Справочная информация на международном уровне - Пересмотренный проект руководящих принципов применения экологических...
.RU

Справочная информация на международном уровне - Пересмотренный проект руководящих принципов применения экологических...


^ Справочная информация на международном уровне

● Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности, Организации Объединенных Наций, серия М № 4, третий пересмотренный вариант.

● Глобальная информационная система ФАО по водным ресурсам и сельскому хозяйству - АКВАСТАТ.


^ 9. ПОВТОРНОЕ И ОБОРОТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕСНОЙ ВОДЫ

В ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Общее описание


a). Краткое определение: доля повторно используемой и оборотной воды в общем объеме воды, используемой для покрытия производственных нужд. обрабатывающей промышленности. Данный показатель определяет процентную долю воды, сэкономленной благодаря применению систем оборотного и повторного использования вод.


b). ^ Единица измерения: процент.


Значимость для экологической политики


a). Цель: данный показатель позволяет определить эффективность мер, направленных на улучшение систем рационального использования воды в обрабатывающей промышленности.


b). Проблема: устойчивое управление водными ресурсами является во многих странах одной из важнейших задач. Один из главных вопросов состоит в обеспечении эффективного водопользования. Сокращение потерь, внедрение более эффективных технологий, оборотное и повторное использование являются частью задач, необходимых для решения в обрабатывающей промышленности. Данный показатель позволяет определить тенденции в области технологического развития производства в промышленности и регионах. Он является важным показателем для государственных органов и для управления промышленными предприятиями, поскольку имеет большое значение для целенаправленного обеспечения эффективного водопользования на производственных объектах.


c). ^ Международные соглашения и целевые показатели: отсутствуют.


Методология и руководящие принципы


a). Сбор данных и расчеты: показатель водопользования представляет собой отношение объема оборотной и повторно использованной воды к сумме объемов такой воды и воды, использованной для удовлетворения производственных потребностей. Показатель рассчитывается с использованием следующей формулы:


% оборот./повт.исп. =

(Q оборот. + Q повт.исп.) x 100

(Q оборот. + Q повт.исп. ) + Q произв.


где:


% оборот./повт.исп. - доля оборотной и повторно использованной воды;

Q оборот. - объем оборотной воды;

Qповт.исп. - объем повторного использования воды; и

Qпроизв. - объем воды, использованной на производственные нужды.


Этот показатель является производной от количественных соотношений (количество воды, использованной на производственные нужды, количество воды, использованной в системах оборотного водоснабжения, количество повторно использованной воды), которые указываются в специальной форме государственной статистической отчетности. Данные должны охватывать производственные предприятия, определяемые как относящиеся к обрабатывающей промышленности (МСОК 15-37) в соответствии с Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности (МСОК Rev.3.1).


b). ^ Методологии и стандарты, согласованные на международном уровне: отсутствуют.


Источники данных и представление отчетности


Сбор данных ведется на предприятиях и организациях в соответствии с государственной системой представления статистической отчетности. Многие страны ВЕКЦА имеют базы данных и кадастровые сведения, которые содержат весьма полные временные ряды. В ряде стран данные публикуются в статистических ежегодниках, как по стране в целом, так и по регионам, а в некоторых государственных докладах о состоянии и об охране окружающей среды еще и по отраслям экономики и по видам экономической деятельности. Органы статистики стран ВЕКЦА представляют данные в СОООН с использованием вопросника СОООН/ЮНЕП по статистике окружающей среды.


Справочная информация на международном уровне


^ 10. КАЧЕСТВО ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ


Общее описание


a) Краткое определение: доля проб, не отвечающих нормам качества питьевой воды, в общем количестве проб питьевой воды.


b) ^ Единица измерения: проценты.


Значимость для экологической политики


a) Цель: данный показатель позволяет определить потенциальное воздействие качества питьевой воды на здоровье человека, а также характеризует степень соответствия питьевой воды санитарным требованиям и нормам.


b). Проблема: улучшить состояния здоровья населения невозможно без доступа к достаточному количеству чистой питьевой воды. Качество питьевой воды по прежнему вызывает озабоченность в странах ВЕКЦА, где отмечается значительное микробиологическое загрязнение воды, которой снабжается население, при этом доля проб с превышением норм фекального загрязнения варьируется от 5% до 30% (ВОЗ). Данный показатель позволяет оценить степень загрязнения питьевой воды химическими веществами и микробиологическими организмами и таким образом может служить механизмом предупреждения о ситуациях, требующих дополнительного глубокого изучения и принятия контрмер.


c). ^ Международные соглашения и целевые показатели. Протокол по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Стороны, подписавшие Протокол, договорились о принятии всех соответствующих мер, необходимых для обеспечения:









Методология и руководящие принципы


a). Сбор данных и расчеты: этот показатель рассчитывается на основе имеющихся данных о соответствии питьевой воды параметрам, непосредственно связанным со здоровьем человека. Микробиологическое качество питьевой воды следует выражать через параметры E. coli и Enterococci. Страны могут представлять информацию в соответствии с другими критериями микробиологического качества воды, в частности Pseudomonas aeruginosa. Можно выбрать "ключевую группу" из десяти параметров химического качества. В качестве справочного материала можно использовать перечень химических параметров, содержащихся в части В приложения I к Директиве ЕС 98/83/ЕС по питьевой воде. В число химических параметров можно включить мутность. Математическим выражением для каждого параметра является доля проанализированных проб питьевой воды, не отвечающих соответствующим нормативам. Сбор данных должен осуществляться применительно к общему числу предусмотренных правилами проб, которые берутся официальной организацией по мониторингу качества питьевой воды или уполномоченной на то частной организацией в границах определенной территориальной единицы (зоны водоснабжения или другой региональной единицы, которая была определена в стране для целей регулирования) в течение заданного периода времени (например, один год) (Т), а также к числу несоответствующих нормам проб (Е) в данной территориальной единице. Показатель "процентного соответствия" может быть рассчитан по формуле:

^ Показатель соответствия проб = ((T-Е)/Т) x 100.

Число точек пробоотбора в системе централизованного и децентрализованного водоснабжения, а также частота пробоотбора должны обеспечивать статистическую достоверность в отношении количества проб, не отвечающих нормам. Некоторые страны ВЕКЦА могут не располагать необходимым расчетно-аналитическим потенциалом для подготовки национальных взвешенных данных. В этом случае можно начать с представления невзвешенных данных с указанием показателей по отдельным предприятиям сектора водоснабжения.


b). ^ Методологии и стандарты, согласованные на международном уровне: Руководство ВОЗ по контролю качества питьевой воды (третье издание). В Директиве ЕС о питьевой воде (98/83/ЕС) на основе руководства ВОЗ устанавливаются значения для 48 наиболее общих параметров.


Источники данных и представление отчетности


В странах ВЕКЦА Центрами санитарно-эпидемиологического контроля ведутся долгосрочные ведомственные базы данных по качеству питьевой воды. Данные о качестве питьевой воды публикуются в государственных докладах о состоянии и охране окружающей среды ряда стран ВЕКЦА.


Справочная информация на международном уровне



11. Биохимическое потребление кислорода (БПК) и концентрация аммонийного азота в речной воде

^ Общее описание

a). Краткое определение: уровень содержания кислорода в водоемахоксигенации водоемов, показателем которого является БПК (биохимическое потребление кислорода), т.е. потребность организмов в кислороде, необходимом для окисления органических веществ, и концентрация ионов аммония (NH4) в реках.


b). ^ Единица измерения: среднегодовая величина БПК после 5-7-дневного инкубационного периода (БПК5/БПК7) выражается в миллиграммах О2/литр; концентрация ионов аммония выражается в микрограммах N/литр.


