Тема 1 философия, ее предмет и сущность - страница 6
.RU

Тема 1 философия, ее предмет и сущность - страница 6



План:


  1. Характерные черты и ведущие мотивы русской и украинской философии.

  2. Метафизика сердца Г.С. Сковороды и П.Д. Юркевича.

  3. Эволюция русской идеи в философской мысли России: П.Я. Чаадаев, славянофилы и западники, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев, Н.А. Бердяев.

  4. «Легенда о великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского, как философский феномен.



Литература:


  1. Бердяев Н.А. Русская идея. Вопросы философии.1990, № 1,2.

  2. Гачев Г.Д. Русская дума. М. 1991.

  3. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 тт. Т.14.Л.1976,с.224-241; т.26,Л.,1984, с.129-149.

  4. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 тт.Л.,1991.

  5. Камю А. Бунтующий человек. М.,1990,с.160-165.

  6. Левицкий С.А. Очерки по истории Русской философии.М.,1996.

  7. Лосский Н.С. История Русской философии.М.,1991.

  8. О великом инквизиторе: Достоевский и последующие.М.1991.

  9. Огородник И.В.,Русин М.Ю. Украинская философия в именах.К.1997.(На укр.яз.)

  10. Розанов В.В. Легенда о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. М.1996.

  11. Русская философия. Малый энциклопедический словарь.М.1995.

  12. Русская философия. Словарь.М.1995.

  13. Сковорода Г.С. Наркисс. Сковорода Г.С. Сочинения в 2-х томах Т.1.М.1973.

  14. Соловьев В.С. Русская идея – Соловьев В.С. Сочинения в 2 тт.Т.2.М, «Правда»,1989.

  15. Флоровский Г.В. Пути русского богословия.К.1991.гл 6.

  16. Чижевский Д.И. Очерки истории философии на Украине.К.1992. (на укр.яз.)

  17. Юркевич П..Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия. – Юркевич П.Д. Философские произведения. М. 1990.

См. также Приложения.


Данный семинар в качестве главной своей задачи предполагает усвоение студентами основных параметров своеобразия русской и украинской философии. Аспекты определяющие специфику русской философии, как самостоятельного культурно-исторического типа, и становление самобытной русской и украинской философии должны быть раскрыты в ходе обсуждения первого вопроса семинара.

На обсуждение можно вынести такие особенности русской философии, как ее православные корни, антропологизм, онтологизм в трактовке гносеологических проблем, историософичность, тесную связь рационально-логического и художественно-образного способов мышления в русском методе философствования. Нужно выделить главное направление духовного поиска крупнейших русских мыслителей –достижение целостности философского знания, единства теоретического и практического, мысли и жизни. Наиболее четкую и полную характеристику своеобразия русской философии дал В.В. Зеньковский во Введении к своей «Истории русской философии». Яркую картину пробуждения самобытной русской мысли можно найти и в книге Г.В. Флоровского.

Что касается Украинской философии, то здесь лучшим источником является основополагающий труд Д.И. Чижевского. Краткие и четкие портреты-описания украинских мыслителей даны в книге Огородника и Русина. Специфика украинского философствования раскрывается здесь в персоналиях Т.Г. Шевченко, П.А. Кулиша, Н.И. Костомарова, В.Б. Антоновича, М.П. Драгоманова. Главной философской проблемой для них было самоопределение украинской духовной целостности, украинской национальной суверенности.

Второй вопрос семинара является углублением и конкретизацией первого. Метафизические первоосновы украинской философии, как показал тот же Чижевский, были заложены метафизикой сердца Г.С. Сковороды, получившей позднее развитие в трудах П.Д. Юркевича. Философия сердца Сковороды и Юркевича имела большое значение и для разработки антропологических мотивов русской религиозной философии. Для более глубокого уяснения сущности позиций Сковороды и Юркевича студентам необходимо познакомится с первоисточниками, а также с характеристикой их творчества в книгах Зеньковского, Лосского, Левицкого, словарях по русской философии. Особое внимание следует уделить работам В.С. Соловьева и Г.Г. Шпета о П.Д. Юркевиче, помещенных в приложениях к тому произведений Юркевича.

Содержательным стержнем историософии в России была "русская идея". Для русских историософов было свойственно вопрос о судьбах всемирной истории рассматривать через призму судьбы России, русского народа. Перед студентами ставится задача проследить эволюцию "русской идеи" в российской философии. Две основные тенденции в трактовке исторической судьбы и предназначения России можно сформулировать в виде вопроса: ориентироваться ей на Запад или идти независимой дорогой? Студенты должны рассмотреть варианты ответа на этот вопрос, предложенные Чаадаевым, славянофилами и западниками, В.С.Соловьевым и К.М. Леонтьевым. Собственно впервые "русскую идею" сформулировал В.С.Соловьев, опираясь при этом на высказывания Ф.М.Достоевского. Адекватное представление о позициях Достоевского и Соловьева можно получить, обратившись к знаменитой речи о Пушкине первого (т.26) и статье « Русская идея » второго. Необходимую помощь в освещении вопроса окажет работа Н.А.Бердяева, где прослежена историческая эволюция "русской идеи" и дана собственная ее концепция. Оригинальную трактовку русских мыслителей в их отношении к "русской идее" представляет книга Г. Д. Гачева, особенно интересны здесь философско-литературные портреты Чаадаева, Хомякова, Киреевского, Аксакова, Достоевского, Леонтьева, Соловьева. Полезным будет также прочитать статьи «Русская идея» в словарях по русской философии.

Наконец четвертый вопрос семинара призван сосредоточить внимание студентов на ключевом произведении русской философии «Легенде о великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского. Конечно обсуждение этого вопроса предполагает знакомство с текстом самой «Легенды» (т.14). Этот вставной сюжет из романа «Братья Карамазовы» породил в России и за ее рубежами философский комментарий, наверно тысячекратно превышающий по объему лаконичный авторский текст. Из этой необъятной литературы наибольшего внимания заслуживают монография В.В. Розанова и статьи из сборника «Достоевский и последующие». Очень интересна интерпретация этой тематики французским философом-экзистенциалистом Альбером Камю. В ходе обсуждения четвертого вопроса существенно важно, чтобы студенты постарались выработать собственное отношение к идеям Достоевского, определить насколько актуальны они для реальностей сегодняшнего дня.


Контрольные вопросы


  1. Каковы древнерусские корни русской и украинской философии?

  2. Что собой представляет метод анагогии русской религиозной философии?

  3. Что собой представляет принцип онтологизма в русской философии?

  4. В чем состоит влияние метафизики сердца Г.С. Сковороды и П.Д. Юркевича на развитие русской и украинской философии?

  5. Чем принципиально отличаются друг от друга интерпретация историософии у западников и славянофилов?

  6. Что собой представляет софиология?

  7. Чем определяется значение духовного наследия Ф.М. Достоевского в истории русской философии?

  8. Назовите основных представителей материализма и позитивизма в русской и украинской философии.

  9. Что собой представляет концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского?

  10. Проведите сравнительный анализ «русской идеи» и «украинской национальной идеи».

  11. Каковы основные противоречия философии всеединства В.С. Соловьева ?

  12. Что собой представляет "хуторская философия" П.А.Кулиша ?


Темы рефератов и докладов


  1. Философские мотивы в литературном наследии Киевской и Московской Руси.

  2. Философ-странник Г.С.Сковорода.

  3. Киево – Могилянские выпускники в истории русской и украинской философии.

  4. Историософские взгляды П.Я. Чаадаева.

  5. Русская и украинская философия о феномене мещанства: Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, П.А. Кулиш.

  6. Философия положительного всеединства В.С. Соловьева.

  7. Ф.М. Достоевский как мыслитель.

  8. Панморализм и анархизм Л.Н. Толстого.

  9. Философия русского космизма

  10. Н.А. Бердяев о русской идее.

  11. Философия языка А.А. Потебни.

  12. Философское осмысление Украинской национальной идеи: Т.Г. Шевченко, П.А. Кулиш, Н.И. Костомаров, И.Я.Франко.



Т Е М А VI


^ ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БЫТИЯ


1.Смысл проблемы бытия.

2.Субстанция материя и дух.


В предыдущих темах нашего курса вы получили общее представление о предмете философии, ее основных исторических типах, специфике философ­­­ского знания и методах его получения. Теперь нам предстоит более кон­­­кретно ознакомиться с рядом важнейших идей, концепций, теорий филосо­­­фии - в той форме, как они представлены в наиболее значительных фило­­­софских учениях, в их историческом развитии, современном звучании и значении. К числу таких концепций относится, в первую очередь, учение о бытии.

Прежде чем рассуждать о свойствах любого объекта - мира, космоса, человека, - необходимо понять и доказать, что этот объект существует, т.е. обосновать сам факт его бытия. Например, в математике имеются так называемые теоремы существования, в которых доказывается, что некото­­­рый объект ( геометрическая фигура, число, решение дифференциального уравнения ) существует. Что толку искать решение уравнения, если дока­­­зано, что оно не существует?

