.RU

Средневековья Словосочетание "Средние века" - страница 2



В этом суть воплощенного в Роланде рыцарского идеала: убивать можно и должно, но только - врагов Бога, не соблюдающих заповедей. Но смысл образа куда сложнее этого компромисса: ведь крестоносное рвение Роланда не отменяет ни его вины перед Ганелоном, давшей тому право на месть, ни, тем более, его вины перед Оливье и всем франкским отрядом, павшим из-за его самонадеянности и гордости. Как понять это противоречие?

Дело в той шкале оценок, о которой уже шла речь в связи с "Исповедью" Августина: поступки Роланда оцениваются с двух точек зрения - мудрости людей и мудрости Бога. Земная мудрость заставляет признать Роланда безумцем и почти отцеубийцей; небесная мудрость - воином Бога. Поскольку, по словам апостола Павла, "безумец в глазах мира мудр в глазах Бога", эти оценки в принципе не могут быть согласованы и примирены. Эта невозможность придает образу Роланда заведомую непостижимость и драматическую глубину.


Лекция 9. Куртуазия как особый тип культуры

В образе Роланда был предвосхищен идеал рыцаря-крестоносца, но не он стал преобладающим в рыцарской культуре: гораздо более продуктивным и влиятельным оказался куртуазный идеал.

Слово "куртуазия" происходит от французского "court" - "двор" и буквально означает "вежество", "учтивость", "придворные манеры". Но в качестве научного термина "куртуазия" означает особый тип культуры, включающий три элемента: этику, этикет, выражение того и другого в определенных литературных жанрах. Исторически куртуазная культура имеет два основных варианта - южнофранцузский и северофранцузский. Более ранний - южнофранцузский, возник в Провансе на рубеже XI-XII вв., северофранцузский - в XII веке. О различиях между ними - ниже; сначала об их единой основе - куртуазной этике.

Куртуазная этика - это принципы, на которых строятся отношения между двумя фигурами - Рыцарем и Дамой (донной). Смысл этих отношений - куртуазная любовь или любовь-служение. Это словосочетание означает, что женщина становится объектом рыцарского служения наряду с сюзереном и Богом, и это - подлинная этическая революция. Суть ее - в преклонении сильнейшего перед слабейшим - воина перед женщиной, которая становится Дамой (или Донной), то есть "Госпожой". До этого ни в одной культуре - ни в классической античной, ни в традиционной христианской - женщина не удостаивалась такого возвеличивания. Куртуазная любовь - не чувство, а социальный ритуал, в котором у обоих участников есть предписанные роли: активная - у Рыцаря, пассивная - у Дамы. Согласно "Трактату о любви" Андрея Капеллана, рыцарь, чтобы заслужить благосклонность своей избранницы, должен пройти четыре стадии любви-служения ("вздыхающий", "замеченный", "признанный" и "возлюбленный". Дама, чтобы стать объектом такой любви, должна быть воплощением куртуазного канона красоты - душевной и телесной.

Разделяя эти представления о ролях рыцаря и дамы, провансальцы и северяне по-разному понимали смысл любви-служения. Первые полагали, что совершенная дама должна быть недоступной, а служение ей, подобно добродетели, само себе награда. Такие отношения они называли "fin amor" - "истинной" или "совершенной" любовью. Если же эти отношения имеют телесное завершение, то тогда они - "fol amor" - "пошлая, низменная любовь". Но северяне именно ее отождествляли с собственно куртуазной любовью. В науке для обозначения двух этих моделей поведения утвердились термины "высокая" и "низкая куртуазия". В литературе высокая куртуазия получила выражение в рыцарской лирике, а низкая - в рыцарском романе.


Лекция 10. Южнофранцузский вариант куртуазии. Жанры лирики трубадуров

Южнофранцузский вариант куртуазной культуры возник в Провансе, на юге Франции в XI-XII вв. его создатели были поэты, называвшие себя "трубадурами", то есть "изобретателями". Это очень пестрая публика: горожане, клирики, владетельные сеньоры (первый трубадур - герцог Аквитанский Гийом), даже короли (Альфонс Мудрый и Ричард Львиное Сердце, внук Гийома Аквитанского). Но больше всего среди трубадуров рыцарей разного ранга. Созданная трубадурами концепция любви-служения была высокой и серьезной игрой: при дворах крупных провансальских сеньоров куртуазный этикет создавал утопический мир, из которого изгнано насилие, где царит изысканность речи, мыслей и манер. Этот праздничный куртуазный рай отчетливо противопоставлялся рыцарской повседневности, где господствовали совсем иные нравы, однако усилиями трубадуров репутация рыцаря стала определяться не только воинскими качествами, но и комплексом куртуазных достоинств. Так был найден компромисс между сословной и христианской этикой: дама - живая икона мадонны, рыцарь - ее преданный слуга, не требующий за любовь никакой награды. Эти отношения становятся чем-то вроде светской религии, придающей смысл жизни рыцаря и облагораживающий его.

