.RU

Тема 3. Источник как явление культуры - Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14 источниковедение


^ Тема 3. Источник как явление культуры

Теоретическая разработка концепционных положений источниковедения особенно усилилась, когда в Историко-архивный институт в 1943 г. пришел А.И. Андреев, вскоре возглавивший кафедру вспомогательных исторических дисциплин. В 1940 г. вышел в свет его выдающийся источниковедческий труд - монография «Очерки по источниковедению Сибири». В этом труде реализованы принципиальные положения методологии источниковедения петербургской школы: подход к историческим источникам как к явлениям культуры, рассмотрение вещественной и знаковой сторон источников, разработка видовых методов тончайшего критического исследования русских картографических, письменных, изобразительных и других источников в сравнительной перспективе. А.И. Андрееву удалось привлечь к разработке проблем методологии источниковедения и концепции курса значительные творческие научные силы, создать оптимальную структуру общего курса источниковедения. Вместе с В.К. Яцунским он занялся проблемой взаимодействия естественно-научных и гуманитарных аспектов в исследовании и преподавании источниковедения и исторической географии. Особенно важное значение имела разработка курса источниковедения отечественной истории новейшего времени, начатая по инициативе А.И. Андреева и М.Н. Черноморского, а также курсов и семинаров по дипломатике (актовое источниковедение), проведенная А.А. Зиминым, курса Л.В. Черепнина по источниковедению.

В это время изменялись сложившиеся стереотипы массового сознания. Технократические перспективы прогресса мировой цивилизации воспринимались более критично, нежели ранее, яснее вырисовывались опасные тенденции дегуманизации науки и развития общества в целом. Накопление нового социального опыта, введение в научный оборот источников, ранее не привлекавших к себе внимания профессиональных историков, изменившиеся представления о роли исторического знания и роли историка в процессе исследования - все эти новые проблемы настоятельно требовали теоретического обобщения, широкого обсуждения. Методологические дискуссии, развернувшиеся на Западе после выхода в свет книг М. Блока «Апология истории» и Р. Дж. Коллингвуда «Идея истории», огромный общественный интерес к работам об историческом познании, к новаторским трудам историков школы «Анналов» - свидетельства возрастания историзма общественного сознания.

Окончание второй мировой войны изменило общую политическую и культурную ситуацию в мире, позволило историкам по-иному осмыслить предмет и методы своей науки. В центре методологических дискуссий конца 40 - начала 50-х годов оказались вопросы исследования современной цивилизации. Сравнительный анализ различных подходов, приемов исследования, возможностей междисциплинарных контактов осознавался как результативный путь формирования новой социальной науки. В этих обстоятельствах жизнь за "железным занавесом" в искусственной изоляции от мировой культуры прошлого и современности воспринималась русским источниковедением особенно остро. Ученые всячески стремились выйти из сложившейся ситуации. Например, Л.И. Андреев, знакомя студентов Историко-архивного института с работами А.С. Лаппо-Данилевского, открыто утверждал, что наука неделима и что необходимо знать новые достижения западных ученых.

В условиях нарастающего идеологического давления А.И. Андреев отстаивал свои научные убеждения, боролся против изоляции отечественной науки. Он публиковал труды, в которых рассматривал традиционные научные связи России и Запада, использовал новые данные об этом в педагогической работе. По его предложению кафедра включила в свои планы серию докладов о трудах западноевропейских и американских ученых, представлявших интерес для изучения источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. Кафедра даже решила просить дирекцию об установлении контактов с соответствующими по профилю западноевропейскими и американскими научными учреждениями.

А.И. Андреев оставался тверд в отстаивании своих научных и нравственных приоритетов. Позднее его борьба за свободу научной мысли в современной историографии вполне справедливо сравнивалась с борьбой, которую в те же годы в области естествознания, биологии, генетики самоотверженно вели В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов, Н.В. Тимофеев-Ресовский. Лишенный возможности работать на кафедре, А.И. Андреев был вынужден уехать из Москвы. Вслед за ним кафедру оставил Л.В. Черепнин, а позднее В.К. Яцунский.

Обсуждение методологических проблем в России конца 40-х годов носило, по понятным причинам, односторонний, идеологизированный характер. Но это не должно полностью увести нас от существа обсуждаемых проблем и достигнутых результатов. Теоретические проблемы источниковедения и конце 40 -начале 50-х годов подробно рассмотрены в ряде трудов Л.В. Черепнина. Чтение курсов источниковедения в Историко-архивном институте, разработка концепции источниковедения и программы курса, создание учебных пособий по палеографии и другим историческим дисциплинам позволили ученому обратиться к проблемам теории. Для русского источниковедения традиционным был сравнительный подход к проблемам теории и методологии исторического исследования. Как указывалось выше, еще К.Н. Бестужев-Рюмин в полемике с английским историком В. Фрименом изложил свою точку зрения на необходимость цельного подхода к изучению источников. А.С. Лаппо-Данилевский противопоставил концепцию методологии источниковедения "как цельного, систематического учения" идеям Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса, Э. Фримена, Э. Бернгейма. Он фактически вовлекал в научный спор всю методологическую философскую литературу по проблемам исторического познания.

