.RU

Справочник классного руководителя №4, 2011 г


Справочник классного руководителя № 4, 2011 г.


М.Е. Ковалева,

консультант информационного центра

"МЦФЭР Ресурсы образования"


Военно-спортивная игра "Зарница"


Военно-спортивная игра "Зарница" представляет собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения. В ходе игры дети делятся на команды и соревнуются в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами.

Всесоюзная игра "Зарница" появилась в СССР в 1967 г. В январе этого года в газете "Пионерская правда" был опубликован приказ первого командующего игрой, Героя Советского Союза, маршала артиллерии Василия Ивановича Казакова, в котором ставилась задача по формированию юношеских батальонов и обучению юнармейцев навыкам армейской жизни, воспитанию в них любви к Родине, готовности защищать ее от внешних и внутренних врагов. В игре, как правило, принимали участие учащиеся 4-7-х классов, отдыхавшие летом в пионерских лагерях. Для подростков более старшего возраста проводилась аналогичная военно-спортивная игра "Орленок". В зависимости от возраста участников содержание "Зарниц" и "Орлят" было разным: от срывания бумажных погон с противника до целых тактических учений с бронетехникой и взрывпакетами. Иногда "Зарницы" проходили на территории воинских частей, и организацией игр занимались военные-профессионалы.

Предложенный в статье вариант игры "Зарница" адаптирован под современные условия жизни школьников, их интересы и возможности.


^ Правила игры


Участники игры - учащиеся средней школы. Старшеклассники и педагоги являются ее организаторами, арбитрами или независимыми наблюдателями.

Участники делятся на два лагеря. Например, синие и зеленые (лучше, если не будет аналогии с "белыми" и "красными", чтобы не возникло обид и конфликтов). Чтобы силы игроков были приблизительно равны, в каждом лагере должны оказаться представители разных классов.

Учащиеся заранее проходят инструктаж по технике безопасности. Их знакомят с приблизительными заданиями игры.

У каждого лагеря - своя база, где спрятан флаг. Целью обеих команд является захват флага противника. У каждого из участвующих есть индикатор жизни/здоровья - погоны: каждому человеку наклеиваются или пришиваются по два погона на плечи. Чтобы "убить" человека, надо сорвать с него погоны; если сорвана только половина, то человек не может бегать - только ходит.

Командир отряда имеет "две жизни" - у него четыре погона.

Игра может проводиться в парке или в помещении школы, но лучше - на пришкольном участке, который делится на секторы с тематическими пунктами. Команды должны пройти все тематические пункты. Это:

На каждом пункте учащиеся выполняют задания и участвуют в конкурсах, которые проводит Смотритель (педагог или старшеклассник), и получают определенное количество баллов, а также кусочек карты, которая поможет им найти спрятанный противниками флаг.

Если участников много, их можно разделить на отряды. Каждый отряд самостоятельно проходит все тематические пункты и получает свой кусочек карты, которую можно будет собрать воедино только после того, как все отряды одной команды пройдут все тематические пункты. Их баллы также суммируются.

За игроками во время игры следят арбитры и независимые наблюдатели. Они отмечают "грязную игру" (например, нецензурные выражения, конфликты), нарушение правил, штрафуют команды (штрафные баллы затем вычитаются из общего количества баллов, набранного командой).


^ Пожарная станция


На тематическом пункте "Пожарная станция" учащиеся должны ответить на вопросы викторины. За каждый правильный ответ начисляется 2 балла. Учитывается быстрота и полнота ответа. Смотритель может добавить дополнительный баллы за собранность и сплоченность команды.


^ Вопросы викторины


1. Назовите основные причины возникновения пожаров в быту. (Неосторожное обращение с огнем, курение, короткое замыкание электропроводки, оставленные включенными в сеть электроприборы, детские шалости, поджоги.)

2. При вызове пожарной службы какую информацию вы должны сообщить диспетчеру? (Точный адрес с указанием подъезда и этажа, на котором произошел пожар; сказать, что конкретно горит; назвать свою фамилию и телефон, с которого вы звоните.)

3. Почему нельзя открывать двери во время пожара? (Приток свежего воздуха поддерживает горение.)

