.RU

СЖАТИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА - Методические рекомендации для экспертов


ИК2 ^ СЖАТИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА


По этому критерию не оценивается полнота передачи содержания исходного текста (это уже оценено по критерию ИК1), а оценивается только умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного текста, правильно используя основные приёмы сжатия.

При выставлении оценки по критерию ИК2 эксперты должны исходить из того, что экзаменуемый на определённом пространстве текста может использовать как несколько разных приёмов компрессии (и содержательных, и языковых вместе или только содержательных, только языковых в отдельности), так и один из них (один из содержательных, один из языковых).

Среди содержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений);

2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

  1. Исключение:

  1. Обобщение:

  1. Упрощение:

    • слияние нескольких предложений в одно;


ИК2 3 балла ставится в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

Рассмотрим примеры.

Пример №7.

«Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе нерациональные мечты.

^ Цель конкретна, достижима и измеряема. Всегда можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для того, чтобы достичь цели.

А вот мечта это совсем другое. Мечта – это что-то волшебное. Она всегда связана с чем-то добрым и прекрасным. Мечта не появится у того, кто не отличает добро от зла. В мечту люди просто верят, а она наполняет человека верой в лучшее.

И это действительно работает. Человек, мечтая, создаёт условия для действий и становится ближе к желаемому. Даже жизненные препятствия ему не помеха. Для того, чтобы мечта исполнилась важно набраться терпения

^ Идя к своей мечте, человек на много лет наполняет свою жизнь содержанием и становится намного лучше и добрее».

(120 слов)

Проанализируем изложение.

Первая микротема сжата за счёт упрощения – замены части предложения синонимичной конструкцией: «может показаться парадоксальным» «парадоксально».

Во втором абзаце применён один из основных приёмов содержательной компрессии текста – исключение второстепенной информации (исключение конкретных примеров). Этот приём удачно сочетается здесь с синонимической заменой: «в любом случае» «всегда».

Третья микротема исходного текста также передана с применением приёмов как содержательного, так и языкового сжатия текста. Из приёмов содержательной компрессии можно указать на исключение несущественной информации (исключение слова «безусловно» в третьем предложении третьего абзаца). Среди языковых приёмов сжатия автор использует здесь, например, исключение фрагментов предложения, имеющих поясняющее значение («с тем, что принято называть нравственным идеалом»; «в то, что в конце концов всё будет хорошо»).

При передаче основного содержания четвёртой и пятой микротем исходного текста в экзаменационной работе также использованы приёмы исключения и упрощения.


!

То, какими приёмами компрессии текста пользуется экзаменуемый, зависит не только от уровня его умений, но и от характера текста. Чаще всего для сжатия удаётся использовать приём исключения, реже всего – обобщения. Критерий ИК2 позволяет оценить уровень компрессионных умений девятиклассника применительно к любому тексту публицистического или научного (научно-популярного) стилей.


Пример №8.

«Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

Цель всегда конкретна и достижима. Поэтому можно заранее продумать, что нужно сделать, чтобы её достигнуть.

А мечта – это другое дело, это что-то волшебное. Мечта всегда связана с добрым и прекрасным. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в то, что всё будет хорошо.

И это, как ни странно работает. Это объясняется тем, что человек неосознанно создаёт себе условия для действий, которые могут приблизить его к его мечте. И даже препятствия тут не помешают. Просто нужно набраться терпения.

Например, мы мечтаем съездить в какую-то далёкую страну, но не можем сделать это прямо сейчас. Но мы постепенно всё больше узнаём об этой стране. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она на много лет наполнила нашу жизнь содержанием. Благодаря мечте мы стали интереснее и лучше».

(136 слов)

В приведённой работе применяется один основной приём компрессии прослушанного текста – исключение. Однако этот приём правильно используется на протяжении всего текстового пространства, и потому нет причин снижать оценку по критерию ИК2.


!

Степень сжатия исходного текста в изложении может несколько разниться. Важно при оценивании работы по данному критерию ориентироваться не на количество слов в изложении, а на уровень владения экзаменуемым приёмами сжатия текста.



^ ИК2 2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста.

Проиллюстрируем это примером.

Пример №9.

«Может показаться, что существуют рациональные цели и не совсем рациональные мечты.

Цель конкретна, измеряема и достижима. Например, целью может быть поступление в ВУЗ или покупка мотоцикла. Можно продумать и рассчитать, что нужно сделать, чтобы достичь этого.

^ Мечта – это совсем другое дело, это что-то волшебное, доброе и прекрасное.