Значимость для экологической политики


a). Данный показатель позволяет определить состояние рек по уровню загрязнения легкоокисляемыми органическими веществами и аммонийным азотом.


b). Проблема: наличие большого количества органических веществ (микроорганизмов и разлагающихся органических отходов) может привести к снижению химического и биологического качества речной воды, а также к уменьшению биоразнообразия водных сообществ и микробиологическому загрязнению, что может негативно сказаться на качестве воды, используемой для питьевых и хозяйственно-бытовых целей. Источниками органических веществ являются сбросы водоочистных сооружений, промышленные сточные воды и сток с сельскохозяйственных угодий. Органическое загрязнение способствует ускорению обменных процессов, для которых необходим кислород. Это может приводить к дефициту кислорода (анаэробные условия). Преобразование азота в восстановленные формы в анаэробных условиях в свою очередь приводит к повышению концентрации аммонийного азота, который является токсичным для водных сообществ в концентрациях, превышающих определенный уровень в зависимости температуры, минерализации и показателя рН воды.


c). ^ Международные соглашения и целевые показатели: Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и Протокол по проблемам воды и здоровья к этой Конвенции. В отношении уровня содержания кислорода в водоемах каких-либо международных целевых показателей не существует. В Европейском союзе качество поверхностных вод по органическому загрязнению и аммонийному азоту, а также вопросы снижения нагрузки и воздействия этих загрязняющих веществ регулируются несколькими директивами, перечисленными в разделе Справочная информация на международном уровне.

включая Директиву о поверхностных водах питьевого назначения (75/440/ЕЕС), в положениях которой устанавливаются нормы для БПК и аммонийного азота в питьевой воде, Директиву о нитратах (91/676/ЕЕС), направленную на сокращение уровня загрязнения нитратами и органическими веществами, поступающими с сельскохозяйственных угодий; Директиву (91/271/ЕЕС) об очистке городских сточных вод, направленную на сокращение загрязнения, связанного с очисткой канализационных стоков и сточных вод определенных предприятий; Директиву 96/61/ЕЕС, касающуюся предотвращения и контроля комплексного загрязнения, направленную на контроль и предотвращение загрязнения водоемов промышленными сточными водами; а также Рамочную директиву 2000/60/ЕСпо водным ресурсам, которая требует достижения "надлежащего экологического состояния" или "надлежащего экологического потенциала" для рек в странах Европейского Союза до 2015 года.


Методология и руководящие принципы


a). Сбор данных и расчеты: основным показателем состояния водоемов является БПК, т.е. потребность организмов в кислороде, необходимом для окисления органических веществ. Данный показатель характеризует текущую ситуацию и тренды в отношении БПК и концентраций ионов аммония (NH4) в реках. Программу мониторинга БПК и концентраций ионов аммония следует строить с учетом характера пространственной и временнóй динамики данного показателя. Количество наблюдательных пунктов и их размещение должны обеспечивать получение информации о фоновых величинах БПК по основным морфологическим типам водотоков и значениях этого показателя на участках, испытывающих антропогенную (преимущественно коммунально-бытовую) нагрузку. Временные параметры наблюдений должны соответствовать гидрологическим фазам, а частота наблюдений должна определяться исходя из необходимости получения статистически достоверной информации. Необходимо обеспечить методическое и метрологическое единство наблюдений и обработки информации; выполнение микробиологических и химических анализов должно проводиться аккредитованными лабораториями, имеющими системы контроля качества измерений.


Основные трудности, связанные с получением репрезентативных данных о величине БПК и содержании аммонийного азота в реках, заключаются в низкой дискретности наблюдений в сетях мониторинга стран ВЕКЦА и отсутствии финансовых средств для оптимизации существующих сетей.


b). ^ Методологии и стандарты, согласованные на международном уровне: метод определения БПК в станах ВЕКЦА соответствует стандартам ISO 5815-1:2003 и ISO 5815 2:2003. Предельно допустимая величина БПК5, согласно положениям Директивы ЕС (78/659/ЕЕС) о качестве пресных вод, нуждающихся в охране или улучшении с целью защиты рыбной популяции, составляет 3 мг О2/л для лососевых водоемов и 6 мг О2/л для карповых водоемов.


Источники данных и представление отчетности


В странах ВЕКЦА имеются ведомственные и в некоторых случаях общенациональные базы данных по данному показателю. На международном уровне такая информация по определенным бассейнам имеется в базах данных, которые ведут международные комиссии по рекам. В ряде стран ВЕКЦА (Россия, Белоруссия, Узбекистан и др.) сформированы базы данных, содержащие результаты анализов по БПК и NH4 в поверхностных водных объектах за десятилетние периоды. Данные в этих странах публикуются в ежегодниках качества поверхностных вод. Страны ВЕКЦА представляют данные СОООН в своих ответах на вопросник СОООН/ЮНЕП по статистике окружающей среды.


Справочная информация на международном уровне


^ 12. БИОГЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА В ПРЕСНОЙ ВОДЕ


Общее описание


a). Краткое определение: концентрации ортофосфатов и нитратов в реках, общее содержание фосфора и азота в озерах и нитратов в подземных водах.


b). ^ Единица измерения: концентрации нитратов выражаются в в микрограммахллиграммах NO3/литр, концентрации фосфора и ортофосфата - в микрограммах Р/литр.


Значимость для экологической политики


a). Цель: данный показатель позволяет определить состояние пресных вод (рек, озер и подземных вод) с точки зрения содержания в них биогенных веществ.


b). ^ Изложение вопроса: поступление больших объемов биогенных веществ в пресноводные водоемы из городских, промышленных и сельскохозяйственных районов может приводить к эвтрофикации этих водоемов. Это вызывает экологические изменения, которые могут сопровождаться утратой видов растений и рыб (ухудшение экологических условий) и оказывать неблагоприятное воздействие на водопользование для потребления человеком и других целей. Данный показатель может использоваться для иллюстрации текущих уровней концентраций биогенных веществ и долгосрочных тенденций их изменения.


c). ^ Международные соглашения и целевые показатели: Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и Протокол по проблемам воды и здоровья к этой Конвенции предусматривают сокращение сбросов биогенных веществ промышленными предприятиями, домашними хозяйствами и из диффузных источников. Данный показатель не имеет непосредственной привязки к конкретным целям в области политики. На обеспечение качества окружающей среды поверхностных вод в том, что касается эвтрофикации и концентрации биогенных веществ, направлены следующие директивы ЕС:



Методология и руководящие принципы


a). Сбор данных и расчеты: метод определения нитратов основан на восстановлении нитратов до нитритов с помощью металлического кадмия с последующим фотометрическим, хроматографическим и другими приборными измерениями измерением нитритов. Метод определения фосфатов основан на реакции с молибдатом аммония в растворе кислоты в присутствии ионов сурьмы и последующем фотометрическом измерении восстановленного комплекса. В качестве альтернативы, могут также быть применены и более современные методы, например, ионная хроматография. Программа мониторинга биогенных веществ в пресноводных водоемах должна строиться с учетом характера пространственной и временной динамики этих ингредиентов. Количество наблюдательных пунктов и их размещение должны обеспечивать получение информации как о фоновом (обусловленном естественным процессом распада органического вещества) содержании нитратов и фосфатов по основным морфологическим типам водотоков, так и о величине их концентраций на участках, подвергающихся антропогенной нагрузке из точечных и диффузных источников. Временные параметры наблюдений должны соответствовать гидрологическим фазам, а частота наблюдений должна определяться исходя из необходимости получения статистически достоверной информации.


Необходимо обеспечить методическое и метрологическое единство наблюдений и обработки информации; работы по химическому анализу должны проводиться в аккредитованных лабораториях, имеющих системы контроля качества измерений. Основные трудности, связанные с получением репрезентативных данных о содержании биогенных веществ в реках, заключаются в низкой дискретности наблюдений в сетях мониторинга стран ВЕКЦА и отсутствии финансовых средств для оптимизации существующих сетей.


b). ^ Методологии и стандарты, согласованные на международном уровне: концентрация нитратов определяется методом ISO 7890-3:1988, основанным на спектрометрическом анализе соединения, образованного в результате реакции нитрата с сульфосалициловой кислотой и последующей обработки щелочью. Концентрация фосфора определяется методом ISO 6878:2004, соответствующим методу, используемому странами ВЕКЦА.