Аналогично этому, философское учение о бытии состоит из ряда своеобразных теорем существования, раскрывающих содержание, смысл, критерии фундаментальной философской категории, которая обозначается словом бытие. Анализ этой категории составляет важнейшую часть большинства классических и современных философских систем, их логичес­­­кое основание и предпосылку. И не только философских, но и религиоз­­­ных учений. Например, Библия ( Ветхий Завет ) начинается с Книги Бы­­­тия, в которой рассказано, как Бог сотворил и устроил мир, человека. Действительно, о чем можно вести речь, если не решены эти изначальные вопросы?

Категория бытия обычно рассматривалась в соотношении с ее проти­­­воположностью - категорией небытия. Метод анализа понятий через сопос­­­тавление с их противоположностью или отрицанием характерен для филосо­­­фии и составляет элемент более обширной методологической системы, на­­­зываемой диалектикой. Но об этом более подробно скажем ниже.

При сопоставлении понятий "бытие" и "небытие" могут возникнуть логические затруднения и парадоксы. Так, если мы определим бытие как наличие ( существование, присутствие ) чего-нибудь, а небытие как не существование ( отсутствие ) бытия данного предмета, то последнее то­­­же можно понимать как, своего рода, бытие, "бытие небытия" или , как иногда шутят, "наличие отсутствия". Подобные соображения привели неко­­­торых философов ( в частности, представителей так называемой Элейской школы в Древней Греции ) к выводу, что небытие вообще невозможно.

Однако, понимание, расшифровка этих категорий были неоднозначны­­­ми, обуславливались исторически определенными типами культуры, в рам­­­ках которой формировались взгляды на мир, способы мышления. Если мыш­­­ление античного мира трактовало небытие как отсутствие бытия, то в древнекитайской культурной традиции доминирует другое понимание: небы­­­тие есть источник и полнота бытия. В этой системе мышления мир пред­­­стает как постоянный круговорот превращения бытия в небытие, причем ситуации видимого, реального, вещного, движущегося бытия выплывают из невидимого, покоящегося небытия и, исчерпав себя, опять погружаются в него. Небытие выступает как отсутствие вещей и форм, но в нем как бы скрыто все возможное богатство мира, все не рожденное, не ставшее и нео­­­формленное. В древнекитайской и древнеиндийской системах мировидения любое событие воспринимается как выражение становления вещи или явле­­­ния, их "выплывания" из небытия с последующим их уходом в небытие.

Нечто подобное можно найти и в западной философии, особенно у Ге­­­геля. Но он акцентировал логический аспект проблемы становления, кото­­­рое трактуется как движение, в котором первоначальные антитезы мысляще­­­го духа - "чистое бытие" и "ничто" - переходят друг в друга, благода­­­ря чему становление становится границей их взаимного соотношения. Ста­­­новление означает здесь процесс формирования предмета, рассматривае­­­мый как переход мысли из неопределенности в определенность, т.е., пе­­­реход "чистого бытия" в какую-либо определенную его форму ("наличное бытие").

Несмотря на кажущуюся умозрительность и отвлеченность постановки проблемы бытия, она пронизана живыми, человеческими смыслами. Действи­­­тельно, для человека важнее всего осмыслить статус собственного бытия или, как говорят многие современные философы, экзистенции (лат. озна­­­чает существование). Бытие человека очевидным образом не сводится к наличию его функционирующего биологического организма, хотя оно и составляет необходимое условие его бытия. В чем же состоит суть чело­­­веческого бытия - как в индивидуально-личностном, так и в социальном измерении - какое содержание я вкладываю, когда говорю "Я существую", какие определяющие критерии предполагаются в этом самоутверждении, яв­­­ляется ли мое существование истинным, подлинным - эти вопросы человек ставит перед собой, стремясь осознать свой жизненный выбор и смысл собственной жизни. Один из таких вопросов - о различии между принци­­­пом бытия и принципом обладания в человеческой жизни - получает ориги­­­нальную трактовку в книге американского философа Э. Фромма "Иметь или быть?" Автор показывает, что обладание чем-либо - собственностью, деньгами, властью, другим человеком, знаниями и т.д. - само по себе не составляет феномен подлинной жизни личности (ее духовных начал, твор­­­чества, самоутверждения). Однако подавляющее большинство людей вольно или невольно подменяют эти понятия, полагая, что "иметь" - это и есть "быть". В этом Фромм видит одну из главных причин "болезней" современ­­­ного общества и аномалий в поведении составляющих его индивидов.

Быть или не быть - вот здесь разрешенье вопроса.

Это высказывание - не вариант перевода начальных слов из знамени­­­того монолога Гамлета, а отрывок из созданной за много столетий до Шекспира поэмы древнегреческого философа Парменида "О природе". Вопро­­­сы Парменида и Шекспира - о разном. Парменидовское "быть или не быть" - вопрос о том, избрать ли "бытие" и только его, первоначалом филосо­­­фии. Гамлетовское "быть или не быть" - о личностном выборе:


Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними?

В. Шекспир, Гамлет, Акт 111,

Сцена 1.

В первом случае размышлением охватывается мир в целом, включающий и че­­­ловека. Во втором случае внимание человека сосредоточено на его жизни и судьбе. Учение о бытии человека (экзистенции) в современной филосо­­­фии выделилось в особую отрасль, в рамках которой разрабатывается нес­­­колько направлений - философия жизни, феноменология, философская антропология, экзистенциализм, персонализм. Но как бы не различались парменидовский и шекспировский (гамлетовский) вопросы, они постоянно переплетаются друг с другом, ибо относятся к единой, философской по своему глубочайшему смыслу, проблеме бытия.


СУБСТАНЦИЯ


Раскрывая проблему бытия, мы не можем ограничиться констатацией его противоположности небытию. Необходимо узнать нечто большее: что представляет собой бытие, как оно устроено? И здесь на первом плане оказывается вопрос о единстве многообразия. Мир открывается нам как бесконечное количество разнообразных вещей. Однако, познавая эти вещи, мы находим в них много сходных, общих свойств и элементов их строения. Отсюда возникает стремление свести многообразие к чему-то общему, еди­­­ному для всех вещей. Это стремление к синтезу, унификации составляет глубинную потребность познавательной деятельности людей. Мы упорно и неустанно ищем общее, единое - то, что скрыто за видимой мозаикой вос­­­принимаемых явлений, - будь то материальные вещи, скажем, камни, жи­­­вотные, растения, или проявления духовной жизни человека, феномены культуры, художественные произведения, научные теории и т.д. Эта пот­­­ребность, будучи осознанной философами, привела их к мысли, что сущес­­­твует некая общая, единая для всех без исключения вещей первооснова. К ней, в конечном счете, сводятся все вещи, т.е., они как бы "выплывают" из нее и "вплывают", когда прекращают свое существование. Она же сама уже ни к чему не сводится и ниоткуда не "выплывает", будучи абсолютно первичной, изначальной, составляя окончательное единство любых вещей, как бы они не различались между собой. Эта первооснова называется субстанцией ( от лат. substantia - сущность, нечто, лежащее в основе).

Некоторые античные философы считали основой всех вещей (термин "субстанция" появился позже) какое-либо конкретное вещество, из кото­­­рого, по их мнению, образуются все физические тела. Так, древнегречес­­­кий философ Фалес из Милета, живший в VII - VI вв. до н. э., в качес­­­тве такой первоосновы полагал воду - все произошло из воды. Однако его ученики и преемники Анаксимандр, Анаксимен в значительной мере отхо­­­дят от подобных упрощенных представлений. В качестве "начала вещей" (позже оно получило название "архе" - начало) они рассматривали уже не конкретное вещество, а некую неопределенную праматерию, сгуще­­­ния и разрежения которой порождают многообразные вещи и тела, образую­­­щие космос. Связующей основой космоса являются "воздух" и "дыхание" (Анаксимен). В более поздних и концептуально разработанных учениях ан­­­тичной философии поиски архе привели к идее первоэлементов. Здесь главным образом надо указать на античный атомизм (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар), во многом предопределивший развитие естествен­­­ных наук, вплоть до их современного состояния. Согласно их учению, все тела состоят из первоэлементов - атомов, а последние уже не из чего не состоят, они неделимы.