В современную им европейскую поэзию трубадуры также внесли ряд значительных новшеств. 1) Трубадуры первыми ввели в европейскую поэзию рифму, заимствовав ее у арабов. 2) Они слили воедино поэзию и музыку, поскольку пели свои стихи. 3) Трубадуры разработали более 60 новых размеров для рифмованной версификации. 4) Впервые после античности трубадуры создали систему жанров лирической поэзии.

Основные жанры лирики трубадуров: кансона, сирвента, плач, тенсона, пасторелла, альба.

Самый характерный жанр в этом ряду - кансона, его магистральная тема - прославление Дамы и любви к ней. Частные темы кансоны: добродетели Дамы, действие ее красоты на поэта, преображение природы в присутствии дамы и т.д. Особенность кансоны - она могла посвящаться вымышленному лицу, что свидетельствует о приоритете мастерства над чувством в поэзии трубадуров и лишний раз напоминает об условности куртуазной любви.

Сирвента - песнь вызова, эмоциональный антипод кансоны: там - почти религиозное умиление и восторг, здесь - воинственное отрицание. Сирвенты могли быть направлены против политических противников трубадура, против его малосимпатичных соседей, против коллег по поэтическому ремеслу, против идейных оппонентов, наконец, против недостойных дам. "Круг неприятий" в куртуазном мире едва ли не шире, чем "круг утверждений".

Плач - стихотворение в память об умерших - донне, сюзерене или друге. В отличие от кансоны, всегда посвящается реальному лицу и реальному событию.

Тенсона - стихотворение, созданное, как правило, двумя полемизирующими авторами совместно. Преобладающие темы споров в тенсоне: разногласия сторонников "темного" (то есть недоступного непосвященным) и "ясного" (то есть доступного любому) стилей в поэзии трубадуров; спорные проблемы куртуазной этики; возможные противоречия между этикетной формой и этическим содержанием куртуазии. Особняком стоят тенсоны написанные одним автором в форме диалога - к примеру, тенсоны Монаха из Монтаудона.

Пасторелла - жанр с устойчивым сюжетом и системой персонажей, отступающий от норм высокой куртуазии. В основе сюжета - встреча рыцаря с пастушкой и спор между ними о соотношении любви и сословного неравенства. Парадокс в том, что рыцарь, будучи аристократом, отстаивает идею любви-уравнительницы, а пастушка - идею зависимости любви от незыблемости сословного порядка. Таким образом, "куртуазно мыслящий" рыцарь подрывает общественные устои, тогда как "антикуртуазно мыслящая" пастушка их защищает.

Альба - "утренняя песнь", также противоречит высокой куртуазии. Тут, как и в пасторелле, устойчивая сюжетная ситуация, но развивающаяся не в прямом диалоге. Альба чаще всего пишется от имени "стража" или "друг


или "друга", который сообщает рыцарю, задержавшемуся в спальне дамы, о близком рассвете и необходимости расставания. "Маргинальность" альбы проявляется, в частности, в том, что солнечный свет, неразлучный с донной в кансоне, здесь - враг влюбленных.


Лекция 11. Северофранцузский вариант куртуазии. Типология рыцарского романа

Северофранцузский вариант куртуазии был создан в XII в. Свое классическое литературное выражение он нашел в рыцарском романе. Этот жанр появился благодаря поэтам - труверам (слово "трувер" означает то же, что "трубадур": "тот, кто находит", "изобретатель"). От трубадуров труверы отличались своим социальным положением: чаще всего они были не рыцарями, а горожанами или духовными лицами. Вопреки своему самоназванию, они не были авторами романных сюжетов, которые заимствовались из трех источников. Соответственно им, все множество рыцарских романов делится на три цикла: античный, восточно-византийский, бретонский. В их поэтике в разной степени присутствуют три элемента, специфических для рыцарского романа: фантастика, авантюра (приключения), куртуазная составляющая (отношения рыцаря и дамы).

Античный цикл. Основные памятники: "Роман об Александре", "Роман о Трое", "Роман об Энее". Их сюжеты заимствованы из античной литературы и истории, но не из "языческой" мифологии.

Особенности памятников: "Роман об Александре" - отсутствует куртуазная составляющая, зато в избытке - фантастика и авантюра. Кроме того - смысловая неожиданность финала: роман о герое завершается идеей обесценивания героических подвигов смертью.

