.RU

Справочник с комментариями к Федеральному закону от 6 октября 2003 года №131-фз «Об общих принципах организации местного самоупарвления в Российской Федерации» - страница 7



ления муниципального района организуют мероприятия межпоселенческого

характера по охране окружающей среды. Федеральный закон от 10 января

2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп. от 14. 07.2008 г.

№ 118-ФЗ) не устанавливает конкретных полномочий органов местного са-

моуправления в этой сфере. В соответствии с данным Законом муниципаль-

ный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется органами

местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответ-

ствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установлен-

ном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О

радиационной безопасности населения» (с изм. и доп. от 22. 08. 2004 г. № 122-

ФЗ) радиационная безопасность, в частности, обеспечивается осуществлени-

ем органами местного самоуправления мероприятий по соблюдению правил,

норм и нормативов в области радиационной безопасности (ст. 4).

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ

«Об использовании атомной энергии» (с изм. и доп. 14. 07. 2008 г. № 118-ФЗ)

органы местного самоуправления:

участвуют в обсуждении и решении вопросов размещения на подведом-

ственных им территориях ядерных установок, радиационных источников и

пунктов хранения;

принимают решения о размещении и сооружении на подведомственных

им территориях радиационных источников, радиоактивных веществ и не со-

держащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в соб-

ственности муниципальных образований;

участвуют в проведении экологической экспертизы проектов объектов ис-

пользования атомной энергии, намечаемых к сооружению ядерных установок,

радиационных источников и пунктов хранения на подведомственных им тер-

риториях;

информируют население через средства массовой информации о радиа-

ционной обстановке на подведомственных им территориях.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ

«Об экологической экспертизе» (с изм. и доп. от 08. 11. 2008 г. № 202-ФЗ) ор-

ганы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов

обладают полномочиями:

принимать и реализовывать в пределах своих полномочий решения по во-

просам экологической экспертизы;

организовывать общественные обсуждения, проведение опросов, рефе-

рендумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности,

которая подлежит экологической экспертизе;

76


организовывать по требованию населения общественные экологические

экспертизы;

информировать федеральные органы исполнительной власти в области

экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности

на территории соответствующего муниципального образования;

информировать органы прокуратуры, федеральные органы исполнитель-

ной власти в области охраны окружающей природной среды и органы госу-

дарственной власти субъектов РФ о начале реализации объекта экологической

экспертизы без положительного заключения государственной экологической

экспертизы;

осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации

иные полномочия в данной области.

Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных

районов имеют право: получать от соответствующих государственных органов

необходимую информацию об объектах экологической экспертизы; направ-

лять федеральным органам исполнительной власти в области экологической

экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам

реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с Законом РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии»

(с изм. от 12. 06. 2008 г. № 88-ФЗ) в случаях появления угрозы возникновения

и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных на

основании представлений главных государственных ветеринарных инспекто-

ров, государственных ветеринарных инспекторов по закрепленным террито-

риям обслуживания, их заместителей органы местного самоуправления вводят

ограничительные мероприятия (карантин).

О содержании органами местного самоуправления мест захоронения и ор-

ганизации ритуальных услуг см. комментарий к п. 22 ч. 1 ст. 14 Закона. Органы

местного самоуправления муниципального района реализуют данные полно-

мочия только на межселенной территории.

Органы местного самоуправления муниципального района непосред-

ственно не обеспечивают жителей поселений услугами связи, общественного

питания, торговли и бытового обслуживания, а создают условия для их обе-

спечения органами местного самоуправления поселений. Для обеспечения

жителей поселения указанными услугами органы местного самоуправления

осуществляют в пределах своих полномочий правовое регулирование, за-

щищают права потребителей услуг, предусматривают меры, способствующие

развитию секторов экономики, оказывающих соответствующие услуги насе-

лению. С этой целью органы местного самоуправления могут предоставлять

соответствующим предприятиям нежилые помещения, земельные участки для

строительства сооружений и помещений, предоставлять налоговые льготы,

рассрочки платежей, инвестиционные налоговые кредиты и принимать дру-

гие меры.