Судя по ее логическому определению, субстанция может быть одна. Ведь если многое сводится к единому, то единое должно быть одно един­­­ственно, ибо в противном случае оно уже не будет единым. Однако реальный мир и человеческое познание далеко не во всем подчиняются требованиям логики. Обнаруживаются такие обстоятельства, которые не позволяют свести многообразное бытие мира к одной субстанции. Тогда утверждают, что этих субстанций может быть две или более. Философская концепция, которая исходит из положения об одной субстанции, называет­­­ся монизмом. Если же она берет за основу две субстанции - дуализмом. Не исключается, как это ни парадоксально, возможность признания мно­­­жества субстанций. В этом случае мы имеем дело с философским плюрализмом. Как пример последнего, можно назвать учение немецкого фи­­­лософа XVII - XVIII вв. Лейбница, согласно которому реальный мир сос­­­тоит из бесчисленных психически деятельных субстанций - монад, являю­­­щихся неделимыми первоэлементами бытия. Слово "монада" буквально озна­­­чает "единица" или "единичное". В концепции Лейбница с этим понятием связывалось представление о некоторой целостной и самодостаточной сущ­­­ности - причине возникновения вещей и фактов физического мира, воспри­­­нимаемых чувствами и разумом человека. Душа человека - тоже монада, но особая, способная к самосознанию.


^ МАТЕРИЯ И ДУХ


Среди трудностей, препятствующих сведению бытия к единственной субстанции, наибольшее значение имеет различие между реальностями ма­­­териальными и духовными (идеальными). Осознавая свою деятельность, лю­­­ди очень давно заметили, что предметы и явления внешнего мира предс­­­тавлены в нем двояким образом: во первых, как физические, объективно существующие, вещественные, материальные (эти определения = почти си­­­нонимы) предметы, и, во вторых, как наши мысли об этих предметах или их образы, возникающие посредством органов чувств человека. Легко по­­­нять, что представление предмета в форме мысли о нем или образа прин­­­ципиально отлично от его физического существования. Например, моя мысль об автомобиле или желание иметь его никак не означает, что я действительно, "наяву" являюсь владельцем автомобиля. Я могу даже во­­­образить, что еду на нем, но езда в воображении отнюдь не есть "реаль­­­ная" езда. Поэтому мысли о предметах, их образы в сознании людей, все­­­возможные действия с ними, осуществляемые не фактически, а мысленно, называются нематериальными, т.е., идеальными, относящимися к духовной сфере бытия. Но объявить их нереальными, несуществующими в полном смысле этого слова, было бы нелогично. Автомобиль как физический пред­­­мет существует, но существует также моя мысль об автомобиле. Однако это принципиально иная форма бытия предмета, когда он представлен не материально, не в своей предметной телесности, а как предмет мысли, желания, идеи, цели и т.п.

Физические (вещественные) предметы мы можем свести к некоторой субстанции. Например, автомобиль можно расплавить, превратить в жид­­­кость, усматривая в этом косвенное подтверждение гипотезы Фалеса о первоначале всех вещей (пусть не вода, а "жидкость вообще"). Можно разде­­­лить тот же автомобиль на атомы и элементарные частицы. Тогда подт­­­верждается субстанциональная концепция атомизма. Очевидно, с мыслями и чувственными образами подобные процедуры производить невозможно. Мысль об автомобиле нельзя расплавить или раздробить на первоэлементы. В от­­­личие от своего предметного прообраза, она не имеет агрегатного состо­­­яния, пространственных размеров, массы, физической структуры. Поэтому сведение ее к какой-либо физической субстанции - задача неразрешимая.

Но в то же время нельзя не заметить, что все явления духовной или идеальной сферы человеческого бытия имеют общие свойства и общий ис­­­точник, заключающийся в психической жизни человека, что дает основание предположить, что и здесь мы можем усмотреть проявление некой единой реальности - субстанции. И, действительно, многие философы пришли к выводу, что такая субстанция существует. Они называли ее разными тер­­­минами: душа, сознание, разум, дух, брахман, идея, воля, - между кото­­­рыми, однако, нетрудно увидеть общие признаки, свидетельствующие о том, что любое из названных понятий выводимо ("выплывает"?) из любого другого. Это обстоятельство все более укрепляло убеждение философов, что источником и основой всех нематериальных явлений может быть осо­­­бая духовная субстанция, которая существует независимо от мате­­­риальной и параллельно с ней. Указанный ход мысли и послужил причиной возникновения философского дуализма - учения, согласно которому сущес­­­твуют две субстанции - материальная, или Природа и нематериальная, или Дух. В соответствии с этим подходом и бытие подразделяется на две сфе­­­ры, два мира - природу и культуру, мир человека. В классической фило­­­софии прошлого подобные взгляды развивали Р. Декарт, И. Кант. В психоло­­­гических науках им близка концепция психофизического параллелизма - учение о том, что в человеке телесные и психические процессы сос­­­тавляют 2 ряда независимых друг от друга явлений, каждый из которых подчиняется своим специфическим закономерностям.

Представления о человеческой душе, Разуме и прочих проявлениях ду­­­ховной жизни человека были перенесены на природу, космос, мир в целом. В этом - источник учений о надчеловеческой, мировой духовной субстан­­­ции, в качестве которой рассматривались Мировая Душа, Мир идей, Абсо­­­лютный Разум, Воля - что-то одно из названных духовных первоначал, или им подобных - в зависимости от особенностей того или иного философско­­­го учения.

Более подробное освещение таких учений мы дадим в соответствующих главах этой книги. Здесь же важно уяснить, что бытие подразделяется на два уровня: материальное, природное, предметно-вещественное бытие и нематериальное, под которым имеются ввиду феномены Сознания, Духа, Психики. Иногда говорят, что последние, в отличие от телесных вещей, нереальны. Это утверждение философски ошибочно. Дух и мир Духа, несом­­­ненно, реалии. Они существуют, но по-другому, иным способом, нежели вещи, свой­­­ства и отношения материальной сферы бытия. Феномены духа реализуются в духовной жизни личности, общественном сознании, культуре, творчестве, религии.

Для понимания философской категории бытия немаловажно принять в расчет ее фиксацию в структуре языка. Глагол "быть" (не быть) в прош­­­лом, настоящем и будущем временах, связка "есть" принадлежат к числу наиболее употребительных слов во многих языках. Связка "есть" - важ­­­нейший элемент индоевропейских языков, причем в некоторых языках она непременно присутствует во многих предложениях ("ist" - в немецком, "is" - в английском, "est" - во французском, "es" - в испанском и т.д.). В русском языке связка "есть" нередко опускается, но по содер­­­жанию подразумевается. Мы говорим: "Иван - человек", "Роза красная" и т.д., подразумевая: "Иван есть человек", "Роза есть красная". Роль слова "есть" в предложениях такого рода не сводится, как иногда счи­­­тают, к связке, позволяющей приписать подлежащему некоторое свойство (Ивану - свойство быть человеком, а розе определенный цвет). В этом слове сокрыт и другой смысл: констатация существования. Прежде чем ут­­­верждать о каких-либо свойствах Ивана, розы и любого другого предмета, язык как бы автоматически и подсознательно подтверждает факт их сущес­­­твования.

Итак, какие же основные идеи теоретически обобщаются с помощью категории бытия? В чем заключается ее суммарное содержание?

1) Мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

2) природное и духовное, материальное и идеальное, физическое и психическое равно существуют, хотя и в различных формах; их (различное по форме) существование - предпосылка единства мира;

3) В силу объективной логики существования и развития мир (в разли­­­чии форм его существования) образует совокупную реальность, действи­­­тельность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и по­­­колений людей.

Учение о бытии составляет особую философскую дисциплину, назы­­­ваемую онтологией (от греческого слова "онтос" - сущее).


^ СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ


Бытие - философская категория, фиксирующая существование мира в целом, составляющих его

предметов, вещей, свойств, отношений и всеобщие связи, объединяющие их в единую

целостность .

Дух - философское понятие, означающее нематериальное начало бытия.

Дуализм - философское учение , считающее материальную и духовную субстанции

равноправными началами бытия.

Идеальное - все нематериальное, представленное в образах и формах духовной деятельности.

Материя - ( от латинского materia - вещество) совокупность природных образований типа

вещества и поля, обладающих пространственно - временной структурой, массой и другими

физическими свойствами, которые прямо или косвенно могут быть зафиксированы органами

чувств человека.

Монада - ( от греч. Monas - единица, единое) понятие, используемое в ряде философских систем

для обозначения конститутивных элементов бытия.

Монизм - (от греч. Monos - один, единственный) способ рассмотрения многообразия явлений

мира, исходящий из одного начала, единой основы (субстанции ) всего существующего и

построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

Небытие – отрицание, отсутствие бытия чего-либо, ничто.

Плюрализм - ( от лат. Pluralis - множественный ) - философская позиция, согласно которой

существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал,

субстанций или видов бытия.

Сознание - духовная деятельность людей, в которой , наряду с познанием действительности,

осуществляется самопознание и самовыражение человека и общества, постигаются смыслы

бытия, формируются системы ценностей и целей жизнедеятельности.

Сознание - понятие весьма сложное. Оно имеет поливариантное толкование в различных

философских учениях. Его однозначное определение невозможно.