"Роман о Трое" Бенуа де Сен-Мора не имеет отношения к Гомеру, которого в средневековой Европе не знали. Он основан на позднеантичных псевдомемуарных романах. Участники греко-троянского конфликта оцениваются с точки зрения куртуазной этики, поэтому троянцы - благородные рыцари (они защищают куртуазную любовь Елены и Париса), а греки - варвары (пытаются вернуть Елену мужу).

"Роман об Энее" - переложение "Энеиды". Здесь куртуазная составляющая выходит на первый план. Тут две сюжетные линии: "Эней - Дидона" и "Эней - Лавиния", они сопоставляются как примеры двух типов любви: любви-страсти и куртуазной любви. Первая отвергается, поскольку приводит к трагедии, вторая утверждается, так как ведет к счастью и гармонии.

Восточно-византийский цикл. Его сюжеты заимствованы из средневековых ближневосточных и византийских романов. Основные памятники - "Окассен и Николетт", "Флуар и Бланшефлер". Особенности: минимум фантастики; авантюрная линия развивается большей частью в сугубо реальной, даже "неаристократической" среде (торговые города, порты, гостиницы, трактиры); уникальная концепция любви - "идиллическая". Суть ее в том, что любовь не нуждается в вооруженной защите: чем она трогательней и внешне беспомощней, тем защищенней.

Бретонский цикл. Он сложился на основе кельтского фольклора, сохранившегося в провинции Бретань. В нем четыре группы сюжетов: 1) бретонские лэ; 2) история Тристана и Изольды; 3) сюжеты о короле Артуре и рыцарях Круглого стола; 4) история св. Грааля и его поисков.

В бретонском цикле все три специфических элемента поэтики рыцарского романа развиты одинаково полно.


Лекция 12. Артуровский роман в творчестве Кретьена де Труа и его последователей

Кретьен де Труа - образованный клирик, был придворным поэтом Марии Шампанской - сестры Ричарда Львиное Сердце и внучки первого трубадура Гийома Аквитанского. Жил в XII веке.

Заслуга Кретьена не только в том, что он адаптировал фигуру короля Артура к совсем иному - куртуазному - миру. У Кретьена была своя, вполне оригинальная, концепция куртуазии, которую он считал не игрой и не условностью, а основой практического, повседневного поведения рыцаря. Поэтому Кретьена прежде всего интересуют проблемы, возникающие при переносе куртуазной этики в социальную практику рыцарства. Каждый из пяти романов Кретьена посвящен одному из таких морально-этических или морально-психологических конфликтов.

В "Эреке и Эниде" ставится главный для Кретьена вопрос - о совместимости куртуазной этики и воинской доблести. В "Клижесе" - проблема неделимости чувства; в "Ланселоте" - вопрос о соотношении рыцарской чести и преданности даме. В "Ивейне" - та же проблема соотношения любви и рыцарских подвигов, что в "Эреке и Эниде", но с измененными акцентами. "Персеваль" - последний, незаконченный и самый большой из романов Кретьена; здесь впервые вводится тема святого Грааля и в связи с ней, тоже впервые, ставится вопрос о достаточности или недостаточности куртуазии для формирования совершенного рыцаря.

Морально-этическая проблематика куртуазии, важная для самого Кретьена, исчезает из произведений его последователей. В их романах центральной становится фигура рыцаря-авантюриста, рискующего жизнью не ради вассального или религиозного долга (как Роланд), а из удальства, любви к опасности или ради личной славы. Этот стиль поведения мотивируется "куртуазной необходимостью": придерживаясь его, рыцарь добивается благосклонности дамы. Он оказался широко востребованным членами сословия: сложившись в романном, то есть вымышленном, мире, этот стиль поведения был воспроизведен в рыцарском спорте (турнирах) и даже перенесен в условия реального боя - с весьма печальными для рыцарства последствиями.

В северофранцузских рыцарских романах был сформулирован иной, чем в Провансе, вариант "куртуазного компромисса" между сословной и христианской этикой. Вооруженное насилие не исключается служением даме, но санкционируется им при двух условиях: 1) если рыцарь применяет оружие для защиты слабых и обиженных; 2) если сами боевые поединки становятся "честной игрой" с обязательными для участников и строго соблюдаемыми правилами.


