.RU

тельность буждения отрицательных эмоциогенных центров вовлечения - Курс физиологии функциональных систем


тельность буждения отрицательных эмоциогенных центров вовлечения гипоталамуса в восходящем направлении на кору структур мозга мозга.

^ В эмоциональные Кроликам вживляли электроды в вентромедиальные реакции ядра гипоталамуса, при раздражении которых у них на­блюдаются отчетливые реакции страха. Затем животные

618

фиксируются в станке, и им наносится кратковременное одиночное слабое раздражение вентромедиального отдела гипоталамуса. Исследуют, в какой последовательности включаются различные структуры мозга при постепенном увеличении силы раздражения эмопиогенного центра. В разных лимбических структурах в ретикулярной фор­мации среднего мозга и в коре регистрируют вызванные потенциалы. Оказалось, что первая структура, куда вы­ходит возбуждение из гипоталамического эмопиогенного центра, — это перегородка мозга, ее медиальные и лате­ральные ядра. Затем вызванные потенциалы регистриру­ются в ростральных отделах ретикулярной формации среднего мозга. При большем усилении раздражающего тока в эмоциональное возбуждение включаются гиппо-камп и амигдала. При еще большем усилении — дорсаль­ные отделы ретикулярной формации среднего мозга, и уже в самую последнюю очередь возбуждение выходит на кору больших полушарий.

«Застойная При пороговой ритмической стимуляции эмоциоген-эмоция» ных пунктов гипоталамуса выявляются генерализо-ванные изменения электрической активности мозга. Вегетативные функции при этом еще не изменя­ются. Только при достаточной силе или продолжи­тельности раздражения эмоциогенных центров гипоталамуса наряду с изменением электрической активности мозга появляются вегетативные реак­ции: изменяется ритм сердечной деятельности, ды­хания, артериальное давление. При этом изменения электрической активности в структурах мозга после прекращения раздражения эмоциогенных центров, как правило, более продолжительны, чем вегетатив­ные изменения, которые довольно быстро возвраща­ются к исходному уровню благодаря механизмам саморегуляции. Таким образом, отрицательные эмо­ции оставляют после себя длительное последствие.

При повторных раздражениях эмоциогенных центров гипоталамуса у иммобилизированных жи­вотных продолжительность вегетативных измене­ний сначала значительно не изменяется. В то же время активация ЭЭГ мозга становится более про­должительной. Следовательно, мозговые структуры в этих условиях накапливают следы отрицатель­ных эмоциональных возбуждений. В то же время механизмы саморегуляции вегетативных функций работают еще надежно. Однако при продолжаю­щихся раздражениях отрицательных эмоциоген­ных центров механизмы саморегуляции вегетатив­ных функций сдают, и происходит их суммация,

619

нарастает продолжительность вегетативных изме­нений. В конце концов вегетативные изменения приобретают устойчивый характер. Формируется так называемая «застойная эмоция».

Эмоции Распространение эмоционального возбуждения из и обучение лимбико-ретикулярных структур мозга происходит практически на все образующие мозг нейроны, включая кору головного мозга. Благодаря этому эмоции пронизывают все поступки человека. Обу­чение любым формам деятельности всегда строится на эмоциональных ощущениях. При этом обучение должно всегда учитывать отработанную эволюцией схему: от потребности к ее удовлетворению. В этом случае отрицательная эмоция, сопровождающая потребность, завершается положительной эмоцией удовлетворения потребности. При повторениях этого цикла положительные эмоции включаются в аппарат предвидения потребного результата — акцептор результата действия. На этой основе фор­мируется оптимистическая целенаправленная лич­ность. В этом случае человек при возникновении у него той или иной потребности предвидит радость достижения результата, способствующего удовлет­ворению его потребности, и стремится к нему, пре­одолевая нередко сложные препятствия. Эти про­цессы в наиболее отчетливой форме проявляются при обучении новорожденного ребенка.

Динамика Деятельность новорожденного прежде всего опреде-эмоционального ляется внутренними, врожденными потребности -обучения ми. Основная из них — потребность в пище, сопро-ребенка вождающаяся отрицательной эмоцией голода. Главная положительная эмоция — чувство насы­щения. Поведение новорожденного строится на основе замены неприятной эмоции голода положи­тельной эмоцией насыщения, которая при повтор­ных удовлетворениях пищевой потребности вклю­чается в аппарат акцептора результата действия и впоследствии становится мощным стимулом пище­вого аппетита. Очень важно не разрушить есте­ственное удовлетворение основной потребности новорожденного путем перекармливания, недоста­точного или неполноценного кормления и т. Д. В обыденной жизни, к сожалению, наблюдаются случаи, когда родители на основании собственных эмоциональных переживаний начинают кормить

620

не испытывающего голодных ощущений ребенка насильно, тем самым убивая в нем первые ростки целенаправленной деятельности, так как пища вме­сто приятных эмоций начинает вызывать у него от­вращение. Это особенно часто наблюдается в тех случаях, если такие действия происходят повторно и на протяжении длительного отрезка времени. При этом отрицательная эмоция рассогласования включается в аппарат акцептора результата дейст­вия, и ребенок даже при возникновении у него естественной пищевой потребности начинает'пред­видеть все прошлые неприятности, связанные у не­го с приемом пищи. Все это создает зачатки форми­рования безынициативной личности. Указанные процессы усиливаются, если в последующей жизни ребенок снова попадает в обстановку, которая по­давляет его индивидуальность, развивающиеся у него мотивы.

Подрастая, ребенок все больше знакомится с внешним миром. Теперь уже его поведение начина­ют определять не только врожденные потребности. Чтобы принять то или иное решение, он вынужден производить анализ и синтез обстановочных раз­дражителей, оценивая их и в связи со своими внут­ренними потребностями. В результате этого те эмоции, которые обслуживали ранее только мета­болические потребности организма, переходят на службу более высоких социальных мотивов. Ребе­нок, например, начинает испытывать неприятные эмоции не только непосредственно на болевое раз­дражение, но и на всю ту обстановку, где это боле­вое раздражение производится (например, на обста­новку больницы). Так, на основе первичных эмоций формируется и все более накапливается опыт. В конце концов все формы поведения челове­ка сочетаются с определенными эмоциональными ощущениями. Эмоции начинают пронизывать всю жизнь ребенка, завладевать всем его сознанием. По мере обучения и неоднократного удовлетворения различных потребностей появляется способность руководствоваться для достижения цели не только отрицательной эмоцией, сопровождающей потреб­ность, но и представлением о той положительной эмоции, которая возникает при удовлетворении этой потребности. Положительные эмоции начи­нают играть ведущую роль в целенаправленной

621

^ МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИЙ

Периферические компоненты эмоций

Произвольно управляемые и нерегулируемые периферические компоненты эмоций

деятельности, постепенно оттесняя тонические отрицательные эмоции на второй план.

Учитывая, что любое достижение цели сопровож­дается положительной эмоцией, очень важно стро­ить воспитание каждого ребенка так, чтобы любое, даже самое малое начатое дело он всегда доводил до конца. Сначала в этом ребенку помогают родители. Затем он сам понимает, в чем прелесть и красота удовлетворения не только своих потребностей, но и поставленных перед собой задач. Только это создает впоследствии влечение к труду, искусству, творче ству.

Приведенное свидетельствует о том, что эмоцио­нальные ощущения воспитывают целенаправлен­ную личность. С другой стороны, эмоциональные ощущения сами совершенствуются в процессе вос­питания личности.

Любая эмоция распространяется не только в восхо­дящем направлении на кору больших полушарий, участвуя в психической деятельности человека, но и в нисходящем направлении, практически на все органы и ткани организма.

Эмоциональное возбуждение распространяется в ни­сходящем направлении из лимбических структур че­рез соматическую, вегетативную нервную систему и через соответствующие биологически активные вещества и гормоны структур мозга и гипофиза на поперечно-полосатую мускулатуру, эндокринные железы и на внутренние органы. Эмоциональное воз­буждение включает в себя, таким образом, так назы­ваемые периферические компоненты.

Вследствие генерализованного распространения на периферические органы любая эмоция охваты­вает практически весь организм (рис. 181).

Периферические компоненты эмоций можно разде­лить на две группы:

а) произвольно регулируемые компоненты;

б) нерегулируемые компоненты эмоций.

К произвольно регулируемым компо­нентам эмоций относятся прежде всего общедвига­тельные реакции, мимические реакции, звуковые реакции у животных и речевые реакции у человека, которые сопровождают субъективные переживания,

622

Рис. 181.

Периферические компоненты эмоций



^ ПРОИЗВОЛЬНО РЕГУЛИРУЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИЙ

НЕРЕГУЛИРУЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИЙ


причем часто очень выразительно. К этой же группе эмоций относится слезоотделение и дыхание.