Субстанция - первоначало бытия, некая реальность, конституирующая многообразие вещей и

явлений мира и образующая единство этого многообразия.


^ ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1.Смысл и значение проблемы бытия.

2.Категория субстанции: определения, подходы, назначение. Монизм, ду­­ализм, плюрализм.

3.Материальная и духовная сферы бытия.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Для глубокого усвоения данной темы следует обратиться к некото­­­рым моментам ее постановки и разработки классиками мировой философии. Хороший материал по этим вопросам вы можете найти в книге "Мир филосо­­­фии" Часть I. А также в другой литературе, которую мы рекомендуем ниже. Обратите внимание на трактовку проблемы бытия и небытия в даосизме, а также древнегреческими филосо­­­фами, принадлежавшими к так называемой Элейской школе Парменидом и Зе­­­ноном (VI-V вв. до н.э.). Они первые дали развернутое и философски осмыс­­­ленное учение о бытии. Среди последующих философов, занимающихся этой проблемой непосредственно, особый интерес представляют концепции, выд­­­винутые Платоном, Аристотелем, затем Христианской философией средних веков (Фома Аквинский), философами эпохи Возрождения, особенно Нико­­­лаем Кузанским (XV в), Р. Декартом,- в немецкой классике - Кантом и Геге­­­лем, а в современной западной философии - М. Хайдеггером, Ж. П. Сартром, Э. Фроммом. Весьма желательно, чтобы студенты ознакомились с концепция­­­ми бытия, разработанными названными философами. Лучше всего это сде­­­лать, обратившись к их подлинным произведениям. Но, разумеется, можно и должно использовать соответствующую историко-философскую литературу - в части изложения их взглядов. Поскольку не все студенты имеют воз­­­можность ее изучить по этим вопросам целесообразно подготовить рефера­­­ты, доклады с последующим заслушиванием и обсуждением их на семинар­­­ском занятии.

Аналогичный историко-философский подход был бы весьма продукти­­­вен и при изучении вопроса о субстанции. Его смысл и значение наилуч­­­шим образом раскрываются в ходе анализа поливариантных толкований и решений проблемы субстанции, которые давались в прошлом различными фи­­­лософскими направлениями и школами.

Необходимо, чтобы в ходе изучения темы студенты не воспринимали ее как нечто надуманное, философские умствования, далекие от реальной жизни, почувствовали бы ее созвучность размышлениям и переживаниям современного человека, ее связь с кризисными ситуациями в современной культуре и поисками духовных оснований бытия личности в хаосе "пос­­­тсоветского пространства"... Ради чего жить, к чему стремиться, как разрешить дилемму бытия и обладания (Э. Фромм), жизни и смерти, реализо­­­вать себя, найти свое подлинное место в обществе - эти и многие дру­­­гие вопросы, непосредственно затрагивают глубинную онтологию челове­­­ческой жизни, и каждый человек рано или поздно, в той или иной форме вынужден отвечать на них, особенно, если он попадает в "пограничную ситуацию", требующую решающего выбора, высочайшего напряжения духов­­­но-нравственных сил.


^ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ


1. Подберите максимальное число синонимов, или слов, близких к ним, к понятию "бытие".

2. Как соотносятся между собой понятия "бытие" и "небытие"? В чем различие в толковании этого соотношения между греческой, античной и древнекитайской философией?

3. Древнегреческий философ Зенон из Элеи (V в до н.э.) известен свои­­ми "апориями ": нельзя осуществить движение из точки А в точку В, Ахилл не может догнать черепаху, летящая стрела находится и не находится в промежуточных точках своей траектории и другими. Что он этим хотел доказать и что доказал на самом деле?

4. Какая философская концепция - монизм, дуализм или плюрализм - в наибольшей мере соответствует христианскому вероучению о сотворении Богом неба, земли и человека?

5. Какие факты и наблюдения людей послужили основанием для различения понятий "материя" и "дух"?

6. Дайте определение понятия "дух" и подберите синонимы к нему или слова, близкие по смыслу.

7. Выделите и проанализируйте элементы дуалистической концепции бытия в философии Р. Декарта и И. Канта.

^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ


1.Философско-теоретический ("метафизический") и жизненный смысл проблемы бытия

2.Концепция бытия в античной и древневосточной философии.

3.Бытие и небытие. Ничто. Становление. Смысл и соотношение этих категорий.

4.Проблема построения единой картины мира и категория субстанции. Раз­­­личие философских подходов в выборе и определении этой категории.

5. Монизм, дуализм, плюрализм как философские модели бытия, мироздания

6.Материя и Дух как сферы бытия и субстанции. Критерии их различия.

7.Выражение проблемы бытия в структуре языка. Функции глагола "быть".

8.Виды и формы бытия. Критерии их определения и различения.


^ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ


1.Понятие о бытии и небытии у Парменида и Зенона Элейского.

2.Трактовка проблемы бытия в древнекитайском даосизме (Лао-Цзы, "Дао дэ цзин", VI - V вв до н.э.).

3.Основные идеи онтологии Николая Кузанского (XV в).

4.Г. С. Сковорода о видимой и невидимой "натурах".

5.Концепция бытия у М. Хайдеггера (по работе "Время и бытие").

6.Сартр: "Экзистенциальный" подход к бытию человека (по работе "Бытие и Ничто", "Тошнота").

7. Проблема "Иметь или быть?" в освещении Э. Фромма. Основные идеи и выводы. (По книге с одноименным названием).


^ РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:


1.Введение в философию. Учебник. -М., 1989.- Гл. 5, Ч. 2.

2.Мир философии. Книга для чтения. - М.,1991.- Ч. 1, Раздел 1.

3.История философии в кратком изложении. - М., 1991.
4.Чанышев А.М. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.,1991.

5.История китайской философии. - М., 1989.- Гл. 2 , Раздел 2.

6.Хайдеггер М. Время и бытие//Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге.- М., 1991.

7.Зайцева З.Н. Мартин Хайдеггер : Язык и Время . // Хайдеггер М. Разговор на проселочной

дороге. - М., 1991.

8.Киссель М.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. - Л., 1976. -Гл. 1

9.Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.

10.Кузнецова И.С. Лысков А.П. Философия: введение в основной курс. - Калининград, 1997.

11.Краткий философский словарь/ Под ред А.П.Алексеева.- М., 1997.

12.Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Вопросы философии. 1993. - № 4.

13.Философия Учебник. - Ростов н/Д., 1997. - Гл.2.


Т Е М А VII


^ МАТЕРИЯ, ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ


1. Материя как субстанция.

2. Материя как объективная реальность.

3. Свойства материи.

4. Пространство как форма существования материи.

5. Время как форма существования материи.

6. Объединение пространства и времени.


^ МАТЕРИЯ КАК СУБСТАНЦИЯ.


Исторически слово "материя" означало конкретный вид вещества (лат. materia - древесина), следовательно, ма­­­териальный - в буквальном смысле деревянный. Этот взгляд восходит к тому этапу развития представлений о веществе, когда оно сводилось к субстанции из первоэ­­­лементов - земли, воды, огня, воздуха, металла, дерева и т. д. Древние греки называли такие первоэлементы "стихиями" и насчитывали их 4 – 5: к выше названным добавляли иногда эфир.

Элемент считался протяженной средой, входящей во все тела. Любое тело содержит все элементы, но в разных пропорциях (в жидком больше во­­­ды; в твердом больше земли; в жарком больше огня; в газообразном или "духовном" (больше воздуха). Так сложилась концепция элементаризма: материя есть совокупность первоэлементов (субстанций), а материальное - мир построенных из них вещей и веществ.

В основе концепции атомизма, восходящей к древнегре­­­ческим мыслителям Левкиппу, Демокриту и Эпикуру, лежит представление, что сами стихии состоят из "неделимого" (по-греч. атомос) - атомов, носящихся в пустоте. Фор­­­мы атомов разнообразны: сферические, якореобразные, треугольные и т.д., как и их размеры, но они не порождают друг друга, не делятся друг на друга и не сливаются друг с другом. Следовательно, свойствами суб­­­станции обладают только атомы, они и есть материя. Материальное - ­­­все, что состоит из атомов.

Атомизм подвергался очень сильной критике в античные времена и Но­­­вое время, но, несмотря на это, в начале ХIХ века стал определяющей концепцией естествознания, источником его основных парадигм

Для химии субстанцией стал атомный уровень строения вещества, для физики - молекулярный. В конце Х1Х века, после того, как была обнаружена делимость атома, граница субстанции сместилась вниз, к атомному ядру, а затем к составляющим его элементарным частицам /сначала нуклонам, т.е. протонам и нейтронам, потом к сильно взаимодействующим частицам - адронам/. В настоящее время последним уровнем вещества, которому приписываются субстанциональные свойства, / хотя и в гораздо меньшей степени, чем атомам/ являются лептоны и кварки. Концепция атомизма / в несколько обновленной форме/ до сих пор остается основополагающей для физики и смежных с нею дисциплин. Из этой концепции следует, что субстанцией /материей/ являются элементарные частицы, а материальное - все образованное из них: формы поля, вещества и физические тела.

