.RU

Технология проектирования учебной информации - Учебное пособие Издательство тпу томск, 2003


^ Технология проектирования учебной информации

Цель конструирования учебной информации во многом аналогична цели конструирования учебного предмета: формирование системы знаний, развитие психических познавательных процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи; развитие интеллектуальных способностей, в том числе антиципации – предвидения, предвосхищения событий и интеллекта в целом.

Полагая, что развитие мышления, прогнозирования, антиципации и других интеллектуальных способностей является важнейшей задачей обучения в любой образовательной системе, особенно в вузе, отметим те особенности этих процессов и свойств, которые следует учитывать (с целью их развития) при конструировании учебной информации.

Возникновение проблемной ситуации является начальным моментом мыслительного процесса. «Мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-то понять», – отмечает С.Л. Рубинштейн /100/.

Мышление как процесс представляет перевод информации с языка образов (симультанно-пространственных гештальтов) на язык знаков (символически-операторский язык ) представленный одномерными сукцессивными структурами речевых сигналов /Л.М. Веккер, 12, с. 136/.

Известны виды мышления: теоретическое (понятийное и образное), практическое, подразделяемое на наглядно-образное и наглядно-действенное. При этом теоретическое понятийное мышление позволяет решать задачи мысленно, опираясь на имеющиеся знания, выраженные в понятиях, суждениях, заключениях. Теоретическое образное мышление использует при решении задач представления и образы, которые или непосредственно формируются при восприятии действительности, или извлекаются из памяти. Оба вида теоретического мышления дополняют друг друга и способствуют более глубокому и разностороннему восприятию человеком действительности /Р.С. Немов, 74, с. 160/.

Практическое мышление направлено в основном на решение конкретных, практических задач, когда необходимо принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя, наглядно-образное мышление (хорошо развито у руководителей и у людей операторских профессий). Наглядно-действенное мышление развивается при непосредственном взаимодействии человека с реальными предметами, в результате чего появляется какой-либо конкретный материальный продукт /74, с. 161/.

С нашей точки зрения, профессиональное мышление инженера любой специальности должно определяться двумя составляющими: теоретическим и практическим мышлением, причем при высоко развитом понятийном – логическом, образном и практическом мышлении, наиболее соответствующем

профессиональной направленности инженера.

Из сказанного выше следует, что для развития мышления в процессе обучения, формирования профессионального мышления при конструировании учебной информации необходимо:

1) представлять учебную информацию, как в сукцессивной форме – в виде цепочки знаков, так и наглядно-образной (симультанной – одномоментной) – крупноблочной; помня при этом, что одни студенты лучше воспринимают информацию зрительно, другие – на слух, а третьи и зрительно и на слух;

2) представлять учебную информацию по различным разделам и темам учебного предмета, следуя логике преподаваемой дисциплины в целом, при этом желательно следовать, в большей степени, дедуктивному (от общего к частному) и, в меньшей степени, индуктивному (от частного к общему) принципу передачи информации обучающимся;

3) включать задачи, решение которых требует перевода информации с одного языка на другой, а именно: образ–образ (О–О), знак–знак (З–З), образ–знак (О–З), знак–образ (З–О);

4) сначала представлять наиболее общие понятия и закономерности, установленные с привлечением материала предыдущих дисциплин на основе междисциплинарных связей, а затем на этой понятийной базе разрабатывать конкретные, практические приложения полученных закономерностей;

5) с целью формирования профессионального мышления специалиста желательно проектировать учебные задания – задачи, при решении которых используются теоретические положения изучаемой дисциплины (общенаучной, общетехнической или специальной);

6) выделить информацию проблемного характера для проведения проблемных лекций, практических занятий, семинаров, дискуссий;

7) сконструировать учебную информацию таким образом, чтобы было удобно проводить лекции – диалоги.

Выясним теперь, как следует конструировать учебную информацию, чтобы при ее освоении у студентов развивалась способность к антиципации – предвидению, которая наиболее связана с мышлением и памятью.

Определяя антиципацию как психический процесс, обеспечивающий возможность принимать решения с некоторым временно-пространственным упреждением событий, с «забеганием вперед», Б.Ф. Ломов совместно с Е.Н. Сурковым экспериментально установили пять уровней антиципации: подсознательный, сенсорный, перцептивный, представленческий и рече-мыслительный (наиболее развитый). Они выяснили, что развитию антиципации способствуют обобщения и абстракции, логические приемы и счетные операции /61, с. 95/. На высоком уровне развития антиципации ее процессы могут «разворачиваться» в направлении как от настоящего к будущему, так и от будущего к настоящему (прошлому); от начального момента деятельности к конечному и наоборот.