Лекция 13. "Роман о Тристане и Изольде" и его место в бретонском цикле

Первая проблема, с которой мы сталкиваемся при анализе романа - его генезис. Есть две теории: первая исходит из наличия недошедшего до нас романа-первоисточника, породившего известные нам варианты. Вторая утверждает самостоятельность этих вариантов, самые известные из которых - французские романы Тома и Береоле, дошедшие во фрагментах, и немецкий - Готфрилд Страсбургского. Научные рекомендации романа-прототипа осуществлена в конце XIX в. французским медиевистом Ш.Бедье, и она в итоге оказалась не только самым полным, но и художественно совершенным вариантом.

Особенности поэтики "Романа о Тристане и Изольде" (по сравнению с артуровским романом): 1) изменение функции фантастики; 2) необычность основного конфликта; 3) изменение концепции любви.

Изменение функции фантастики проявилось в переосмыслении таких традиционных для артуровского романа персонажей, как великан и дракон. В "Романе о Тристане" - великан - это не дикий гигант из лесной чащи, похищающий красавиц, а вельможа, брат ирландской королевы, занятый сбором дани с побежденных. Дракон тоже меняет свое привычное (отдаленное и таинственное) пространство, вторгаясь в гущу городской жизни: он появляется в виду порта, у городских ворот. Смысл подобного перемещения фантастических персонажей в пространство повседневности может быть понят двояко: 1) так подчеркивается хрупкость и ненадежность реальности, в которой существуют персонажи романа; 2) укоренение фантастических существ в повседневности по контрасту оттеняет исключительность человеческих отношений в этой реальности, в первую очередь - основного конфликта романа.

Этот конфликт полнее всего разработан в варианте Бедье. Он имеет этико-психологическую природу и интерпретируется исследователями либо как коллизия между двумя влюбленными и враждебным им, но единственно возможным, порядком жизни - либо как конфликт в сознании Тристана, колеблющегося между любовью к Изольде и долгом перед королем Марком.

Но точнее было бы сказать, что это конфликт между чувством и чувством, поскольку в лучших, психологически наиболее тонких, вариантах романа Тристана и короля Марка связывает глубокая обоюдная привязанность, не уничтоженная ни обнаружившейся виной Тристана, ни гонениями на него. Благородство и великодушие Марка не только поддерживают это чувство, но и обостряют у Тристана - по контрасту - невыносимое для него сознание собственной низости. Чтобы избавиться от него, Тристан вынужден вернуть Изольду королю Марку. В артуровском романе (даже у Кретьена, не говоря уже о его последователях) конфликт такой напряженности и глубины был невозможен. В "Романе о Тристане" он стал следствием изменившейся концепции любви, весьма далекой от классической куртуазии. Отличие состоит в следующем: 1) любовь Тристана и Изольды порождена не естественным для куртуазии способом ("лучом любви", исходящим из глаз дамы), а колдовским зельем; 2) любовь Тристана и Изольды противопоставляет их нормальному порядку природы: солнце для них враг, а жизнь возможна только там, где его нет ("в стране живых, где никогда не бывает солнца"). Трудно найти что-нибудь более далекое от устойчивого мотива кансоны - сравнение красоты дамы с солнечным светом; 3) любовь Тристана и Изольды изгоняет их из человеческого общества, превращая королеву и престолонаследника в дикарей (эпизод в лесу Моруа), тогда как цель куртуазной любви - цивилизовать грубого воина.


Оценка этой любви авторами двойственна во всех вариантах романа. Эта двойственность заставляет вспомнить об отмененной ранее особенности средневекового менталитета. С одной стороны, любовь Тристана и Изольды преступна и греховна, но в то же время она своей самоотверженностью, безоглядностью и силой близка к идеалу христианской любви, провозглашенному в Нагорной проповеди. Эти две оценки, как и в случае с Роландом, не могут быть ни примирены, ни согласованы.


Лекция 14. Сущность и значение понятия "Возрождение"

В слове "Возрождение", как и в словосочетании "Средние века", имплицированы научный термин и самоназвание эпохи.

Сущность научного термина - в уникальных особенностях эпохи, отличающих ее от других исторических эпох.

Значение имени "Возрождение" - в той программе, которая была выдвинута современниками эпохи, осознана ими как важнейшее событие времени и реализовано в этот период.

Эта программа сформулирована Дж.Вазари в его известном труде о художниках Возрождения, и из этого фрагмента мы можем понять, что такое "Возрождение".

Вазари конструирует культурно-исторический миф о Возрождении античности. Вот его суть: истинное искусство процветало в древности, затем было "убито" варварами, захватившими Рим, семь веков пролежало в могиле, "по велению Неба" явилось из-под земли в виде археологических артефактов и было "возрождено" художниками того времени "путем подражания". В изложении Вазари история Возрождения - это история чуда: воскрешения из мертвых "убитой и похороненной" древней культуры. В этой концепции можно обнаружить характерное для людей того времени стремление к невероятному, исключительному и невозможному. Однако эти качества присущи не только людям Ренессанса, но и объективным характеристикам эпохи; они входят в ее сущность и отличают от других исторических эпох.