Близкой к атомизму следует считать концепцию, которую можно было бы назвать иерархизмом /от греч. иерос - священный, архэ - господство; сначала господство святых, затем субординация священников; в переносном смысле подразделение с возрастающим значением и уменьшающимся числом членов/. В нашем контексте имеется в виду иерархия тел, иерархия свойств и иерархия отношений в материальном мире. Так, согласно концепции структурных уровней материи /Г.Ч.Браун, Р.В.Селларс, 1917 г./ каждый уровень материи основывается на предыдущем, который до некоторой степени оказывается его субстанцией. Например, множество агрегатов молекул сводится к молекулам как частичной субстанции, множество молекул – к образующим их атомам, число которых на несколько порядков меньше числа молекул, и т.д.

^ МАТЕРИЯ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ


Субстратный подход определяет одни формы материального через другие. Но возможно и прямо противоположное определение материи - через противопоставление реальности, которой она не является. Таким определением будет понимание материи как неидеальной сущности: несознания и недуха. Если понимать сознание как субъективную реальность /форму духовного бытия, присущую некоторому субъекту - человеку, Богу, Мировому Разуму и т.п./, то материю следует определить как объективную реальность и субъективную возможность, т.е., возможность отражаться сознанием в качестве объективной реальности. Именно такой подход использован в известном определении материи, данном В.И. Лениным в книге "Материализм и эпириокритицизм": "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется , фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". В старых учебниках по философии это определение считалось исчерпывающим. Сложность такого понимания состоит в том, что для определения материи приходится отталкиваться от идеального и тем самым неявно считать идеальное более существенным, а, возможно, и первичным. Здесь приходится быть крайне осторожным и дополнительно обосновывать каждую мысль. Прежде всего необходимо уточнить, какой субъект имеется в виду в каждом конкретном случае. Если речь идет о данном индивиде, то для него объективной реальностью является сознание любого другого индивида /субъекта/, вообще - всех других людей. Если имеются в виду все люди, ныне живущие на Земле, то для них объективной реальностью будет сознание прежних, ушедших поколений, запечатленное в культуре, а субъективной возможностью, т.е. возможностью "копироваться, фотографироваться" явится возможность воспринимать продукты духовной деятельности этих поколений чувствами и мыслями современных людей. Поэтому, говоря о том, что материя является объективной реальностью, надо пояснять, что подразумевается неидеальная реальность.

Представляется также сомнительным утверждение, что материя существует "независимо от ощущений" и от сознания вообще. Если речь идет о первозданной природе, рассматриваемой безотносительно к человеку, то это действительно так. А как быть с изделиями ума и рук человеческих, с так называемой "материальной культурой", которую люди создают в прямой зависимости от своих ощущений, взглядов, идей, по своему образу и подобию? Например, автомобиль создается, используется и сохраняется очень "зависимо" от сознания людей, но в силу этого он не перестает быть материальной вещью.

Что касается "данности в ощущениях" как признака материи, то здесь тоже напрашивается возражение. Естествознание показывает, что лишь ничтожно малая часть материи отражается человеческими ощущениями / мы не воспринимаем практически всю шкалу электромагнитных колебаний, кроме одной октавы видимого света; мы не слышим инфра- и ультразвуки; для нас не пахнет подавляющее большинство веществ и т.д./.

После сказанного нетрудно понять, что ленинское определение материи как объективной реальности, данной нам в ощущении, которая копируется и фотографируется нашими органами чувств, было в какой-то мере уместным в полемике с субъективными идеализмом /эмпириокритицизмом/, но оказалось достаточно уязвимым при более глубоком рассмотрении.


^ СВОЙСТВА МАТЕРИИ

Для философии и других наук важно не только дать определение понятия материи, но и определить ее свойства. Среди этих свойств отличают постоянные, необходимые, присущие всем видам материи - так называемые атрибуты / от лат. attribuo - придаю, наделяю/ и временные, преходящие - акциденции /лат.accidentiac- случай, случайность/. Эти термины встречаются уже у Аристотеля. Нетрудно заметить, что само определении материи строится на основе указания некоторых ее существенных свойств, таких как "состоять из атомов", "быть объективной реальностью" /см.выше/.

Вообще говоря, материя обладает многими атрибутивными свойствами, знания о которых постепенно накапливались и углублялись в философии и естественных науках. Например, если Демокрит приписывал атомам свой­­­ства неделимости и различия по форме порядку и положению, то другой великий атомист Греций Эпикур добавил к ним различие по величине (объему) и весу. Многие философы XYII- XYII1 вв. - Декарт, Спиноза, Гоббс, Ламетри, Гольбах, - находившиеся под сильным влиянием механис­­­тического естествознания, особо выделяли такое свойство материи как протяженность. Спиноза, стремясь преодолеть дуализм и соединить в од­­­ной субстанции материальное и духовное начала, добавил к нему и дру­­­гой атрибут - способность мыслить. Французский философ (немецкого происхождения) Гольбах среди свойств материи важнейшее место отводил движению, которое он назвал "способом ее существования". Вообще в фило­­­софской литературе эти понятия - свойства материи, формы или способы ее существования - трактуются как весьма близкие по содержанию, разли­­­чающиеся лишь в определенных контекстах. Вместе с движением в опреде­­­ление материи логически необходимым образом входят пространство и время, поскольку движение представляет собою изменение положений в пространстве и состояний во времени.


^ ПРОСТРАНСТВО КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ

Слово "пространство" происходит от глагола "простираться" , т.е. быть протяженным. Понятие протяженности характеризует линейные размеры тел, расстояния между ни­­­ми и их объемные величины. Легко понять, что оно предполагает наличие по меньшей мере двух тел, которые могут быть сравнены по размерам и объемам. Говорить о протяженности по отношению к одному-единственному телу или пустоте не имеет смысла. Протяженность, говоря современным языком, представляет собой совокупность метрических свойств простран­­­ства, его метрику. Но физические тела и объекты в пространственном от­­­ношении характеризуются не только протяженностью, но также взаимным расположением и ориентацией. Например, правая и левая руки человека имеют примерно одинаковую протяженность, но существенно различную ориентацию, называемую зеркальной симметрией. Или, когда мы интере­­­суемся месторасположением каких-либо населенных пунктов, то часто хо­­­тим узнать не только расстояние до них, но и их взаимное расположе­­­ние /ближе- дальше, севернее- южнее и т.д./, а также направление движе­­­ния к ним из того места, где мы находимся. Свойства пространства, ха­­­рактеризующие порядок расположения объектов и их ориентацию, называют­­­ся топологическими. Весьма интересным примером такого рода свойств яв­­­ляется симметрия. Современной науке известно 230 видов пространствен­­­ной симметрии.

Топологические свойства несут гораздо больший объем информации о структуре тел и образуемых ими пространств, чем метрические. Простран­­­ство тем сложнее, чем развитее его топология. В открытом поле мы можем подойти к интересующему нас предмету по прямой, в лесу - по извилистой линии, огибающей отдельные деревья и кустарники, в городе по ломаной, повторяющей ориентацию улиц и подземных переходов. В каждом из прос­­­транств это будет кратчайшее расстояние между двумя точками. В сложно органи­­­зованном пространстве размещается гораздо больше предметов, чем в то­­­пологически бедном. Каждый по своему опыту знает, что пустая комната кажется гораздо меньше по размерам, по сравнению с той же комнатой, но меблированной, хотя мебель занимает много места и "съедает" простран­­­ство.

Для описания пространства математики придумали систему координат - ­­­некоторую элементарную модель пространства с заданной топологией и метрикой. В этой искусственной постройке для достижения нужной точки из центра координат необходимо перемещаться (по прямой или кривой пос­­­тоянного радиуса) и поворачиваться, причем некоторые перемещения и по­­­вороты как бы не считаются, входя в саму систему координат (например, в декартовой системе координат после прохождения расстояния по оси абс­­­цисс надо повернуть на 90 градусов, чтобы продолжить движение по оси ординат, однако этот поворот независимым движением не считается), тог­­­да как другие, напротив, считаются весьма важными( в декартовой систе­­­ме движения по осям абсцисс, ординат, аппликат). Эти перемещения по разрешенным направлениям описываются независимыми переменными величи­­­нами, а сами направления рассматриваются в качестве измерений пространства.

