.RU

Существует много определений гениальности. Например, Ньютон полагал, что гениальность это терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении Гёте считал - страница 10



— Книга, в которой заключены все тайны, есть сам человек.

— Без противоположности ничего не обнаруживается; изображение не появляется в зеркале, если одна сторона зеркала не затемнена.

ФИЛОСОФЫ

101

— Бог сотворил все вещи из ничего, и это ничто Он сам.

— Не должно быть понято так, будто Божество... отделено от природы; нет, но они — как тело и душа...

Гоббс Томас (1588—1679) — Родился в семье английского сельского священника, очень рано проявив смышленость и хорошую память. С четырех лет поступил в церковную школу, а завершил образование в Оксфордском университете. Став гувернером в знатной семье, смог общаться со многими просвещенными людьми, а также жить в материальном достатке. Не раз он посещал Францию, Германию, Италию. Постоянно увеличивал свои знания наук и философии. На формирование его взглядов повлияли Ф. Бэкон, Галилей, Декарт. В 1640 году Гоббс написал трактаты «Человеческая природа» и «О политическом теле», а чуть позже — «О гражданине». В 1651 году увидело свет самое крупное его произведение — «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», а незадолго до смерти — «Физиологический Декамерон». По его мнению, крупное государство при коллективном руководстве не сможет решать в трудных ситуациях вопросы войны и мира, станет беспомощным, слабым. Его высказывания:

— Свобода и необходимость совместимы. Вода реки, например, имеет не только свободу, но и необходимость течь по своему руслу. Такое же совмещение мы имеем в действиях, совершаемых людьми добровольно.

— Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в... состоянии войны всех против всех.

Спиноза Бенедикт (1632—1677) — Родился в Амстердаме, в купеческой еврейской семье. Окончил школу при синагоге, после смерти отца продолжил его дело. Общаясь с различными людьми, размышляя о Боге, природе и человеке, он разуверился в догмах иудаизма. Еврейская община подвергла его отлучению, изгнав из Амстердама. Его приютили друзья; он написал: «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Основы философии Декарта» и фундаментальный «Богословско-политический трактат». Это произведение было запрещено. Его «Этика, доказанная в геометрическом порядке», увидела свет уже после смерти автора. Спиноза считал едиными и неотделимыми Бога и Природу, Материю и Дух: «Бог раньше своих постановлений не существовал и без них существовать не может». Он верил в могущество человеческого разума и в то, что путем логических доказательств можно убедить людей жить достойно, честно, дружно. Человеку следует учиться у природы и понимать свое незнание: «Если нам

102

^ 100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ

ФИЛОСОФЫ

103

что-либо в природе представляется смешным, нелепым или дурным, то это происходит оттого, что мы знаем вещи лишь частично и остаемся по большей части в неведении относительно порядка и связи всей природы...»

ДжонЛокк (1632—1704) — Сын английского судейского чиновника — получил хорошее образование: окончил Оксфордский университет, где был оставлен преподавателем философии и нрава. В 1667 году поступил на службу к видному государственному деятелю, стал активно участвовать в политической жизни страны, выступая за ограничение прав монарха. Ему пришлось эмигрировать из Англии. Вернувшись на родину после свержения короля Якова II в 1688 году, выпустил ряд работ: «Опыт о человеческом разуме», «Письма о веротерпимости», «Трактаты о государственном правлении». Локк разработал основные принципы общественного конституционного устройства, предполагающего разделение исполнительной и законодательной власти, осуществление прав человека (свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности). Он полагал: «На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит».

Беркли Джордж (1685—1753) — Родился в дворянской семье, учился в колледже Св. Троицы Дублинского университета, всерьез интересуясь различными науками и философией. Став дьяконом англиканской церкви, читал проповеди, но писал не религиозные, а философские трактаты. В 1728 году прибыл в Северную Америку как миссионер, однако британское правительство его не поддержало. Через два года вернулся на родину; был епископом в городе Клойн (Ирландия). Он оставил много интересных сочинений по философии, механике, математике, физике, среди которых наиболее известен «Трактат о началах человеческого знания...».

Обидно считают, будто он отрицал существование материального мира, полагая, что вместо этого есть только наши чувства и мысли. Однако Беркли называл источником всех богатств труд, то есть, разумное воздействие на окружающую природу с помощью материальных орудий. Некоторые его высказывания:

— Если допустить, что мир состоит из материи, то красоту и пропорциональность ему придает ум.