Источники данных и представление отчетности


В странах ВЕКЦА имеются ведомственные и в некоторых случаях общенациональные базы данных по данному показателю. В ряде стран ВЕКЦА (Россия, Белоруссия, Узбекистан и др.) сформированы базы данных о содержании биогенных веществ в поверхностных и подземных водных объектах за десятилетние периоды. Данные в этих странах публикуются в ежегодниках качества поверхностных вод. Статистические органы стран ВЕКЦА представляют данные СОООН в своих ответах на вопросник СОООН/ЮНЕП по статистике окружающей среды.


Справочная информация на международном уровне




^ 13. БИОГЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА В ПРИБРЕЖНЫХ ВОДАХ


Общее описание


a). Краткое определение: присутствие в прибрежных водах биогенных веществ, необходимых растениям и автотрофным бактериям для поддержания жизнедеятельности, и влияние на биологическую продуктивность и экологическое состояние прибрежных вод.


b). ^ Единица измерения: концентрации основных биогенных веществ (нитратов и фосфатов) выражаются в микрограммах/литр.


Значимость для экологической политики


a). Цель: данный показатель позволяет определить состояние прибрежных вод с точки зрения концентраций биогенных веществ.


b). Проблема: высокая концентрация азота и фосфора может вызвать цепочку неблагоприятных последствий, начиная с чрезмерного развития планктонных водорослей, что приводит к увеличению донного осаждения органического вещества. Этот процесс может активизироваться в связи с изменениями в видовом составе и функционировании биологической пищевой цепочки (например, рост небольших жгутиковых, а не крупных диатомовых водорослей), что может привести к снижению объема потребления веслоногими ракообразными и интенсификации осаждения. Последующее увеличение потребления кислорода в районах со стратифицированными водными массами может привести к кислородному истощению, изменениям в структуре сообществ и гибели донной фауны. Эвтрофикация может также приводить к повышению риска цветения водорослей, некоторые из которых включают опасные виды, способные вызвать гибель придонной фауны, а также дикой или содержащейся на огражденных участках рыбы, и к отравлению человека моллюсками. Ускоренный рост и преобладание быстрорастущих волокнистых микроводорослей в неглубоких закрытых акваториях является еще одним последствием чрезмерной нагрузки биогенных веществ, что может увеличить риск кислородного истощения в данной прибрежной зоне, привести к изменению береговых экосистем, снизить биоразнообразие и уменьшить акватории нерестилищ для рыбы.


c). ^ Международные соглашения и целевые показатели: Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер; Конвенция о защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ, Хелсинки, 1974 год); Конвенция о защите Средиземного моря от загрязнения (Барселона, 1976 год); Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (Бухарест, 1992 год); Экологическая программа для Каспийского моря; Глобальная программа действий ЮНЕП по защите морской среды от осуществляемой на суше деятельности.


Международными целевыми показателями для стран ВЕКЦА в области снижения объема биогенных веществ в прибрежных и морских водах являются:


 ХЕЛКОМ/Балтийское море: 50-процентное сокращение сброса биогенных веществ к 1995 году в сравнении с уровнем середины 1980-х годов;

 Комиссия по Черному морю/Черное море; возвращение к уровню загрязнения 1960 года;

 будут также установлены целевые показатели для Северного моря, Средиземного моря и северо-восточной части Атлантического океана.


В Европейском союзе Рамочная директива 2000/60/ЕС по водным ресурсам предусматривает целевой показатель, состоящий в достижении "надлежащего экологического состояния" по показателю концентрации биогенных веществ.


Методология и руководящие принципы


a). Сбор данных и расчеты: метод определения нитратов основан на восстановлении нитратов до нитритов с помощью металлического кадмия с последующим фотометрическим, хроматографическим и другими приборными измерениями. Метод определения фосфатов основан на реакции с молибдатом аммония в растворе кислоты в присутствии ионов сурьмы и последующим фотометрическом измерении восстановленного комплекса. Основные трудности, связанные с получением репрезентативных данных о содержании биогенных веществ в прибрежных водах, заключаются в низкой дискретности наблюдений в сетях мониторинга стран ВЕКЦА и отсутствии финансовых средств для оптимизации существующих сетей. В базовой программе мониторинга необходимо определить биогенные вещества и перечень основных измеряемых показателей. Количество наблюдательных пунктов и их пространственное размещение должны обеспечивать получение информации о содержании биогенных веществ по всему градиенту нагрузок - от фоновых прибрежных акваторий до участков прибрежных вод, испытывающих значительную антропогенную (преимущественно сельскохозяйстенную и коммунально-бытовую) нагрузку. Временные параметры наблюдений должны учитывать временную изменчивость концентрации биогенных веществ. Необходимо обеспечить методическое и метрологическое единство наблюдений и обработки информации; работы по анализу микробиологического и химического состава должны производиться в аккредитованных лабораториях, имеющих системы обеспечения качества измерений.


b). ^ Методологии и стандарты, согласованные на международном уровне: концентрация нитратов определяется с использованием метода ISO 7890-3:1988 на основе спектрометрического измерения уровней соединения, образованного в результате реакции нитрата с сульфосалициловой кислотой и последующей обработки щелочью. Концентрация фосфора определяется с использованием метода ISO 6878:2004, который соответствует методу, применяемому в странах ВЕКЦА.


Источники данных и представление отчетности


Страны ВЕКЦА располагают ведомственными и, в отдельных случаях, общенациональными базами данных о содержании биогенных веществ в прибрежных водах. Некоторые страны ВЕКЦА, имеющие выход к морю, публикуют данные о содержании биогенных веществ в морских водах, в том числе и прибрежных, в ежегодниках качества морских вод.


Справочная информация на международном уровне


 Фомин, Г.С. Вода: контроль химической, бактериальной и радиационной безопасности по международным стандартам. (Москва, Протектор, 1995 год).

 GEMS/WATER Operational Guide. 3rd ed. (WHO, 1992).

 Директива 2000/60/ЕС Европейского парламента и Совета от 23 октября 2000 г., определяющая основы деятельности Сообщества в области водной политики (Рамочная директива Европейского Союза по водным ресурсам), с внесенными в нее поправками на основании решения 2455/2001/ЕС Европейского парламента и Совета, устанавливающего перечень приоритетных веществ в области водной политики.

 http://www.unep.org

 http://www.iso.org

 http://www.helcom.fi/

 http://www.blacksea-commission.net/

 http://www.grida.no/caspian/

 http://themes.eea.eu.int/IMS/CSI/.


^ 14. НЕОЧИЩЕННЫЕ (ЗАГРЯЗНЕННЫЕ) ГОРОДСКИЕ СТОЧНЫЕ ВОДЫ


Общее описание


a). Краткое определение: данный показатель характеризует количество загрязненных сточных вод, сброшенных в водные объекты в общем объеме городских стоковсточных вод в стране в течение календарного года.


b). ^ Единица измерения: процент.


Значимость для экологической политики


a). Цель: данный показатель дает возможность оценить предпринятые меры по повышению эффективности системы управления сточными водами.


b). Проблема: городские сточные воды загрязненные органическими и биогенными веществами, а также опасными соединениями оказывают значительное негативное воздействие на водные ресурсы. Одним из существенных факторов антропогенной нагрузки на водные объекты является неспособность обеспечить достаточный уровень очистки всего объема сточных вод, поступающих в городские очистные сооружения из-за их недостаточной мощности или неэффективного использования. Данный показатель определяет количество и долю загрязненных городскихсточных вод, сбрасываемых в водоемы, дает возможность определить уровень и характер нагрузки на естественные водоемы, получить источник информации и разработки механизмов охраны окружающей среды, а также мониторинга их эффективности.


c). ^ Международные соглашения и целевые показатели: Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и Протокол по проблемам воды и здоровья. В Европейском союзе целью Директивы об очистке городских сточных вод (91/271/EEC) является защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия сброса городских сточных вод. Ее положения предписывают уровень необходимой очистки перед сбросом и требуют от государств-членов обеспечить все населенные пункты с количеством жителей свыше 2 000 человек системами сбора сточных вод. Директива также требует обеспечить надлежащий уровень очистки сточных вод, она должна быть полностью реализована в странах ЕС 15 до 2005 года и в 10 новых государствах-членах - к 2008 2015 году.