Почему при сильном задымлении помещения во время пожара лучше лечь на пол? (Ядовитые продукты горения с теплым воздухом поднимаются вверх.)

4. Что делать, если на человеке загорелась одежда, а возможности облить его водой нет? (Обернуть плотной тканью, одеялом и пр.)

5. Почему нельзя бежать, если загорелась одежда? (Ветер, раздувая пламя, усилит ожог.)

6. Какая елка может загореться: натуральная или искусственная? (Загореться могут обе елки. Искусственная елка разгорается не так быстро, как настоящая, но горящая пластмасса выделяет ядовитые вещества.)

7. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет? (Нет, т. к. может возникнуть искрение между контактами, и произойдет взрыв газа.)

8. Можно ли во время пожара попытаться покинуть помещение на лифте? (Нет, потому что в лифте может быть сильное задымление, и во время пожара он может автоматически отключиться.)

9. Что такое пожар? (Пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью человека.)

10. Как называется гибкий трубопровод для перекачки воды к месту пожара? (Рукав.)


^ Медицинский пункт


На данном пункте участники игры должны выбрать из своей команды или отряда двух добровольцев, которые станут на время "травмированными". Задание - наложить шину на указанную Смотрителем часть тела пострадавших и перенести их в медицинский пункт. За выполнение этого задания команда получает до 10 баллов. Учитывается правильность наложения шины, транспортирования больного и быстрота.

Затем школьники должны рассказать об оказании медицинской помощи при обморожении, ожогах, тепловом или солнечном ударе, спасении утопающего (на выбор Смотрителя). За теоретические знания команда также получает до 10 баллов.


^ Памятка по оказанию первой помощи


Обморожения

Большое значение при оказании первой помощи имеют мероприятия по общему согреванию пострадавшего (напоить горячим кофе, чаем, молоком).

Главное - не допустить согревания переохлажденных участков тела снаружи, т. к. на них губительно действует теплый воздух, теплая вода, прикосновение теплых предметов и даже рук.

Когда пострадавшего вводят в отапливаемое помещение, переохлажденные участки тела, чаще руки или ноги, нужно оградить от воздействия тепла, наложив на них теплоизоляционные повязки (ватно-марлевые, шерстяные и др.). Повязка должна закрывать только область с пораженным побледнением кожи, не захватывая здоровые кожные покровы. В противном случае тепло от участков тела с ненарушенным кровообращением будет распространяться под повязкой на переохлажденные участки и вызывать их согревание с поверхности, чего допустить нельзя!

Повязку оставляют до тех пор, пока не появится чувство жара и не восстановится чувствительность в пальцах рук или ног. В этом случае согревание тканей будет происходить за счет тепла, приносимого током крови, и жизнедеятельность тканей пораженного участка будет восстанавливаться одновременно с восстановлением в нем кровотока.

Сосуды переохлажденных пальцев кистей и стоп очень хрупки, возможны кровоизлияния после восстановления кровотока, поэтому очень важно обеспечить их неподвижность, применив любой из видов иммобилизации импровизированными или стандартными шинами.


Ожоги

Чтобы прекратить воздействие температурного фактора, необходимо быстро охладить пораженный участок тела, погрузив в холодную воду, под струю холодной воды или полив хлорэтилом. При химических ожогах (кроме ожогов негашеной известью) пораженную поверхность как можно быстрее обильно промывают водой из-под крана. Абсолютно противопоказаны какие-либо манипуляции на ожоговых ранах. При обширных ожогах пострадавшего завертывают в чистую ткань или простыню и немедленно доставляют в больницу. Наложение в домашних условиях на ожоговую поверхность сразу после ожога различных мазей не оправдано, т. к. они сильно загрязняют рану, затрудняют ее дальнейшую обработку и определение глубины поражения.


^ Тепловой (солнечный) удар

Неотложная помощь должна быть направлена на скорейшее охлаждение организма. С этой целью используют как общую гипотермию (погружение в ванну с водой 18-20 °С, смачивание кожи пострадавшего водой комнатной температуры с обдуванием теплым воздухом), так и местную (лед на голову, в подмышечные и паховые области, обтирание губками, смоченными спиртом).