— Пусть не говорят, что я отрицаю существование. Ибо я только устанавливаю смысл этого слова, насколько я его понимаю.

— ...В каждой капле воды, в каждой песчинке есть нечто, что превышает силу проницательности или понимания человеческого ума.

Вольтер Мари Франсуа (Аруэ) (1694—1778) — Был яростным борцом за свободу мысли, отрицателем авторитетов и догм (подобных людей стали называть вольтерьянцами). Родился в Париже в семье состоятельного нотариуса; учась в иезуитском коллеже, окончательно разуверился в церкви и стал презирать ее служителей. За язвительные сатиры против абсолютизма и церкви дважды попадал в Бастилию. Высланный из Франции, три года жил в Англии. Он был приближен ко дворам Людовика XV и прусского короля Фридриха II, но не пожелал поступиться свободой мысли ради комфорта. С ним переписывались многие монархи и революционеры, крупные мыслители и простые обыватели. Предпочитал писать философ-ско-художественные сочинения: «Философские письма», «Задиг, или Судьба», «Микромегас», «Кандид, или Оптимист», «Простодушный». Принадлежат ему и серьезные трактаты. «Основы философии Ньютона», «Метафизический трактат», «Философский словарь», «Опыт о всеобщей истории — о нравах и духе народов». Утверждая просвещение, Вольтер высмеивал слепой оптимизм и веру в прогресс; обличая церковников, предупреждал: «Атеисты, обладая властью, были бы столь же опасны для человеческого рода, как и суеверные люди».

Юм Давид (1711—1776) — Сын небогатого шотландского дворянина. Учась в Эдинбургском университете, увлекся философией, затем неудачно занимался коммерцией. Завершил образование в иезуитском коллеже во Франции, где окончательно разуверился в мудрствованиях, не основанных на опыте, и написал «Трактат о человеческой природе...». Работал библиотекарем в Эдинбурге, выполнял дипломатические поручения. Написал «Естественную историю религии» и «Историю Англии», «Исследование о принципах морали», а также сборник очерков «Эссе». Из высказываний Юма:

— Чем больше образ жизни человека зависит от случайностей, тем сильнее он предается суеверию; в частности, это наблюдается у игроков и мореплавателей...

— Руководителем в жизни является не разум, а привычка. Лишь она принуждает ум во всех случаях предполагать, что будущее соответствует прошлому.

— Люди обладают общей склонностью представлять все существующее подобным себе и приписывать каждому объекту те качества, с которыми они близко знакомы и которые они непосредственно осознают.

Дидро Дени (1713—1784) — Француз, сын зажиточного ремесленника огорчил отца тем, что не стал продолжать его дело, а увлекся философией. Окончив коллеж в Париже, опубликовал «Письма

ffFS».

104

^ 100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ

о слепых в назидание зрячим» (1749). Книгу запретили; автора заточили в тюрьму как атеиста. Здесь он задумал одну из основополагающих работ эпохи Просвещения: «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Позже вместе с Д'Аламбе-ром осуществил этот грандиозный замысел, собрав замечательный авторский коллектив: Вольтера, Монтескье, Руссо, Бюффона, Гельвеция... Работа продолжалась с 1751 по 1780 год. Ему принадлежат «Мысли об объяснении природы», «Философские основания материи и движения» и другие трактаты, а еще философско-художествен-ные, в частности «Племянник Рамо». Некоторые высказывания Дидро:

— Умен лишь тот, кто так же глуп, как мы (людям свойственно не признавать тех, кто умнее их).

— Стройте систему... но не давайте ей порабощать вас.

— Гении... сами создают себя.

— Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует; опыт проверяет результаты комбинаций. Необходимо, чтобы наблюдение природы было постоянным, размышление — глубоким, а опыт — точным. Эти средства редко оказываются соединенными. Вот почему творческих умов не так много.

Смит Адам (1723—1790) — Уроженец шотландского городка Керколди, изучал философию и математику в Глазго, в числе отличников был послан в Оксфорд, но быстро разочаровался в тамошних нравах и вернулся на родину. В 1752 году подружился с Д. Юмом и глубоко продумал его идеи в этике и экономике. А. Смит написал обстоятельную «Теорию нравственных чувств» (1759), а затем фундаментальное «Исследование о природе и причинах богатств народов» (1776), упомянутое Пушкиным в «Евгении Онегине»:

Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет.

Этот «простой продукт» — результат труда как действия коллективного, объединяющего представителей самых разных профессий на основе свободы, взаимопомощи, справедливости.