К ним можно отнести следующие особенности: 1) сходство социально-политических характеристик классической Греции V-IV вв. и ренессансной Италии XIV-XVI вв.; 2) доминирующую роль искусства в радикальном обновлении культуры; 3) исключительную творческую продуктивность ренессансной культуры; 4) абсолютное преобладание в культуре эпохи одного явления - гуманизма; 5) наличие у Ренессанса "отца-основателя" - Фр.Петрарки (это единственная историческая эпоха, которая была порождена интеллектуальной деятельностью одного человека).

Периодизация эпохи Возрождения. Ее условность в том, что итальянская хронологическая схема переносится на другие европейские страны. В этой схеме 5 периодов: 1) Проторенессанс - XIII - 1-я половина XIV в.; 2) Ранний Ренессанс - 2-я половина XIV в. - 1-я половина XV в.; 3) Зрелый Ренессанс - 2-я половина XV в.; 4) Высокий Ренессанс - первые 30 лет XVI века; 5) Поздний Ренессанс - 2-я половина XVI в.


Лекция 15. Период Предвозрождения. Творчество Данте

Данте Алигьери (1265-1321 гг.) известен прежде всего как автор гениальной "Божественной комедии". Эта поэма стала итогом его жизненного пути, и для ее создания Данте понадобились все 4 его опыта: куртуазного влюбленного, литератора, ученого и политического деятеля.

Опыт куртуазного влюбленного запечатлен в "Новой жизни". Это сложное по жанру произведение, посвященное мистической любви Данте к Беатриче Портинари, которая воспринималась им как живая аллегория Праведности.

Опыт литератора. Данте был одновременно "модернистом" и "традиционалистом". Он принадлежал к поэтам так называемого "сладостного нового стиля" (итальянский вариант лирики трубадуров) и в то же время прекрасно знал и любил латинскую классику (Вергилия, Стация, Лукана и др.).

Как ученый-философ Данте остался в истории европейской мысли трактатами "Монархия" и "О народном красноречии". Политическая деятельность Данте - самая бурная часть его биографии. Он был лидером партии белых гвельфов и некоторое время занимал один из высших выборных постов во Флорентийской республике. После государственного переворота, устроенного в 1302 г. его политическими противниками, Данте был навсегда изгнан из Флоренции. Катастрофический итог политической карьеры, лишивший его родины и гражданского полноправия, побудил Данте переосмыслить свой жизненный путь в контексте судеб человечества и законов миропорядка. Для этого он и создал свою поэму.

Жанровые и композиционные особенности "Божественной комедии". Привычное нам название поэмы в сущности таковым не является, поскольку состоит из указания на жанр произведения ("комедия") и оценочного эпитета, добавленного Боккаччо ("Божественная").

Жанровые особенности. Три формообразующих жанра: визион, эпическая поэма, научный трактат. Жанровые законы визиона и эпической поэмы Данте во многом нарушил.

Композиционные особенности. Текст поэмы вырастает из священного для христиан числа 3, нумерологического символа святой Троицы. Структура поэмы на всех уровнях подчиняется ему: троична строфика "Комедии" (терцины); число кантик поэмы - три ("Ад", "Чистилище", "Рай"); в каждой кантике (за исключением первой) - по 33 песни. С помощью нумерологических символов Данте стремился придать своей поэме атрибуты священного текста, поскольку "Комедия", по его замыслу, должна была повлиять на ход мировой истории, изменить состояние человечества и самого автора. На это указывает и выбранное Данте время путешествия - 1300 г., бывший одновременно и серединой мирового цикла и серединой жизненного пути самого поэта.


Путешествие Данте по трем мирам начинается с Ада.

Происхождение Ада. Он возник после падения свергнутого с неба Люцифера, предводителя восставших против Бога ангелов. Люцифер застрял в недрах Земли, которая, отодвинувшись от него, образовала гигантскую воронку.

Принципы распределения наказаний в Аду. В XI песни "Ада" Вергилий, ведущий Данте через два из трех миров, объясняет своему спутнику устройство преисподней. Из его слов выясняется, что Ад устроен "по науке" - в соответствии с "Этикой" Аристотеля, где выделяются три главных человеческих порока: "несдержанность, буйное скотство и злоба". Грехи - это проявление пороков в поступках людей.