К нерегулируемым компонентам отно­сятся: деятельность сердца, изменение просвета со­судов, изменение состояния желудочно-кишечного тракта, особенно его" гладкой мускулатуры, гладко-мышечных сфинктеров, гладкой мускулатуры лег­ких, потоотделение и т. д.

Обратные От внутренних органов в эмоциогенные центры влияния мозга, в свою очередь, поступает обратная афферен-периферических тация, которая связывает периферические органы с органов соответствующими центрами в различные функци­ональные системы. Именно в этом отношении спра­ведлива периферическая теория Д. Ланге.

Отрицательные В медицинском плане опасны эмоции отрицатель-эмоции ного характера, такие, как гнев, тоска, страх, бо-в генезе язнь и др. Именно на их основе формируются так

психо- называемые психосоматические заболе-соматических вания. Отрицательные эмоции обладают рядом заболеваний нежелательных свойств.

Отрицательные эмоции обладают длительным последствием, нередко продолжаясь в течение ряда часов, даже после прекращения действия раздра­жающих факторов.

Отрицательные эмоции способны суммироваться,

623

т. е. при повторных возникновениях их продолжи­тельность существенно увеличивается.

Отрицательные эмоции при частых и повтор­ных проявлениях способны переходить в форму стационарного, устойчивого возбуждения мозга — в «застойную» форму (рис. 182).

Рис. 182.

Суммация сосудистых гипертензивных реакций при повторных раздражениях отрицательного эмоциогенного центра гипоталамической области кролика



4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 , 44 48 Время, мин

Механизм формирования «застойных» отрица­тельных эмоций тесно связан с устойчивыми изме­нениями чувствительности нейронов мозга к ней-ромедиаторам и нейропептидам (рис. 183). На этой

^ Мк»ппыып*г,патиио^п« плпвопеНИв аЦвТИЛХОЛИНа; /иф = 70 7)3

204



Рис. 183. Изменение чувствительности нейронов ретикулярной формации среднего мозга к нейромедиаторам после электрического раздражения эмоциогенного цен­тра вентромедиадьного гипоталамуса: Тиф — ионофоретический ток, наноампер

624

Конфликтная

ситуация -ведущий фактор формирования

«застойной» отрицательной эмоции

Эмоциональный стресс

21-2929

основе происходит изменение функций мозга, что, в частности, может привести к возникновению раз­личных невротических расстройств. В условиях стационарной отрицательной эмоции формируются мощные потоки нисходящих возбуждений, распро­страняющихся на внутренние органы, особенно на произвольно неуправляемые компоненты эмоций. Этим влияниям противостоят механизмы саморегу­ляции функциональных систем гомеостатического уровня.

Однако при длительных и непрерывных воздей­ствиях это может привести к нарушению слабого звена механизмов саморегуляции отдельных веге­тативных функций, в результате чего формируют­ся такие психосоматические заболевания, как ар­териальная гипертензия, нарушение деятельности сердца, язвенные поражения желудочно-кишечно-го тракта, астматические приступы, кожные забо­левания, нарушения половых функций и т. п.

Установлено, что переход отрицательных эмоций в устойчивую форму чаще всего наблюдается в так называемых конфликтных ситуациях. Особенно опасны в этом отношении длительные и непрерыв­ные конфликтные ситуации.

Конфликтная ситуация — это такая ситуация, в которой субъект при наличии выраженной соци­альной или биологической потребности не имеет возможности достичь ведущего приспособительно-го результата, удовлетворения этой потребности. Именно в этих условиях как приспособительная ре­акция, направленная на преодоление конфликта, нарастает эмоциональное возбуждение, как прави­ло, негативного характера. Это возбуждение начи­нает генерализованно охватывать практически весь мозг, а также генерализованно распространяться в нисходящем направлении на внутренние органы. К тому же при этом нарастает обратная сигнализа­ция от внутренних органов снова к мозгу. Форми­руется так называемый порочный круг эмоцио­нального возбуждения.

При длительных и непрерывных конфликтных ситуациях у субъектов формируется состояние эмоционального перенапряжения — эмоциональ­ный стресс. Эмоциональный стресс сначала имеет приспособительное значение, так как он помогает

625

субъектам преодолевать конфликтную ситуацию и выйти из нее. Однако при длительных, особенно безысходных, конфликтных ситуациях или при ос­трых аффектах эмоциональное состояние переходит в форму устойчивого и непрерывного, что и приво­дит к нарушению механизмов саморегуляции фи­зиологических функций.

Динамика При помещении животных в условия длительных и эмоционального непрерывных экспериментальных конфликтных стресса ситуаций у них можно проследить динамику изме­нения ряда физиологических показателей. Особен­но быстро на эмоциональный стресс у животных ре­агируют сердечно-сосудистые функции. Динамику их изменения при эмоциональном стрессе демонст­рирует следующий эксперимент.

Крыс помещали на 30 ч в тесный домик, моделируя тем самым у животных конфликтную ситуацию. У жи­вотных динамически регистрировали частоту сердечных сокращений и артериальное давление посредством кате­тера, введенного через хвостовую артерию в брюшную аорту.

По изменениям динамики артериального давления и частоты сердечных сокращений при изоляционном эмо­циональном стрессе все животные разделились на три группы. У части животных (первая группа) в указанных конфликтных условиях совсем не изменилась частота сердечных сокращений и исходный уровень артериально­го давления. Другие животные (вторая группа), несмотря на возникающие у них гипер- и гипотензивные сосуди­стые реакции, смогли адаптироваться к указанным усло­виям. У третьей группы крыс в указанных условиях были зарегистрированы выраженные изменения артериального давления и частоты сердечных сокращений. На фоне гипертензивных кризов или прогрессивного снижения артериального давления все крысы этой группы погибали в пределах 30 ч пребывания в тесном домике при явле­ниях острой сердечной недостаточности (рис. 184).

Таким образом, в однотипной конфликтной ситу­ации обнаружены животные, предрасположенные и устойчивые к нарушениям сердечно-сосудистых функций. Отмечено, что нарушения физиологиче­ских функций в условиях экспериментального эмо­ционального стресса менее проявляются у самок, чем у самцов.

Характерно, что у отдельных крыс, устойчивых к эмоциональному стрессу по сердечно-сосудистым показателям, наблюдаются язвенные поражения желудка.

626



Рис. 184. Индивидуальные сердечно-сосудистые реакции у крыс в однотипной конфликтной ситуации — изоляции в тесном домике

Изменения сердечно-сосудистых функций при экспериментальных эмоциональных стрессах мож­но наблюдать и у кроликов.

Для этой цели кроликам в область вентромедиальных ядер гипоталамуса вживляли электроды. При электриче­ском раздражении этих отделов гипоталамуса у живот­ных проявляется выраженная реакция тревоги и страха.

После тестирования по поведенческой реакции живо­тных фиксировали в станке и осуществляли у них дли­тельное непрерывное электрическое раздражение отрица­тельного эмоциогенного центра гипоталамуса, создавая тем самым поведенческую конфликтную ситуацию. При этом у отдельных, предрасположенных к эмоционально­му стрессу, животных выявились три фазы изменений сердечно-сосудистых функций (рис. 185).

Фаза I характеризовалась выраженной гипертензивной реакцией. Среднее артериальное давление возрастало на 30-40 мм рт. ст. Однако в эту фазу гипертензивная сосу­дистая реакция была неустойчивой — артериальное дав­ление периодически слегка снижалось, затем снова повы­шалось, тем не менее на протяжении первых 20—60 мин

627

Рис. 185.

Динамика изменения

среднего артериального

давления у иммобилизи-

рованных кроликов при пролонгированном в течение 3 ч электрическим раздражении «центра страха» вентромедиального гипоталамуса



О 20 40 60 80 100 120 140

Время, мин

раздражения вентромедиального гипоталамуса прессор-ныи эффект превалировал.

Фаза П развивалась через 20-60 мин непрерывной сти­муляции вентромедиального гипоталамуса. У животных в эту фазу наблюдались периодические снижения и подъ­емы артериального давления с преобладанием депрессор-ных реакций. "

Фаза Ш проявляется начиная со 2-го и 3-го часа непре­рывного раздражения вентромедиальных ядер. При этом наблюдалось вторичное устойчивое повышение артери­ального давления на 20-40 мм рт. ст. по отношению к исходному уровню. Повышенное кровяное давление со­хранялось у отдельных животных в течение 20-60 мин и после выключения раздражения гипоталамуса. На этой стадии некоторые животные погибали при явлениях острой сердечной недостаточности. При гистологических исследованиях сердечной мышцы на этой стадии у погиб­ших животных обнаруживается картина, характерная для инфарктного состояния.

