.RU

Справочник методиста


Учреждение образования

«Государственное областное объединение по организации внешкольной работы с детьми и подростками»

Отдел информационно-методической работы
и социальной педагогики


Методическая продукция.

Виды. Содержание. Оформление.


Профессиональный

справочник методиста

Выпуск 1


Витебск

2000
Печатается по решению научно-методического совета


^ Методическая продукция. Виды. Содержание. Оформление: Профессиональный справочник методиста Вып. 1/ Сост. Н.П.Харитонова. – Витебск: ООВР, 2000.


Первый выпуск профессионального справочника методиста пос­вящен одному из направлений методического обеспечения систем воспитания - издательской деятельности. В нем пред­ставлены разнообразные виды методической продукции, раскрываются возможные подходы к их классификации, разъясняются значения терминов и некоторые аспекты содержания и оформления методических изданий.

Предлагаемые материалы позволят пополнить арсенал форм изда­тельской деятельности методиста, окажут помощь в повышении эффек­тивности методического обеспечения воспитательной ра­боты.

Адресуется работникам внешкольных учреждений и педагогам-практикам, связанным с методической работой.


Рецензент: Турковский В.И., кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой педагогики Витебского государственного университета им. П.М.Машерова


^ Компьютерная верстка: Евтушенко Н.С., методист по рекламно-издательской деятельности

Методическая продукция
Виды. Содержание. Оформление.


В период реформирования образования и воспитания, развития новых воспитательных моделей и технологий спрос педагогов на научно-методическое обеспечение системы воспитания значительно вырос и, в первую очередь, на издательскую деятельность – выпуск методической продукции.


^ Методическая продукция – одна из форм отражения результата методической деятельности, способ выражения и распространения методических знаний.

Создание методической продукции обусловлено функциональными обязанностями методиста и является одним из направлений его деятельности: конкретными методиками подкреплять актуальные направления воспитательной работы.


Виды методической продукции могут быть классифицированы следующим образом:


  1. По периодичности: периодическая и непериодическая.




  1. По адресату: для взрослых, для детей.




  1. По характеру информации: текстовая, схематическая, плакатная, графическая.




  1. По инновационному потенциалу: радикальная (освещающая принципиально новые технологии, методы организации воспитательного процесса, передовой опыт); комбинаторная (использующая разные сочетания элементов различной методической продукции); модифицирующая (дополняющая уже имеющиеся образцы методической продукции).

Однако, не всякая методическая продукции обладает инновационным потенциалом.


  1. По содержанию (в зависимости от профиля специализации методиста):

а/деятельность определенных категорий практиков, как в целом, так и по отдельным направлениям, аспектам, проблемам;

б/ реализация конкретных программ, проектов, форм и видов деятельности;

в/ отдельные направления, аспекты деятельности различных коллективов и их органов самоуправления.


  1. По функциональному назначению:

    • информационно-пропагандистская (методическое описание, комментарий, аннотация, листовка, бюллетень, рецензия, газета, реферат, справочник, справка, информация, анализ, положение);

    • организационно-методическая (программа, инструктивно-методическое письмо, методическая записка, памятка, инструкция, методическая рекомендация, методическая разработка, тематическая папка);

    • прикладная (сценарий, картотека, каталог, плакат, график, наглядные пособия, тематическая подборка материалов, задачник, сборник упражнений).


Любой из видов методической продукции может быть представлен различным образом: печатный вариант рукописи методиста (набранный на компьютере), типографское издание, публикация в периодическом издании, буклеты.

Подготовка той или иной методической продукции требует обычно длительного времени и тщательной подготовки. Качество выпускаемых материалов зависит от их четкого планирования, выбора адресатов, учета запросов и предложений педагогических и детских коллективов.


К методическим изданиям предъявляются определенные требования:

  1. Название должно указывать на его тему и основное содержание. Актуальность тематики издания. Учет запросов и профессиональных потребностей педагогов-практиков.

  2. Иметь конкретный адрес, точную нацеленность на определенную категорию взрослых или детей.

  3. Быть результатом или глубокого всестороннего изучения какого-либо вопроса по научно-педагогической, методической литературе, либо специального педагогического эксперимента, или оправдавшего себя опыта работы коллектива, отдельного педагога.

  4. Раскрывать педагогическую сущность рассматриваемого явления, описывать методику действий педагога, коллектива.