Чем сложнее топология пространства, тем сложнее должна быть траектория движения для попадания в заданную точку и тем больше измерений следует вводить в системе координат. Но на практике для описания и сложных, и простых пространств наиболее удобными оказа­­­лись трехмерные координаты, потому что они соответствуют чувствен­­­но-наглядному образу пространства физических тел как трехмерных. Вся­­­кое тело имеет три измерения: "длину", "ширину", "высоту"/"глубину"/. Пространство меньшего числа измерений является упрощенным представле­­­нием (абстракцией) трехмерного пространства, а большего - чисто понятийной конструкцией, зри­­­тельно непредставимой. Здесь правомерно поставить вопрос: в каком смысле и для каких целей используется понятие пространства, большого, чем три, числа измерений? Есть ли для него объективное основание? Возможны два ва­­­рианта ответа на него.

1. Пространство может быть устроено таким обра­­­зом, что продвижение по одной из осей на каком-то участке будет невоз­­­можным и придется ввести дополнительную координату. Так, чтобы совер­­­шить объезд поврежденного участка шоссе, водителю автомобиля приходит­­­ся развернуться под некоторым углом к первоначальному направлению, выехать на параллельную дорогу и, проехав по ней определенный отрезок пути, повернуть на шоссе. Все движения под углом к шоссе будут движе­­­ниями в дополнительном измерении. Оно может обозначено соответствую­­­щей координатой.

2. Можно понимать под новой координатой некоторую не­­­геометрическую переменную величину, например, скорость, ускорение, си­­­лу, яркость, теплопроводность, и т.д. Это - переход к негеометрическо­­­му пониманию пространства. Так, колебания маятника удобно описывать в фазовом пространстве, где по одной оси откладываются смещение маятни­­­ка из положения равновесия, а по другой - его скорость. Тем самым ко­­­лебания с одной степенью свободы потребует 2 координаты, с двумя- 4, а с тремя - 6. Но это шестимерное пространство не следует считать не­­­которой физической реальностью, ибо в данном случае пространство - удоб­­­ный математический прием, позволяющий выяснить некоторые интересные подробности процесса движения маятника и решать физические задачи.

Согласно современным представлениям физики, топологию реального пространства определяет взаимодействие физических объектов: тел, по­­­лей, частиц, галактик, квазаров, и т.д. Такое пространство может быть искривленным до замкнутости, неоднородным в разных частях, неодинако­­­вым по направлениям (неизотропным) , скрученным, растянутым, сжатым. Это проявляется в пространственных характеристиках движения тел: расстоя­­­ниях, проходимых ими, форме траекторий, направлениях движений. Так, например, пуля, выпущенная в мишень, летит не по прямой линии, кото­­­рая является геометрически кратчайшим расстоянием до мишени, а по баллис­­­тической кривой, так как на нее действуют две силы: сила притяжения Земли и сила сопротивления воздуха. Обе эти силы искривляют пространство вблизи поверхности Земли по вертикали. Однако наличие воздуха является локальным обстоятельством (можно стрелять в вакууме или на Луне). Поэтому и свя­­­занное с ним искривление пространства носит также локальный харак­­­тер, чего нельзя сказать о силе притяжения - гравитации и связанной с нею кривизне. Разумеется, мы можем ослабить силу земного притяжения, уда­­­ляясь от Земли, но ведь гравитирует не только Земля. Все космические объекты - Солнце, другие планеты, звезды, галактики являются генерато­­­рами гравитационного поля, и "избавиться" от него невозможно. Отсюда следует, что движение по прямым линиям эвклидовой геометрии в космосе физически неосуществимо, что подтверждается всеми астрономическими наблюдениями и практикой космических полетов. Данное обстоятельство показывает, что геометрия реального физического пространства является неэвклидовой, как доказал А. Эйнштейн, создавший современную теорию гравитации (общую теорию относительности). Оно должно описываться неэв­­­клидовыми геометриями такого типа, какие были разработаны Лобачевским и Риманом. Геометрия Евклида по отношению к ним рассматривается как частный предельный вариант, в котором кривизна пространства предпола­­­гается равной 0.

Понятия пространства, его топологии, мерности, очевидным образом применимы и для описания социальных связей и экономических отношений, т.е. объективно существует не только физическое, но и социальное прос­­­транство. Например, для стран СНГ актуален вопрос о создании единого экономического пространства - системе, в которой будут сняты ограниче­­­ния ("дополнительные координаты") для всех субъектов и отраслей эконо­­­мической деятельности. Это означает, что у них должны быть единая ва­­­люта, единые налоги, почти одинаковые цены, единые экономические льго­­­ты и тарифы, должны быть сняты таможенные барьеры и т.д. Такое прос­­­транство как раз и будет неискривленным, немногомерным, предельно простым, а потому для всех одинаково доступным, почти геометрическим, где пото­­­ки товаров и денег будут идти почти по прямой - по естественно сло­­­жившимся транспортным и информационным коммуникациям.


^ ВРЕМЯ КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ

Подобно пространству, вре­­­мя можно определить как такую форму существования материи, которая ха­­­рактеризует порядок следования событий, а также их длительность. Поря­­­док расположения событий является топологической характеристикой вре­­­мени, а длительность - метрической. Как правило, эти характеристики во временных структурах реальных процессов проявляются в сочетании, что нетрудно видеть на примере таких форм протекания процесса как ритм, такт, цикл, период, частота. Слитность топологических и метрических свойств времени несколько затрудняет различение между ними, отчего да­­­леко не все авторы научных работ и учебников подразделяют эти свойства.

В русском языке существительное "время" (по- древнерусски веремя) восходит к глаголу вертеть, т.е. время - это поворот, оборот. Это связа­­­но с пониманием времени как повторяющихся циклов (суточных, месячных, годовых).

Интуиция или " чувство времени " побуждает нас воспринимать время как " чистую длительность ", независимую от каких-либо материальных процессов или событий. Мы почти уверены, что время шло бы и в прос­­­транстве чистого ничто, когда не было бы никакой материи. Видимо, та­­­кого рода интуиция привела Ньютона к понятию абсолютного времени, оди­­­наково текущего для всех тел Солнечной системы, безразличного к их движению и способам измерения. Но логический анализ проблемы времени обнаруживает известную недостаточность и противоречивость подобного понимания. Действительно, оно несовместимо с определением времени как атрибута, свойства формы существования материи. Если мы принимаем это определение, а для этого имеются весьма веские основания, то говорить о "чистом" времени-длительности - все равно, что утверждать, будто свойство может существовать без своего носителя. Скажем, "веселость"­­­без людей, обладающих этим свойством "веселящихся", или "твердость" - без металла, камня и прочих предметов, которые могут быть твердыми. Абсурдность подобного рассуждения очевидна. Она может быть преодолена лишь в том случае, если мы будем считать время не атрибу­­­том материи, а чем-то независимым от нее, самостоятельной субстанцией. Гипотезы такого рода иногда выдвигаются. Так в конце 50-х годов про­­­фессор Пулковской обсерватории Н.А. Козырев эпатировал ученый мир своей " сумасшедшей" теорией времени, согласно которой время является физическим фактором, оказывает давление на физические тела, превра­­­щается в энергию и даже " горит в звездах ". Однако эта теория не по­­­лучила однозначного подтверждения и признания в науке, оставаясь на уровне оригинальной эвристической гипотезы.

Идею абсолютного времени своеобразно интерпретировал великий не­­­мецкий философ ХУ111 в. И. Кант. Время, как и пространство он считал ап­­­риорными формами человеческого созерцания. С какими бы фактами наука не встречалась в изучении природы, какие бы виды материи и движения она не открывала (это и есть" опыт "), все они представляются в неиз­­­менных формах пространства и времени. Эти формы якобы изначально и органично присущи человеческой способности созерцать и познавать мир. Пространство в понимании Канта напоминает видение мира сквозь некие очки, составляющие как бы неотъемлемую часть органа зрения, а время ­­­нечто вроде идеального хронометра, навечно вмонтированного в познава­­­тельный аппарат человека. С помощью этого хронометра человек опреде­­­ляет длительность и последовательность любых событий, оказываю­­­щихся в сфере его опыта.

Кантовская концепция пространства и времени казалась весьма убе­­­дительной в ХУ111 - Х1Х вв.. , но позже в результате открытия неэвклидовых геометрий и теории относительности обнаружилась ее несостоятельность. Если говорить о времени, то здесь решающее значение имело доказа­­­тельство Эйнштейном относительности одновременности физических собы­­­тий. Сейчас этот факт хорошо известен уже из школьного курса физики. Поскольку скорость света (и любого другого возможного сигнала) конеч­­­на, то события, одновременные в некоторой системе отсчета, оказывают­­­ся неодновременными в других системах, движущихся равномерно и прямо­­­линейно относительно первой. Отсюда следуют относительность времени, т. е. зависимость временных интервалов и ритмов от движения систем от­­­счета (координат) и все известные " парадоксы ", с нею связанные, ( па­­­радокс близнецов, изменение порядка событий, путешествие в прошлое и т. д.).