Приведенные эксперименты свидетельствуют, та­ким образом, о том, что в условиях многочасовой непрерывной стимуляции отрицательных эмоцио-генных центров гипоталамуса у отдельных живо­тных удается проследить всю «естественную исто рию развития артериальной гипертонии» — от транзиторной фазы борьбы прессорных и депрес-сорных механизмов, до развития устойчивого пре­обладания прессорных влияний и поражения сердечной деятельности, включая развитие острого инфаркта миокарда.

628

Направленное

повышение устойчивости к эмоциональным стрессам

С медицинской точки зрения, особую значимость приобретает проблема повышения устойчивости функций предрасположенных субъектов к эмоцио­нальному стрессу.

Установлено, что мышечные и температурные нагрузки, гипоксия, голодание сами по себе, буду­чи стрессорными факторами, могут повышать устойчивость животных и человека к эмоциональ­ным стрессам.

Обнаружено, что антистрессорным действием обладает поле УВЧ определенной частоты модуля­ции, а также импульсные токи (электросон).

Повышение устойчивости животных к эмоцио­нальному стрессу обнаружено при кратковремен­ных регулярных повторных слабых стрессорных нагрузках.

Движения Движения наряду с вегетативными реакциями И эмоции обычно всегда сопровождают эмоциональное воз­буждение. Физические нагрузки в естественных условиях существования животных, например при преследовании добычи, убегании от опасности, по­ловых реакциях и т.п., всегда сопутствуют или являются следствием соответствующих эмоцио­нальных состояний. Эмоциональная реакция спо­собствует движению, и, наоборот, двигательная реакция, в свою очередь, влияет на эмоциональное возбуждение, усиливая или ослабляя его. Вопрос о конкретных физиологических механизмах вли­яния мышечных нагрузок на эмоциональные со­стояния все еще недостаточно изучен.

Более ясен вопрос о влиянии эмоций на мышеч­ный аппарат. Еще У. Кеннон указывал на то, что при эмоциях за счет возбуждения симпатико-адре-наловой системы, повышения артериального давле­ния, усиления сердечной деятельности и прямого действия адреналина и норадреналина на сосуды поперечно-полосатых мышц создаются наилучшие условия для метаболизма в мышцах. С началом движений происходит расширение артериол и ка­пилляров работающих мышц, что, в свою очередь, создает условия для снижения общего уровня арте­риального давления.

Это один из ведущих механизмов саморегуляции артериального давления.

В условиях так называемых неотреагированных

629

эмоций (Г. Ф. Ланг) или в условиях иммобилиза­ции повышенное артериальное давление и усилен­ная сердечная деятельность не блокируются обрат­ными депрессорными влияниями, идущими от поперечно-полосатых мышц, что является одной из причин сохранения артериального давления на повышенном уровне.

Антистрессорная Установлена антистрессорная роль положительных роль эмоций. Показано, что многодневная, проводимая положительных ежедневно в течение часа электрическая стимуля-эмоций ция отрицательных эмоциогенных центров гипота­ламуса приводит к резким нарушениям сердечной деятельности у иммобилизированных кроликов — аритмиям, экстрасистолии и т. п. Такие же, хотя и менее выраженные, изменения наблюдаются при многодневном навязанном экспериментатором раз­дражении положительных эмоциогенных центров гипоталамуса. Иная картина наблюдается в том случае, когда раздражение отрицательных и поло­жительных эмоциогенных центров гипоталамуса чередуется. В этих экспериментах у животных практически не отмечаются нарушения сердечной деятельности. Положительная эмоция снимает по­следствия предшествующей отрицательной эмоции.

Профилактика Отрицательная эмоция может быть значительно ос-последствий лаблена при переключении взволнованного челове-отрицательных ка на интенсивную мышечную деятельность: езда эмоциональных на велосипеде, бег и т. д.

стрессов Эффективно переключение на любимую работу, в которой человек достигает удовлетворения, поло­жительную эмоцию, например рукоделие, слуша­ние музыки, рассматривание любимой коллекции и т.д.

Антистрессорную роль в жизни современного че­ловека играют так называемые хобби. Они позволя­ют получить положительное эмоциональное удов­летворение и разорвать непрерывный континуум отрицательных эмоциональных переживаний.

Положительные эмоции, каким бы путем они ни были достигнуты, в корне разрушают ранее сложившееся эмоциональное возбуждение отрица­тельного характера и препятствуют тем самым его суммации.

Имеются и другие физические способы ликвида-

630

ции нежелательных последствий отрицательных эмоций, такие, как плавание, процедура сауны и т. д.

Если отрицательные эмоции являются причиной формирования психосоматических заболеваний, то естественно поставить вопрос о профилактике не­желательных последствий отрицательных эмоцио­нальных стрессов.

Формирование психосоматических заболеваний при эмоциональном стрессе тесно связано с первич­ными молекулярными изменениями в деятельно­сти мозга. Перспективным является применение олигипептидов, отдельные из которых, например вещество П, пептид, вызывающий 6-сон, р-эндор-фин, пролактин и др., как показали специальные эксперименты на животных, повышают устойчи­вость к эмоциональным стрессам.

Все указанные рекомендации имеют отношение преимущественно к уже сложившейся отрицатель­ной эмоции. Истинная же профилактика неже­лательных последствий отрицательных эмоций заключается в том, чтобы не дать в определенной ситуации отрицательной эмоции возникнуть вооб­ще. В этом заключается истинное воспитание отри­цательных эмоций, культура эмоции в широком смысле слова, истинно человеческое отношение к обстоятельствам.

Воспитание Эмоции животных безудержны. Почти то же самое отрицательных наблюдается у детей. Их эмоции естественны и от-эмоций кровенны: если ребенку больно — он плачет, если ему подарили красивую игрушку — он искренне радуется. Взрослый же человек часто вынужден сдерживать свои чувства и не дает им проявиться в определенной обстановке.

Торможение эмоций — довольно трудный про­цесс.

Однако даже при сдерживании эмоций эмоцио­нальное возбуждение продолжает распространяться на внутренние органы, приводя в конце концов к нарушению функций отдельных из них.

Воспитание отрицательных эмоций должно за­ключаться не в умении подавлять их внешнее вы­ражение, а в умении не позволять отрицатель­ной эмоции в определенной обстановке возникнуть вообще. Эмоции так же поддаются воспитанию и

631

тренировке, как и мышцы. Главная задача воспи­тания отрицательных эмоций состоит в том, чтобы выработать умение более сильным социальным по­буждением подавлять отрицательную эмоциональ­ную реакцию. Наиболее эффективна эта работа, ес­ли она проводится с детского возраста.

В то же время необходимо помнить, что отрица­тельные эмоции — источник внутренней энергии, побуждающая сила преодоления трудностей. Отри­цательные эмоции способствуют целенаправленной деятельности, а поэтому необходимы для нормаль­ной жизнедеятельности. Однако длительные и не­прерывные отрицательные эмоциональные пережи­вания могут стать источником психосоматических заболеваний. Учитывая это, отрицательные эмоции должны быть эпизодичными. В этом случае после периода эмоционального напряжения механизмы саморегуляции успешно восстанавливают нормаль­ную жизнедеятельность.

3.7. Системная организация

психической деятельности человека

Психическая деятельность человека формируется по общим законам построения функциональных си­стем организма.

Психическая деятельность человека включает процессы восприятия, ощущения, мышления, представления или воображения, памяти и воспо­минания.

Динамика психической деятельности строится процессом мышления.

Функциональные Психическая деятельность — неотъемлемый ком-системы понент жизнедеятельности человека. психической Психическая деятельность человека может про-деятельности являться в поведении, но может осуществляться на информационной основе и без внешнего поведенче­ского выражения.

Процессы психической деятельности формиру­ются специальными функциональными системами информационного уровня.

Психическая деятельность человека порождается его различными психическими потребностями и определяется специальными структурами мозга.

632

Психическая деятельность строится у человека на эмоциональной основе самоощущения путем оперирования информационным интегралом субъ­ективного — собственным «Я» в постоянном взаи­модействии с информацией, поступающей из внутренней среды и окружающего мира.

Различные психические потребности организма расчленяют психическую деятельность на результа­тивные «системокванты», в которых осуществляет­ся программирование психической деятельности, направленной на удовлетворение этих потребно­стей, и оценка достигнутых результатов.

Архитектоника Архитектоника психической деятельности в соот-психической ветствии с теорией функциональных систем вклю-деятельности чает типичные последовательно сменяющие друг друга узловые механизмы: афферентный синтез, принятие решения, предвидение результата, удов­летворяющего ведущую исходную психическую или метаболическую потребность — акцептор результата действия, эфферентный синтез и посто­янную оценку достигнутых результатов путем срав­нения обратной афферентации от параметров до­стигнутых результатов с механизмами акцептора результата действия.