  5. Опираться на анализ предшествующего опыта, осмысление состояния дел данного вопроса на современном этапе.

  6. Содержать ссылки на авторов или печатные источники, идеи и материалы которых использованы в работе над методическим изданием.

  7. Соответствовать заявленному виду методической продукции.

  8. Прилагается список литературы (использованной или рекомендуемой).

Необходимо обратить внимание на культуру оформления издания, лаконичность изложения, целостность и логичность структуры.

Методическая продукция утверждается для распространения на методическом совете (педагогическом совете) внешкольного учреждения.


Структура методического издания:


Титульный лист:

    • название учреждения, которое издает методическое пособие;

    • вид и название методической продукции;

    • кому адресуется;

    • составитель или автор;

    • город и дата издания.

На обороте титульного листа указывается название редакционного совета (н-р., «Печатается по решению научно-методического совета»), далее идут выходные данные, состав редакционной коллегии, рецензенты.

Излагается краткая аннотация: для кого предназначена, что содержат, чему посвящены.


Содержание:

    • вступление (с какой целью подготовлено и о чем будет идти речь).

    • основная часть

    • заключение (выводы, предложения)

    • литература

В зависимости от вида методической продукции могут быть приложения (сценарии, планы, программы, схемы, рекомендуемая литература).


Информационно-пропагандистская

методическая продукция


Цель: изложить сведения, подлежащие распространению, разъяснить приемы и методы, проанализировать чей-то опыт, описать действия, сориентировать в текущих событиях, рассказать о проведенном деле.

В основе данных изданий - факты и их оценки.


Методическое описание - рассказ о проведенном деле, увиденном событии или о том, как его можно провести. Требования: подробно описывать событие, действие, разъяснять их.


Методический комментарий может быть частью методического описания, анализа, рекомендации, когда изложив тезис, описав дело, комментируются все "за" и "против". Самостоятельным видом методической продукции комментарий является, если он освещает положительные и отрицательные стороны события или формы работы, не давая рекомендаций.


Аннотация - краткое изложение сути, содержания книги, методического пособия, разработки. Аннотация призвана раскрыть назначение материала. В ней обязательно указывается кем и где может быть использована эта методическая работа.


Рецензия - статья, в которой дается отзыв, анализ и оценка научного или художественного произведения, методического издания. В рецензии обращается внимание на актуальность представленных материалов, их целостность (согласованность целей, задач к содержанию деятельности), дается оценка и анализ ведущих идей и выбранных путей их реализации, обозначаются недостатки и замечания. В заключении рецензии указывается пригодность материалов к реализации, целесообразность их опытно-экспериментальной проверки, необходимость доработки.

Справка - итоговый аналитический документ по результатам изучения определенных вопросов в учреждениях системы образования. В справке отражаются наиболее типичные процессы и явления, определяются пути устранения или уменьшения факторов, отрицательно воздействующих на результаты воспитательной работы, и усиления факторов, влияющих положительно. Подготовленный документ должен быть объективным, обоснованным, конкретным, системным, кратко, лаконично и логично изложенным.

Примерная структура изложения материала:


Бюллетень - быстрое и регулярное оповещение всех заинтересованных лиц и организаций о том новом, что имеется в рассматриваемой области или деятельности учреждения. В бюллетене публикуются краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации или автора. Специфической чертой бюллетеня является официальный характер включаемых сведений.


Методический информационный справочник - представляет собой сборник вопросов и ответов на актуальные проблемы по организации работы и по содержанию. Такие справочники необходимы в работе с педагогическими кадрами и общественностью.


Положение - свод правил, законов по определенному вопросу.

Примерная структура положения о конкурсе (смотре, выставке и т.п.) может быть такой:

  1. Кто объявляет конкурс.

  2. Заголовок с названием конкурса.

  3. Цель, сроки проведения.

  4. Участники (индивидуальные или коллективные).

  5. Регламент (этапы организации) конкурса.

  6. Условия проведения конкурса.

  7. Критерии оценки результатов и определения победителей. Награждение.

  8. Организаторы и жюри конкурса.

  9. Куда и кому обращаться за разъяснением условий конкурса и методической помощью по подготовке к нему.


Газета - ей присуща так называемая событийная информация, содержащая, как правило, новость, информационный повод. Публикуется в жанрах заметки, интервью, репортажа, отчета и т.п. Газета включает и аналитические произведения (очерк, зарисовка, фельетон). Используется для обмена мнениями по поводу развития воспитательного процесса, совершенствования профессионализма педагогов.