С позиций специальной теории относительности время полностью оста­­­навливается при движении со скоростью распространения полевого сигна­­­ла (света) и постепенно наращивает свой ход по мере замедления движе­­­ния. Из этого, в частности, следует, что наиболее быстрые галактики (обладающие наибольшим красным смещением при наблюдении в телескоп) должны быть из-за замедления времени для них и наиболее молодыми. А следовательно, единого для всей вселенной времени нет. Для каждой сис­­­темы отсчета оно свое. Это, однако, не означает, что использование по­­­нятий единого времени и единого пространства вообще неправомерно. Оно допустимо и даже необходимо при описании не очень сложных систем, дви­­­жений со скоростями, малыми в сравнении со скоростью света, как в слу­­­чае классической механики Ньютона. Но важно сознавать, что в подобных случаях мы имеем дело с абстракцией, имеющей предел применимости. При описании более сложных систем в области элементарных частиц и полей, релятивистской космологии необходимо учитывать относительность времени, его связь с пространством и формами движения материи.


^ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

Традиционно пространство и время рассматривались обособленно, как различные формы существования материи. Но отмеченное выше положение теории относительности о связи времени с определенной системой отсчета , заданной пространственно че­­­рез систему координат, указывает на связь между пространством и време­­­нем. Эйнштейну удалось реализовать ее в конкретной форме, добавив к трем пространственным координатам системы координату времени, пред­­­ставленную в виде размерности ict, где i = -1 , с- скорость света в вакууме, t - время. Эта конструкция означала переход к единому четы­­­рехмерному континууму " пространство- время", в котором при смене систем отсчета вместе с пространственными координатами преобразова­­­лась и временная, а сама эта смена (переходы между системами) матема­­­тически изящно описывалась как их вращение в 4-мерном " мире ".

Смысл связи пространства и времени можно понять с помощью простой модели. Когда кинематографисты снимали некоторые особо острые эпизоды (взрывы, пожары, столкновения поездов) на макетах, они отмечали при просмотре " суетность ", поспешность поведения объектов, взрывы или поджог происходили мгновенно, чего нет у реальных предметов. Пришлось макеты снимать ускоренной съемкой, чтобы при демонстрации ленты с нор­­­мальной скоростью время замедлилось во столько раз, во сколько макет меньше натуры. Следовательно, чем мельче предметы, тем быстрее идут в них процессы , чем они крупнее, тем время течет для них медленнее . Иными словами, время напрямую связано с простран­­­ством (в данном случае по метрике).

Конечно, предложенное Эйнштейном объединение пространства и вре­­­мени - одно из возможных (к тому же относительно простое). По мере открытия новых типов материальных систем не исключается усложнение на­­­ших представлений об их взаимосвязи и переход к использованию систем отсчета с большим числом пространственных и временных координат.

Исходя из понятий пространства и времени как форм существования материи и некоторых других ее свойств, отмеченных выше, можно предло­­­жить еще одно ее определение, которое , как нам кажется, может слу­­­жить дополнением и конкретизацией " классических" определений, рас­­­смотренных в начале данной лекции. А именно: материя есть реальность, обладающая массой \ "тяжестью" - Эпикур\, существующая в пространстве и времени. Это определение можно назвать атрибутивным, поскольку за ос­­­нову приняты универсальные свойства материи. Они могут рассматриваться как критерии, отличающие материальное бытие от нематериального (духов­­­ного, идеального ) независимо от того, в какой форме последнее представ­­­лено: объективной ( внечеловеческой ) или субъективной ( составляю­­­щей духовный мир человека ).

Проанализируйте это положение самостоятельно, и вы сами сделаете вывод, что понятие тяжести, метрических и топологических свойств, вре­­­менной последовательности и необратимости неприменимы к духовным реали­­­ям такого типа как Абсолют, Бог, Нирвана, а также продуктам челове­­­ческого сознания. Например, абсурдно сравнивать человеческие мысли и чувственные образы по длине и ширине или времени их существования. Правда, психические процессы, происходящие в конкретном индивиде, подчиняются вре­­­менной динамике, т. е., имеют некоторые темпоральные характеристики, но эта темпоральность является отраженной вторичной по отношению к темпоральнос­­­ти физиологических процессов мозга, составляющих материальное основа­­­ние и механизм психики.


^ СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ

Материя – объективная («опредмеченная», существующая вне сферы человеческого сознания) реальность, обладающая массой и пространственно – временной формой, совокупность вещественных тел и полевых образований, существование и взаимодействие которых определяется законами природы.

Данная формулировка обобщает определения материи, рассмотренные выше.

Материальное – все, что обладает свойствами материи, относится к ее сфере – физические тела, явления, вещи, свойства, отношения и т.д.

Иерархия структурных уровней материи – их последовательное расположение по степени сложности организации, когда одни уровни выступают в качестве субстрата, основы других, более сложных в структурном отношении.

Атрибут – необходимое свойство, присущее материальным объектам во всех их видах и состояниях.

Движение – атрибут материи, проявляющийся в закономерном и непрерывном изменении составляющих ее образований (тел, вещей, объектов, систем и т.д.)

Пространство – атрибут материи, представляющий ее структурно-необходимые метрические и топологические свойства.

Время – атрибут материи, представляющий структуру движения материальных объектов: длительность их изменения и порядок следования событий (раньше, позже, одновременно).

Метрика – характеристика протяженности материальных объектов и длительности временных интервалов.

Топология, топологические свойства пространства – свойства, характеризующее расположение пространственных объектов по отношению друг к другу, их взаимную ориентацию.

Геометрия – 1) в объективном смысле – совокупность метрических и топологических свойств конкретного пространства; 2) математическая теория, описывающая эти свойства (геометрии Эвклида, Лобачевского, Римана).

Иерархия структурных уровней материи – их последовательное расположение по степени сложности организации, когда одни уровни выступают в качестве субстрата, основы других, более сложных в структурном отношении.


^ ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Определение материи. Два подхода: субстратный и контрапозиционный.

2. Свойства и атрибуты материи.

3. Пространство как форма существования материи.

4. Время как форма существования материи. Взаимосвязь простран­­­ства и времени.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Учение о материи, движении, пространстве и времени является одним из главных разделов философской онтологии и опирается на многовековую историко-философскую традицию. Это значит, что его смысл невозможно уяснить без обращения к философам прошлого - авторам фундаментальных концепций, относящихся к данному разделу. Прежде всего мы имеем в виду Аристотеля, Декарта, Спинозу , Ньютона, Канта, Гольбаха, создавших оригинальные учения о материи, пространстве и времени, под влиянием которых развивались последующие философские и естественно- научные учения в указанной области. С этими учениями студенты должны познакомиться, иметь о них более или менее ясное представление.

Рассматриваемая тема требует также известных предварительных знаний в области математики и физики: о неэвклидовых геометриях, классической механике, теории относительности, космологии, Теории поля. Такие знания отчасти даются уже в старших классах школы и в более полном объеме на первых курсах нашего университета. Однако студентам необходимо их актуализировать - вспомнить, повторить, уметь связать с вопросами данной темы.

При изучении проблем материи, пространства, времени, как, впрочем, и других разделов нашего курса, вы столкнетесь с различием подходов, концепций, которые в некоторых случаях могут даже противоречить друг другу. Это обстоятельство не следует воспринимать только как несогласие ученых или отсутствие единства мнений. Оно имеет объективные основания, поскольку рассматриваемые проблемы сложны и еще более усложняются в связи с новыми научными открытиями, а потому требуют неоднозначных, разносторонних стратегий исследования, подобно тому, как выработка угольного пласта в шахте может вестись с разных направлений (штреков).

Изучаемая тема существенно связана с рядом так называемых философских или методологических проблем физики и математики, предполагающих глубокий экскурс в содержание этих дисциплин, анализ их общетеоретических оснований. Среди них можно назвать проблемы физической интерпретации неэвклидовых геометрий, многомерных пространств, актуальной и потенциальной бесконечности, дискуссии о конечности (замкнутости) или бесконечности пространства Вселенной, современные концепции времени, природы и структуры гравитационного поля, элементарных частиц , взаимосвязи форм симметрии пространства и времени и законов сохранения в физике и другие. Надо полагать, среди студентов найдутся такие, кто интересуется этими вопросами и пожелает самостоятельно изучить их, представить по этим темам доклады и рефераты, что будет весьма полезно как для развития научного мышления авторов таких работ, так и повышения интереса к предмету и активности других студентов.


^ ПРОБЛЕНО АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.


1. Критически проанализируйте нижеследующее определение материи. Ука­­­жите рациональные моменты и недостатки каждого из них. Исключите не­­­верные определения.

а) материя - совокупность всех вещей, состояний, явлений, которые

когда-либо существовали, существуют или могут существовать.

б) материя - это лептоны и кварки, так как эти частицы составляют

предельный уровень строения вещества, извстный современной науке,

а все другие виды частиц производны от них.

в) материя - объективная реальность, данная человеку в его ощущениях.

г) материя - это особый вид реальности, характеризующийся наличием

массы и существующий в пространстве и времени.