Методология и руководящие принципы


a). Сбор данных и расчеты: мониторинг сбросов должен обеспечить возможность получения репрезентативной информации о качестве сточных вод, не прошедших обработку на городских очистных сооружениях. При осуществлении первичных измерений пользователям следует обеспечить необходимую частоту отбора проб в точках водосброса. При использовании инструментального измерения сбросов сточных вод должно использоваться гидрометрическое оборудование, сертифицированное и откалиброванное государственными органами по стандартизации. Природоохранным ведомствам следует осуществлять строгий контроль качества и достоверности результатов первичных измерений. Обработка исходных данных и их включение в информационную базу данных должны производиться с использованием современных информационных технологий. Основные трудности по получению достоверных данных о количестве сточных вод, не прошедших очистку на городских очистных сооружениях, обусловлены низкой периодичностью первичного пробоотбора и отсутствием сложного гидрометрического оборудования, позволяющего следить за количеством сбрасываемых сточных вод.


b).^ Методологии и стандарты, согласованные на международном уровне: отсутствуют.


Источники данных и представление отчетности


Предприятия и организации стран ВЕКЦА обязаны предоставлять отчеты об использовании воды (в том числе о сбросах загрязненных сточных вод) уполномоченным государственным контролирующи органам по унифицированным формам. Страны ВЕКЦА располагают ведомственными и национальными базами данных, содержащими информацию об объеме сточных вод, в том числе не прошедших или прошедших недостаточную обработку на городских очистных сооружениях. Информация помещается в государственных водных кадастрах. Данные о количестве загрязненных сточных вод и о содержащихся в них веществах ежегодно публикуются в докладах о состоянии и об охране окружающей среды и в ежегодных статистических сборниках во многих странах. Статистические органы стран ВЕКЦА представляют данные в СОООН в ответ на вопросник по статистике окружающей среды.


Справочная информация на международном уровне


- Фомин Г.С. Вода. Контроль химической, бактериальной и радиационной безопасности по международным стандартам. (Москва, Протектор, 1995 год).

- Standard Methods for the Examination of Water and Wastewater. 19th ed. (Американская ассоциация по проблемам здравоохранения, 1992 год).

- GEMS/WATER Operational Guide. 3rd ed. (WHO, 1992).

- Директива 2000/60/EC Европейского парламента и Совета от 23 октября 2000 г., определяющая основы деятельности Сообщества в области водной политики (Рамочная директива Европейского Союза по водным ресурсам).

- Директива Совета ЕС 91/271/EEC от 21 мая 1991 г., об очистке городских сточных вод.

- http://www.unece.org/env/water/welcome.html

- http://www.unhabitat.org

- http://www.europa.en.int/comm/eurostat/

- http://unstats.un.org/unsd/environment/

- http://www.euro.who.int/ehindicators/.


D. Биоразнообразие


^ 15. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ (ООПТ)


Общее описание


a). Краткое определение: данный показатель характеризует общую площадь земель имеющих специальный статус внутренних вод и морских экосистем, охраняемых в соответствии с национальным законодательством, а также соотношение между площадью таких районов и общей территорией страны. Этот показатель разбивается также по категориям природных территорий, имеющих особый статус Всемирного союза охраны природы (МСОП) с целью определения площади и процентной доли каждой категории.


b). ^ Единица измерения: общая площадь в км2 и процентная доля от общей площади территории страны, а также по категориям МСОП.


Значимость для экологической политики


a). Цель: данный показатель позволяет оценить реагирование на деградацию экосистем в стране. Он характеризует степень защиты от ненадлежащего использования ООПТ, имеющих важное значение для сохранения биоразнообразия, культурного наследия, научных исследований (включая мониторинг процессов, протекающих в этих районах), отдыха, сохранения естественных ресурсов и других ценных элементов.


b). Проблема: устойчивое развитие зависит от здоровой окружающей среды, которая, в свою очередь, зависит от разнообразия экосистем. ООПТ, в частности вся номенклатура категорий охраняемых природных территорий (МСОП), играют важнейшую роль для сохранения биоразнообразия и содействия устойчивому развитию. Согласно МСОП, ООПТ, предназначенные для защиты и сохранения биоразнообразия и естественных ресурсов, а также связанных с ними историко-культурных ресурсов, должны регулироваться посредством нормативных актов и других эффективных мер. В соответствии с основной целью управления по степени антропогенного воздействия ООПТ подразделяются на шесть категорий: от абсолютно нетронутых до подверженных относительно сильному воздействию.


c). ^ Международные соглашения и целевые показатели: Конвенция о биологическом разнообразии (КБР) направлена на создание и поддержание (до 2010 года для наземных районов и до 2012 года для морских районов) комплексных, эффективно управляемых и экологически репрезентативных национальных и региональных систем охраняемых территорий. В рекомендации №16 четвертого Всемирного конгресса по национальным паркам и охраняемым территориям (Каракас, 1992 год) устанавливается целевой показатель, предусматривающий выделение 10% территории под ООПТ для каждого биома (основной тип экосистемы). В ходе Киевской конференции "Окружающая среда для Европы" в 2003 году министры призвали к созданию до 2015 года общеевропейской экологической сети. На уровне ЕС поставлена цель - создать экологическую сеть ООПТ "Натура–2000" для суши к 2005 году, а для морских акваторий - к 2008 году, и к 2010 года согласовать цели для управления каждой ООПТ и начать работу по их достижению. В Директиве Совета ЕС 92/43/ЕЕС о сохранении природных мест обитания и дикой фауны и флоры перечислены типы мест обитания, подлежащих охране в государствах - членах ЕС.


Методология и руководящие принципы


a). Сбор данных и расчеты: необходимо иметь карты и кадастры всех ООПТ в стране с указанием их местонахождения, территории, даты создания и режима их охраны в соответствии с национальным законодательством и соответствующими международными требованиями. В целях межгосударственных сопоставлений охраняемые территории должны также классифицироваться по категориям МСОП. Мониторинг производится ежегодно.


b). ^ Методологии и стандарты, согласованные на международном уровне: МСОП выделяет шесть категорий управления охраняемыми районами по двум группам. Полностью охраняемые районы содержатся в естественном состоянии и являются закрытыми для извлечения природных ресурсов. Они включают в себя объекты I категории - природные заповедники/участки с нетронутой природой; II категории - национальные парки; и III категории - памятники природы. Частично охраняемые районы выделяются для особых видов использования (например, рекреации) или с целью создания оптимальных условий для определенных видов или сообществ. Они включают в себя объекты IV категории - заказники/сохранение местообитаний и видов через активное управление; V категории - охраняемые наземные и морские ландшафты; и VI категории - охраняемые территории с регулируемыми ресурсами. Эта методология все чаще используется применительно к наземным экосистемам, в меньшей степени - морским экосистемам и наименьшей степени - экосистемам внутренних водных ресурсов. Внутренние водные ресурсы, как правило, объединяются с земельными ресурсами в классификации экосистем суши. Методология для расчета данного показателя не стандартизована.