Л.В. Черепнин развивал свои представления об источниковедении и, особенно, об историческом источнике в полемике с идеями Л.С. Лаппо-Данилевского. Черепнин, по существу, также исходит из концепции источниковедения как целостного и систематического учения. Он принимает и основные идеи общего метода критики, интерпретации, источниковедческого синтеза. Основные возражения он высказывал по вопросу о природе исторического источника, который основатель данной методологии определял как «реализованный продукт человеческой психики». Черепнин определял источник как явление культуры. Но он существенно дополнил представление о природе источника, определяя его как историческое явление, как продукт общественной борьбы и социальных противоречий эпохи. Источник реализуется не таким, каким человеческая психика его замыслила, но несущим на себе отпечаток среды его возникновения. Не случайно и главный труд – «Русские феодальные архивы» Черепнина основан на том корпусе источников, которые ему вслед за автором «Очерков русской дипломатики частных актов» тоже представлялись наиболее перспективными как источники, а именно на государственно-правовых и частноправовых актах XIV-XVI вв. Видовые методы их исследования разработаны им в соответствии с теоретико-методологическими концепциями, созданными русским источниковедением.

Бесспорным свидетельством развития источниковедения в 20-50-е годы является то, что в это время продолжали создаваться учебные пособия, дававшие обобщенную картину источников целых исторических эпох. Учебники М.Н. Тихомирова и С.А. Никитина, как уже отмечалось, стали своего рода образцом издания, совмещавшего высокий профессионализм и четкость критериев отбора источников, ясность изложения. Данное направление находит свое продолжение. А.Д. Люблинская подготовила учебник «Источниковедение истории средних веков». При А.И, Андрееве в Историко-архивном институте был задуман и позже реализован проект - учебник по источниковедению истории советского периода, изменивший само отношение к преподаванию данного курса. Освоение источников нового и новейшего времени началось в 20-е годы с. источников революционного и политического движения в России и на Западе.

Одной из первостепенных задач в работе А.И. Андреева на кафедре было развитие источниковедения истории советского общества как особого направления, а также соответствующего лекционного курса, в котором можно было бы широко использовать документы современности. Он пригласил на кафедру специалиста в области советской статистики М.Н. Черноморского.

Заложенное в новой концепции единство подхода к источникам ранних эпох и современности открыло возможности обращения к нетрадиционной проблематике. Тем самым преодолевалась привычная для менталитета историков временная дистанция, якобы необходимая для изучения событий современности, а с нею представление об истории как науке о прошлом. Документы, еще не вышедшие из политической, социальной, культурной жизни и практики, уже могли интерпретироваться как источники, требующие критического анализа и верификации. Для идеологизированного общества 30-50-х годов обращение к руководящим политическим документам как к историческим источникам было открытием. В этом имплицитно содержалась идея возможности критического отношения к этим документам, вокруг них исчезал ореол вневременности и абсолютности.

С началом "оттепели" в середине 50-х годов обращение к вопросам источниковедения новейшего времени стало достоянием научной общественности. В 1957 г. состоялась научная дискуссия в Историко-архивном институте, посвященная вопросам критики исторических источников. В центре внимания оказался, как и следовало предполагать, прежде всего принципиальный вопрос - о правомерности применения к источникам советского периода методов научной критики и интерпретации. Вызвавшая поначалу психологический шок у идеологизированной аудитории, привыкшей к апологетической, вневременной, абсолютизированной трактовке любого советского документа, новая постановка вопроса в условиях ослабления идеологических запретов постепенно осваивалась в обществе. Большой интерес в этой связи вызвала работа В.П. Данилова и С.И. Якубовской, посвященная теории источниковедения новейшего времени.

В последующие годы предмет, задачи источниковедения нового и новейшего времени, специфика источников (например, можно ли считать мемуары историческим источником) обсуждались более конкретно. Проблеме преподавания источниковедения новейшего времени посвящались дискуссии в ведущих исторических изданиях начала 60-х годов.

Накапливался материал о приемах источниковедческого анализа новейших документов, о принципах их научной критики, об основах классификации. Русские источниковеды долгое время были лишены возможности свободно использовать традиции источниковедческой мысли, открыто дискутировать по проблемам своей науки. Между тем известно: сопоставление позиций пробуждает мысль, позволяет яснее высказать то новое, что видит ученый, под иным углом рассматривая проблемы своей профессиональной деятельности. Ведь именно в полемике с догмами позитивистской методологии истории утверждал свое видение исторического метода Л. Февр. В свою очередь, и его позиция, и суждения Ланглуа и Сеньобоса стали предметом сравнительного изучения для следующего поколения, открывшего у Ланглуа и Сеньобоса немало ценного. В споре с позитивистскими методами "плохого детектива" утвердил Марру свое представление о месте историка в процессе познания.