Органы местного самоуправления должны контролировать выполнение

указанными предприятиями требований законодательства и нормативных ак-

тов, устанавливающих строительные, санитарные и другие правила и нормы,

в частности, Правила бытового обслуживания населения в Российской Фе-

дерации (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025), СанПиН

2.1.2.1199-03 «Парикмахерские. Санитарно-эпидемиологические требования

к устройству, оборудованию и содержанию» (постановление Главного государ-

ственного санитарного врача РФ от 12.03.2003 № 15), СанПиН 2.3.6.1066-01

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обо-

77


роту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (постановление

Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 № 23), «Пра-

вила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03, приказ

МЧС России от 18.06.2003 № 313). (См. также комментарий к п. 10 ч. 1 ст. 14

Закона).

В пункте 8 ч. 1 комментируемой статьи уточняется, что охрана обществен-

ного порядка осуществляется муниципальной милицией. В соответствии с аб-

зацем вторым части 3 статьи 83 данного Федерального закона пункт 8 части 1

статьи 15 вступает в силу в сроки, которые должны быть установлены феде-

ральным законом, призванным определить порядок организации и деятель-

ности муниципальной милиции. Несколько вариантов проекта федерального

закона о муниципальной милиции на протяжении более 10 лет находились

или находятся в стадии разработки, однако пока ни один из них не готов для

внесения в Государственную Думу.

В соответствии со статьей 36 Закона РФ от 18.04.1991 №1026-1 «О мили-

ции» органы местного самоуправления обязаны предоставлять милиции слу-

жебные помещения, а участковым уполномоченным милиции – помещения

для работы на обслуживаемых административных участках, оборудованные

мебелью, оргтехникой и средствами связи, и обеспечивать техническую экс-

плуатацию, в том числе отопление, освещение и капитальный ремонт предо-

ставляемых милиции служебных помещений.

В порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов

РФ по согласованию с Министерством внутренних дел РФ, могут создаваться

подразделения милиции общественной безопасности, финансируемые за счет

местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований). Органы мест-

ного самоуправления вправе за счет средств собственных бюджетов устанав-

ливать дополнительную численность подразделений милиции общественной

безопасности (статья 9 указанного Закона).

В Федеральном законе от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (с изм.

и доп. от 27. 10. 2008 г. № 179-ФЗ) установлены одинаковые полномочия для

органов местного самоуправления муниципального района и органов местно-

го самоуправления городского округа по регулированию установки рекламных

конструкций на территории муниципального образования.

Часть 1 комментируемой статьи определяет, что все полномочия органов

местного самоуправления в образовательной сфере, определенные действую-

щим законодательством Российской Федерации, должны осуществлять орга-

ны местного самоуправления муниципального района. Федеральный закон от

10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп. от 27. 10. 2008 г. №

180-ФЗ) в ст. 31 устанавливает, что к полномочиям органов местного само-

управления муниципальных районов и городских округов в сфере образова-

ния относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного началь-

ного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по

основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий

по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к

полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Феде-

рации;

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за

исключением предоставления дополнительного образования детям в учреж-

дениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного

образования;

78


3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образователь-

ных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образо-

вательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных

учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего,

основного общего и среднего (полного) общего образования;

Согласно Закону органы местного самоуправления ответственны за реа-

лизацию права граждан на получение начального общего, основного общего

и среднего (полного) общего образования. К исключительной компетенции

в области образования органов местного самоуправления относятся:

– планирование, организация, регулирование и контроль деятельности

местных (муниципальных) органов управления образованием, образователь-

ных учреждений в целях осуществления государственной политики в области

образования;

– формирование местных бюджетов в части расходов на образование

и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие

местных нормативов финансирования системы образования;

– обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих террито-

риях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

– регулирование в пределах своей компетенции отношений собственно-

сти в системе образования;

– создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образователь-

ных учреждений;

– создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления

образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их

структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с госу-

дарственными органами управления образованием руководителей местных

органов управления образованием;

– назначение руководителей муниципальных образовательных учрежде-

ний, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образователь-

ных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа мест-

ного самоуправления;

– строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных

учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

– контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов соб-

ственности образовательными учреждениями;

– использование государственных и муниципальных образовательных

учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

– установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих разви-

тие образования;

– учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных

учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего

образования.

Органы местного самоуправления имеют и другие полномочия в образо-

вательной сфере, а также в сфере организации отдыха детей.

Полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса

отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

При этом, если в комментируемом Законе предусмотрено, что лишь фи-

нансовое обеспечение образовательного процесса в общем образовании от-

носится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, то

79


Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах ор-

ганизации законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп. от

22.07.2008 г.) расширил компетенцию региональных органов власти. Полно-

мочия субъектов РФ в данной сфере формулируются им как обеспечение госу-

дарственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплат-

ного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного)

общего образования, а также дополнительного образования в общеобразова-

тельных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в раз-

мере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ

в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразова-

тельных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обу-

чения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением рас-

ходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из

местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами

субъекта РФ. Соответственно, данное положение законодательства предпо-

лагает, что субъекты РФ должны выделять субвенции местным бюджетам на

финансирование образовательного процесса не только в общем, но и в до-

школьном, и в дополнительном образовании.

Каждый из данного блока вопросов в сфере образования имеет свою спе-

цифику. Так, вопросы предоставления общего образования в сельских райо-

нах – это, с одной стороны, проблема повышения эффективности расходов

в данной сфере, связанного с решением проблемы малокомплектных школ,

а с другой стороны – проблема обеспечения доступности для сельских школь-

ников качественного образования, сопоставимого с образованием на город-

ских территориях.

Дошкольное образование, напротив, является чисто локальной услугой,

которая должна предоставляться вблизи от места проживания детей. Тем са-

мым возможна передача полномочий по ее предоставлению на уровень посе-

лений. Данная услуга может предоставляться в различных формах, в т.ч. путем

организации дошкольных групп при общеобразовательных школах, в рамках

комплексов «школа-сад» и т.п.

Особенность дополнительного образования состоит в том, что в данной

сфере органы местного самоуправления имеют возможность в достаточно

широких пределах варьировать формы предоставления, а также содержание

предоставляемых услуг. Тем самым особую роль при планировании данных

услуг приобретает учет мнения населения, которое может быть выявлено пу-

тем социологических опросов. Кроме того, в данной сфере, где не существует

четко зафиксированных гарантий предоставления услуг, установленных на

федеральном уровне, особенно важно установление местных стандартов. По-

добный стандарт может, например, определять, какой объем услуг дополни-

тельного образования бесплатно предоставляется на каждого ребенка. Более

льготные условия могут быть предусмотрены для детей из малообеспеченных

семей.

Комментируемая часть ст. 15 определяет также, что все полномочия орга-

нов местного самоуправления в сфере здравоохранения на территории райо-

на, определенные действующим законодательством Российской Федерации,

должны осуществляться органами местного самоуправления муниципального

района. Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охра-

не здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с изм. и доп. от 02. 02. 2006 г.

№ 23-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных

80


районов и городских округов по решению вопросов местного значения в об-

ласти охраны здоровья граждан относятся:

формирование органов, уполномоченных на осуществление управления

муниципальной системой здравоохранения;

развитие организаций муниципальной системы здравоохранения, опреде-

ление характера и объема их деятельности;

организация оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой

медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицин-

ской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в

том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи

в медицинских организациях;

организация обеспечения учреждений муниципальной системы здравоох-

ранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского на-

значения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными сред-

ствами;

создание условий для развития и доступности лекарственного обеспече-

ния граждан;

регулярное информирование населения, в том числе через средства мас-

совой информации, о распространенности заболеваний, представляющих

опасность для окружающих;

санитарно-гигиеническое просвещение населения.

Уже сама формулировка вопроса местного значения в комментируемой

статье создает определенные трудности в части определения судьбы многопро-

фильных медицинских учреждений муниципального уровня, оказывающих

как услуги первичной медико-санитарной, так и специализированной помо-

щи. Буквальное понимание данного вопроса местного значения фактически

означает, что на месте одного должны быть созданы два различных учрежде-

ния (муниципальное и региональное), расположенных в одних и тех же поме-

щениях и использующих общее оборудование. Очевидно, что подобный под-

ход связан с большими организационными издержками и трудностями.

Формальное решение данной проблемы было предложено приказом

Минздравсоцразвития РФ от 26.07.2005, который утвердил «порядок органи-

зации оказания первичной медико-санитарной помощи». Данный документ

фактически делает попытку дать расширительное по сравнению с традицион-

ным толкование первичной медико-санитарной помощи, позволяющее со-

хранить многопрофильные районные и участковые больницы в качестве му-

ниципальных учреждений, оказывающих данную помощь в новом ее понима-

нии. Другой возможный путь – делегирование муниципальным районам с

регионального уровня полномочий по предоставлению услуг, оказываемых

муниципальными учреждениями здравоохранения.