Люди верят в мечту, а она позволяет верить, что всё будет хорошо. И это как ни странно работает. Психологи утверждают, что сам человек, мечтая, создаёт себе условия для исполнения желаний. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Важно набраться терпения.

Время идёт, и мы всё больше узнаём то, что так нас притягивает. Когда наша мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь смыслом на много лет. Благодаря мечте мы стали добрее и лучше».

(122 слова)


В изложении первой микротемы прослушанного текста экзаменуемый пытался сжать исходную информацию, однако не справился с задачей: неправильное применение приёма исключения привело к деформации содержания этой части исходного текста.

При передаче второй микротемы экзаменуемый вообще отказался от попыток сжать эту часть текста.

Однако при передаче информации третьей, четвёртой и пятой микротем экзаменуемый сумел успешно применить приём исключения и сжато передал основное содержание трёх последних микротем.

Заметим, что ошибка в абзацном членении не играет роли при выставлении оценки по критерию ИК2, поскольку содержание третьей микротемы, несмотря на эту ошибку, передано в сжатой форме правильно.



!

При оценке сжатия текста необходимо оценивать не только наличие приёмов компрессии в изложении, но и правильность их применения. При правильном использовании приёмов компрессии исходного текста в экзаменационном изложении сохраняется адекватность авторской мысли и возможность её восприятия читателем.



ИК2 1 балл ставится в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.


^ ИК2 0 баллов ставится в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.

Таким образом может быть оценено такое изложение, в котором девятиклассник, частично или полностью сжав при помощи одного приёма одну микротему прослушанного текста (как правило, это первая микротема), перешёл далее к более простому виду работы, не требующему аналитических умений, – к подробному изложению. Как показал экзамен, применение 1 приёма сжатия для передачи 1 микротемы (особенно если текст этой микротемы сжат лишь частично – скажем, в одном предложении исходного текста) часто бывает случайным и не может свидетельствовать о сформированности проверяемого умения.

0 баллов оценивается и подробное изложение, в котором автор вообще не пытался прибегнуть к компрессии прослушанного текста.

Третий случай, когда эксперт должен поставить по этому критерию 0, - это неумение экзаменуемого использовать какие бы то ни было приёмы сжатия текста.

Приведём пример.


Пример №10.

«Может быть это покажется рациональным, но людям нужны рациональные цели.

^ Цель достижима: как например покупка мотоцикла или поступление в ВУЗ. Можно подумать о ней заранее.

А мечта – это что-то волшебное. Но волшебная мечта не способна проявиться, если в неё не верить.

^ И как ни странно это работает. Психологи говорят, если ты веришь в мечту, то мечта воплотится в реальность.

Например мы мечтаем поехать в другую страну. Может быть мы даже решаемся осуществить её другими способами, например поехать работать в эту страну. И наша мечта осуществляется, мы понимаем, что благодаря мечте стали лучше».

(92 слова)

Работа свидетельствует о том, что экзаменуемый вообще не владеет приёмами компрессии. В изложении немало необязательных повторов, есть второстепенная информация, в то время как отсутствует часть главной. Сокращения исходного текста часто носят случайный характер и деформируют авторский замысел.


^ ИК3 СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ


Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создаёт на его основе собственный, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику (последовательность изложения содержания) исходного текста.


^ ИК3 2 балла ставится в том случае, если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Приведём пример такой работы.


Пример №11.

«Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

^ Цель всегда конкретна, достижима, поэтому можно заранее просчитать, что нужно сделать для того, чтобы её достичь.

А мечта - это дело другое. Мечта – что-то волшебное, связанное с самым добрым и прекрасным. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее.

И это, как ни странно, работает. Человек, мечтая, невольно создаёт условия для того, чтобы стать ближе к желаемому. Даже жизненные препятствия тут не помеха. Важно только набраться терпения.

^ Тогда мечта на много лет наполняет жизнь человека смыслом. На пути к ней человек становится лучше и добрее».

(101 слово)

В этом примере стоит обратить особое внимание на уместное употребление экзаменуемым речевых средств связности между предложениями и абзацами. Эти средства связности реализуют логические связи между единицами текста.


ИК3 1 балл ставится в том случае, если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

Приведём примеры.


Пример №12.

«Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

Цель всегда конкретна. Можно заранее продумать все свои действия, чтобы достичь её. А мечта – это совсем другое дело. Это всегда что-то доброе и прекрасное. Мечта не способна появиться у того, кто не может отличить зло от добра. В мечту люди просто верят. Психологи говорят, что человек сам создаёт себе условия для действия, которые постепенно приближают его к желанию.