д) материя - субстрат физических тел и полей.

е) материя - это все природное, существующее независимо от сознания и

деятельности людей.

ж) материя - это совокупность физических тел и полей, живых организ­­­мов и созданных ими предметов, обладающих пространственной структурой и подчиняющихся закону времени.

2. Покажите, что свойства пространства и времени обусловлены законо­­­мерностями и свойствами материальных (например, физических) тел и про­­­цессов. Проведите в этом плане анализ каких-либо конкретных свойств, например пространственной симметрии и необратимости времени.

3. Можно ли рассмотривать пространство и время как виды материи или энергии? Ответ аргументируйте.

4. Возможны ли формы бытия вне пространства и времени? Ответ аргументи­­­руйте, подтвердите примерами положительными или отрицательными.

5. В последние годы оживились дискуссии о телепатии. Предполагается, что носителем телепатического воздействия являются малоизвестные нау­­­ке виды полей . Научный подход требует рассмотреть их как виды материи, существующие и проявляющиеся в пространстве и времени. Исходя из этого положения, попытайтесь прогнозировать (в приблизительной форме) пространственные и временные характеристики этих полей, кото­­­рые были бы доступны для экспериментального обнаружения и измерения .


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ


1. Развитие представлений о материи как субстанции в философии и ес­­­тествознании.

2. Материя как объективная реальность.

3. Атрибуты материи.

  1. Пространство - форма существования материи. Метрические и топологи­­­ческие свойства

пространства.

5. Время - форма существования материи.

  1. Развитие представлений о пространстве и времени в современной нау­­­ке (неэвклидовы

геометрии и общая теория относительности, космология, теория поля).

  1. Объединение пространства и времени.

8. Пространство и время в социальных процессах.


^ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ


1.Существуют ли "первоматерия" или "праматерия"?

2.Учение Аристотеля о материи и форме.

3.Учение Спинозы о субстанции, являющейся причиной самой себя.

4.Проблема "первичных" элементарных частиц в современной физике.

5.Пространство и время в механике Галилея и Ньютона.

6.Пространство и время в специальной и общей теории относительности.

7. Структура физического пространства и времени и ее описание в систе­­­мах геометрии.

8.Физический смысл моделей многомерных пространств.

  1. Взаимосвязь принципов симметрии пространства и времени и законов сохранения в физике (теорема Э. Нетер).

  1. Четыре концепции времени в философии и физике(по книге Ю.Б. Молча­­­нова на данную

тему).

11.Возможна ли машина времени?

12. Пространство и время как формы социального бытия.


^ РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:


1.Введение в философию. Учебник. - М., 1989. - Ч. 2, Гл. 4.

2.Мир философии. Книга для чтения. - М., 1991. - Ч. 1.

3. Мелюхин С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. -М., 1966.

4.Вигнер Е. Этюды о симметрии. - М., 1971.

5. Чудинов Э.М. Теория относительности и философия.- М., 1974.

6. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. - М., 1977.

7. Зигуненко С.Н. Как устроена машина времени?- М., 1991.

8. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989 .

9.Радугин А.А. Философия. - М.,1997.

10.Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988.

11.Аксенов Г.П. О "механизме" течения времени // Вопросы философии. - 1996. - № 1.

12.Ахундов М. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М., 1984.

13.Карнап Р. Философские основания физики. - М., 1971.

14.Марков М.А. О природе материи. - М., 1976.

15Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М.,1994.



tema-52-torgovlya-promishlennoj-i-intellektualnoj-sobstvennostyu-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti.html
tema-53-dialektika-idej-tema-filosofiya-kak-visshij-vid-mirovozzreniya-tema-istoriya-filosofii.html
tema-54-aktualnie-problemi-kreditno-denezhnoj-politiki-i-pravovie-formi-ee-realizacii.html
tema-55-sistema-prava-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnosti-030503.html
tema-57-kontrol-deyatelnosti-bankovskogo-uchrezhdeniya-posobie-po-napisaniyu-oformleniyu-i-zashite-dlya-studentov.html
tema-59-sushee-i-sushnost-u-aristotelya-tema-filosofiya-kak-visshij-vid-mirovozzreniya-tema-istoriya-filosofii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kto-iz-bogin-poluchaet-zolotoe-yabloko-dzhin-shinoda-bolen.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-uroka-chuvashskie-obryadi-i-obichai.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razmeshenie-logotipa-v-internet-kataloge-oplachivaetsya-otdelno-vistavki.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchitel-nachalnoj-shkoli.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vserossijskij-otkritij-zaochnij-konkurs-masterskaya-uchitelya-podgotovila-yudina-irina-timofeevna-uchitel-nachalnih-klassov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/72-osnashenie-sluzhbi-kipia-pravila-tehnicheskoj-ekspluatacii-sistem-i-sooruzhenij-kommunalnogo-vodosnabzheniya-i.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-1-funkcionalnaya-struktura-predpriyatiya-pitaniya-kak-osnova-tehnologicheskogo-proektirovaniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/slava-bogu-obogativshemu-velikuyu-rossiyu-stranica-19.html
  • esse.bystrickaya.ru/razvernutij-plan-lekcij-11-materiali-dlya-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-13-kontrolno-izmeritelnie-materiali-18.html
  • learn.bystrickaya.ru/glyadya-na-loshadinie-mordi-i-lica-lyudej-na-bezbrezhnij-zhivoj-potok-podnyatij-moej-volej-i-mchashijsya-v-nikuda-po-bagrovoj-zakatnoj-stepi-ya-chasto-dumayu-gde-ya-v-eto-stranica-7.html
  • znanie.bystrickaya.ru/95-nalichie-normativnih-aktov-reguliruyushih-voprosi-provedeniya-monitoringa-sferi-ikt-v-regione-i-v-municipalnih-obrazovaniyah.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voskreshenie-podobno-politike-svodit-v-krovati-samih-raznih-lyudej-zametil-sem-klemens-i-ya-ne-mogu-skazat-chto-son-prohodit-uzh-ochen-spokojno-v-angli-stranica-10.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vrasskaze-den-petra-1918-g-tolstoj-stremilsya-pokazat-petra.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-ber-a-a-tyuningovoe-atele-po-aerograficheskomu-oformleniyu-avtomobilej-i-ego-ekonomicheskaya-effektivnost-stranica-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/internet-resursi-rossijskaya-gazeta-nedelya-evgenij-shestakov-24-07-2008-157-str-11-8.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravda-ob-irake-ili-bitva-v-mesopotamii-stranica-10.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-programma-lekcionnogo-kursa-plani-seminarskih-zanyatij-stranica-3.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sootnoshenie-bezrabotnih-muzhchin-i-zhenshin-uchastvuyushih-v-programmah-professionalnoj-perepodgotovki.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razvitie-gibkosti-tela-ushu-zhougun-referat-po-discipline-fizkultura-tema-skorostno-silovaya-podgotovka-sportsmenov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ixmontazh-gis-1posledovatelnost-rabot-pod-kapotom-avtomobilya-rukovodstvo-po-montazhu-i-nastrojke-gazovoj-inzhektornoj.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihomotornoj-korrekcii-stranica-5.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-iii-tamozhennaya-konvenciya-o-mezhdunarodnoj-perevozke-gruzov-s-primeneniem-knizhki-mdp-konvenciya-mdp-1975-g.html
  • college.bystrickaya.ru/19-kak-vospitat-svoih-detej-v-poucheniyah-raznih-i-v-strahe-bozhem67-silvestr.html
  • grade.bystrickaya.ru/nanoinzheneriya.html
  • books.bystrickaya.ru/decision-of-the-jury-dostup-k-vnutrennej-storone-palubi-provides-access.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/u-gumanoidov-celi-otnyud-ne-gumannie-ot-chego-nas-hotyat-spasti-nlo-ekstrasensi-okkultisti-magi.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zaregistrirovano-informacionnij-byulleten-profsoyuza-2101-2010-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nastrojki-dokumenta-rukovodstvo-k-programme.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan-dlya-studentov-dnevnogozaochnogo-otdeleniya-specialnosti-psihologiya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-tura-1-den-otpravlenie-poezdom-iz-moskvi-v-brest-s-belorusskogo-vokzala-2-den.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nekotorie-osobennosti-glagolnoj-affiksacii-v-kachinskom-yazike.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekspertnaya-gruppa-po-attestacii-rukovodyashih-rabotnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • institut.bystrickaya.ru/tamozhennie-platezhi-chast-8.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-potere-upravlencheskogo-vremeni-s-n-knyazev-upravlenie-iskusstvo.html
  • textbook.bystrickaya.ru/granici-razmivayutsya-skazat-tochno-kogda-eto-nachalos-znachit-greshit-protiv-istini-u-kazhdogo-kto-smotrit-po-storonam-i-razmishlyaet-nad-proishodyashim-budet-s-stranica-10.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.