Отказ от формального разделения существующих муниципальных учреж-

дений здравоохранения не означает отказа от политики повышения самостоя-

тельности первичной медико-санитарной помощи. Данное звено должно по-

лучить организационную и финансовую автономию. Врачи общей практики и

участковые врачи должны стать организаторами медицинской помощи, ока-

зываемой на других этапах. Они должны быть мотивированы к проведению

профилактической работы, оказывать качественную медицинскую помощь во

время первичного приема населения, предпринимать меры для сокращения

необоснованной госпитализации.

Содержащаяся в законодательстве формулировка вопросов местного зна-

чения может послужить основой для рассмотрения финансирования данных

81


вопросов как исключительно расходных обязательств муниципалитета. Между

тем для обеспечения эффективного функционирования первичной медико-

санитарной помощи, ее ориентации на повышение результативности исполь-

зования ресурсов в системе оказания медицинской помощи в целом принци-

пиально важно обеспечить финансирование предоставления данных услуг за

счет системы обязательного медицинского страхования. Из местных бюдже-

тов должны финансироваться расходы на содержание зданий и помещений, в

которых работают врачи, фельдшеры, медсестры, оказывающие первичную

медико-санитарную помощь; ремонт и приобретение медицинского оборудо-

вания; дополнительное лекарственное обеспечение граждан при амбулатор-

ном лечении; а также другие расходы, не покрываемые за счет средств обяза-

тельного медицинского страхования.

Рассматривая вопрос о муниципальных архивах (см. комментарий к п. 17

ч. 1 ст. 14) необходимо отметить, что если органы местного самоуправления

поселения только формируют архив поселения, то органы местного самоу-

правления муниципального района хранят муниципальный архив поселений,

а также формируют и хранят муниципальный архив муниципального района.

При рассмотрении вопросов местного значения муниципального района

в сфере организации культуры, досуга, физкультурно-оздоровительной дея-

тельности в первую очередь возникает вопрос разграничения полномочий

между органами местного самоуправления муниципального района и входя-

щих в него поселений. Применительно к данным вопросам в законодательстве

используются три различные подхода:

-по вопросам библиотечного обслуживания – организация библиотечно

го обслуживания населения межпоселенческими библиотеками (примени-

тельно к поселениям речь идет о библиотеках поселений);

-по другим вопросам организации культуры и досуга – создание условий

для решения вопросов местного значения поселений;

-применительно к физкультурно-оздоровительной деятельности – обе-

спечение условий для развития на территории муниципального района физи-

ческой культуры и массового спорта, организация проведения официальных

физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального

района (что дублирует вопрос местного значения поселений, сформулирован-

ный применительно к территории поселения).

Формулировка вопроса местного значения, связанная с организацией би-

блиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, не

совсем вписывается в существующую систему законодательства, поскольку

в законодательстве нет дефиниции понятия межпоселенческой библиотеки.

Учитывая, что органы местного самоуправления муниципальных районов не

могут непосредственно заниматься организацией библиотечного обслужи-

вания в поселениях и призваны выполнять межпоселенческие функции, на-

иболее логично было бы на этом уровне обеспечивать осуществления функций

центральных библиотек, которые обязаны формировать, хранить и предостав-

лять пользователям наиболее полное собрание документов, организовывать

взаимоиспользование библиотечных ресурсов, оказывать методическую по-

мощь поселенческим библиотекам.

Что касается создания условий для решения поселениями вопросов мест-

ного значения в сфере культуры и досуга, то очевидно, что на уровне муници-

пального района должны в первую очередь осуществляться мероприятия,

охватывающие несколько поселений и затрагивающие значительную часть

82


населения района. Кроме того, на уровне муниципального района может быть

организовано оказание информационной и методической помощи поселени-

ям в сфере культуры, однако недопустимо осуществление координации и кон-

троля деятельности учреждений культуры поселенческого уровня. Наконец,

органы местного самоуправления района могут играть позитивную роль во

встраивании поселений в единое культурное пространство, формируемое на

уровне региона: обеспечении доступности культурных ценностей для жителей

сельских поселений, создании условий для участия творческих коллективов

поселений в межмуниципальных и региональных смотрах, конкурсах и других

мероприятиях.