Афферентный На стадии афферентного синтеза возникающая на синтез основе психической или метаболической потребно­сти доминирующая мотивация постоянно взаимо­действует на нейронах мозга с афферентацией, поступающей в центральную нервную систему от действия на организм обстановочных факторов, а также с механизмами памяти. Информационным результатом взаимодействия внешних и внутрен­них влияний на стадии афферентного синтеза, которое всегда осуществляется по принципу доми­нанты, является ответственнейший механизм пси­хической деятельности — принятие решения.

Принятие Принятие решения определяет ограничение свобо-решения ды деятельности субъекта и ориентирует его психи­ческую деятельность в направлении, удовлетворяю­щем сложившуюся на стадии афферентного синтеза доминирующую мотивацию. Принятие решения в функциональных системах психической деятель­ности является своеобразным информационным ре­зультатом процессов афферентного синтеза, зависит

633

Исполнительное действие

Акцептор результата действия

Информационное подкрепление

от его составляющих, но в то же время постоянно оказывает обратное влияние на процессы афферент­ного синтеза.

После принятия решения психическая деятель­ность может ограничиться сугубо мозговыми нейро-динамическими мыслительными процессами или же для удовлетворения исходной потребности включать активную поведенческую, в том числе и речевую, деятельность человека.

Однако еще до того как сформированные в мозге возбуждения устремились на исполнительные ап­параты, в центральной архитектонике функцио­нальных систем психической деятельности форми­руется акцептор результата действия — аппарат предвидения свойств потребного результата, на ко­тором строятся функциональные системы информа­ционного уровня и разыгрываются мыслительные процессы.

Акцептор результата действия формируется в функ­циональных системах психической деятельности, с одной стороны, на генетической основе, с другой стороны, его механизмы формируются и усложня­ются в процессе обучения субъектов, в частности языку, на основе многократных взаимодействий субъектов с факторами, удовлетворяющими или не удовлетворяющими их исходные потребности.

Эти процессы в организации психической дея­тельности осуществляются на информационной основе.

При действии на организм, и в первую очередь — на его рецепторы, разнообразных факторов внеш­ней среды, особенно в форме речевого воздействия, удовлетворяющих или не удовлетворяющих его ис ходные психические потребности, возникают аффе­рентные потоки возбуждений (обратная афферента-ция), которые распространяются в центральную нервную систему и запечатляются на структурах аппарата акцептора результата действия.

При этом особое влияние оказывают подкреп­ляющие факторы, удовлетворяющие исходную психическую потребность, которые на структурах акцептора результата действия строят функцио­нальные системы информационного уровня, опре­деляющие процессы абстрагирования.

634

Мотивация и акцептор результата действия

«Системокванты» психической деятельности

Доминирующая мотивация при очередном возник­новении соответствующей психической потребно­сти активирует структуры аппарата акцептора ре­зультата действия, которые в прошлом получали информацию о свойствах полезных результатов, удовлетворяющих эту исходную потребность. Про­исходит опережающее возбуждение нейронов, со­ставляющих акцептор результатов действия, еще до получения реального результата, удовлетворяю­щего исходную психическую потребность, форми­руется мысль, направленная на будущие события.

С опережающими реальные события механиз­мами акцептора результата действия, сформиро­ванными на информационной основе, в процессе мыслительной или поведенческой деятельности человека, а также на информационной основе нерв­ных процессов осуществляются постоянное срав­нение достигнутых результатов поведения и их оценка.

Психическая деятельность человека постоянно рас­членяется доминирующей мотивацией и подкреп­лением на дискретные «системокванты». Основу каждого «системокванта» психической деятельно­сти составляют информационные процессы аффе­рентного синтеза, отражающие воздействия на структуры мозга факторов внутренней и внешней среды, и информационные процессы подкрепления, оценки достигнутых результатов.

Системное квантование психической деятельно­сти, так же как и «системоквантов» других уровней организации, осуществляется по принципу саморе­гуляции за счет постоянной оценки субъектом с по­мощью обратной афферентации промежуточных (этапных) и конечного результатов, удовлетворяю­щих его ведущие психические потребности. Каж­дый этап психической деятельности, так же как и действие на организм различных факторов внеш­ней среды, всегда оценивается в плане удовлетворе­ния ведущей потребности организма.

Если достигнутые результаты и' их параметры, действующие на рецепторы организма, и возника­ющая при этом обратная афферентация соответст­вуют свойствам акцептора результата действия, удовлетворяют исходную потребность, «систе-моквант» психической деятельности завершается.

635

Информационная основа «системоквантов» психической деятельности

Новая потребность формирует очередной «системо-квант» психической деятельности и т. д. В случаях когда параметры достигнутых результатов не соот­ветствуют свойствам доминирующего акцептора результата действия, возникает ориентировочно-исследовательская деятельность, сопровождающая­ся разной степенью выраженности отрицательной эмоцией. На этой основе происходит перестройка афферентного синтеза, принимается новое реше­ние, происходит коррекция акцептора результата действия, и мыслительная и поведенческая дея­тельность осуществляется в направлении достиже­ния скорректированного результата.

Центральная архитектоника функциональных систем, осуществляющая «системокванты» психи­ческой деятельности, представляет динамику ин­формационных процессов, разыгрывающихся на структурной основе мозга, включающую информа­ционные процессы трансформации ведущей потреб­ности в мотивационное возбуждение, трансформа­ции мотивации в мыслительную и поведенческую деятельность и, наконец, трансформации подкреп­ляющих воздействий в деятельность акцептора ре­зультата действия, оказывающего, в свою очередь, обратные информационные влияния на процессы афферентного синтеза. Все эти процессы на каж­дом этапе системной организации психической дея­тельности разыгрываются на основе потоков ин­формации без потери информационного значения исходной потребности и ее удовлетворения при эквивалентных оценках информации. В этих про­цессах наряду с импульсной активностью нейронов существенная роль принадлежит биологически ак­тивным веществам, в частности информационным олигопептидам. Одни олигопептиды осуществляют передачу информации о метаболической потреб­ности к нейронам мозга, формирующим соответ­ствующую мотивацию, другие — определяют до­минирование мотиваций на стадии афферентного синтеза, третьи — процессы трансформации доми­нирующей мотивации в поведение, четвертые — определяют оценку достигнутых результатов при поступлении обратной афферентации к структурам мозга. Структурные элементы мозга — нейроны, синапсы, глиальные клетки — основные носители

636

Особенности психической деятельности человека

Мыслительная деятельность

Информационные эквиваленты действительности

информационных процессов, на которых химиче­ские информационные молекулы разыгрывают «мелодии» мыслительной деятельности.

В организации психической деятельности человека биологические мотивации на стадии афферентного синтеза в значительно большей степени, чем у жи­вотных, приходят во взаимодействие с обстановоч­ной, чаще всего социально детерминированной аф-ферентацией и с механизмами памяти. Механизмы социально обусловленной памяти у человека неред­ко участвуют в построении высших социально зна­чимых мотиваций. Социальные мотивы человека значительно меняют характер его биологических мотивов и придают им социальную окраску.

«Системокванты» психической деятельности у человека строятся на языковой основе под влияни­ем предварительного обучения, инструкции или са­моинструкции .

Квантование психической деятельности человека проявляется в нескольких разновидностях. По ха­рактеру организации, так же как и в отношении поведения, можно говорить о последовательном, иерархическом и смешанном квантовании психиче­ской деятельности.

Мыслительная деятельность представляет собой ис­полнительный аппарат функциональных систем психического уровня. За счет мыслительной дея­тельности осуществляется оперирование информа­ционными процессами в мозге, своеобразное «пове­дение» на информационном уровне.

Процесс мышления охватывает все узловые ме­ханизмы системной архитектоники мыслительных актов.

Мыслительная деятельность человека разыгры­вается в основном на структурах акцептора резуль­тата действия.

Эффекторное выражение мыслительных процес­сов осуществляется через поведение, соматовегета-тивные компоненты и через специально организо­ванный аппарат речи.

Операционная архитектоника мыслительной дея­тельности строится на основе эмоциональных и сло­весных эквивалентов действительности. Это в опре­деленном смысле созвучно учению И. П. Павлова

637

о первой и второй сигнальных системах действи­тельности. Однако, если представления И. П. Пав­лова строились на информационной оценке сиг­налов (условных раздражителей физического и словесного характера), то с позиций системной ор­ганизации мыслительной деятельности информа­ционное наполнение функциональных систем пси­хического уровня определяют соответствующие адаптивные для деятельности человека результаты. В случае если результаты деятельности имеют толь­ко физические параметры, то и соответствующие организуемые ими функциональные системы пси­хической деятельности строятся на информаци­онных эквивалентах физических свойств этих ре­зультатов. В случае если результаты деятельности имеют речевые, словесные параметры, соответству­ющие функциональные системы психической дея­тельности строятся на информационной словесной основе.