Источники данных и представление отчетности


Сбор указанных данных ведут, как правило, министерства окружающей среды стран ВЕКЦА, которые предоставляют их в статистические управления. Данные о количестве, площадях, месторасположении, времени образования ООПТ по национальным категориям, публикуются в государственных докладах о состоянии и об охране окружающей среды в некоторых странах. В рамках сотрудничества со Всемирным центром мониторинга сохранения природы (ВЦМОП) ЮНЕП, Всемирная комиссия по охраняемым территориям МСОП составляет перечень охраняемых территорий всех стран- членов Организации Объединенных Наций, в котором указывается название, категория МСОП, географическое положение, площадь территории и год создания всех охраняемых районов, соответствующих определению МСОП, вне зависимости от их размера и того, была ли им присвоена категория МСОП. Эта информация также включается в Глобальную базу данных об охраняемых районов. Европейская информационная система природных ресурсов, которую ведет Европейский тематический центр по биологическому разнообразию (ETC/BD в Париже) для Европейского агентства по охране окружающей среды (ЕАОС) и Европейской сети по экологической информации и наблюдению (ЭИОНЕТ), включает, в частности, данные о местах обитания и районах, собранных в рамках сети "Натура–2000" (директивы ЕС об охране птиц и мест обитаний).


Справочная информация на международном уровне


- Конвенция ООН о биологическом разнообразии;

- Руководство по управлению природоохранными зонами. CNPPA with the assistance of WCMC. International Union for the Conservation of Nature and Natural Resources (IUCN), Gland, Switzerland; Cambridge, UK, 1994. 261 p. ISBN 2-8317-0201-1;

- Parks for Life: report of the IVth World Congress on National Parks and Protected Areas. IUCN - The World Conservation Union, Gland, Switzerland. Dinerstein, Eric, David M. Olson, et al. 1995;

- 2003 United Nations List of Protected Areas. IUCN, Gland, Switzerland & Cambridge, UK & UNEPWCMC, Cambridge, UK. Chape, Blyth, Fish, Fox & Spalding (compilers) 2003;

- Ecosystems and Human Well-being: A framework for assessment. Millennium Ecosystem Assessment, 2003. 245 p. ISBN 1-55963-403-0;

- Benefits Beyond Boundaries: Proceedings of the Vth IUCN World Parks Congress. IUCN Gland, Switzerland & Cambridge, UK. 2005;

- Директива Совета ЕС 92/43/EEC от 21мая 1992 г., об охране природных мест обитания и дикой флоры и фауны

- Директива Совета ЕС 79/409/EЕC от 2 апреля 1979 г., об охране диких птиц

- http://nature.eionet.eu.int.


^ 16. ЛЕСА И ПРОЧИЕ ЛЕСОПОКРЫТЫЕ ЗЕМЛИ


Общее описание


a). Краткое определение: данный показатель характеризует соотношение общей площади лесов и прочих лесопокрытых земель к площади страны, а также процентную долю различных категорий лесов и иных лесопокрытых земель с учетом степени нетронутости.


b). ^ Единица измерения: квадратные километры или тысячи гектаров для исчисления общей площади, и проценты для расчета доли лесов и прочих лесопокрытых земель по категориям использования.


Значимость для экологической политики


a). Цель: данный показатель обеспечивает оценку состояния лесов или лесопокрытых земель в стране, а также показывает тенденции их использования в экологических целях.


b). Проблема: леса являются одной из наиболее разнообразных и широко распространенных экосистем на земле и выполняют целый ряд функций: они являются источником получения древесины и других продуктов; имеют рекреационное значение и выполняют экосистемные функции, включая регулирование почвенного, атмосферного и водного режимов; служат объектами биоразнообразия и выполняют функцию поглотителяуглекислого газа. Чрезмерная эксплуатация, фрагментация, деградация качества окружающей среды и конверсия различных видов землепользования несет угрозу многим лесным ресурсам. Вызывает опасение антропогенное влияние на рост и регенерацию естественных лесов. Данный показатель позволяет произвести количественную и качественную оценку лесных ресурсов и представляет собой среднюю величину, которая может скрывать значительные расхождения между лесами и прочими лесопокрытыми землями.


c). ^ Международные соглашения и целевые показатели: в контексте сохранения природных ресурсов и окружающей среды лесам посвящены много разных международных соглашений, к примеру, Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение (Рамсарская конвенция), Конвенция о биологическом разнообразии, Конвенции об изменении климата и Конвенция по борьбе с опустыниванием. На Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и устойчивому развитию было принято не имеющее обязательной силы заявление с изложением принципов глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и устойчивого развития всех типов леса (Принципы лесоводства). На международном уровне не установлено каких-либо целевых показателей. Несколько стран установили национальные целевые показатели для площади их лесных районов либо в абсолютном выражении, либо в качестве процентной доли от общей территории страны.

^ Методология и руководящие принципы

a). Сбор данных и расчеты: в процессе сбора данных и расчетов следует использовать соответствующие определения, разработанные ФАО для Глобальной оценки лесных ресурсов и Конференцией по вопросам охраны лесов в Европе на уровне министров (КОЛЕМ). Это относится к определениям лес и прочие лесопокрытые земли, а также определениям леса и иных лесопокрытых земель, основная целевая функция которых состоит в защите почв и водных ресурсов, сохранении биоразнообразия и оказании социальных услуг (рекреационная деятельность, туризм, образование и/или сохранение участков, имеющих культурное/духовное значение). К другим соответствующим определениям относятся первичные лесные/прочие лесопокрытые земли (лес/прочие лесопокрытые земли, состоящие из исконных и естественных видов, в которых отсутствуют явные следы деятельности человека и экологические процессы протекают без существенных нарушений), защитные посадки (специальные полосы насаждений для обеспечения экологическихпотребностей, таких, как защита почвы и воды, борьба с вредителями и сохранение мест обитания для биологического разнообразия; районы исконной естественной растительности, характеризующиеся присутствием нескольких видов, наличием прямых линий посадок и единым возрастом древостоя), а также полуестественные леса/прочие лесопокрытые земли (районы интенсивной хозяйственной деятельности, в которых ведется использование исконных естественных видов и принимаются целенаправленные меры по увеличению/оптимизации доли целевых видов, что приводит к изменениям в структуре и составе леса). Соответствующие данные, как правило, хранятся в национальных лесных кадастрах и формируются путем проведения обследований территорий, кадастровых обследований, с помощью методов дистанционного зондирования или сочетания всех методов. Такая оценка обычно проводится раз в пять лет.


b). ^ Согласованные на международном уровне методология и стандарты: Глобальная оценка лесных ресурсов ЕЭК ООН/ФАО; Руководящие принципы КОЛЕМ по использованию общеевропейских показателей устойчивого лесного хозяйства. В Европейском союзе была введена подробная процедура по мониторингу лесов (см. Постановление No 21/52/2003).


Источники данных и представление отчетности


В странах ВЕКЦА сбор соответствующих данных ведут министерства и ведомства по лесному хозяйству, которые представляют их в глобальную многоязычную базу данных ФАОСТАТ и электронную базу данных Комитета экспертов по оценке лесных ресурсов умеренной и бореальной зон ЕЭК ООН/ФАО (ОЛРУБЗ-2000). Данные о состоянии лесов, лесопокрытых земель и лесного фонда в ряде стран ВЕКЦА публикуются в государственных докладах о состоянии и об охране окружающей среды и специализированных изданиях (например, в Российской Федерации это „Леса России“).


Справочная информация на международном уровне


- Оценка лесных ресурсов умеренной и бореальной зон за 2000 год, ЕЭК ООН/ФАО. Условия и определения. ООН. Нью-Йорк и Женева, июль 1997 года.

- Лесные ресурсы Европы, СНГ, Северной Америки, Австралии, Японии и Новой Зеландии (промышленно развитых стран в умеренной/бореальной зоне). Вклад ЕЭК ООН/ФАО в Глобальную оценку лесных ресурсов 2000 года. Основное выступление. ООН. Нью-Йорк и Женева, 2000 год. (ЕСЕ/TIM/SP/17)

- Global Forest Resource Assessment: Updated version, 2005. Technical description of national reporting tables in the framework of ОЛР-2005. Forest Resource Assessment Program. Working paper No. 81. FAO. Rome, 2004.