^ Спасение утопающего и оказание ему первой помощи

Желательно подплыть к тонущему человеку сзади, чтобы избежать захватов, от которых порой бывает трудно освободиться. Если это произошло - надо погрузиться с тонущим в воду. В таких обстоятельствах он, пытаясь остаться на поверхности, отпустит спасателя.

Если тонущий опустился на дно, нужно взять его за руку, подмышки или за волосы и, сильно оттолкнувшись от дна, всплыть с ним на поверхность, интенсивно работая при этом только ногами и свободной рукой.

Доставив тонущего на берег, приступают к оказанию первой помощи. Если пострадавший находится в сознании, у него удовлетворительный пульс и сохранено дыхание, то достаточно уложить его на сухую жесткую поверхность таким образом, чтобы голова была низко опущена, затем раздеть, растереть руками или сухим полотенцем. Желательно дать горячее питье, укутать теплым одеялом и дать отдохнуть. Если пострадавший при извлечении из воды находится без сознания, но у него сохранены удовлетворительный пульс и дыхание, то следует запрокинуть его голову и выдвинуть нижнюю челюсть, после чего уложить таким образом, чтобы голова была низко опущена, затем своим пальцем (лучше обернутым носовым платком) освободить его ротовую полость от ила, тины и рвотных масс, насухо обтереть и согреть. Пострадавшему, у которого отсутствует сознание, нет самостоятельного дыхания, но сохраняется сердечная деятельность, после предварительных мероприятий, которые направлены на освобождение дыхательных путей, нужно как можно быстрее начать искусственное дыхание. При отсутствии у пострадавшего дыхания и сердечной деятельности искусственное дыхание необходимо сочетать с массажем сердца.

Транспортировка пострадавшего в стационар целесообразна после восстановления сердечной деятельности. При этом пострадавший должен находиться в положении на боку на носилках с опущенным подголовником. Имеется опасность развития так называемого вторичного утопления, когда появляются признаки острой дыхательной недостаточности, боли в груди, кашель, одышка, чувство нехватки воздуха, кровохарканье, возбуждение, учащение пульса. Высокая вероятность развития у пострадавших отека легких сохраняется в сроки от 15 до 72 ч после спасения.


Иммобилизация

Иммобилизация - создание неподвижности (обездвижение) конечности или другой части тела при ранениях, воспалительных или иных болезненных процессах, когда поврежденному (больному) органу или части тела необходим покой. Иммобилизация может быть временной, например, на период транспортировки в медицинское учреждение, или постоянной, например, для создания условий, необходимых при сращении отломков кости, заживлении раны и т. п.

Транспортная иммобилизация - это одна из важнейших мер первой помощи при вывихах, переломах, ранениях и других тяжелых повреждениях. Ее следует проводить на месте происшествия с целью предохранения поврежденной области от дополнительной травмы.

На месте происшествия чаще всего приходится пользоваться для иммобилизации подручными средствами (например, досками, ветками, палками, лыжами), к которым фиксируют (прибинтовывают, укрепляют бинтами, ремнями и т. п.) поврежденную часть тела. Иногда, если нет подручных средств, можно обеспечить обездвижение, притянув поврежденную руку к туловищу, подвесив ее на косынке, а при травме ноги - прибинтовав одну ногу к другой.

Основным способом иммобилизации поврежденной конечности на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение является шинирование. В большинстве случаев при травмах приходится пользоваться так называемыми импровизированными шинами, которые изготавливаются из подручных материалов.

Очень важно провести транспортную иммобилизацию как можно раньше. Шину накладывают поверх одежды. Желательно обернуть ее ватой или какой-нибудь мягкой тканью, особенно в области костных выступов (лодыжки, мыщелки и т. п.), где давление, оказываемое шиной, может обусловить возникновение потертости и пролежня.

При наличии раны, например, в случаях открытого перелома конечности, одежду лучше разрезать (можно по швам, но таким образом, чтобы вся рана стала хорошо доступна). Затем на рану накладывают стерильную повязку и лишь после этого осуществляют иммобилизацию (ремни или бинты, фиксирующие шину, не должны сильно давить на раневую поверхность).