Только у человека информационный эквивалент функциональных систем психической деятельности связан с речевой функцией. У животных эти про­цессы ограничиваются физическими и эмоциональ­ными уровнями.

Эмоциональная Процесс мышления непрерывно сопровождается основа субъективными эмоциональными переживаниями мыслительной человеком своих потребностей и субъективным от-деятельности ношением к воздействию факторов внешней среды в плане удовлетворения этих потребностей. С по­мощью эмоций осознаются и памятные следы. Эмоциями человек оценивает свои потребности, действие факторов внешней среды, отношение к предметам и другим индивидам и, наконец, удов­летворение потребностей. Психические потребно­сти, так же как и биологические, как правило, сопровождаются эмоциональными ощущениями негативного характера, удовлетворение потребно­стей — разнообразными положительными эмоция­ми. На основе неоднократных удовлетворении одно­типных психических потребностей формируется предвидение положительной эмоции удовлетворе­ния потребности за счет ее включения в аппарат акцептора результата действия. В определенной си­туации предвидятся и отрицательные эмоции, что

638

в конечном счете создает вероятностное прогнози­рование эмоциональных состояний (П. В. Симонов).

Системная организация мышления на эмоцио­нальной основе генетически детерминирована. Она проявляется уже у новорожденных, у слепоглухо-немых, а также у людей, находящихся в кругу лиц, говорящих на чужом для них языке. Эмоциональ­ная основа мышления, как показывают экспери­менты с самораздражением, присуща также живот­ным.

На сильных эмоциональных ощущениях строят­ся патологические влечения к алкоголю и наркоти­ческим веществам. Эмоциональные состояния при определенных обстоятельствах могут самостоятель­но строить функциональные системы.

Словесная Оценка человеком потребностей и их удовлетворе-основа ние, а также разнообразных внешних воздействий мыслительной на организм наряду с эмоциональными ощущения-деятельности ми осуществляется с помощью языковых символов, фраз, словесных понятий устного и письменного ха­рактера. Этот уровень мышления требует специаль­ного обучения в первую очередь языку. С помощью языковых символов мысли реализуются в дискрет­ные фразы, которые могут составлять внутреннюю речь, а также трансформироваться во внешнюю речь и поступки.

Мыслительная деятельность, формирующаяся у человека на словесной основе, по сравнению с эмо­циональной деятельностью приобретает качествен­но новые информационные свойства, хотя ее общая архитектоника сохраняет все типичные черты фун­кциональной системы.

Разновидностью словесного квантования мысли­тельной деятельности является процесс пения. Че­ловек на эмоциональной основе может обучиться определенной мелодии и наполнять эту мелодию со­ответствующими словами, которые складываются в «системокванты» — такты и куплеты.

Асимметрия Эмоциональная и словесная основа мышления, как мозга показывают современные исследования, строится в процессах функциями разных полушарий мозга. Правое полу­мыслительной шарие определяет преимущественно чувственный, деятельности эмоциональный компонент психической деятельно­сти. Левое полушарие определяет функции языка и речи. Все большее распространение получают

639

представления о деятельности полушарии мозга на основе их взаимной дополнительности. Эта точка зрения хорошо согласуется с теорией функциональ­ных систем. С позиций теории функциональных систем, в осуществлении результативной мысли­тельной деятельности оба полушария на эмоцио­нальной и речевой основе должны динамически взаимосодействовать достижению субъектом при-способительных результатов.

Структурные Процессы мыслительной деятельности и речь чело-основы века связаны с деятельностью различных структур мыслительной мозга. Выявить участие структур мозга в этих про-деятельности цессах позволяют клинические наблюдения над поражением различных участков мозга.

Агнозия При поражении затылочных отделов коры мозга человек видит предметы, обходит их, не натыкаясь на них, но не узнает их. Это нарушение узнавания получило название агнозия (от греч. gnosis — зна­ние). При нарушении височных отделов коры мозга наблюдается слуховая агнозия. Человек слышит звуки, но не связывает их с определенным звуча­щим предметом. Такие больные теряют способность воспринимать смысл речи собеседников. При пора­жении верхней теменной коры у больных проявля­ется тактильная агнозия — субъекты теряют спо­собность узнавать предметы при их ощупывании, хотя ощущают прикосновение.

С системных позиций, у субъектов с нарушением зрительной, височной и теменной коры нарушен механизм обученной ранее оценки результата дей­ствия.

Апраксин При нарушении двигательной коры у человека на­блюдается нарушение целенаправленного действия, хотя он понимает, что нужно сделать. Это нару­шение получило название — апраксия (от греч. praxis — действие). Больной не может, например, зажечь спичку, разрезать яблоко, застегнуть пуго­вицы, хотя руки его не парализованы. В этом слу­чае можно думать о нарушении системных процес­сов эфферентного синтеза действия.

Афазия Нарушения речи — афазия, могут быть моторными и сенсорными.

Моторная При нарушении функций нижней лобной извили-афазия ны левого полушария наблюдается лобная афазия

640

Брока (зона Брока). Больной понимает речь, однако его речь крайне затруднена или полностью наруше­на. При этом утрачивается способность читать вслух, хотя понимание прочитанного у пациентов может быть сохранено. Больные способны кричать, издавать отдельные звуки, но не могут произнести ни одного значимого слова. У больных нарушены эфферентные процессы формирования речи.

Сенсорная При нарушении заднего полюса верхней височной афазия коры (зона Вернике) наблюдается сенсорная, или височная, афазия Вернике. При этом у больных нарушаются процессы восприятия речи. Они пере­стают понимать как устную, так и письменную речь. Способность же произносить речевые фразы у таких больных не утрачена, они даже чрезмерно говорливы. Однако речь таких больных искажена и совершенно не понятна. Такие люди утрачивают способность читать про себя (алексия), а также те­ряют способность воспринимать музыку (амузия). Можно полагать, что у таких больных нарушены механизмы акцептора результата действия и спо­собность оценивать достигнутый результат психи­ческой деятельности.

Другие При нарушении теменной коры у больных наблю-нарушения дается забывание отдельных слов, чаще имен суще­ствительных. Больные часто не могут вспомнить нужных им слов и замещают их длинным описани­ем. При этом наблюдается и расстройство счета (акалькулия). У больных нарушен механизм опера­тивной памяти.

При двустороннем повреждении основания ви­сочных и затылочных долей коры наблюдается необычная агнозия: больные перестают узнавать людей по лицам (прозоагнозия). Такие больные тем не менее узнают формы предметов, они могут рас­познавать людей по их голосам и проявляют веге­тативные реакции, когда видят знакомые или незнакомые лица. В этом случае избирательно стра­дает зрительный параметр оценки знакомых лично­стей.

При повреждении угловой извилины (g. angula-ris) без поражения рядом расположенной зоны Вер­нике и зоны Брока у больных при отсутствии нару­шения восприятия слуховой информации и речи проявляются затруднения в понимании письменной

641

речи и картин (анемическая афазия). В этом случае нарушена передача зрительной информации к зоне Вернике.

Морфофунк- Динамика опознания субъектом зрительного образа циональная и его воспроизведение может быть представлена сле-основа дующим образом (рис. 186). Ведущее звено в этом опознания процессе — синтез информации о физических и сиг-зрительного нальных свойствах стимула на нейронах проекцион-объекта ной зрительной коры. Первичное опознание или оценка зрительного объекта происходит в первичной зрительной коре. Отсюда возбуждения распростра­няются в угловую извилину и из нее в височную зону Вернике. В зоне Вернике объект оценивается в плане ранее приобретенных словесных понятий и знаний. Из зоны Вернике возбуждение распространяется в зону Брока к речедвигательным структурам мотор­ной коры, которые определяют произношение назва­ния предмета.

рис. 186.

Схема кольцевого движения возбуждения при возникновении зрительных ощущений [Иванипкий А.М., 1997]



^ Функции

речи правшей и левшей

Функции речи у правшей, как правило, связаны с деятельностью левого полушария, которое опре­деляет процессы последовательной аналитической деятельности. Правое полушарие у правшей опре­деляет пространственно-временные соотношения, например узнавание лиц, идентификацию объектов по их форме, узнавание музыкальных мелодий. Такое строгое разграничение функций относитель­но. У левшей и у 4 % правшей правое полушарие определяет речевые функции. У 15 % левшей фун­кции речи определяет левое полушарие.