- Группа КОЛЕМ по поддержанию связей, Вена. Справочная информация по улучшенным общеевропейским показателям устойчивого лесопользования, совещание КОЛЕМ на уровне экспертов, 7-8 октября 2002 года, Вена, Австрия.

- Системы рационального лесопользования, применение общеевропейских критериев для устойчивого лесопользования (Португальский стандарт, NP4406 2003) КОЛЕМ, 2003.

- Международная совместная программа по оценке и мониторингу воздействия загрязнения воздуха на леса (МСП по лесам);

- Постановление (ЕС) No 21/52/2003 Европейского Парламента и Совета от 17 ноября 2003 г. по мониторингу лесов и воздействию на окружающую среду в ЕС.

- http://www.iisd.ca/forestry/unff/unff5/.


^ 17. ВИДЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ,

И ОХРАНЯЕМЫЕ ВИДЫ


Общее описание


a). Краткое определение: для расчета данного показателя используются данные о тенденциях изменения численности отдельных видов, в общей численности и численности на видовую группу, которая находится под угрозой исчезновения на национальном и глобальном уровнях, а также находится под охраной в стране.


b). ^ Единица измерения: количество видов.


Значимость для экологической политики


a). Цель: этот показатель дает возможность оценить состояние биоразнообразия с точки зрения количества видов, находящихся под угрозой исчезновения, а также свидетельствует об эффективности принимаемых в стране мер по сохранению национального и глобального биоразнообразия.


b). Проблема: общеизвестно, что биоразнообразие представляет собой неотъемлемую ценность и что его сохранение играет важнейшую роль для жизни человека и устойчивого развития. Многие биологические ресурсы на уровне видов в настоящее время находятся под угрозой видоизменения, повреждения и утраты. В течение многих лет МСОП и другие международные организации ведут мониторинг степени и темпов деградации биоразнообразия посредством классификации видов по категориям угрозы с помощью подробной оценки информации на основе объективных стандартных количественных критериев. МСОП разработал "красный перечень" видов, находящихся под угрозой исчезновения в глобальном масштабе. В издание 2004 года было включено в общей сложности 15 589 видов. Страны разрабатывают "красные перечни" видов, находящихся под угрозой исчезновения на национальном уровне, а также принимают соответствующие меры по защите этих видов. Некоторые из видов, находящихся под угрозой исчезновения в глобальном масштабе, имеющиеся в ВЕКЦА, могут не классифицироваться как виды, находящиеся под угрозой исчезновения, на национальном уровне. Тем не менее страны несут ответственность за обеспечение охраны этих видов даже в том случае, если им пока еще не угрожает опасность исчезновения на территориях этих стран. О степени ответственности национальной политики в области охраны природной среды и биоразнообразия свидетельствует информация, которую содержит данный показатель об общем количестве видов, находящихся под угрозой исчезновения на глобальном уровне и которые присутствуют и охраняются в стране.


c). ^ Международные соглашения и целевые показатели: Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция), Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) и Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных мест обитания в Европе (Бернская конвенция), в которых перечислены виды, подлежащие защите. Конвенция о биологическом разнообразии имеет целью снизить до 2010 года темпы утраты биоразнообразия. Министры окружающей среды европейских государств, участвующих в процессе "Общеевропейская стратегия в области биологического и ландшафтного разнообразия" в 2003 году, вновь подтвердили их цель остановить к 2010 году утрату биологического разнообразия на всех уровнях. Эта цель предполагает не только остановку истребления видов, но также создание более благоприятных условий для видов, находящихся под угрозой исчезновения. В Европейском союзе Директива Совета 79/409/ЕЕС о сохранении диких птиц и Директива Совета 92/43/ЕЕС о сохранении природных мест обитания с дикой флорой и фауной содержат перечни соответствующих видов, находящихся под охраной закона.


Методология и руководящие принципы


a). Сбор данных и расчеты: перечни каждой группы видов, находящихся под угрозой исчезновения, и охраняемых видов, разработанные в стране, а также МСОП   для видов, находящихся под угрозой исчезновения в глобальном масштабе, служат в качестве основы для сбора данных. Количество видов, находящихся под угрозой исчезновения, и количество охраняемых видов могут не совпадать, поскольку охраняемые виды могут также включать виды, охраняемые в рамках соответствующих многосторонних природоохранных соглашений, или ввиду их присутствия в Красном списке МСОП животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. При представлении итоговых данных целесообразно разделять такие виды. Количество видов следует подсчитывать по видовым группам (животные: беспозвоночные, пресноводные рыбы, рептилии, амфибии, птицы и млекопитающие; сосудистые растения). Таксономические проблемы и недостаточная полнота списка МСОП могут создавать препятствия при ведении общей отчетности по беспозвоночным. Оценка по каждой видовой группе должна производиться не реже одного раза в пять лет.


b). ^ Методологии и стандарты, согласованные на международном уровне: Красный список МСОП является наиболее полным в мире кадастром глобального состояния и сохранения видов растений и животных. Классификация по категориям для видов, находящихся под угрозой исчезновения ("уязвимые", "находящиеся в опасном состоянии" и "находящиеся в критическом состоянии"), осуществляется с использованием пяти количественных критериев, которые лежат в основе этой системы.


Источники данных и представление отчетности


На национальном уровне в ВЕКЦА данные находятся в министерствах окружающей среды, агентствах, ведающих охраняемыми районами, и в статистических управлениях. В большинстве стран ВЕКЦА информация по показателю аккумулируется и издается в Красных книгах, содержащих сведения о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений и грибов. Издание Красной книги должно осуществляться не реже одного раза в 10 лет. Кроме того, в ряде стран ВЕКЦА подобные Красные книги издаются на уровне территориальных образований (областей). База данных видов ЮНЕП ВЦОМП содержит подробную информацию о видах, представляющих важность с точки зрения их сохранения. ЮНЕП ВЦМОП ведет базу данных торговли СИТЕС. Европейская система информации о естественной среде, сопровождением которой занимается ETC/BD, включает информацию о видах, получаемую в рамках сети "Натура   2000", и других соответствующих инструментов.


Справочная информация на международном уровне


- "Красный список" МСОП видов, находящихся под угрозой исчезновения 2004 года: Глобальная оценка видов. Edited by Jonathan E.M. Baillie, Craig Hilton-Taylor and Simon N. Stuart. ISBN: 2-8317-0826-5;

- Категории и критерии Всемирной красной книги Международного союза охраны природы и естественных ресурсов (МСОП) (версия 3.1);

- Global Biodiversity: Status of Earth's Living Resources. Compiled by World Conservation Monitoring Centre in collaboration with The Natural History Museum, London, and in association with IUCN, UNEP, WWF, and WRI. Chapman & Hall, London, 1992 - 585 p.;

- World Atlas of Biodiversity. UNEP-WCMC; Publisher University of California Press, 2002. - 340 p. ISBN: 0-520-23668-8;

- Европейский Красный список животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения во всемирном масштабе, 1991 год (E/ECE/1249   ECE/ENVWA/20) (в продаже под № 91.II.E.34);

- Кодекс практических мер по сохранению находящихся под угрозой исчезновения животных и растений и других видов, имеющих международную значимость, 1992 год (ECE/ENVWA/25-Sales No.92.II.E.16);

- Council Directive 92/43/EEC of 21 May 1992 on the conservation of natural habitats and of wild fauna and flora

- Council Directive 79/409/EEC of 2 April 1979 on the conservation of wild birds

- http://www.redlist.org/

- http://www.iucn.org/themes/ssc/

- http://www.unep-wcmc.org/

- http://themes.eea.eu.int/IMS/CSI/

- http://www.cms.int/

- http://www.cites.org/

- http://themes.eea.europa.eu/IMS/CSI.