Очевидно, что выполнение данных функций не предполагает наличия

развитой бюджетной сети в собственности муниципального района. Суще-

ствование районных учреждений культуры допустимо в том случае, если они

обеспечивают проведение межпоселенческих мероприятий, и доля таких ме-

роприятий в их деятельности является превалирующей. В остальных случаях

организация районных мероприятий в сфере культуры должна обеспечиваться

путем размещения муниципального заказа.

Несмотря на различие используемых в законодательстве формулировок,

разделение полномочий между органами местного самоуправления муници-

пальных районов и поселений в сфере физкультурно-оздоровительной дея-

тельности схоже с разграничением в сфере культуры.

Определения многих вопросов местного значения поселений и муници-

пального района имеют тождественное или очень близкое значение. На прак-

тике часто возникает вопрос: каким образом разграничивается решение во-

просов местного значения в указанных случаях между муниципальным райо-

ном и поселениями, входящими в его состав? Если разграничить нельзя, то

для органов местного самоуправления какого типа муниципального образова-

ния решение подобных вопросов местного значения является обязательным, а

для какого необязательным?

Полагаем, что разграничивать вопросы местного значения в таких случаях

какими-либо нормативными актами может требоваться далеко не всегда, по-

скольку разграничение предметов ведения и имущества между муниципаль-

ными районами и входящими в их состав поселениями уже определено Феде-

ральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Совпадение определений или

даже их тождественность означают, что данные вопросы местного значения

должны решаться как органами местного самоуправления муниципального

района, так и органами местного самоуправления входящих в его состав по-

селений. При этом вопросы местного значения решаются органами местного

самоуправления самостоятельно исходя из уровня спроса населения на обще-

ственные услуги по таким вопросам местного значения, а также финансовых и

экономических возможностей.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что на межселенных тер-

риториях и в населенных пунктах, не являющихся муниципальными образо-

ваниями, органы местного самоуправления муниципального района облада-

ют, помимо полномочий, предусмотренных комментируемой статьей, всеми

полномочиями органов местного самоуправления поселения. Таким образом,

в границах поселений, являющихся муниципальными образованиями, органы

местного самоуправления муниципального района решают в рамках своей

компетенции вопросы, предусмотренные ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона,

на всех остальных территориях муниципального района, имеющего межселен-

83


ные территории – вопросы, предусмотренные ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 15 этого За-

кона. При этом вне границ поселений, являющихся муниципальными образо-

ваниями, они вправе вводить местные налоги и сборы.

3. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает взаимную возмож-

ность передачи части своих полномочий органами местного самоуправления

муниципального района и входящих в него поселений. При этом передача

полномочий обязательно должна сопровождаться передачей необходимых для

их осуществления финансовых ресурсов. Предусматривается, что:

-передача полномочий может осуществляться как от органов местного

самоуправления поселений на районный уровень, так и от органов местного

самоуправления муниципальных районов – поселениям;

- соглашения должны предусматривать финансирование переданных

полномочий за счет субвенций, предоставляемых из местных бюджетов

муниципальных образований, осуществивших передачу полномочий, поря-

док определения ежегодного объема субвенций должен содержаться в согла-

шении;

-соглашения должны предусматривать передачу не вопроса местного

значения, а части полномочий органов местного самоуправления по решению

того или иного вопроса местного значения;

-соглашения должны заключаться на определенный срок;

-соглашения должны содержать положения, устанавливающие основа-

ния и порядок прекращения их действия, в т.ч. досрочного;

- соглашения должны предусматривать финансовые санкции за неис-

полнение соглашения.