642

^ Динамика мыслительной деятельности

С помощью субъективных эмоциональных ощуще­ний, осмысливания предметных воздействий окру­жающего мира, оперируя словесными символами, человек осуществляет мыслительную деятельность. Пространственно-временной континуум мысли­тельной деятельности у человека также расчленяет­ся на дискретные психические «системокванты», включающие осознание потребности (восприятие), предвидение потребных результатов и средств их достижения (воспоминание и воображение) и, нако­нец, оценку достигнутых результатов. Эти процес­сы составляют основу формирования мыслей, кото­рые, будучи порождением действительности, в то же время являются формой абстрагирования.

Особенностью психического квантования мыс­лительной деятельности у человека является его выраженный, опережающий по отношению к собы­тиям окружающей среды характер.

«Системокванты» мыслительной деятельности определяют различные проявления психической деятельности, начиная с различных проявлений интуиции, логических операций и кончая творче­ской деятельностью человека.

Мысль Процесс мышления связан с формированием диск­ретных мыслей. Мысль можно характеризовать как субъективное отражение в сознании человека дина­мики его объективно существующих потребностей, предвидения объектов и способов их удовлетворе­ния путем постоянного реагирования субъекта на внешние воздействия в сопоставлении с механизма­ми памяти.

Внешнее Мысли и поступки человека приводят к удовлетво-выражение рению его различных потребностей.

МЫСЛИ Внешним проявлением мыслительной деятель­ности являются специфические эмоциональные реакции и поведение, включая произнесение или написание речевой фразы.

Общественный Квантование мыслительной деятельности отдель-I индивидуальный ной личности развертывается в непрерывном кон-характер тинууме мыслительного процесса окружающих мышления людей и в конечном счете — всего человеческого общества в его динамическом историческом разви­тии. Можно говорить о системогенезе мышления,

643

понимая под этим, что процессы мышления взрос­лого человека строятся его воспитанием в детстве и в последующей жизни.

Системогенез Мыслительные процессы в развитии человека под-мыслительной вержены выраженной системной трансформации. деятельности Мыслительная деятельность у ребенка начинается с того, что сначала осознается потребность и ее удов­летворение. Восприятие этих состояний ребенком сначала осуществляется с помощью специфических эмоций (как это происходит и у животных). Затем в процессе обучения человека эти состояния начи­нают ассоциироваться со специальными словами.

Запечатление Системный процесс обучения ребенка строится на основе запечатления подкрепления и осуществляет­ся на структурно-функциональной основе мотива­ции, отражающей соответствующую потребность. Как правило, при обучении сначала ребенок усваива­ет слово, обозначающее удовлетворение потребности. Устанавливает связи удовлетворения потребности с окружающими его людьми, в первую очередь с ро­дителями, и со своими ощущениями потребности.

Сами потребности и возникающие на их основе желания сначала проявляются преимущественно жестами, криком. Двигательное выражение потреб­ности у ребенка столь информативно, что родители и окружающие ребенка люди легко распознают и удовлетворяют ее своими действиями. В результате многократных удовлетворении однотипной потреб­ности и ассоциации ее с определенным словом ре­бенок начинает выражать потребность словом, при­соединяя к нему впоследствии слова, отражающие желание. Все эти процессы осуществляются на основе механизмов запечатления. В итоге происхо­дит обогащение эмоциональной основы «системо-квантов» психической деятельности словесными символами.

Подражание В системном механизме запечатления важную роль играет процесс подражания. Подражание поступ­кам, имеющим, кстати, место и у животных, ведет впоследствии к подражанию речи. За счет подража­ния укрепляются приобретенные знания.

Формирование Наиболее ответственный момент процесса обу-мысли чения — извлечение доминирующей мотивацией накопленного опыта, т. е. процесс формирования

644

^ Эндогенное и экзогенное построение мысли

Роль инструкции

мысли. Этот процесс определяет качественный переход от пассивного запечатления ребенком дей­ствительности к активному воздействию на нее, освоению и преобразованию ее. При этом по опере­жающему типу формируется акцептор результата действия. Именно в извлечении свойств будущего подкрепления лежит начало творческой деятельно­сти человека и животных. На этой основе строятся понятия, суждения и представления. Зачатком вос­произведения речи у младенцев является лепета­ние, при котором у ребенка развивается способ­ность воспроизводить ряд согласных. Лепетание является врожденной деятельностью и наблюдается даже у глухих детей.

В процессе обучения создаются специальные «системокванты» языка—ячейки, знаковые сис­темы, характеризующие разнообразные потреб­ности, степень их выраженности, способы удовлет­ворения и свойства подкрепляющего результата. Знаковые системы на основе запечатления могут охватывать обширные структуры мозга.

Системогенез мыслительной деятельности у чело­века определяется, таким образом, осознанием внутренних потребностей и их удовлетворения, сло­весными инструкциями, зрительными образами окружающей действительности, включая письмен­ные знаки, и механизмами памяти. Процесс умст­венного обучения происходит при постоянном обо­гащении акцептора результата действия обучаемого путем создания специальных стереотипов знания. Именно эти элементы системной деятельности впоследствии воспроизводятся мотивацией.

Мыслительная деятельность человека может сти­мулироваться эндогенно исходной потребностью и организующейся на ее основе доминирующей моти­вацией. Указанные процессы тесно связаны с меха­низмом афферентного синтеза.

Побуждение к формированию мысли может воз­никнуть и экзогенно на основе внешних воздейст­вий с постоянной мобилизацией жизненного опыта из памяти.

Особая роль в формировании мыслительной деятель­ности принадлежит предварительной инструкции. Как правило, обучение языку, музыке и различным навыкам осуществляется таким способом.

646

Словесная или письменная инструкция форми­рует у человека акцептор результата действия, в котором программируется определенная цепь потребных результатов и ведущих к ним дейст­вий — энграмма, которая при наличии у человека внутренней мотивации или под действием обстано­вочных, особенно пусковых, стимулов организуется в специальную функциональную систему психиче­ской деятельности. Эта функциональная система реализуется в окружающей человека среде на осно­ве его целенаправленных действий и достижения определенных лично и социально значимых для него результатов.

«Образная «Образная память» подробно изучена И. С. Бери-память» ташвили на животных.

Исследуя поведение собак по методике свободно­го перемещения, И. С. Бериташвили обнаружил, что после первого же подкрепления из какой-либо, даже спрятанной за ширмой, кормушки животное сразу же в очередной раз устремляется к этой кор­мушке без специального обучения через минуту по­сле кормления, через час или на следующий день.

В опытах И. С. Бериташвили, с точки зрения те­ории функциональных систем, процесс начинается с действия параметров подкрепляющего раздражи­теля на рецепторы мотивированного потребностью животного. При этом на основе обратной афферен-тации формируется на структурах акцептора ре­зультата действия «образ» подкрепления. Исходная мотивация и пусковой условный стимул еще более активируют этот «образ» пищевого подкрепления, место его нахождения и способы достижения. Ины­ми словами, между потребностью и результатом, удовлетворяющим доминирующую потребность, су­ществует динамическое двустороннее взаимодейст­вие. «Образ» или акцептор результата действия мо­жет создаваться параметрами подкрепления при его непосредственном или даже дистанционном действии. С другой стороны, «образ» подкрепления может активироваться доминирующей мотивацией или условным стимулом на основе предшествующе­го опыта.

Аналогичные процессы происходят при действии на человека инструкции. Инструкция «отпечатыва­ется» на структурах мозга, создавая своеобразную

646

модель деятельности— «матрицу». Эти матрицы при возникновении очередной соответствующей потребности активируются доминирующей моти­вацией, и с ними в процессе поведенческой деятель­ности с помощью обратной афферентации постоян­но сравниваются достигнутые результаты.

Механизмы запечатления отчетливо проявляют­ся при любой форме обучения.

Учащиеся многократно воспринимают устный •или письменный текст, после чего сами его воспро­изводят по памяти. Движения в спорте также осва­иваются по аналогичной схеме. Сначала тренер дает обучающимся инструкцию, затем сам показывает упражнение. Вследствие этого в мозге обучающих­ся на основе запечатления создается своеобразная модель упражнения со своим социально значимым результатом. Затем обучающиеся начинают само­стоятельно воспроизводить упражнение, все время сравнивая реально достигнутый результат с запро­граммированным в мозге. Обучению способствует педагог, который также сравнивает результаты, до­стигнутые учениками, с параметрами программно необходимого результата и собственной моделью результата и своевременно корригирует их дейст­вия.

Обучение ребенка языку тоже строится системны­ми механизмами запечатления информационных словесных свойств внешних предметов на основе мо-тивапионного состояния обучающихся. В процессах запечатления одновременно действует зрительная, слуховая, осязательная и даже вкусовая афферен-тация. По мере обучения ребенок на основе фор­мирующихся у него функциональных систем пси­хической деятельности начинает воспроизводить необходимые словесные фразы.