Реферат - краткое изложение в письменной форме содержания одной или нескольких книг, статей, научных работ, критический обзор данных источников, итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Схема изложения материала: название реферата, автор, стаж и место работы, - развернутый план, изложение темы (по частям, с пунктами и т.д.); - библиография; - приложения.

^ Организационно-методическая продукция

Цель: разъяснение цели и порядка действия, методики организации, проведения дела, акции, процесса; показ возможных приемов и форм.


Инструктивно-методическое письмо - включает указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа вышестоящей организации; определяет круг функций и деятельности педагога или коллектива по выполнению решений вышестоящих органов; раскрывает более полно содержание нормативных документов, положений, приказов, однако, без разъяснения частных методик и рекомендаций.

Схема инструктивно-методического письма может быть такой:

    • название, адресат;

    • вступительная часть, где кратко обосновывается необходимость данного вопроса (приводятся отправные нормативные документы, анализ сложившейся ситуации, обстановки; выводы);

    • изложение инструктажа (цели и задачи деятельности, ее содержание, обязанности непосредственных исполнителей, их полномочия, помощники, сроки исполнения).

Могут быть освещены отдельные методические аспекты (план-алгоритм действий; перечень дел, рекомендованных к исполнению и т.д.).

    • заключительная часть, нацеливающая на выполнение данного инструктивно-методического письма;

    • автор.


Методическая записка – дает пояснения к последующим методическим материалам, изложенным более сжато (планам, графикам, таблицам). Может быть в начале сборника материалов, пособия. В записке даются ответы на следующие вопросы:

      • решению каких задач способствует данная методическая работа;

      • кому адресована;

      • на основании каких документов, фактов составлена работа;

      • какова система изложения материала.


Инструкция – раскрывает последовательность действий, операций. Применяется обычно при описаниях условий дидактических игр или функций какого-либо органа, не допускающего различных толкований одного и того же вопроса. Схема: - название пособия; - для кого предназначено; - для чего (какие задачи воспитания помогает решить); - из чего состоит; - сколько человек, групп могут одновременно им пользоваться; - в чем заключается смысл пособия; - условия и порядок пользования пособием; - кем разработано.

Инструкция пишется лаконичным языком, простыми предложениями, без сложных грамматических оборотов.


Памятка – содержит краткие, самые важные сведения о выполнении какой-либо операции или осуществлении каких-либо функций. В сжатой форме дает алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Памятка невелика по объему. Имеет точного адресата в виде краткого обращения или просто названия. Изложение материала лаконично, конкретно, без повторений, как правило, по пунктам.


Методические рекомендации - создаются для оказания помощи коллективу, педагогу в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового практического опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности данного педагога, коллек­тива.

Методическая рекомендация содержит в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта.

Рекомендации имеют точный адрес и, в связи с этим, терминология, стиль и объем методической рекомендации строго регламентируется.


Вариант схемы методической рекомендации:

1. Вступительная часть - обоснование актуальности, необходимости данных рекомендаций, краткий анализ положения дел по данному вопросу; указывается адрес, разъясняется, какую помощь призвана оказать данная работа.

2. ^ Изложение главного тезиса - что именно рекомендуется де­лать по исправлению или улучшению существующего положения. Описывается методика организации деятельности (как это сделать?), предлагаются конкретные способы, приемы, формы и методы работы.

  1. ^ Методические указания по решению организационных вопро­сов (созданию штабов, клубов; оформление, распределение поруче­ний и т.п.).

  2. Описание перспективных результатов рекомендованного дела: какие задачи поможет решить, какое конкретное действие окажет на участников.

6. Список рекомендуемой литературы по данной теме, список использованной литературы.

7. ^ Автор работы, год написания, рецензия.

Возможны приложения к рекомендации конкретных материалов.


Методическая разработка - комплексная форма, включающая в себя рекомендации по организации и проведению отдельных массовых мероприятий, методические советы, сценарии, планы выступлений, выставок и т.д.

Схема методической разработки:

  1. Название разработки.

  2. Название и форма проведения дела.

  3. Объяснительная записка, в ней:

  1. Оборудование, оформление.

  2. Методические советы на подготовительный период (распределение поручений, работа советов дел и т.д./, предшествующие дела.

  3. Сценарный план, ход проведения дела.