Грехи несдержанности - самые легкие; они караются в Верхнем Аду (2-5 круги); Остальные - в Нижнем Аду (6-9 круги). Грех, порожденный скотством, карается в 7-ом круге. Порок злобы - самый тяжелый; он наказывается в 8 и 9 кругах.

Структура Ада. Сначала - адские сени, где томятся равнодушные, не сделавшие выбор между добром и злом. В 1-ом кругу наказаний нет: это Лимб, где заключены души праведных язычников, живших до Христа, и младенцев, умерших до Крещения. С этих душ не снят первородный (родовой) грех, но личных грехов у них нет.

2-й круг - сладострастники, казнимые адским ветром; 3-й круг - чревоугодники, казнимые ледяным ливнем; 4-й круг - скупцы и расточители; 5-й круг - гневные и унылые; 6-й круг - еретики и безбожники в огненных саркофагах; 7-й круг - состоит из трех поясов, соответственно видам насилия: 1-й пояс - насильники над ближним (тираны, убийцы, разбойники), 2-й пояс - самоубийцы; 3-й пояс - насильники над божеством, естеством и искусством (богохульники, извращенцы, ростовщики); 8-й круг - "Злые щели" - место казни обманщиков (лицемеров, льстецов, воров, взяточников, прорицателей, лукавых советчиков и т.д. - всего 10 видов обмана); 9-й круг - предатели (родины, родных, друзей, благодетелей). В этом круге Данте и Вергилий видят самого Люцифера с тремя грешниками (Иудой, Кассием и Брутом) в зубах и здесь заканчивается путешествие по Аду.


Лекция 16. Литературная и научная деятельность Ф. Петрарки

Франческо Петрарка (1304-1374 гг.) остался в истории европейской культуры благодаря двум заслугам, которые невозможно переоценить: поэтической реформе и созданию гуманизма. Именно он заложил основы нового типа культуры и - тем самым - новой исторической эпохи.

Литературная деятельность Петрарки.

Петрарка писал на двух языках - на латыни и на итальянском. Лучшим своим произведением он считал латинскую поэму "Африка", но великим он стал благодаря своим стихам на итальянском языке, которых он стыдился.

История поэтического творчества Петрарки неразрывно связана с его любовью к Лауре де Сад, которой посвящены два сборника "На жизнь мадонны Лауры" и "На смерть мадонны Лауры", вместе образующие "Канцоньере" ("Книгу песен").

Петрарка был не революционером, а реформатором в поэзии: в идущую от трубадуров традицию европейской лирики он внес содержательные и формальные новшества: Петрарка изменил мотивацию поэтического творчества, тип лирического героя и саму концепцию любви.

1) Изменение мотивации поэтического творчества. Для Петрарки поэзия стала средством самопознания, а не демонстрацией самоценного поэтического мастерства;

2) Изменение типа лирического героя тесно связано с установкой на самосознание. Петрарка ввел в лирику такой способ самоанализа как рефлексия, то есть разделение единой и цельной личности на субъектов переживания и наблюдения. Избранный способ самоанализа определил и систему персонажей в лирике Петрарки. Она включает субъект чувства (лирического героя), объект чувства (Лауру) и само чувство, персонифицированное в фигуре Амора, бога любви. С Амором лирический герой ведет войну; отношения с объектом чувства описываются через антитезы. Их источник в двойственности образа Лауры, которая сравнивается то с солнцем, способным и живить, и убивать, - то с Лавром (символом и поэтической славы, и несчастной любви);

3) Концепция любви в лирике Петрарки восходит к платоновской идее созерцания вечно прекрасных (божественных) сущностей через их земное отражение. Земная красота Лауры становится образом небесной красоты, и Творец познается через свое творение.


Формальные новшества. Два сборника, входящие в "Канцоньере", фактически являются двумя сонетными циклами. Сонет как строгая поэтическая форма был создан не Петраркой, но он сделал его ведущим в лирике европейского Ренессанса.

Петрарка утвердил жанр сонетного цикла, в котором сквозная тема варьируется в отдельных сонетах.

Единство концепции любви, созданной Петраркой, и формы сонетного цикла получило название петрарковского канона, поскольку стало обязательным и образцовым благодаря "Канцоньере" для большинства лириков Ренессанса.

Научная деятельность Петрарки. Создание гуманизма. Петрарка жил в состоянии глубокого внутреннего кризиса, поскольку считал себя изгнанным из своей духовной родины - Римской республики, исчезнувшей за 1,5 тысяч лет до рождения Петрарки. Петрарка был первым, кто, во-первых, ощутил временной разрыв между античностью и его эпохой и, во-вторых, воспринял его как личное горе. Эти два обстоятельства и сделали возможным сам феномен Возрождения. Не имея возможности "вернуться" на свою духовную родину - в республиканский Рим, Петрарка решился вернуть римлян в современность, то есть возродить тип римского гражданина, восхищавший его.