Следует отметить, что мысль может перестраи­ваться по ходу целенаправленного поведенческого акта. Любые перестройки мыслительной деятельно­сти осуществляются с точки зрения теории функ­циональных систем путем коррекции достигнутых результатов с акцептором результата действия с по­мощью обратной афферентации.

Саморегуляция «Системокванты» мышления складываются из мыслительной двух звеньев саморегуляции: внутреннего и внеш-деятельности него (рис. 187).

647

ПРОПРИШЕПтавНАЯ АФФЕРЕНТАЦИЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ АФФЕРЕНТАЦИЯ

^ СЛОВЕСНАЯ ОПЕНКА ^ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ 01 IFHKA

СЛУХОВАЯ АДФЕРЕНТАЦИЯ

ПРОПРИОЦЕПТИВНАЯ ОЦЕНКА

СЛУХОВАЯОЦЕНКА

ПАРАМЕТРЫ

тт-п

мысль

^ УОЛОСОВЫЕ РЕАКЦИЙ (._____ДЫХАНИЕ_____! СОМАТОВЕГЕТА-П1ВНЫЕ РЕАКЦИИ

ПАРАМЕТРЫ

ТЕС

СЛОВЕСНАЯ ФРАЗА

НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МОЗГА ) ПОВЕДЕНИЕ

^ МИМИКА. ЖЕСТЫ

ДЫХАНИЕ

РЕЧЬ

ГОЛОСОВЫЕ РЕАКЦИИ

ВЕГЕТАТИВНЫЕ И ЭНДОКРИННЫЕ РЕАКЦИИ




Рис. 187. Внутренние и внешние звенья мыслительной деятельности человека

Внутреннее Внутреннее звено саморегуляции мыслительной дея-звено тельности определяет процессы внутренней речи, которая строится главным образом на механизмах памяти путем оперирования информационным интегралом—внутренним «Я». Результатом внут­ренней речи могут быть смысловые понятия, отра­жающие реально существующие вне организма предметы и отношения предметов, например опор­ные слова, результаты математических действий и т. д. Внутренняя речь может проявляться в дея­тельности голосовых мышц, связок, оральных мышц, дыхания и других соматовегетативных реак­ций. В ее организации ведущую роль играет обрат­ная афферентация, которая поступает в централь­ную нервную систему от голосовых связок и мышц и от специальных мозговых структур, определяю­щих эмоциональную и смысловую оценку мыслен­ного результата.

Внешнее Внешнее звено саморегуляции «системоквантов» звено мышления определяет формирование устной или письменной словесной фразы. Исполнительными компонентами внешнего звена саморегуляции мыс­лительной деятельности являются общедвигатель­ные реакции, позы, жесты, мимика, движения глаз, голосовые реакции, а также изменения дыхания, де­ятельности сердца, кожно-гальваническая реакция.

648

^ Построение речевой фразы

В исполнительное звено мыслительной деятельно­сти человек включил разнообразные технические устройства: машины, технологии и т. п., оставив за собой оценку результатов их деятельности. Оценка достигнутых результатов во внешнем звене мысли­тельной деятельности осуществляется с помощью об­ратной афферентации, поступающей от слухового и зрительного аппаратов, от мышц голосовых связок, языка и ротовой полости, от дыхательных рецепто­ров, проприопепторов мышц лица, глаз и мышц те­ла. Произнесению человеком фразы предшествует опережающее построение ее мозговыми процессами.

Построению речевой фразы предшествует формиро­вание исходной психической потребности. Каждая фраза программируется дискретно с ориентацией на ее конечный по смысловому значению результат. Контролирование каждого слова в фразе осущест­вляется информационным эквивалентом, запро­граммированным в акцепторе результата действия путем оценки обратной афферентации, поступаю­щей от речевого аппарата (рис. 188).

^ ПУСКОВАЯ I ^ АИХВЕРЕНТАЦИЯ•-" •

//

ПУСК1., «СФЕРЕНТАЦИЯ



Рис. 188. Динамика системных механизмов формирования мысли (I) и на ее осно­ве— словесной фразы (II) [Анохин П. К., 1968]

649

роль Афферентация, распространяющаяся от исполни-обратной тельных аппаратов к акцептору результата деист афферентации вия, позволяет человеку оценивать в динамике вы в построении ражение мысли в словесной фразе и проигрывать фразы мысль в уме при внутренней речи.

Мыслительный процесс, в свою очередь, суще­ственно зависит от состояния исполнительных ор ганов, входящих в отдельные «системокванты;

мыслительной деятельности. Они же по принципу мультипараметрического взаимодействия связаны с другими показателями жизнедеятельности орга­низма. Взаимодействие внутреннего и внешнего звеньев саморегуляции мыслительной деятельности осуществляется на основе эквивалентных информа­ционных процессов.

Творческая Кульминация мыслительной деятельности — про-деятельность цесс творчества, когда человек при наличии пре­пятствий к удовлетворению его потребности или движимый полетом фантазии приходит к необыч ным решениям и результатам.

Нетрудно заметить, что и в творческой деятель­ности человека также проявляется принцип сис­темного квантования. Процесс творчества связан со способностью человека на основе полученных зна­ний формировать новый вопрос или проблему, т. е. специальную, ранее не имевшую места функцио­нальную систему. При этом формулируется предпо­лагаемый результат. В ходе творческой мыслитель­ной деятельности человек оценивает обстановку, восстанавливает все полученные ранее знания, от­деляет понятное от непонятного, примеряет знание к познанию и формулирует гипотетический акцеп­тор результата действия, который проверяется практической деятельностью.

Творческий процесс формулирования проблемы может осуществляться как индивидом, так и груп­пой людей.

Программи- Программирование мыслительной деятельности рование может осуществляться человеком жестко, напри-мыслительной мер при унаследованных формах инстинктивной деятельности генетически детерминированной деятельности, свя­занной с удовлетворением биологических потреб­ностей, деятельности, развертывающейся при спе­циальных инструкциях, а также при автомати­зированной деятельности в постоянных условиях

650

существования. Наряду с этим программирование психической деятельности может осуществляться гибко, динамически, особенно в условиях изменяю­щейся среды существования.

^ Жесткое В случае жесткого программирования мыслитель-Программи- ной деятельности предвидятся все этапные и конеч-рование ные результаты деятельности, и каждый последую-мыслительной щий этап осуществляется только после получения деятельности субъектом полноценной афферентации от парамет­ров достигнутого предыдущего результата. Процесс мышления при этом нередко осуществляется на подсознательном уровне. Примером может служить процесс заученного движения человека по лест­нице. Движение осуществляется последовательно за счет подсознательной оценки мозгом человека обратной афферентации каждого успешно выпол­ненного шага. Сознание включается только в тех случаях, когда происходит неадекватная ситуация, например человек поскальзывается или запинается о какой-либо посторонний предмет.

Динамическое Динамические программы мыслительной деятель-программи- ности строятся в изменяющихся условиях жизнеде-рование ятельности и в отличие от жестких программ вклю-мыслительной чают в себя предвидение только наиболее значимых деятельности факторов внешней среды для удовлетворения веду­щих психических потребностей человека. В дина­мических программах мыслительной деятельности часто не учитываются несущественные для удовлет­ворения доминирующих потребностей субъектов ранее осуществленные этапные результаты деятель­ности. Ведущие сигналы, с помощью которых субъ­екты сразу же предвидят свойства необходимого подкрепления, являются условными раздражите­лями.

«Системокванты» мыслительной деятельности в изменяющихся условиях существования характе­ризуются выраженной ориентировочно-исследова­тельской деятельностью. При этом используются генетические и ранее приобретенные навыки для удовлетворения ведущих потребностей организма в новой, ранее неизвестной обстановке.

Программирование мыслительной деятельности в изменяющейся среде носит динамический, а иног­да — временный характер. Программы поведения в этих условиях легко изменяются в зависимости

651

от значения тех или иных раздражителей для удов­летворения человеком ведущих потребностей.

Значение условных раздражителей может ме­няться в зависимости от их связи с подкрепляющи­ми раздражителями. В случае если сигналы внеш­него мира перестают связываться с последующим подкреплением, то они теряют свое сигнальное зна­чение, субъекты начинают предвидеть и реагиро­вать на другие, более надежные в плане удовлетво­рения ведущей потребности сигналы.

Акцептор результата действия мыслительной де­ятельности — сложное динамическое образование, охватывающее пирамидные нейроны коры и вста­вочные нейроны коры и подкорковых образований. На каждом уровне акцептора результата действия происходит оценка специфических параметров мыслительной деятельности: социальных, биологи­ческих и сенсорных (рис.189).

Рис. 189.