  4. Сценарий дела, где соблюдаются все сюжетные части, ссыл­ки на авторов и названия источников с указанием страниц.

  5. Методические советы организаторам и постановщикам /На какие особо важные и трудные моменты обратить внимание. Пути создания эмоционального настроения, место проведения, варианты оформления/.

  6. Методические советы на период ближайшего последствия /как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата/.

  7. Список использованной литературы.

  8. Автор разработки, должность, место работы.



^ Прикладная методическая продукция
Цель: вспомогательный материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции.


Сценарий - распространенный вид методической продукции, конспективная, подробная запись праздника, вечера, любого дела. Здесь дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, текста песен, В ремарках даются сценические указания /световая партитура, движение участников на сцене и т.д./.

Схема сценария:

  1. Название дела.

  2. Адресат

  3. Цель, воспитательные задачи дела.

  4. Участники - действующие лица.

  5. Текст сценария

  6. Использованная литература.

  7. Автор (составитель) сценария, год издания.

Как правило, сценарий снабжен методическими советами, что позволяет разрабатывать собственные варианты, избежать ошибок.


Плакат информационный – знакомит с предстоящими делами или итогами сделанного. Он предназначен для всеобщего обозрения – отсюда его размер, шрифт, соответствующее оформление. Например, печатные издания из опыта работы, календарные планы работы кружков, внешкольных учреждений.


Графики (диаграммы) – показ сравнительной характеристики, рост изменения какого-либо явления.


Плакат инструктивно-методический – приемлем тогда, когда содержание невозможно раскрыть только словами. Например, представление какой-либо структуры – в виде плаката-схемы, а оформление чего-либо – с помощью плакатов с рисунками. Они могут быть выполнены типографским способом, фотоспособом или просто нарисованы. Текст пишется шрифтом или печатается на компьютере.

Информация на плакате должна быть единичной, узкой, но точно раскрывать суть плаката.


Информационный каталог - знакомит с библиографией, фильма­ми, фонозаписями по определенному вопросу, с материалами мето­дической выставки и т.п.

Содержание каталога может быть таким:

  1. Название книги, фильма, методического материала.

  2. Автор
  3. ^ Краткая аннотация

  4. Выходные данные: год издания, издательство.

По форме - это каталожные карточки, объединенные в карто­теку, либо линейный текст (сборник, брошюра), или папка-файл.


Тематическая подборка – накопление материала для написания рекомендаций, сценариев.


Картотека - систематизированное собрание карточек с какими-нибудь сведениями, материалами. Картотека может быть: газет­ных или журнальных статей, методической литературы, кадров, ин­тересных людей, опыта работы, диапозитивов, фонозаписей, мето­дических изданий и т.п.

Картотека состоит из специальных каталожных карточек, кото­рые располагаются по определенным разделам. В картотеке газетных и журнальных статей, в соответствии с библиографическими требованиями, запись может выглядеть следующим образом: Малышев К.Б., Кевля Ф.С. Моделирование в области саморазвития школьников // А і В. – 1998. - № 3.

Если название статьи не раскрывает ее содержание, желательно сделать аннотацию.


^ Алфавитный указатель




стр.