Преклонение Петрарки перед людьми того времени (Сципионом, Цицероном, Катонном, Брутом, Лелием и т.д.) было вызвано тем, что граждане Римской республики, но именно Петрарки, успешнее других культивировали в себе самое ценное человеческое качество, которое Петрарка называл непереводимым латинским словом "Humanitas". "Humanitas" означало специфически человеческое в человеке, то, что исключает человека из ряда природных созданий и ставит его выше их. "Humanitas" не может быть объяснено естественными факторами и не может быть сведено к ним, поэтому его присутствие в человеке превращает его в некое "сверхъестественное" (точнее - сверхприродное) существо. Таким образом, программа возрождения римского гражданина есть вместе с тем и программа формирования, развития и реализации "Humanitas" современности. Эта программа была развернута Петраркой в ряде трактатов, в числе которых "О презрении к миру", "О средствах против всякой фортуны", "О знаменитых мужах", "Инвектива - против врача" и др.

Основные положения учения Петрарки можно свести к следующим тезисам:

1. Каждый человек обладает специфическим качеством humanitas;

2. Это качество вложено в него Богом, как некое семя, чтобы человек сам его развил;

3. Лучшие и самые совершенные образцы осуществления humanitas даны гражданам римской республики;

4. Суть humanitas - в связи каждого отдельного человека со всем человечеством;

5. Ближайший к каждому человеку образ человечества - его Город (город - республика, город - государство);

6. humanitas реализуется в тройном служении гражданина городу в качестве воина, художника, политика;

7. humanitas развивается до необходимой полноты с помощью полезных наук - философии, классической филологии и риторики;

8. Его развитию мешают бесполезные науки - естествознание и медицина;

9. Главные враги человека - Время и Судьба: судьба препятствует реализации humanitas, Время стирает память о ней, даже если она была успешной;

10. Чтобы победить Время и Судьбу человек должен обрести земное бессмертие - славу;

11. Чтобы обрести славу, человек должен выполнять свою миссию гражданина с предельным напряжением воли и интеллекта - как герои древности.


Лекция 17. Этапы развития итальянского гуманизма

С трактатов Петрарки началась история гуманизма, который за два века прошел в своем развитии несколько этапов: гражданский, неоплатонический, оккультный.

Гражданский гуманизм (II половина XIV в. - I половина XV в.).

Идеи Петрарки могли бы остаться только фактом его собственного творчества, если бы не последователи и продолжатели из флорентийской интеллектуальной элиты. Канцлерам синьории Салютати и Бруни, просвещенным бюргерам Манетти и Ландини был очень близок предложенный Петраркой "римский" идеал свободного гражданина, чьи универсальные дарования направлены на служение Городу-республике. Политическое устройство Флоренции делало этот идеал убедительным и жизнеспособным. И пока он определял содержание категории "humanitas", продолжался "гражданский" этап в истории гуманизма.

Неоплатонический гуманизм (II половина XV в. - I половина XVI в.).

Положение изменилось в 30-50 гг. XV века, когда политический режим во Флоренции стал иным: реальная власть в республике перешла от выборных органов к членам семейства Медичи. И хотя Медичи не были узурпаторами и внешне ничего не меняли в формах политического устройства, но теперь рядовой гражданин больше не мог прямо влиять на власть. Гражданский гуманизм потерял основу в политической реальности, и начался новый этап в истории этого течения. Он связан с деятельностью Т.Н. Платоновской Академии - кружка ближайших друзей флорентийского правителя Лоренцо Медичи, прежде всего с именами М.Фичино и Пико дела Мирандола. Они переосмыслили понятие "humanitas", придав ему новое содержание. В "Речи о достоинстве человека" Пико дела Мирандола провозглашал, что человек - единственное из творений Бога, наделенное правом выбора и создания своей природы, тогда как все остальные наделены ею от рождения. Эта свобода самосознания превращает человека в титана и становится новым содержанием категории "humanitas".

Оккультный (или "магический") гуманизм ( II половина XVI в. - начало XVII в.).