Генерализованное представительство акцептора результата действия по структурам мозга



Поражение различных отделов мозга избиратель­но приводит к нарушению оценки определенных параметров результатов мыслительной деятельно­сти. Динамическое программирование мыслитель­ной деятельности по сравнению с жестким програм­мированием характеризуется более обогащенным и разветвленным аппаратом акцептора результата действия, позволяющим человеку с большим диа­пазоном предвидеть потребные результаты и спосо­бы их достижения. При этом оказывается возмож­ным программирование результата на отдаленные отрезки времени в будущем.

Построение динамических программ мыслитель­ной деятельности происходит в процессе обучения субъектов и общения их с окружающей средой. При

652

этом наряду с обогащением акцептора результата действия происходит совершенствование исполни­тельного аппарата — тех средств, с помощью кото­рых индивидуум достигает жизненно важные ре­зультаты — удовлетворение индивидуальных или общественных потребностей. Таким образом совер­шенствуется аппарат эфферентного синтеза. В эво­люционном развитии человеческого общества в этот процесс все более включаются различные средства производства, машины, автоматы и т. д.

Мотивация Ведущая роль в формировании мыслительной дея-мыслительной тельности принадлежит доминирующей мотива-деятельности ции. Доминирующая мотивация, формирующаяся на основе биологической или социальной потребно­сти, представляет собой функциональную «канву» избирательно возбужденных синаптических и ней-рональных образований мозга.

В формировании высших мотиваций человека ведущую роль играют влияния социальной внеш­ней среды, стереотип воспитания и жизненного опыта.

Энграммы На «канве» возбужденных доминирующей мотива-мыслительной цией структур мозга подкрепляющие этапные и за-деятельности вершающие возбуждения формируют своеобразный «узор», или энграмму. Энграммы по мере неодно­кратных словесных и других подкреплений отшли­фовываются в форме специфической информаци­онной архитектуры, в которой синаптические и нейрональные элементы объединены в пространст­венно-временных соотношениях. При каждом оче­редном возникновении соответствующей потреб­ности доминирующее мотивационное возбуждение последовательно возбуждает элементы выработан­ной на основе предшествующего опыта энграммы, возбуждая их до конечного пункта, связанного с по­лучением будущей информации об удовлетворении соответствующей потребности. Этот комплекс изби­рательно возбужденных корково-подкорковых ап­паратов, составляющий нейрофизиологическую и информационную архитектуру акцептора результа­тов действия, и направляет процесс мышления субъекта через постоянное сравнение поступающей к нему с периферии обратной афферентации, вы­званной действием раздражителей внешней среды,

653

к достижению цели, т. е. к удовлетворению доми­нирующей на каждый момент времени потребно­сти. Указанные процессы составляют сознательную деятельность человека.

Запрограммированные в акцепторе результатов действия на основе врожденного и приобретенного опыта свойства потребных для благополучия чело­века результатов определяют опережение мыслью событий внешнего мира.

Литература

БатуевА. С. Нейрофизиология коры головного мозга: Модульный принцип

организации. — Л., 1984. — 216 с. Клуша В.Е. Пептиды — регуляторы функций мозга.—Рига, 1984.—

182с. Пратусевич Ю.М., Орбачевская Г.Н., Сербиенко М.В. Системный анализ

процесса мышления. — М.: Медицина, 1989. — 336 с.

Симонов П. В. Мотивационный мозг. — М., 1987. — 270 с. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. — М., 1981. — 215 с. Судаков К. В. Рефлекс и функциональная система.—Новгород, 1997.—

399 с.

Судаков К. В. Физиология мотиваций. — М., 1990. — 64 с. Фадеев Ю.А. Нейроны коры большого мозга в системной организации по­ведения. — М., 1988. — 174 с.

Эмоциональный стресс: Теоретические и клинические аспекты / Под общ. ред. К. В. Судакова и В. И. Петрова. — Волгоград, 1997. — 168 с.


tema-4-razrabotka-organizacionnoj-strukturi-i-formirovanie-organizacionnoj-kulturi.html
tema-4-rech-ee-osobennosti-v-raznih-aspektah-kurs-lekcij-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura-rechi-k-f-n-coj-l-p.html
tema-4-reklamnie-agentstva-i-reklamnie-sluzhbi-uchebno-metodicheskij-kompleks-rekomendovano-redakcionno-izdatelskim.html
tema-4-rimskij-grazhdanskij-process-uchebnoe-posobie-krasnoyarsk-2005-moskovskij-gosudarstvennij-universitet-ekonomiki.html
tema-4-rossiya-v-seredine-xvi-xvii-vv-kompleks-disciplini-otechestvennaya-istoriya-obrazovatelnih-professionalnih.html
tema-4-russkoe-torgovoe-i-tamozhennoe-pravov-xiii-pervoj-polovine-xvii-vv.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/normativi-trudoemkosti-na-tekushij-remont-tr-2-elektropoezdov-i-dizel-poezdov-chel-ch.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-soveti-po-napisaniyu-kontrolnoj-raboti-po-discipline-psihologiya-i-pedagogika-kontrolnaya-rabota.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predstavleniya-o-pereselenii-dush-u-keltov-i-v-religiozno-filosofskih-sistemah-drugih-narodov-chast-5.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prichini-nedostatka-kalciya-v-nashem-organizme-zdorovya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/asu-tp-sushilnoj-kameri-na-osnove-tehnologii-klient-server.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-nikon-deyatelnost-moskovskogo-kruzhka-revnitelej-drevnego-blagochestiya-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/investicii-firmi-v-chelovecheskij-kapital.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoretichn-osnovi-admnstrativno-pravovogo-statusu-derzhavno-sluzhbi-zajnyatost-ukrani.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-nervnaya-sistema-spinnoj-mozgspinnomozgovie-nervi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-notariata-v-rossijskoj-federacii-i-problemi-ego-reformirovaniya-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/kompleksnij-analiz-finansovogo-rinka-faktoringovoj-uslugi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-web-dizajn.html
  • znanie.bystrickaya.ru/badarlamasi-skemen-alasi-2005-zh-adatpa.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-provedenii-rajonnoj-akcii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mi-nachinaem-bolshuyu-temu-sushnost-i-principi-organizacii-oplati-truda-rabotnikov-v-usloviyah-rinochnih-otnoshenij.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tema-2-ispolzovanie-grazhdanskogo-prava-dejstviyami-uchastnikov-predprinimatelskogo-oborota-2-chasa-2-chasa.html
  • control.bystrickaya.ru/bistroe-proshanie-richard-fejrstoun-allen-uest-simon-uervik-smit-cikl-kosmicheskih-katastrof-kataklizmi-v-istorii-civilizacii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava7-zaklyuchitelnie-polozheniya-obshie-polozheniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-rassmotrena-i-rekomendovana-k-utverzhdeniyu-na-zasedanii-departamenta.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-vipolneniya-kontrolnih-rabot-po-discipline-organizaciya-sudebnoj-deyatelnosti-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-sostoyanii-zakonodatelstva-ulyanovskoj-oblasti-v-2010-godu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-poryadok-zachisleniya-perevoda-i-otchisleniya-obuchayushihsya-kollektivnij-dogovor-po-regulirovaniyu-socialno-trudovih-otnoshenij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rentabelnost-malogo-selskohozyajstvennogo-proizvodstva-razvitie-sela-predprinimatelskaya-passivnost-naseleniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-3-mnogostranni-mezhdunarodni-dogovori-mezhdunarodna-e-trgoviyata-koyato-se-izvrshva-mezhdu-trgovci-imashi-svoite.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoricheskoe-nasledie-rossii-gosudarstvennij-istoricheskij-muzej-krasnaya-ploshad-dom-1.html
  • school.bystrickaya.ru/derek-rezerford-pod-tyazhestyu-butilki-vlast-butilki-nizhnij-novgorod-stranica-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/professionalnaya-deyatelnost-psihologa-istoriya-i-sovremennost.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vesennij-semestr-rabochaya-programma-f-tpu-1-2101-disciplini-inostrannij-yazik-v-sfere-professionalnoj-kommunikacii-utverzhdayu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-34-poryadok-obrasheniya-i-proizvodstvo-uchebnik-dlya-vuzov-material-podgotovlen-s-ispolzovaniem-pravovih-aktov.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-3-specificheskie-osobennosti-i-struktura-organizovannoj-prestupnosti-7-zaklyuchenie-14-ispolzovannaya-literatura-18.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtor-programmi-srok-realizacii-4-goda-prokofeva-inga-viktorovna.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/9-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080502-ekonomika.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-delovoj-igre-po-discipline-issledovanie-sistem-upravleniya-dlya-prepodavatelej.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-predstavlennie-v-dannom-rukovodstve-generatori-peremennogo-toka-stranica-8.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klassicheskaya-iogann-gete-faust.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.