На практике соглашения стали одним из основных инструментов огра-

ничения компетенции поселений. При этом соглашения нередко заключают-

ся с нарушением действующего законодательства. Наиболее типичные нару-

stanislav-lem-stranica-26.html
stanislav-lem-stranica-35.html
stanislav-lem-stranica-6.html
stanislav-lem.html
stanislav-v-lebedeffvrrazdel-1-stranica-14.html
stanislav-v-lebedeffvrrazdel-1-stranica-6.html
  • uchit.bystrickaya.ru/starogrcki-legendi-i-mitove-stranica-6.html
  • teacher.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-kashinskij-likero-vodochnij-zavod-veresk-po-itogam-raboti-za-2005-god-polozhenie-obshestva-v-otrasli.html
  • crib.bystrickaya.ru/harakteristika-tekstovoj-zadachi-i-metodika-raboti-s-nej-lekciya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-dlya-studentov-napravleniya-i-specialnosti-100200-230800-turizm.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razvivayushie-teatralnie-igri-speckurs-po-analizu-hudozhestvennogo-teksta-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/patriotizm-istoriya-velikoj-pobedi-i-osnova-budushego-uspeha-strani-centr-socialno-konservativnoj-politiki-gazetnij-per-d-3-5-str-1-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/golosa-i-videniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhizn-i-vozzreniya-k-g-yunga-karl-gustav-yung-rodilsya-26-iyulya-1875-g-v-shvejcarskom-mestechke-kesvil-v-seme-svyashennika-evangelicheski-reformatskoj-cerkvi-semya-yu-stranica-27.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/72-poyasneniya-kasayushiesya-ispolzovaniya-klientom-i-auditorom-kompyuternih-sistem.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-konferencii-10-aprelya-priezd-razmeshenie-inogorodnih-uchastnikov-11-aprelya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nizhnevartovskaya-gres-podarila-spektru-kompyuternij-klass-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nevnimanie-k-smerti-v-teorii-i-praktike-psihoterapii-irvin-yalom.html
  • literature.bystrickaya.ru/camavartana-sanskr-vozvrashenie-domoj-formalnoe-okonchanie-religioznogo-uchenichestva-smotri-samskari-detstvacamaveda.html
  • lesson.bystrickaya.ru/strahovanie-ego-sushnostnie-priznaki-uchastniki-strahovih-otnoshenij.html
  • writing.bystrickaya.ru/bileti-po-grazhdanskomu-pravu-chast-5.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-sabati-masati-oituda-oldanilatin-ds-tslder.html
  • university.bystrickaya.ru/glavnie-pravila-chelovecheskih-otnoshenij-zakoni-urovnej-otnoshenij.html
  • turn.bystrickaya.ru/pdvishennya-ekonomchnih-pokaznikv-derzhavnogo-pdprimstva.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-teoriya-upravleniya-nazvanie-disciplini.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iv-krug-voprosov-issleduemih-nyajej-sarvepalli-radhakrishnan-indijskaya-filosofiya-tom-ii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pravovoe-polozhenie-inostrannih-investicij-v-rossii-chast-10.html
  • school.bystrickaya.ru/5-formirovanie-individualnosti-i-lichnosti-cheloveka-rozin-v-m-r64-kulturologiya-uchebnik-2-e-izd-pererab-i-dop.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-globalizaciya-kak-kompleksnaya-realnost-a-k-suhotin-nauchnij-redaktor-d-r-filos-nauk.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-10-pravotvorcheskaya-iniciativa-grazhdan-reshenie-07-fevralya-2012-goda-poselok-01.html
  • school.bystrickaya.ru/issledovaniya-pocherka-chast-5.html
  • university.bystrickaya.ru/gorod-fethie-obshaya-informaciya-turciya-odin-iz-lyubimih-russkimi-puteshestvennikami-ugolkov-dlya-otdiha-zemlya-roskoshnoj.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-programmi-podgotovki-bakalavrov-trebovaniya-k-urovnyu-podgotovki-neobhodimomu-dlya-osvoeniya-programmi-podgotovki-bakalavra-stranica-7.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/jimi-hendrix-essay-research-paper-on-november.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-6-sbornik-testov-po-bzhd-uchebnoe-posobie-dlya-distancionnogo-obucheniya-vladivostok.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/9trebovaniya-k-transportnim-sredstvam-kategorij-o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-5-dekabrya-2001-g-n-848-o-federalnoj-celevoj-programme-stranica-6.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vladimir-monomah-1113-1125-nazvanie-nashej-strani-i-nazvanie-russkogo-naroda.html
  • znanie.bystrickaya.ru/animacionnaya-deyatelnost-v-turizme.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shifr-disciplini-po-up-annotaciya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postanovlenie-pravitelstva-belgorodskoj-oblasti-ot-25-yanvarya-2010-g-n-27-pp-belgorod-ob-utverzhdenii-strategii-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-belgorodskoj-oblasti-na-period-do-2025-goda-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.