При сильном кровотечении из раны, когда есть необходимость в применении кровоостанавливающего жгута, его накладывают до шинирования и не прикрывают повязкой. Не следует отдельными турами бинта (или его заменителя) сильно перетягивать конечность для "лучшей" фиксации шины, т. к. это может вызвать нарушение кровообращения или повреждение нервов.


^ Транспортировка пострадавших

При первой помощи важна организация быстрой, безопасной, щадящей транспортировки (доставки) больного или пострадавшего в лечебное учреждение. Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, характера травмы или заболевания и возможностей, которыми располагает оказывающий первую помощь.

При отсутствии транспорта следует перенести пострадавшего в лечебное учреждение на носилках, в т. ч. импровизированных. Когда нет никаких подручных средств или времени для изготовления импровизированных носилок - больного необходимо перенести на руках (это легче делать вдвоем). Один человек может нести больного на спине, плече. Пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, удобнее всего переносить способом "друг за другом". Если больной в сознании и может самостоятельно держаться, то легче нести его на "замке" из 3 или 4 рук.

Очень часто правильное положение раненого при его переноске спасает ему жизнь и, как правило, способствует быстрейшему выздоровлению. В положении лежа на спине транспортируют пострадавших с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, переломами костей таза и нижних конечностей. В этом же положении необходимо транспортировать всех больных, у которых травма сопровождается развитием шока, значительной кровопотерей или бессознательным состоянием, даже кратковременным, больных с острыми хирургическими заболеваниями (аппендицит, ущемленная грыжа, прободная язва и т. д.) и повреждениями органов брюшной полости. Пострадавших и больных, находящихся в бессознательном состоянии, транспортируют в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками. Такое положение необходимо для предотвращения асфиксии. Значительную часть больных можно транспортировать в положении сидя или полусидя.


^ Спортивный зал


На данном пункте участникам игры могут быть предложены любые спортивные соревнования. Если есть условия, желательно организовать эстафету с преодолением всяческих препятствий. Максимальное количество возможных баллов - 10.

Затем учащимся предлагается "преодолеть минное поле". Их задача - пройти вдоль минного поля - площадки размером 5 х 10 м, на которой разложены "мины" (бруски, блюдца или просто камни). Отряд проходит тройками в виде паровозика. Глаза у всех завязаны. Путь им указывают стоящий на другом конце поля диспетчер, роль которого играет ребенок из отряда. Смотритель следит за продвижением троек, и если кто-нибудь из участников задел мину, вся тройка выводится из игры. Каждая взорвавшаяся тройка добавляет отряду штрафной балл. За выполнение этого задания команда может получить также 10 баллов.


^ Музыкальный кабинет


После спортивной эстафеты ребятам надо немного отдохнуть. Поэтому следующим тематическим пунктом в их маршрутном листе является Музыкальный кабинет. Участникам предлагается:

Критерии оценки конкурса: массовость, артистизм, качество исполнения. Максимальное количество баллов за конкурс - 10.


^ Разведывательный пункт


Смотритель данного пункта спрашивает ребят о том, какими качествами и умениями должен обладать разведчик, и почему. Максимальное количество баллов - 10. Оценивается полнота и скорость ответа.


^ Памятка для разведчика


Разведчик должен уметь:


Следующий конкурс предназначен для ребят, хорошо владеющих техникой передачи и приема сигналов семафорной азбуки. Участники должны передать телеграммы, состоящие не более чем из 30-40 букв и из слов, хорошо знакомых ребятам. Текст должен быть таким, чтобы играющие не могли по первому или второму слову догадаться о содержании всей фразы. Заранее подготавливаются флажки, бумага, карандаши и ключ для расшифровки сигналов. Участники разбиваются на пары по числу этапов эстафеты. Этапов может быть от трех до пяти, с расстоянием от 50 до 200 м. Конечный пункт каждого этапа выбирается так, чтобы с него были видны два соседних, но ни в коем случае не был виден весь маршрут эстафеты. На старте находятся два связиста: один принимает, другой передает. Они могут видеть только ребят, находящихся на первом этапе. Руководитель вручает телеграммы играющим на старте. Они передают их с помощью флажков на первый этап. На первом этапе принимают текст и передают на второй этап и т. д. Приняв и расшифровав телеграмму, играющие доставляют ее Смотрителю, который засекает время, прошедшее от момента начала передачи до доставки расшифрованного донесения, и сверяет его с первоначальным текстом. При правильном выполнении задания команда получает 10 баллов. Смотритель добавляет до 5 баллов команде или отрядам, выполнившим задание за наименьшее количество времени.