Заключительный этап в истории гуманизма связан с именем Джордано Бруно. Он выдвинул идею человека-мага, способного замкнуть в своем сознании Вселенную и, воздействуя мыслью на образы небесных тел в памяти, перемещать по своей воле орбиты звезд и планет. Тот, кто в состоянии овладеть этими знаниями, способен в качестве "управителя Вселенной" фактически заместить Бога.

strugackij-delo-ob-ubijstve-ili-otel-u-pogibshego-alpinista-stranica-2.html
strugackij-dyavol-sredi-lyudej-stranica-4.html
strugackij-dyavol-sredi-lyudej-stranica-9.html
strugackij-ekspediciya-v-preispodnyuyu-stranica-9.html
strugackij-gadkie-lebedi-stranica-4.html
strugackij-glubokij-poisk.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-samokontrolya-1-psihologicheskie-sostoyaniya-cheloveka-v-processe-truda-soderzhanie-problemi-i-formi-eyo-sushestvovaniya.html
  • education.bystrickaya.ru/12-vliyanie-vibrosov-msz-na-naselenie-blizlezhashih-rajonov-szhiganie-othodov-i-zdorove-cheloveka-kratkij-obzor.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-itogah-deyatelnosti-programmi-nauchnij-fond-niu-vshe-v-2011-godu-stranica-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-ulyanovske-zavershayut-stroit-kompleks-fizkulturi-i-ozdorovleniya-7-v-slyudyanke-postroyat-sportivnij-kompleks-8-chinovniki-otvetili-pochitatelyam-russkogo-hokkeya-habarovska-8.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-idei-i-vivodi-dissertacii-upravlenie-modernizaciej-regionalnogo-promishlennogo-kompleksa-na-osnove-razvitiya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5psihologo-pedagogicheskaya-rabota-s-semej-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/motivacionnaya-sfera-lichnosti-3.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zasho-za-deseta-godina-govorim-za-prestplenie-bez-nakazanie-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogo-52-konkursnaya-dokumentaciya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-goroda-moskvi-gbou-detskogo-doma-48.html
  • student.bystrickaya.ru/2osobennosti-i-struktura-politicheskoj-a-yu-melvil-doktor-filosofskih-nauk-professor.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proektu-dlya-polucheniya-ocenki-3-neobhodimo-pravilno-vipolnit-zadaniya-chasti-a-dlya-polucheniya-ocenki-4.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-mini-miss-i-mini-mister-kinotarvrik-2011-mezhdunarodnij-konkurs-detskih-teatrov-mod.html
  • universitet.bystrickaya.ru/startovala-programma-podgotovki-novogo-pokoleniya-upravlyayushih-rossijskoj-sobstvennostyu.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-o-zhizni-i-tvorchestve-n-v-gogolya-ya-pochitayus-zagadkoyu-dlya-vseh-.html
  • books.bystrickaya.ru/delovoe-obshenie-voprosi-dlya-samostoyatelnogo-izucheniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/status-voennosluzhashih.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-mesto-i-rol-ponyatiya-boga-v-filosofii-dekarta-i-malbransha-koncepciya-boga-kak-os-filosofii-benedikta-spinozi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-raboti-lingvokulturologicheskie-harakteristiki-virtualnogo-diskursa-10-02-19-teoriya-yazika.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/anglijskij-kriticheskij-realizm-tvorchestvo-utekkereya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aktualno-novosti-apk-rossiya-i-mir-itogi-prognozi-sobitiya.html
  • institute.bystrickaya.ru/etap-1-1-predprinimatelstvo-v-usloviyah-rinka-sushnost-evolyuciya-i-sistema-biznesa.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-grafik-kontrolya-za-soblyudeniem-normativov-vibrosov-na-istochnikah-vibrosa.html
  • writing.bystrickaya.ru/demograficheskij-vzriv-i-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/udelnaya-stoimost-razrabotki-rabochej-dokumentacii-a-s-zemcov-zamestitel-ispolnitelnogo-direktora.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vnutrennyaya-politika-istoriya-naroda-hunnu.html
  • klass.bystrickaya.ru/bajkersha-hudozhestvennoe-oformlenie-oblozhki.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-chislennosti-produktivnosti-ivihod-produkcii-molochnogo-stada-chast-3.html
  • institut.bystrickaya.ru/testi-otrabotavshego-masla-46-motornie-masla-petro-canada-dlya-benzinovih-dvigatelej-48.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-preimushestva-lizinga-vidi-lizinga-tipi-lizingovih-kompanij-chto-takoe-faktoring-faktoring-v-rossii-otraslevie-aspekti.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-ostrov-bezimyannih-bogov-stranica-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-filosofiya-dlya-vseh-specialnostej-i-napravlenij-podgotovki-fakultet-printmedia-tehnologij.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-shkola-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-i-prove-deniyu-edinogo-dnya-pravovih-znanij-po-teme-konvenciya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/priemnie-ustrojstva-opticheskogo-diapazona.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-predshkolnoe-obrazovanie-dlya-grupp-kratkovremennogo-prebivaniya-detej-5-7-let.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.