Сравнительный подход к изучению теоретико-методологических проблем источниковедения стал более успешно развиваться с начала 60-х годов, когда появилась возможность обсуждения идей и положений русских методологов прошлого и современных западных ученых.

uchastki-nahodyashiesya-v-gosudarstvennoj-sobstvennosti-na-territorii-glinkovskogo-rajona.html
uchastkovaya-izbiratelnaya-komissiya-327-uchastkovaya-izbiratelnaya-komissiya-301.html
uchastkovie-upolnomochennie-policii-tatarstana-intersputnik.html
uchastnik-konkursnoj-programmi-venecianskogo-kinofestivalya-b-stranica-2.html
uchastnik-narushivshij-usloviya-sohraneniya-konkursnih-rabot-budet-diskvalificirovan-stranica-3.html
uchastnik-programmi-polunochnoe-bezumie-na-kinofestivale-sandens-2010-priz-zritelskih-simpatij-mezhdunarodnogo-kinofestivalya-v-ostine-sxsw.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zanyatie-7-rabochaya-programma-po-nevrologii-dlya-specialnosti-040200-pediatriya-kvalifikaciya-vrach-pediatr.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-copyright-andrej-gorohov-stranica-11.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-krizisi-xxi-veka-ot-sostavitelya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/42-prioriteti-razvitiya-budushee-nachinaetsya-segodnya-strategicheskij-analiz-sredi-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-orenburg.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vozdejstvie-yadernogo-oruzhiya-massovogo-porazheniya-chast-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/pekhflmr-kflk-inarument-prodvizheniya-tobfipfl-kniga-adresovana-vsem-zanimayushimsya-prodazhami-ot-menedzherov-visshego.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekciya-3-algebra-i-zanimatelnaya-matematika-zadachi-na-delimost-chisel-v-ege-19-raznostnie-uravneniya-21.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-kratkie-svedeniya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov-upravleniya-emitenta-stranica-8.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-ahmatova-rekviem.html
  • books.bystrickaya.ru/dobrovolnoe-strahovanie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/bauli-shre.html
  • spur.bystrickaya.ru/kraevedcheskij-kalendar-znamenatelnih-i-pamyatnih-dat.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo-specialnost-030900-yurisprudenciya-bakalavriat.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihologicheskij-zhurnal-5-stranica-5.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-nekotorih-merah-po-realizacii-ukaza-prezidenta-respubliki-belarus-ot-22-oktyabrya-2003g-460.html
  • spur.bystrickaya.ru/maksimalnaya-cena-kontrakta-120-000-rublej-srok-postavki-do-31-marta-2007-goda.html
  • znanie.bystrickaya.ru/antimonopolnoe-regulirovanie-analiticheskij-doklad.html
  • abstract.bystrickaya.ru/34-zashita-magisterskoj-dissertacii-prikaz-rektora-ot-2011-g-metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-oformleniyu.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-rabote-k-uchebnikam-fizika-7-klass.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-literaturi-v-5-klasse-skazka-o-mertvoj-carevne-i-o-semi-bogatiryah.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-prezident-rossijskoj-federacii-www-kremlin-ru-2-stranica-8.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonodatelstvom-predusmotreni-razlichnie-organizacionno-pravovie-formi-kommercheskih-i-nekommercheskih-organizacij-stranica-3.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/filosofstvuyushie-inzheneri-i-pervie-filosofi-tehniki-chast-3.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-mezhregionalnaya-pravoslavnaya-studencheskaya-konferenciya-novokuzneckoj-pravoslavnoj-duhovnoj-seminarii-pravoslavie-v-zhizni-sovremennoj-molodezhi-sostoyalas-18-maya-2010-goda.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vivod-na-rinok-informacionnoj-uslugi.html
  • writing.bystrickaya.ru/26-nauchno-koordinacionnij-sovet-po-informatizacii-i-sredstvam-svyazi-otchet-o-nauchno-organizacionnoj-i-hozyajstvennoj-deyatelnosti.html
  • books.bystrickaya.ru/charlz-spenser-chaplin-stranica-15.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referata-do-15-stranic-plyus-odna-stranica-tezisov.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-temu.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/410002-g-saratov-ul-grigoreva-3339.html
  • assessments.bystrickaya.ru/engineering-geological-site-investigations-for-construction.html
  • control.bystrickaya.ru/devid-rendall-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-ivfonetiko-fonematicheskie-narusheniya-pri-stertoj-dizartrii-vivodi-25-uchebnie-voprosi-i-zadaniya-25.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primenenie-optimizacionnih-metodov-i-metodov-imitacionnogo-modelirovaniya-v-zadache-rascheta-i-analiza-operativnogo-vodno-energeticheskogo-balansa-ges-volzhsko-kamskogo-kaskada-na-urovne-oao-so-cdu-ees.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obzor-rinka-kofe-i-kofejnoj-produkcii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.