Гольбах Поль-Анри (1723—1789) — Родился в Германии в дворянской семье, окончил Лейденский университет, переехал во Францию и остался навсегда в Париже. Получив богатое наследство, сделал

ФИЛОСОФЫ

105

свой дом клубом просветителей и мыслителей. По словам Дени Дидро, чтобы переступить порог этого дома, мало быть знатным или ученым, надо обладать добротой. Его книги «Разоблаченное христианство», «Священная зараза», «Система природы» были в 1770 году приговорены парижским парламентом к публичному сожжению. И не удивительно, ведь, как писал сам Гольбах, «Религия — это искусство одурманивать людей с целью отвлечь их мысли от того зла, которое причиняют им в этом мире власть имущие».

— Бога он считал порождением страха, надежды и невежества.

— Человек — произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее... Все беды людей от незнания самих себя и природы, отступления от ее законов.

— Ложь и несправедливость — лишь в интересах врагов общества. Истина — друг всех разумных людей. Предназначение человека — «для свободного труда ради своего счастья».

— Во Вселенной все находится во взаимосвязи. «Материя обладает способностью мыслить», ибо способно мыслить материальное существо — человек.

— Природа наделила человека сознанием.

— «В мире царит несправедливость», а потому революции неизбежны и приносят пользу, если временное нарушение порядка и спокойствия приводит к продолжительному и прочному благополучию.

— Гольбах в своих рассуждениях опирался на знания и «здравый смысл» (так называется одно его сочинение).

Его идеи оказали значительное влияние на мыслителей XIX века, когда начался расцвет науки и стал популярен атеизм.

Джеферсон Томас (1743—1826) — Родился и воспитывался в семье крупных американских землевладельцев. Выступил за пересмотр феодального законодательства и освобождения от британской зависимости. Составил проект Декларации независимости, принятой в 1776 году. Был сторонником религиозной свободы, расширения демократических прав народа, освобождения негров Занимал государственные посты, с 1801 по 1809 год был президентом Североамериканских штатов. Считал, что чувства справедливости, совести, сострадания присущи человеку от природы, но со временем подавляются эгоизмом, который насаждается воспитанием и социальной средой. Сомневался в идее закономерного прогресса общества, ибо судьбоносные события могут быть вызваны сочетанием непредвиденных обстоятельств, вне логики, тем более что Бог наделил человека свободой разума и воли.

Высказывания Джефферсона:

108

^ 100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ

ФИЛОСОФЫ

казалось, что для познания природы достаточно выстраивать, классифицировать и обобщать результаты научных опытов, наблюдений.

Эмерсон Ралф Уолдо (1803—1882) — Родился в состоятельной семье в Бостоне (штат Массачусетс), закончил Гарвардский университет, избрав духовную карьеру. Однако его увлекли философские идеи, не укладывавшиеся в прокрустово ложе религиозных догм. Он сложил сан, а уже после первого крупного сочинения «Природа» (1836) стал знаменитым. Наибольший успех имели его «Эссе» (1841 и 1844). По мнению Эмерсона, природа предоставляет человеку все условия для достойного существования: естественные ресурсы (удовлетворяющие материальные потребности), красоту, дисциплину и порядок Мироздания, потаенный смысл природных объектов и явлений. Надо, чтобы душа человека возвышалась от материальных потребностей через красоту к величию и совершенству Мировой Души, Разума Вселенной, к сопричастности с ними. «Стяжательство в общественной и частной жизни создает атмосферу, в которой трудно дышать», — сетовал он. (Хотя тогда был еще романтический период становления Североамериканских штатов.)

Еще более непримиримую позицию к американскому обществу занимал земляк, ученик и друг Эмерсона Генри Дейвид Торо (1819— 1862). Он понимал хищнический, разрушительный для природы и души человека характер потребительской технической цивилизации, в особенности — стремление к роскоши. По его словам, «богатство человека измеряется числом вещей, от которых ему легко отказаться... На лишние деньги можно купить только лишнее. А из того, что необходимо душе, ничто за деньги не покупается». Его главная книга — «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854).