^ 18. ТЕНДЕНЦИИ ВИДОВОГО БОГАТСТВА И РАСПРОСТРАНЕНИЕ

ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ


Общее описание


a). Краткое определение: изменения в численности отдельных видов на территории конкретного района (страна, регион или специально выделенный район).


b). ^ Единица измерения: количество взрослых особей или иной соответствующий показатель обильности в данном конкретном районе, а также процентный показатель для трендов.


Значимость для экологической политики


a). Цель: данный показатель позволяет оценить состояние отдельных видов, а также оценить эффективность мер принимаеых для сохранения биоразнообразия.


b). Проблема: во многих многосторонних природоохранных соглашениях признается непреходящая ценность биоразнообразия, а также то, что сохранение биоразнообразия имеет большое значение для жизни человека и устойчивого развития. Из-за высокого экономического интереса многие биологические ресурсы на уровне гена, вида и экосистемы в настоящее время находятся под угрозой изменения, повреждения или утраты. Данный показатель характеризует состояние популяций представителей фауны и флоры, относящихся к видовым группам, имеющим важнейшее ресурсное значение и играющих важную роль с точки зрения сохранения биоразнообразия ("отдельные виды"). Он также поможет сбалансировать экономические интересы с интересами сохранения биоразнообразия (особенно при выдаче лицензий на охоту и лесозаготовку), а также сохранить баланс внутри экосистем.


c) ^ Международные соглашения и целевые показатели: Конвенция о биоразнообразии, Боннская конвенция, СИТЕС и Бернская конвенция. В Конвенции о биоразнообразии поставлена цель снижения до 2010 года темпов утраты биоразнообразия. Министры окружающей среды европейских государств, участвующих в процессе "Общеевропейское биологическое и ландшафтное разнообразие", в 2003 году вновь подтвердили свою цель остановить до 2010 года утрату биологического разнообразия на всех уровнях. В Европейском союзе также важную роль играют Директива Совета 79/409/ЕЕС о сохранении диких птиц и Директива Совета 92/43/ЕЕС о сохранении природных мест обитания с дикой флорой и фауной.


Методология и руководящие принципы


a). Сбор данных и расчеты: при разработке программ мониторинга следующие видовые категории можно рассматривать как "отдельные виды":


(а) ^ Ключевые виды: таксоны, изученное воздействие которых на экосистему или сообщество является непропорционально значительным по отношению к их обильности. Утрата этих видов окажет существенное неблагоприятное воздействие на размеры популяций других видов в данной экосистеме и может привести к утрате других видов ("каскадный эффект").

(b) ^ Виды, имеющие международную значимость: примерами являются виды, популяция которых в стране составляет значительную долю в их численности в глобальном или европейской масштабе.

(с) "Важнейшие" виды: ими являются таксоны, представляющие непреходящую ценность (культурно-историческую) для граждан страны в целом или ее регионов.

(d) ^ Эндемичные виды: каждый район вносит свой вклад в глобальное биоразнообразие посредством общего количества различных видов, распространенных на его территории, а также доли видов, которые не встречаются в других районах (являются свойственными только данной местности). Сохранение эндемичных видов, особенно совместно обитающих в конкретном географическом районе, может служить эффективным способом поддержания уровней глобального биоразнообразия.


Сбор информации о видовом обилии следует вести путем последовательного долгосрочного применения метода проведения соответствующих обследований, который широко используется в научном сообществе. Ретроспективные данные о численности популяций могут быть получены путем изучения опубликованной специальной литературы, включая ранее опубликованные отчеты о натурных исследованиях в целях поиска материалов, пригодных для сопоставления с ныне используемыми методологиями. Хотя, как правило, невозможно учесть каждую отдельную особь в рамках популяции или района, для их оценки в соответствующем районе можно использовать знания о требованиях к местам обитания и видовую плотность популяций в выборочных районах в сочетании с данными о климате, высоте, типе почвы и/или растительном покрове. Во многих странах для анализа пространственных данных обычной практикой является применение географических информационных систем (ГИС). Важную роль играет проверка прогнозных данных о размере популяций путем натурных измерений.


Тенденции видового богатства в основном определяются путем агрегирования циклических флуктуаций. Они показывают совокупные условия мест обитания, степень охраны и эффективного использования биологических ресурсов.


Данный показатель рассчитывается отдельно для каждого типа. В отношении видов, для которых рассчитывается агрегированное абсолютное количество, расчет показателя INвид. видового богатства в процентах рассчитывается с использованием следующей формулы:


INвид.= ln(Nг ) x 100/ln(Nmax),


где Nг - абсолютное количество за данный год и Nmax - максимально известное абсолютное количество, используемое в качестве точки отсчета.


В отношении видов, для которых в стране имеются лишь оценки абсолютного или относительного количества на наблюдаемых территориальных единицах, точкой отсчета для каждой наблюдаемой территориальной единицы является оценка количества за год, когда был начат мониторинг. Расчет подпоказателя (SINвид.) для некоторых видов осуществляется для каждой территориальной единицы наблюдения с использованием той же формулы. Геометрическое среднее имеющихся оценок SINвид., рассчитанных для каждого года, дает искомые показатели.


b) ^ Методологии и стандарты, согласованные на международном уровне: согласованных на глобальном уровне методологий не имеется. ЕАОС в настоящее время рассматривает годовые тренды вариации обильности для сельскохозяйственных угодий, лесопокрытых земель, парковых и садовых птиц, а также тренды вариации распределения за период 20-25 лет для бабочек. МСОП/ЮНЕП и Всемирный фонд природы (ВФП) разработали и внедрили систему расчета показателей изменения биоразнообразия с течением времени, главным образом на глобальном или континентальном уровне.


Источники данных и представление отчетности


В странах ВЕКЦА существующие данные являются относительно скудными. Некоторые данные, которые могут быть пригодными для использования в качестве основы для расчета этого показателя, имеются в центральных природоохранных учреждениях, государственных статистических органах, академических институтах и природоохранных ассоциациях. На международном уровне организация BirdLife International ведет базу данных, содержащую информацию о птицах, обитающих в сельскохозяйственных районах, а также о трендах, касающихся лесных, парковых и садовых птиц, а голландская организация Dutch Butterfly Conservation ведет базу данных трендов, касающихся бабочек.


Справочная информация на международном уровне


- Кодекс практических мер по сохранению находящихся под угрозой исчезновения животных и растений и других видов, имеющих международную значимость, 1992 год (ECE/ENVWA/25, в продаже под № 92.II.R.16);


- Вirds in Europe: Population Estimates, Trends and Conservation Status. BirdLife International. BirdLife International. BirdLife Conservation Series No 12. London, 2004;


- The EBCC Atlas of European Breeding Birds: their distribution and abundance. Hagemeijer, EJM and Blair MJ (eds), 1997. T and AD Poyser, London;


- Habitat use and trends of European butterflies. Methodology for calculation of trends in European butterflies: van Swaay, C., Warren, M. & Loïs G. Habitat use and trends of European butterflies. Journal of Insect Conservation, Habitat Special Issue. 2005;


- Delbaere, B. An inventory of Biodiversity Indicators in Europe 2002. EEA Technical Report. 2003;

- Council Directive 92/43/EEC of 21 May 1992 on the conservation of natural habitats and of wild fauna and flora;

- Council Directive 79/409/EEC of 2 April 1979 on the conservationof wild birds.




E. Земельные ресурсы


^ 19. ЗЕМЛЕОТВОД (СТРУКТУРА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ)


Общее описание


a). Краткое определение: отвод земель под транспортную инфраструктуру, городскую застройку, полигоны отходов, свалки, хвостохранилища и отвалы пустой породы в стране.


b). ^ Единица измерения: квадратные километры или гектары; процент от общей территории страны, а также вклад различных категорий землепользования в землеотвод в качестве процентной доли от общей территории.