Аннотация

6

Бюллетень

7

Выставка информационно-методическая

8

Газета

8

График

13

Записка методическая

9

Инструкция

10

Информационно-пропагандистская продукция

6

Картотека

14

Каталог информационный

13

^ Комментарий методический

6

Описание методическое

6

Организационно-методическая продукция

9

Памятка

10

Письмо инструктивно-методическое

9

Плакат инструктивно-методический

13

^ Плакат информационный

13

Положение

7

Прикладная методическая продукция

12

^ Разработка методическая

11

Рекомендация

10

Реферат

8

Рецензий

6

Справка

7

Справочник информационный

7

Сценарий

12

Тематическая подборка

13

srednij-ball-po-rezultatam-uchastiya-v-ege-v-2011-godu-predmeti-po-viboru.html
srednij-himicheskij-sostav-moloka-metodicheskie-rekomendacii-i-kontrolnie-zadaniya-po-discipline-sd-03-tehnologiya.html
srednij-klass-po-moemu-mne-udalos-najti-otvet-na-interesuyushie-menya-voprosi-ieto-ne-te-trivialnie-istini.html
srednij-tank-t-34-85-istoriya-sozdaniya.html
srednij-valyutnij-kurs-indijskoj-rupii-v-200607-fin-g-444-ind-rupii-za-1-doll-ssha-v-200607-fin-g.html
srednyaya-cifra-cherepnoj-okruzhnosti-issledovanie-o-vliyanii-evolyucionnoj-teorii-na-uchenie-o-p.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ministr-finansov-kirgizskoj-respubliki-eks-toraga-zhogorku-kenesha-kr-marat-sultanov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-pedagoga-zadorova-nikolaya-alekseevicha-uchitelya-visshej-kvalifikacionnoj-kategorii-po-biologii-11-klass-profilnij-uroven-3-chasa-v-nedelyu-vsego-102-chasa.html
  • write.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-iii-kursa-specialnostej-0610-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-studentov-v-kgtu-im-a-n-tupoleva.html
  • literature.bystrickaya.ru/bibliya-sm-takzhe-hristianstvo-dushenko-k-v-d-86-bolshaya-kniga-aforizmov-izd-5-e-ispravlennoe.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vistuplenie-pered-uchitelyami-sostavitel-perevodchik-avtor-predisloviya-i-primechanij.html
  • books.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-dlya-6v-klassa-predmet.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-klimenkovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
  • studies.bystrickaya.ru/kak-geologicheskoe-razvitie-regionov-skazivaetsya-na-zdorove-prozhivayushih-v-etih-regionah-lyudej.html
  • bystrickaya.ru/voinskij-podvig-glazami-detej-scenarii-konkursnaya-programma-k-23-fevralya-31-scenarij-krossvord-i-zagadki-k-23-fevralya-33.html
  • lecture.bystrickaya.ru/53-kontrol-ostatochnih-znanij-otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchet-kreditov-i-zajmov-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-korshunovskij-gorno-obogatitelnij-kombinat.html
  • school.bystrickaya.ru/118-prikaz-minfina-rf-ot-15122010-n-173n-ob-utverzhdenii-form-pervichnih-uchetnih-dokumentov-i-registrov-buhgalterskogo-ucheta.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-b-dv1-teoriya-sistem-i-sistemnij-analiz-napravlenie-podgotovki-080200-menedzhment-stranica-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-kultura-i-civilizaciya-dlya-studentov-specialnosti-050204-kulturologiya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prichini-krizisa-gradoobrazuyushih-predpriyatij.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-po-medicinskoj-biologii-dlya-inostrannih-studentov-kursa-farmacevticheskogo-fakulteta-zaporozhe-2007.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rol-kreditnogo-rinka-v-ekonomike-rossii.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vzyatochnichestvo-chast-3.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rps-turkmenistana-chast-5.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekcii-po-ugolovnomu-pravu.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/r-v-avdeeva-podgotovka-i-zashita-stranica-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/krup.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-trebovaniya-k-usloviyam-razmesheniya-mnogofunkcionalnih-visotnih-zdanij-zdanij-kompleksov-a-takzhe.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-metodicheskih-materialov-proektov-razrabotok-nashej-novoj-shkole-novie-tehnologii-vospitaniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/volejbol-kak-sredstvo-fizicheskoj-kulturi-v-regulirovanii-psihofiziologicheskih-osnov-uchebnogo-processa.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/postanovlenie-ot-10-sentyabrya-2009-g-n-720-ob-utverzhdenii-tehnicheskogo-reglamenta-o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv-v-red-postanovleniya-pravitelstva-rf-ot-10-09-2010-n-706-stranica-10.html
  • thesis.bystrickaya.ru/povedenie-lichnosti-v-gruppah-etika-delovih-otnoshenij.html
  • desk.bystrickaya.ru/ou-zhilinda-6d010200-bastauin-oitu-pedagogikasi-men-dstemes-mamandii-bojinsha-doktoranturaa-tsu-shn-sratar-tzm-.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vitamin-k-sinteticheskij-fitomenadion-metodichka-48-farmaciya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-programma-po-russkomu-yaziku-dlya-10-klassa-sostavlena-na-osnove-federalnogo-zakona-ot-29-12-2012-273-fz-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gryazelechebnica-mojnaki-evpatoriya-chast-3.html
  • studies.bystrickaya.ru/d74-samoletnie-sredsta-reb.html
  • literature.bystrickaya.ru/duma-odobrila-udvoenie-nalogovogo-vicheta-dlya-grazhdan-pri-pokupke-zhilya-gosduma-prinyala-vo-vtorom-chtenii-tehreglament-na-tabak-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.