^ Русская семафорная азбука


Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 г. вице-адмирал Степан Осипович Макаров.

Азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает в себя 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра "7" будет передана словом "семь", а знак"," - словом "запятая".

Каждой букве и условному знаку соответствует определенное положение рук с флажками. Из букв составляются слова - получается семафорное сообщение.

Передачу информации семафором производит сигнальщик. Размер флажков составляет 30 х 35 см. В темное время суток используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток - с тканью темного тона (красный, черный).

При отсутствии флажков семафорят головными уборами (бескозырками).



^ Станция ОБЖ


На Станции ОБЖ участники игры должны ответить на вопросы викторины по основам безопасности жизнедеятельности. Максимальное количество баллов - 10. Оцениваются полнота и скорость ответов.


Вопросы викторины

  1. О какой чрезвычайной природной ситуации рассказывается в сказке "Волшебник изумрудного города"? (Об урагане.)

  2. Какой обычный предмет в быту заменял героям русских сказок и карту, и компас? (Клубок ниток.)

  3. Назовите картину И.К. Айвазовского, на которой изображено опасное природное явление? ("Девятый вал".)

  4. Какое произведение А.С. Пушкина посвящено стихийному бедствию? ("Медный всадник" - наводнение.)

  5. Как называется смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона? (Оползень.)

  6. Как называется отрыв и падение масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах? (Обвал.)

  7. Как называется область сильного атмосферного возмущения с пониженным давлением в центре? (Циклон.)

  8. Как называется прибор, который записывает движение грунта при землетрясении? (Сейсмограф.)

  9. Капитан и команда, находящиеся на корабле в заливе, получили сообщение, что надвигается цунами. Как должен поступить капитан? (Уходить в океан.)

  10. Каким двум животным, согласно правилам международных перевозок, нельзя находиться в одном ряду кресел салона самолета? (Кошке и собаке.)

  11. Какие по счету вагоны пассажирского состава являются наиболее безопасными для проезда? (Вагоны, находящиеся в середине пассажирского состава.)

  12. Какое природное лекарственное средство можно использовать в качестве дезинфицирующего средства при капиллярном кровотечении? (Подорожник, березовый лист.)


После того как участники команды прошли все тематические пункты и получили все части карты, они могут определить расположение базы противника и увидеть на карте примерное место, где спрятан флаг.

Победителем игры "Зарница" автоматически становится команда, нашедшая флаг противника. Если отведенное на игру время закончилось, а флаг так и не найден, победителем признается команда, набравшая наибольшее количество баллов. Баллы также начисляются за "оставшихся в живых" игроков ("раненый" участник - 1 балл, "здоровый" - 2 балла).

Завершается игра награждением команды-победителя, а также вручением грамот или специальных знаков отличия учащимся, проявившим себя во время игры.

Организаторам "Зарницы", конечно же, следует учитывать индивидуальные особенности учащихся, климатические условия региона, месторасположение школы и пр. Главное - проявить фантазию и быть внимательным к детям.