На наш взгляд, особенности конструирования информации, способствующие

развитию всех форм мышления, могут обеспечить и развитие антиципации. К

ним следует добавить еще необходимость обобщения информации при ее предъявлении студентам в процессе обучения. Видимо, поэтому исследования ряда авторов свидетельствуют о необходимости обобщения учебной информации, ее абстрагирования и структуризации. Понимание структуры материала, обладание этой структурой, а не просто усвоение фактов, установление ближайших логических связей должно занимать центральное место в обучении /Дж. Брунер, 10/.

Абстрагированию и структуризации учебной информации с раскрытием связей между элементами знания, по нашему мнению, способствует ее крупноблочное представление, целесообразность которого определяется тем, что соответствует

Метод обучения на моделях способствует систематизации знаний, т.к. сама модель предполагает абстрагирование от частного и выделение общего, существенного, в разном (Ю.С. Савченко, 1988).

Особого внимания заслуживает мнение Н.Ф. Тищенко о том, что проблема формирования целостного знания связана с более общей проблемой конструирования информации. «Информация же как множество сигналов комплементарна интеллекту как воспринимающему ее систему. Информация сконструирована наилучшим образом, если лучшим образом под ее воздействием функционирует воспринимающий ее интеллект» /127/.

В соответствии с нашей концепцией интеллект является одной из значимых составляющих качества обучения, качества подготовки специалистов, а его развитие в образовательных системах следует осуществлять, ориентируясь на структуру интеллекта, разработанную М.А.Холодной /138/. Ею выделено в этой структуре четыре компонента: интеллектуальные способности, интеллектуальный контроль, интеллектуальные критерии и когнитивный опыт. О развитии этих составляющих интеллекта кратко было сказано в 1.3.1. Здесь же остановимся на конструировании учебной информации, обеспечивающем развитие интеллектуальных способностей студентов. Для этого учебная информация

должна представляться крупными блоками и конструироваться таким образом, чтобы способствовать

Сопоставляя требования к конструированию учебной информации для развития всех форм мышления, антиципации, интеллектуальных способностей личности, видим, что эти требования примерно одинаковы и аналогичны. Это вполне закономерно, ибо мышление и антиципация неотъемлемые составляющие интеллектуальных способностей.

С нашей точки зрения, наиболее удовлетворяет требованиям к конструированию информации, обеспечивающим развитие мышления, антиципации и других интеллектуальных способностей личности, крупноблочное представление этой информации в виде структурно- логических схем (СЛС).

Теперь нам предстоит доказать, что конструирование учебной информации в виде структурно-логических схем удовлетворяет требованиям к конструированию информации, при выполнении которых в процессе обучения наиболее интенсивно развивается мышление и в целом интеллект студентов, но сначала поясним особенности этих схем, представленных в приложениях 2,3,7.