^ И даже жизненные проблемы тут не помеха. Нужно просто набраться терпения и не торопиться.

Мы мечтаем, например, съездить в далёкую страну. Но огорчаемся, что не можем сделать этого сейчас. Постепенно мы всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Исполнение желания наполняет жизнь содержанием и смыслом. Благодаря мечте мы сами становимся добрее и лучше».

(123 слова)



В приведённой работе допущена 1 логическая ошибка: нет смысловой и речевой связности между двумя последними предложениями второго абзаца (см. выделенные и подчёркнутые предложения).

Кроме того, во втором абзаце работы объединены две микротемы, то есть допущено нарушение абзацного членения текста.


Пример №13.

«Человек, кроме рациональных целей, имеет ещё и ирациональные мечты.

Цель всегда конкретна, точна. Можно продумать и просчитать, что потребуется для достижения цели.

А вот мечта это совсем другое: волшебное, доброе. Мечта помогает нам поверить в то, что всё в конце будет хорошо.

Как не странно мечты сбываются. Человек, мечтая, подсознательно создаёт условия для действий, которые приближают к мечте.

Например, человек мечтает поехать в далёкую страну, но прямо сейчас не может этого сделать. Но со временем он всё больше узнаёт о том, что его влечёт. И возможно в будущем его работа будет связана с этой страной. И когда наша мечта осуществляется, мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь смыслом, сделала нас добрее и лучше. Мечтайте!»

(114 слов)

В работе допущена 1 логическая ошибка: отсутствует логическая связь между третьим и четвёртым абзацами (соответствующие предложения выделены и подчёркнуты в тексте). В изложении мысль о том, что мечтать –это значит верить в лучшее, никак не связана с тем, что «мечты сбываются». При этом речевые средства связности формально употреблены (лексический повтор «мечта» – «мечты»).

Такая ошибка свидетельствует о том, что экзаменуемый не увидел смысловой связи между третьей и четвёртой микротемами исходного текста или не сумел выразить её в собственном изложении.



!

Следует обратить внимание на то, что оценка по критерию ИК3 снижается на 1 балл, даже если в изложении присутствует только одна из ошибок: или 1 логическая ошибка, или 1 нарушение абзацного членения текста.



^ ИК3 0 баллов ставится в том случае, если в работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

Приведём пример.


Пример №14.

«Как не странно, но человеку кроме цели нужна мечта. Цель эта может быть вполне конкретная. Например поступить в МГУ. А мечта это тоже цель. Её человек приследует всю жизнь.

^ Допустим, человек мечтает посетить далёкую страну. Но в данный момент это невозможно. Он пытается сделать всё, что бы попасть туда. Устраивается на работу, копит деньги, изучает страну.

Многие из учёных говорят, что мечты осуществляются. После того как мы достигаем свою цель и осуществляем мечту, наша жизнь становится ярче и наполняется интересными впечатлениями.

Мы становимся добрее и лучше».

(86 слов)

В приведённой работе нарушена логика исходного текста (последовательность изложения содержания прослушанного текста).

Также в работе есть 2 логические ошибки: 1) отсутствует как логическая, так и речевая связность между вторым и третьим абзацами (соответствующие предложения выделены и подчёркнуты); 2) отсутствует причинно-следственная (логическая) связь между последним предложением текста и предыдущим утверждением (предложения выделены жирным шрифтом): получается, что «мы становимся добрее и лучше», поскольку «наша жизнь становится ярче и наполняется интересными впечатлениями». То есть в последнем случае нарушена логика исходного текста.

Кроме того, допущена ошибка в абзацном членении: последнее предложение работы, безусловно, должно принадлежать к третьему абзацу текста экзаменуемого.


!

Оценивая последовательность изложения содержания прослушанного текста, необходимо опираться на исходный текст и его композиционно-логическую структуру.

Оценивая логическую связь между единицами текста изложения, нужно иметь в виду, что она не должна противоречить логике исходного текста.

