogo-rajona.html
uchastkovaya-izbiratelnaya-komissiya-327-uchastkovaya-izbiratelnaya-komissiya-301.html
uchastkovie-upolnomochennie-policii-tatarstana-intersputnik.html
uchastnik-konkursnoj-programmi-venecianskogo-kinofestivalya-b-stranica-2.html
uchastnik-narushivshij-usloviya-sohraneniya-konkursnih-rabot-budet-diskvalificirovan-stranica-3.html
uchastnik-programmi-polunochnoe-bezumie-na-kinofestivale-sandens-2010-priz-zritelskih-simpatij-mezhdunarodnogo-kinofestivalya-v-ostine-sxsw.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-podavleniyu-chuvstva-trevogi-pri-vistuplenii.html
  • writing.bystrickaya.ru/gidravlika-gidrostatika.html
  • composition.bystrickaya.ru/operedache-lichnogo-sostava-studentov-zaochnogo-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-marketing-dlya-specialnosti-050506-ekonomika-stranica-9.html
  • report.bystrickaya.ru/grammatika-razuma-stranica-11.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchyot-ob-otkritii-vistavki-solzhenicin-otvaga-pisat-spusk-v-vistavochnie-zali-zheneva-14-maya-16-oktyabrya-2011.html
  • studies.bystrickaya.ru/k-voprosu-ob-akusticheskom-obosnovanii-akkorda-chast-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravo-yuridicheskie-nauki-literatura-universalnogo-soderzhaniya-71.html
  • crib.bystrickaya.ru/iv-sekciya-dopolnitelnaya-podgotovka-v-oblasti-ritmiki-i-horeografii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-glava-chto-takoe-talant.html
  • institut.bystrickaya.ru/subektivnoe-vosproizvedenie-sobitij-m-rabiger-rezhissura-dokumentalnogo-kino-i-postprodakshn.html
  • writing.bystrickaya.ru/borba-s-perezhitkami-udelnoj-epohi-pri-ivane-iii-i-vasilii-iii-i-ustanovlenie-monarhicheskogo-absolyutizma.html
  • literature.bystrickaya.ru/delovoe-obshenie-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gidrodinamika-i-teploobmen-napravlenie-stranica-5.html
  • studies.bystrickaya.ru/firma-kak-instrument-realizacii-rinochnoj-ekonomiki.html
  • writing.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa-na-vipolnenie-rabot-po-kapitalnomu.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kotogorova-radost-sensornij-sad-budet-postroen-na-territorii-odnogo-iz-vladivostokskih-uchrezhdenij-dlya-detej-s.html
  • bukva.bystrickaya.ru/muzika-ispanii.html
  • letter.bystrickaya.ru/modul-memlekettik-shetel-memlekettern-arzhilarilar.html
  • university.bystrickaya.ru/eto-bilo-v.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-postupivshih-zayavok-na-konkurs-2008-goda-stranica-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/ubeditelnost-sudebnoj-rechi.html
  • books.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-spisok-l-v-vandisheva-samarskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sekretar-resheni-e.html
  • desk.bystrickaya.ru/otkritij-doklad-gosudarstvennogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-195-krasnogvardejskogo-rajona-sankt-peterburga.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-02-04-00-psihologiya-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/85-obobshenie-peredovogo-pedagogicheskogo-opita-informacionno-analiticheskaya-karta-pasport-obsheobrazovatelnogo.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rascheti-na-prochnost-vidi-ciklov-stranica-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-dokumentah-i-materialah-respubliki-marij-el-dlya-enciklopedii-stalingradskaya-bitva-1942-1943-gg.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-vzaimodejstviya-i-obmena-dannimi-v-elektronnoj-forme-mezhdu-organami-socialnoj-zashiti-naseleniya-i-otdeleniyami-pfr-po-krasnoyarskomu-krayu.html
  • school.bystrickaya.ru/43-godu-nachal-svoyu-professionalnuyu-deyatelnost-steh-por-rabotal-vo-mnogih-teatrah-anglii-v-tom-chisle-v-korolevskom-shekspirovskom-stavil-spektakli-v-parizhe-stranica-4.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razlichenie-zvukov-r-r-svistyashie-zvuki.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/moshkovskaya-emma-den-smeha-den-duraka.html
  • teacher.bystrickaya.ru/geodinamika-vnutrikontinentalnih-orogenov-i-geoekologicheskie-problemi-sbornik-materialov-4-mezhdunar-simpoz-15-20-iyunya-2008-g-g-bishkek-nauch-st-ran-m-stranica-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/organizaciya-i-harakteristika-osnovnih-form-beznalichnih-raschyotov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.