srednevekove-a-n-romanov-predsedatel-nauchno-metodicheskogo-soveta-prof.html
srednevekovie-goroda-na-uchastke-velikogo-shelkovogo-puti-ot-taraza-do-aspari-07-00-06-arheologiya.html
srednevekovie-pismennie-istochniki-natalya-nikolaevna-veleckaya.html
srednevekovoe-videnie-mira-i-cheloveka-rannevizantijskaya-cerkovnaya-istoriografiya.html
srednevekovya-slovosochetanie-srednie-veka-stranica-2.html
srednie-ceni-i-indeksi-cen-proizvoditelej-na-v-m-yarlov-predsedatel-redakcionnoj-kollegii.html
  • school.bystrickaya.ru/13-pokazateli-deyatelnosti-federalnogo-kaznachejstva-doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti.html
  • learn.bystrickaya.ru/gennadij-sorokoumov-stomatologicheskie-stihi-ili-arbatskoe-nebo-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/422-fizicheskie-osnovi-mehaniki-i-termodinamiki-rabochaya-programma-disciplini-zashita-informacionnih-processov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-voennosluzhashih.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-vnutrennej-proverke-organizacii-i-provedeniya-nauchno-issledovatelskih-rabot-v-svfu-stranica-7.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvedenie-mezhregionalnaya-innovacionnaya-programma-osvoeniya-visokotehnologichnoj-grazhdanskoj-produkcii-na-predpriyatiyah.html
  • institute.bystrickaya.ru/filosofskij-diskurs-o-moderne-soderzhanie-stranica-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tema-ded-i-baba-programma-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-i-produktivnogo-voobrazheniya-doshkolnikov-posredstvom.html
  • studies.bystrickaya.ru/kultura-povedeniya-za-stolom-istoriya-i-sovremennost.html
  • college.bystrickaya.ru/1-10-chasov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pervij-prezident-rossii-boris-nikolaevich-elcin.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspisanie-peredach-iyul-2011-stranica-8.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-a-kejzer-utverzhdeno-na-zasedanii-kafedri-stranica-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskie-vechera-vstrechi-veteranov-izdatelsko-poligraficheskij-kompleks-vsgakii-2006-g-bbk-78-38-o-62.html
  • report.bystrickaya.ru/i-s-yakimanskaya-metodologiya-i-diagnostika-v-psihologicheskom-issledovanii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/principi-raboti-nad-proiznosheniem-uchebnoe-posobie-moskva-izdatelstvo-rossijskogo-universiteta-druzhbi-narodov-udk-811-161-1.html
  • university.bystrickaya.ru/gabriel-garsiya-markes-sto-let-odinochestva-stranica-14.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-seminar-muzejnij-suvenir-modeli-tehnologii-marketing-v-ramkah-proekta-museum-token-muzejnij-suvenir-data-25-26-iyunya-2011-g-ploshadka-gosudarstvennij-voenno-istoricheskij-i-prirodnij-muzej-zapovednik.html
  • school.bystrickaya.ru/dosldzhennya-bolgarskogo-etnosu-chast-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/36-vvod-s-klaviaturi-i-vivod-na-ekran-sostavlenie-programmi-na-yazike-programmirovaniya-otladka-i-testirovanie-programmi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/stadii-soversheniya-umishlennogo-prestupleniya-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zapazdivanie-potencialov-v-mehanike-nyutona-pri-dvizhenii-zaryazhennoj-chastici-v-elektromagnitnom-pole.html
  • letter.bystrickaya.ru/nazvanie-tovarov-stoit-probovat-na-zub-mtv-ili-kak-video-pogubilo-zvezdu-radio.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-yarmarki-nauchno-tehnicheskih-i-innovacionnih-idej-i-proektov-molodezhi-zelenogradskogo-administrativnogo-okruga-goroda-moskvi-ritm-zelenograda-obshie-polozheniya.html
  • books.bystrickaya.ru/delovaya-ritorika-chast-6.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vserossijskaya-konferenciya-po-problemam-pravovogo-vospitaniya-i-prosvesheniya-detej.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rspp-stroit-vertikal-kontrolya-nad-biznesom-gosduma-rf-monitoring-smi-9-aprelya-2008-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-v-ramkah-organizacii-obedinennih-nacij-po-formirovaniyu-i-realizacii-politiki-perehoda-k-ustojchivomu-razvitiyu.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-kursa-vrezultate-izucheniya-disciplini-student-dolzhen-znat-ponyatijnij-apparat-kategorii-i-principi-professionalnoj-etiki.html
  • lesson.bystrickaya.ru/otryad-udilshikoobraznie-lophiiformes.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-4-sostav-territorii-municipalnogo-obrazovaniya-reshenie-07-fevralya-2012-goda-poselok-01.html
  • assessments.bystrickaya.ru/biznes-proekt-chast-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-komplekt-disciplini-fizicheskaya-geografiya-mordovii.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-8-klass-data-uroka.html
  • writing.bystrickaya.ru/aura-chast-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.