Фейербах Людвиг (1804—1872) — Сын немецкого юриста; учился на теологическом факультете Гейдельбергского университета, разочаровавшись в теологии и возненавидев догматизм. В Берлине слушал лекции Гегеля. Преподавал в Эрлангенском университете. Опубликовал трактат «Мысли о смерти и бессмертии», где доказывал сомнительность веры в бессмертие души Вынужден был оставить кафедру. Женился на владелице небольшой фарфоровой фабрики и прожил в спокойных размышлениях и работе четверть века, пока фабрика не обанкротилась. Свое учение он называл «философией будущего». Утверждал, что едины душа и тело, духовное и материальное, субъективное и объективное, мышление и бытие. Человек — «единственный, универсальный и высший предмет философии». Вместо религиозного утешения, философия дает людям понимание своих реальных возможностей, чувство собственного достоинства и показывает реальные пути достижения счастья. Че-

109

ловек «верит в совершенное существо, потому что сам не желает умереть». Любовь человека к человеку — проявление религиозного чувства. Понимание своей неразрывной связи с окружающими людьми и природой — реальная разумная основа нравственности. «Истина — в полноте человеческой жизни и существа».

Энгельс Фридрих (1820—1895) — Родился в Рейнской провинции Пруссии в семье текстильного фабриканта, работал в его конторе, приобщался к коммерции. Не переставал заниматься самообразованием и, отбывая воинскую повинность, посещал лекции в Берлинском университете, сотрудничал в «Рейнской газете». Стал совладельцем фабрики в Манчестере (Великобритания), имея возможность безбедно существовать и материально поддерживать семью К. Маркса, с которым подружился в 1844 году; многие работы они написали совместно («Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии» (1848) и др.). После участия в революционных выступлениях 1849 года в Германии Энгельс эмигрировал в Швейцарию, затем на Британские острова; активно работал в I Интернационале. Написал: «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой идеологии», «Диалектика природы». В последней книге, оставшейся незаконченной, обобщил материалистические представления об окружающем мире. Высказывания Ф Энгельса'

— Нельзя уйти от своей судьбы, — другими словами, нельзя уйти от неизбежных последствий своих собственных действий.

— Совершенное общество, совершенное «государство» это — вещи, которые могут существовать только в фантазии.

— Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых.

Джемс Уильям (1842—1910) — Родился в Нью-Йорке в семье теолога, получил домашнее образование, нередко бывал в Европе. Изучал химию и медицину в Гарварде, работал в экспедиции, исследовавшей животный и растительный мир реки Амазонки, прослушал курсы лекций по биологии и психологии Гарвардского университета. В 1884 году основал Американское общество психологических исследований.

Одним из первых он начал изучать подсознательные процессы, во многом определяющие эмоции и мышление человека. Считал, что психические явления образуют непрерывный и неповторимый «по-

110

^ 100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ

ток сознания» (добавим: с глубинными подсознательными течениями). Человек не способен постичь реальность, его знания ограничены и по большей части недостоверны; все решает волевое усилие и практический интерес. Поэтому оправдана религиозная вера: она приносит пользу человеку, вдохновляет и утешает его.

Джемс вслед за Чарлзом Пирсом обосновал концепцию прагматизма. Он писал: «Мысль истинна постольку, поскольку вера в нее выгодна для нашей жизни». Человек стремится приспособиться к окружающему миру, чтобы «чувствовать себя, как дома, во Вселенной». (Конечно, роль человека в мире далеко не ограничивается приспособлением: он творец, преодолевающий трудности. Как писал сам Джемс, «кто не способен на проявление усилий воли, тот не заслуживает имени человека; кто способен проявлять громадные усилия воли, того мы называем героем».)

Его соотечественник Джон Дьюи (1859—1952) продолжал и развивал концепцию прагматизма, отдающую приоритет практической деятельности. «Весь познавательный опыт, — утверждал он, — должен начинаться и заканчиваться в бытие вещей и в обладании ими». Реальная истина, о которой стоит размышлять, должна быть конкретной и конструктивной, иметь деловую подоплеку. (Наиболее сомнительным выглядит столь резкое ограничение области и цели познания.) Свои идеи Дьюи наиболее успешно применил в области образования — «обучения посредством делания», формирования практических навыков.

...Возможно, профессиональные историки философии не согласятся со мной, но концепция прагматизма, по-видимому, возникла достаточно давно. Ее представителем можно считать одного из известных, но не всегда понимаемых мыслителей времени Возрождения — Макиавелли. Его имя стало нарицательным, как пример лицемерия, хитрости, беспринципности в достижении своих целей. Однако он имел в виду реальную политику и реальное управление государством, когда требуется решать практические, а не абстрактные задачи — конкретно и конструктивно. Итак, мы вернемся на полтысячи лет назад.