В то же время, оценивая речевую связность и правильность абзацного членения изложения, необходимо рассматривать эти параметры применительно к тексту данной работы, то есть к созданному экзаменуемым тексту изложения, а не сопоставлять текст, написанный выпускником, с оригиналом.




tema-lichnost-kak-obekt-i-subekt-vospitaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080505-65-upravlenie.html
tema-lingvistika-teksta-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-teoreticheskie-osnovi-sovremennogo-yazikoznaniya.html
tema-litosfera-poyasnitelnaya-zapiska-k-rabochej-programme-po-geografii-rossii-priroda-naselenie-hozyajstvo.html
tema-lokalnie-i-globalnie-kompyuternie-seti-setevie-tehnologii-obrabotki-informacii.html
tema-lyubov-kak-garmoniya-dush-v-intimnoj-lirike-a-s-pushkina.html
tema-lyubvi-v-lirike.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razgovori-v-posteli-chast-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-srednyaya-elyuzan-gorodishenskogo-rajona-rassmotreno-prinyato-utverzhdayu.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-143-stranica-8.html
  • control.bystrickaya.ru/biznes-plan-i-ego-finansovie-aspekti-chast-11.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-1-poznanie-zakonomernostej-uspeshnogo-obucheniya-2-analiz-opisanie-i-povishenie-effektivnosti-metodov-obucheniya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-8-vzaimootnosheniya-razlichnih-sheremet-a-d-sujc-v-p-sh49-audit-uchebnik-4-e-izd-pererab-i-dop.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-k-konferencii-po-kollektivnomu-dogovoru-na-2011-2014gg-7-iyulya-2011g.html
  • college.bystrickaya.ru/1-lekciya-etot-cikl-lekcij-budet-kasatsya-voprosov-iz-oblasti-duhovnovedeniya-imeyushih-glubokoe-znachenie-iz-razlichnih-soobshenij-davaemih-za-vse-eto-vremya-kak-horosho-izvestno.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-speckursu-dlya-studentov-yuridicheskogo-fakulteta-omgu-obuchayushihsya-po-specialnosti-12-00-03-yurisprudenciya.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-referatov-dlya-studentov-iv-kursa-vremenno.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dlya-studentov-forma-f-so-pgu-18-207.html
  • write.bystrickaya.ru/evolyuciya-form-gosudarstvenno-politicheskogo-uchastiya-v-processe-razvitiya-ikt-v-ssha-1990-2010gg.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zasedanie-kollegii-ministerstva-ekonomiki-respubliki-tatarstan-osisteme-indikativnogo-upravleniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/informaciya-o-sluchayah-travmatizma-za-3-goda-programma-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej.html
  • diploma.bystrickaya.ru/valyutnie-bankovskie-operacii-chast-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-9-metodologicheskoe-raznoobrazie-xx-veka-i-sovremennaya-yurisprudenciya.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vliyanie-institucionalnih-faktorov-na-privlechenie-korporativnih-investicij.html
  • institut.bystrickaya.ru/tekstovie-redaktori-i-elektronnie-tablici.html
  • reading.bystrickaya.ru/kogda-vi-vpervie-osoznali-chto-verite-vo-hrista-ne-prosto-kak-v-uchitelya-nravstvennosti-zhivshego-dve-tisyachi-let-nazad-a-kak-v-boga-ot-kotorogo-zavisit-vsya-vasha-zhizn.html
  • institut.bystrickaya.ru/strahovoj-rinok-ukraini-i-ego-harakteristika-chast-4.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vadatddotvo-ck-vlksm-molodaya-gvardiya-stranica-7.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-abiden-mstafin-mr-men-shiarmashilii-slteme.html
  • esse.bystrickaya.ru/propertius-1801-zapiski-sajt-voennaya-literatura.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/videlyat-novie-zvuki-iz-slov-harakterizovat-poyasnitelnaya-zapiska-nastoyashaya-rabochaya-programma-sostavlena-na.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskij-reglament-obezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv-stranica-23.html
  • testyi.bystrickaya.ru/anton-pavlovich-chehov-stranica-13.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-raboti-regionalnih-otdelenij-soyuza-rabota-po-privlecheniyu-v-chleni-soyuza-yuridicheskih-lic-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-k-brudnov-pedagogika-1999-n-6-09-99-s-26-32.html
  • bystrickaya.ru/zakon-rf-o-gosudarstvennoj-tajne.html
  • lesson.bystrickaya.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-trudovih-otnoshenij.html
  • writing.bystrickaya.ru/bezpeka-obslugovuvannya-teploobmnnih-apparatv-ta-truboprovodv.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-metodi-issledovaniya-uchebnaya-literatura-po-gumanitarnim-i-socialnim-disciplinam-dlya-visshej-shkoli-i.html
  • thescience.bystrickaya.ru/haruki-murakami-ohota-na-ovec-chast-pervaya-25-11-1970.html
  • letter.bystrickaya.ru/nash-opit-lecheniya-lozhnih-sustavov-plechevoj-kosti-s-primeneniem-himotripsina-uzbekskij-nii-travmatologii-i-ortopedii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/83-nppetersonu-a-g-gachevoj-i-s-g-semenovoj-izdatelstvo-evidentis.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.