    1. tehnologiyali-karta-balbbek-balabashasi-arliash-ksh-tobi-trbiesh-tursanhan-marzhan-blm-beru-salasi.html
      tehnologiyani-kommercializaciyalandirua-innovaciyali-granttar-beru-aidalari-zhalpi-erezheler.html
      tehnologya-vikonannya-pdstavki-pd-parasolyu-z-dzerkalom.html
      tehnopolis-himgrad-sostoyalas-konferenciya-kredit-ili-lizing-vibor-instrumenta-finansirovaniya-dlya-rasshireniya-biznesa.html
      teil-ii-uchebnik-nemeckogo-yazika-dlya-studentov-vtorogo-kursa.html
      tejlor-1685-1731-anglijskij-matematik-lekciya-proizvodnaya-funkcii.html
    2. esse.bystrickaya.ru/referat-po-biologii-genetika-i-problemi-cheloveka.html
    3. abstract.bystrickaya.ru/243-analiz-vipolneniya-plana-pervoocherednih-dejstvij-po-realizacii-iniciativi-a-a-fursenko-uvazhaemij-andrej-aleksandrovich.html
    4. grade.bystrickaya.ru/obshee-obrazovanie-dolgosrochnij-plan-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-karasukskogo-rajona.html
    5. uchit.bystrickaya.ru/tema-9-formi-sposobi-i-sredstva-provedeniya-tamozhennogo-kontrolya-uchebno-metodicheskij-kompleks-podgotovlen-chernishovoj.html
    6. ekzamen.bystrickaya.ru/scenarij-instrukciya-programma-seminara-i-bez-chego-luchshe-i-ne-snimat-telefonnuyu-trubku-osobennosti-telefonnih-kontaktov.html
    7. uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-socialno-ekonomicheskih-sistem-teoriya-i-metodologiya.html
    8. crib.bystrickaya.ru/grafik-provedeniya-zanyatij-na-kafedre-elto-v-2012g-plan-komplektovaniya-uchebnih-grupp-chelyabinskogo-filiala-peipk-na-2012.html
    9. kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-iii-socialnie-instituti-perevod-s-anglijskogo.html
    10. pisat.bystrickaya.ru/tema-vnutrennyaya-i-vneshnyaya-sreda-organizacii-tolyattinskij-politehnicheskij-kolledzh-posobie-dlya-studentov-zaochnoj.html
    11. control.bystrickaya.ru/d-s-yun-vetrom-naperyod-avtoportret-sokrashyonnoakcentirovannijvariant-vstupleniya.html
    12. holiday.bystrickaya.ru/o-nakazuemosti.html
    13. paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-discipline-otechestvennaya-istoriya-dlya-vseh-napravlenij-bakalavrskoj-podgotovki-i-specialnostej-stranica-11.html
    14. write.bystrickaya.ru/federalnij-zakon-ot-6-marta-2006g35-fzo-protivodejstvii-terrorizmu.html
    15. uchenik.bystrickaya.ru/glava-25-yalom-i-ya-51-lzhec-na-kushetke-per-s-angl-m-budininoj.html
    16. crib.bystrickaya.ru/ivproekt-municipalnogo-kontrakta-centr-razvitiya-rebenka-detskij-sad-48-skazka-g-naryan-mara.html
    17. zanyatie.bystrickaya.ru/perechen-uchebnih-izdanij-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-realizuyushih-obrazovatelnie-programmi-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-na-20112012-uchebnij-god-obsheobrazovatelnie-predmeti-stranica-8.html
    18. urok.bystrickaya.ru/primite-nashi-pozdravleniya-s-noyabrskimi-prazdnikami-zhelaem-vam-vsem-horoshego-nastroeniya-i-nadeemsya-chto-programma-zaplanirovannaya-dajv-centrami-na-eti-dni-po.html
    19. uchit.bystrickaya.ru/teksti-daosskoj-filosofskoj-klassiki-dao-czya.html
    20. occupation.bystrickaya.ru/monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-28-sentyabrya-2011-goda.html
    21. lektsiya.bystrickaya.ru/programma-perepodgotovki-buhgalterskij-uchet-i-audit.html
    22. reading.bystrickaya.ru/mestnij-razdel-gosudarstvennogo-registra-subektov-estestvennih-monopolij-po-karagandinskoj-oblasti-po-sostoyaniyu-na-25-marta-2012-goda-stranica-3.html
    23. kolledzh.bystrickaya.ru/aktualnie-problemi-ugolovnogo-prava.html
    24. pisat.bystrickaya.ru/stradaniya-i-smert-zamechaniya-v-otnoshenii-istochnikov-i-perevoda-mifa.html
    25. zanyatie.bystrickaya.ru/ocenki-rezultatov-testovih-ispitanij-uchastnikov-vserossijskogo-sportivno-ozdorovitelnogo-festivalya-prezidentskie-sostyazaniya-14-let.html
    26. literatura.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-sistemi-avtomatizirovannogo-dokumentooborota-v-institute.html
    27. uchebnik.bystrickaya.ru/vladimirskoj-oblasti-postanovlenie.html
    28. uchenik.bystrickaya.ru/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-seme-chast-16.html
    29. shkola.bystrickaya.ru/proizvodstvo-kamennih-rabot.html
    30. paragraf.bystrickaya.ru/vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-neinfekcionnie-zabolevaniya-i-zdorove-naseleniya-rossii.html
    31. institute.bystrickaya.ru/glava-3-epistemologiya-bez-poznayushegosubekta-k-popper-logika-i-rost-nauchnogo-znaniya.html
    32. tasks.bystrickaya.ru/2-usloviya-funkcionirovaniya-inostrannih-kommercheskih-bankov-v-rf-na-primere-ooo-dojche-bank-moskva.html
    33. student.bystrickaya.ru/2-tehniche-skie-izmereniya-v-mashinostroenii.html
    34. uchebnik.bystrickaya.ru/viagra-istoriya-izobreteniya.html
    35. thescience.bystrickaya.ru/gou-dpo-chippkro-krasnoarmejskaya-ul-d-88-chelyabinsk-454091-telfaks-351-263-89-35-351-263-97-46-stranica-3.html
    36. testyi.bystrickaya.ru/57-programma-razvitiya-opb-trtu-predislovie.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.