Макиавелли Никколо (1469—1527) — Занимал важный пост в правящем флорентийском Совете Десяти, вел дипломатическую работу. Из-за поражения республики вынужден был покинуть родной город. Его сочинения: «История Флоренции», «О военном искусстве», комедия «Мандрагора», новеллы, стихи. Но наиболее знаменит трактат «Государь», или «Князь» (1513), где дан анализ действиям правителя, задача которого сохранить целостность общества и безопасность государства. Ради этого, по мнению Макиавелли, допус-

философы

111

тимы даже преступные средства, ибо речь идет о судьбах страны и народа. Он учил: «Не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». За это его позже упрекали — отчасти лицемерно — в цинизме. Однако он писал не об идеальном, а о реальном правлении, и потому был прав. Ведь нередко правителю приходится выбирать из двух зол наименьшее, и нет никакой возможности угодить всем своим подчиненным. В подобных случаях слабая власть губит государство и народ, тогда как сильная противостоит злу активно, карая немногих ради блага всех остальных. Так на войне приходится идти на смерть, защищая Родину.

...Не только прагматизм, но и многие другие, едва ли не все основные философские учения уходят своими корнями в далекое прошлое. Поэтому очень трудно выделить из множества глубоких и оригинальных мыслителей самых выдающихся. Таковыми следовало бы считать тех, кто жил в давние эпохи, выдвигая идеи, осознание которых придет в более позднее время.

В своих рассуждениях, основанных на логике, здравом смысле и воображении, мыслители всех времен находятся в более или менее одинаковом положении. Как мы могли убедиться из приведенных выше высказываний, недостатка в мудрых мыслях и поучениях не было никогда. Только по какой-то причине люди, если к ним и прислушивались, обычно предпочитали приспосабливаться к окружающей среде, подчиняясь указаниям начальства, хозяев, работодателей, а вовсе не советам и заветам наиболее умных и честных людей.

Как писал французский философ Клод Адриан Гельвеции (1715— 1771), «если бы нас поддерживал... только ум власть имущих, мы не имели бы ни хлеба для пропитания, ни ножниц, чтобы стричь ногти. Не вельможам обязаны мы открытиям в области искусств и наук, не их рука начертала планы Земли и неба, построила корабли, воздвигла дворцы». Увы, но именно такие вельможи, правители, богачи в значительной мере определяли общественную жизнь, хотя, несмотря на это, она развивалась и совершенствовалась благодаря творцам духовных и материальных ценностей.

Когда это простое обстоятельство стало очевидным (в середине XIX века) и начались серьезные социальные движения, философская мысль стала в значительной мере средством в политической борьбе. Это особенно ярко проявилось в марксизме, имеющем откровенно социально-политическую направленность. За это его давно критикуют противники, хотя сами они отличаются тем лишь, что принадлежат к иному политическому лагерю, стыдливо прикрываясь «объективизмом». Но ведь лицемерие, обслуживание своих хозяев и благодетелей — антифилософия, имеющая мало общего с

112

^ 100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ

любовью к мудрости. Отчасти это относится и к многочисленной армии профессиональных философов, для которых такое занятие является средством существования, службой по данному «интеллектуальному ведомству».

Существуют и не менее важные объективные причины, по которым все труднее личности проявить свой гений в философии. В XIX веке начался бурный прогресс наук, раскрывающий новые, немыслимые раньше горизонты познания. Умозрительные рассуждения быстро обесценились. Научная мысль, основанная на фактах и экспериментах, объективных доказательствах, эмпирических обобщениях, приобрела общеобязательный характер. Философии пришлось переходить на эту прочную (отчасти, конечно) основу Одним из первых это осознал Герберт Спенсер (1820—1903), что можно видеть уже по названиям некоторых его работ: «Социальная статика», «Основы психологии», «Воспитание: умственное, нравственное и физическое», «Основы биологии», «Основы социологии», «Основы этики», «Человек против государства». Ему принадлежит целый ряд интересных и плодотворных идей. В частности, он определял эволюцию в природе и обществе как переход вещества «из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности» (позже стали писать об усложнении организации, движении от хаоса к порядку). Он справедливо сомневался в том, что корыстолюбие и стремление к максимальной прибыли содействуют общественному прогрессу, ибо, по его словам, невозможно получить чистое золото добрых дел из свинца низменных инстинктов. Однако опасался, что под знаменем демократии и социализма может победить «Грядущее рабство» (так называлась его книга).

svojstva-ioniziruyushih-izluchenij.html
svojstva-krivoj-is-kurs-lekcij-po-makroekonomike-a-a-fridman.html
svojstva-m-posledovatelnostej-1-1-amplitudnaya-modulyaciya.html
svojstva-plazmoidov-voznikayushih-posle-elektricheskogo-razryada-v-vozduhe.html
svojstva-polyusov-ranzhit-mohanti-lechebnaya-sila-vodi.html
svojstva-rastvorov-elektrolitov-zakon-stranica-3.html
  • school.bystrickaya.ru/issledovanie-rinka-nedvizhimosti.html
  • books.bystrickaya.ru/deponirovannie-nauchnie-raboti-sistema-standartov-po-informacii-bibliotechnomu-i-izdatelskomu-delu.html
  • urok.bystrickaya.ru/predsedatelej-sudov-hotyat-izbavit-ot-korrupcionnih-podozrenij-kommersant-gazeta-moskva-mariya-plyusnina-ekaterinburg-maksim-ivanov01-02-2011-14-stranica-57.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-otchet-o-vipolnenii-nauchno-issledovatelskoj-raboti.html
  • college.bystrickaya.ru/27-samoreguliruemie-organizacii-v-oblasti-energeticheskogo-obsledovaniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-istoriya-razvitiya-medicini-i-medicinskogo-obrazovaniya-v-kabardino-balkarii-napravlenie-podgotovki.html
  • urok.bystrickaya.ru/priroda-sveta-spontannoe-i-vinuzhdennoe-izluchenie-inversiya-zaselennosti-energeticheskih-urovnej-princip-raboti-lazera.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-prirodoohrannij-potencial-stranica-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/34-raspredelenie-resursov-i-resursnie-konflikti-kurs-upravlenie-proektami-avtori-soolyatte-andrej-yurevich.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-17-glava-5-lekciya-evangelskie-pritchi-klassifikaciya-i-istolkovanie-lekciya-ekzegeticheskij-razbor-evangeliya.html
  • credit.bystrickaya.ru/pamyatka-dlya-studentov-grupp-pkm-po-izucheniyu-disciplini-tehnologiya-materialov-i-pokritij-6-semestr.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/av-dudarenko-materiali-konferencij-i-prezidiumov-os-konferenciya-obshestvennogo-soveta-18-marta-2009-goda.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predlagayut-vam-neobichnij-setevoj-proekt-po-sozdaniyu-detskogo-poznavatelnogo-biologicheskogo-zhurnala.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-obrazovatelnaya-programma-po-predmetu-himii-stranica-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metallicheskih-materialov.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-pokrovskij-pedagogicheskij-kolledzh-v-2011-godu.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2005-goda-stranica-5.html
  • college.bystrickaya.ru/24-sentyabrya-geshe-dzhampa-tinlej.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/predislovie-stranica-21.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-48-kniga-pyataya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-8-integraciya-rossii-i-stran-sng-v-mirovoe-hozyajstvo-2-osnovnie-ponyatiya-territorialnoj-organizacii-naseleniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-sostavlena-na-osnove-normativno-pravovih-dokumentov-federalnij-zakon-273-fz-ot-29-12-2012-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii.html
  • studies.bystrickaya.ru/logistika-chast-6.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/universalnoe-posobie-dlya-shkolnikov-studentov-i-lyudej-otl-obmanul-tovarisha-lektora.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stanislav-v-lebedeffvrrazdel-1-stranica-6.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/utopiya-antiutopiya-i-piratskie-utopii-stranica-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-ritorika-kod-disciplini-po-uchebnomu-planu-gse-v-1-dlya-studentov-specialnosti-032301-65-regionovedenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-deloproizvodstvu-permskogo-gosudarstvennogo-universiteta-stranica-7.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-harakteristika-hozyajstvennoj-deyatelnosti-obshestva-zadanie-na-vipusknuyu-rabotu-slushatelyu-uchebnoj-gruppi-925-k.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-petushinskogo-rajona-za-2010-god-i-zadachi-dalnejshego-ustojchivogo-razvitiya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-preodolenie-plehanova-1-don-kihoti-20-h-godov-pereval-isudba-ego-idej-m-sovetskij-pisatel-1989-400-s.html
  • desk.bystrickaya.ru/otveti-i-ukazaniya-tema-11-nastoyashee-posobie-yavlyaetsya-sbornikom-zadach-po-matematike-dlya-studentov-gou-spo-kirovskij.html
  • desk.bystrickaya.ru/politika-pravo-mirovaya-literatura-28.html
  • write.bystrickaya.ru/fnansovij-analz-ruhu-groshovih-koshtv-na-pdprimstv-tov-avtopolyus.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-municipalnomu-kontraktu-stranica-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.