Значимость для экологической политики


a). Цель: данный показатель обеспечивает возможность количественной оценки воздействия на окружающую среду и характеризует тенденции распространения застраиваемых территорий на естественные и полуестественные земли.


b). Проблема: отвод земель под объекты транспортной инфраструктуры, городскую застройку, полигоны отходов, свалки, хвостохранилища и отвалы пустой породы неразрывно сваязан со значительным негативным воздействием на окружающую среду не только в связи с возрастанием нагрузки на почву, но и воздействием, связанным с транспортом, шумом, использованием ресурсов, размещением отходов и загрязнением. Транспортные сети, связывающие города, способствуют фрагментации и деградации естественного ландшафта. Интенсивность и характер расширения городской застройки обусловливается тремя основными факторами: экономическим развитием, спросом на жилье и протяженностью транспортных систем. Высокий процент земельной территории, используемой для свалок, полигонов отходов, хвостохранилищ и отвалов пустой породы в целях легального или нелегального захоронения отходов является признаком неустойчивого развития. Уменьшение этого показателя свидетельствует о позитивных сдвигах в области устойчивого развития.


c). ^ Международные соглашения и целевые показатели: отсутствуют.


Методология и руководящие принципы


a). Сбор данных и расчеты: единицы измерения - гектары или квадратные километры. Результаты представляются как среднее изменение и процентная доля различных видов земельного покрова, используемого под транспортную инфраструктуру, городскую застройку и полигоны отходов, свалки, хвостохранилища и отвалы пустой породы по отношению к общей площади страны. Использование земель под застройку и соответствующие инфраструктурные объекты обычно рассчитывается с использованием статистических данных. В нескольких странах ВЕКЦА эти данные дополняются данными спутниковых изображений. Трудности обычно связаны с использованием земель под незаконные свалки, полигоны отходов, хвостохранилища и отвалы породы. Период представления отчетности - 10 лет.


b). ^ Методологии и стандарты, согласованные на международном уровне: Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) ведет работу по согласованию систем классификации и баз данных в целях повышения качества информации о землепользовании на национальном и международном уровнях. Эта деятельность охватывает разработку определений и протоколов, структуры автоматизированной базы данных, содержащей информацию о землепользовании, а также согласованной на широкой основе структуры классификации землепользования.


Источники данных и представление отчетности


Данные о землепользовании в странах ВЕКЦА обычно имеются в государственных органах, отвечающих за ведение земельного кадастра, планирование землепользования, охрану окружающей среды, а также в статистических агентствах, местных органах власти и в различных докладах. Данные о землеетводе публикуются в государственных докладах о состоянии и об охране окружающей среды и ежегодных статистических сборниках в ряде стран. Органы статистики стран ВЕКЦА представляют данные по землепользованию в международную базу данных по статистике окружающей среды СОООН. ФАО также осуществляет сбор данных от своих стран-членов.


Справочная информация на международном уровне


- http://www.un.org/esa/sustdev/natlinfo/indicators/isd.htm

- http://www.fao.org

- http://themes.eea.eu.int/Environmental_issues/waste/indicators

- http://themes.eea.eu.int/IMS/CSI

- http://unstats.un.org/unsd/environment/questionnaire2004.htm/

- http://epa.gov/ncea/ROE Indicators/.


^ 20. РАЙОНЫ, ПОДВЕРЖЕННЫЕ ЭРОЗИИ ПОЧВ


Общее описание


a). Краткое определение: общая площадь земель и доля сельскохозяйственных угодий, подверженных деградации, связанной с ветровой и водной эрозией.


b). ^ Единица измерения: площадь (км2) и процентная доля сельскохозяйственных земель, подверженных эрозии.


Значимость для экологической политики


a). Цель: данный показатель обеспечивает возможность оценки состояния земельных угодий с точки зрения степени их подверженности ветровой и водной эрозии.


b). Проблема: эрозия почв может быть обусловлена как собственными характеристиками почвы и ландшафта (крутизна склонов, тип почвы, количество осадков), трудно поддающимися изменению, так и характером землепользования, который может быть изменен достаточно быстро за счет применения террасирования, создания ветровых барьеров (включая лесополосы), а также изменения таких факторов, как тип, густота и возраст растительного покрова. Эрозия - естественный процесс, однако зачастую он резко интенсифицируется в результате человеческой деятельности. В большинстве случаев эрозия является результатом неустойчивого использования сельскохозяйственных земель, деятельности крупных хозяйств, чрезмерного выпаса скота, а также неэффективных систем ирригации и управления водным хозяйством. Система ведения сельского хозяйства - один из важнейших факторов, воздействующих на качество почв. В свою очередь эрозия почв является наиболее наглядным показателем неблагоприятного воздействия неприемлемых агроприемов, ведущих к потере продуктивности растениеводства и зачастую необратимому ущербу для почв. С помощью этого показателя производится оценка общей территории подверженной эрозии, характера и динамики деградации почв (в случае наличия временных рядов за продолжительный период), одновременно этот показатель обеспечивает возможность планирования противоэрозионных мер.


c). ^ Международные соглашения и целевые показатели: Конвенция Организации Объединенных наций по борьбе с опустыниванием (Нью-Йорк, 1994 год). Показатель эрозии почв отражает прогресс, достигнутый на национальном уровне в области выполнения требований статьи 10 Конвенции. Хотя какие-либо конкретные целевые показатели не установлены, задача должна состоять в сокращении территории и процентной доли подвергшихся эрозии земель и/или снижении степени эрозии.


Методология и руководящие принципы


a). Сбор данных и расчеты: сбор данных ведется отдельно по общей площади земель (за исключением территорий, покрываемых внутренними водоемами или приливными водами) и сельскохозяйственных угодий (с учетом земель, занимаемых отдельными фермерскими постройками, дворами и пристройками к ним, а также временно необрабатываемых земель, таких, как невозделываемые небольшиеучастки, откосы, пешеходные дорожки, траншеи, защитные полосы и обочины). Ветровая и водная эрозия (плоскостной смыв, промоины и овраги) может быть оценена как чистая потеря почвы и отнесена к одной из четырех категорий: незначительная, умеренная, значительная и крайняя. Кроме того, эрозию можно оценить визуально или на основе снижения плодородия почв. Эти альтернативные методы могут также использоваться применительно к тем же четырем категориям, которые являются взаимоисключающими. Применение указанных четырех категорий должен дополнять показатель общей площади деградированных земель. Показатель эрозии почв не учитывает многие важные виды деградации почв, такие, как затвердевание, чрезмерный выпас скота, вторичное засоление или снижение плодородия и биоразнообразия. Он также не учитывает последствия строительства дорог и туризма. Показатель почвенной эрозии следует оценивать не реже одного раза в пять лет.


b). ^ Методологии и стандарты, согласованные на международном уровне: ЕЭК ООН приняла стандартную международную статистическую классификацию землепользования. Глобальная оценка деградации почв (GLASOD), разработанная ЮНЕП и ФАО, содержит определения, классифицирующие степень эрозии почв. Также могут оказаться полезными методологии ветровой и водной эрозии, разработанные в США (универсальное уравнение потери почвы) и некоторых других странах. Существует методология для создания глобальных и национальных почвенных баз данных (цифровые базы данных почв и земельных угодий - SOTER). В настоящее время Комитет по науке и технологии Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием разрабатывает соответствующие международные стандарты.


Источники данных и представление отчетности


На национальном уровне сбор данных ведется органами, ответственными за ведение земельного кадастра, планирование землепользования, охрану окружающей среды и статистическими управлениями. Количественные данные о площадях земель, подверженных различным видам эрозии, публикуются в государственных докладах о состоянии и об охране окружающей среды и ежегодных статистических сборниках в некоторых сьранах. Органы статистики стран ВЕКЦА представляют данные в международную базу данных по статистике окружающей среды СОООН. ФАО также осуществляет сбор данных от своих стран-членов.


Справочная информация на международном уровне


- European Environmental Agency. Assessment and Reporting on Soil Erosion. Technical report N 94. (EEA, 2002)

- Down to the Earth: Soil Degradation and Sustainable Development in Europe. A Challenge for Twenty-First Century. Environmental Issues Series N6. (EEA/UNEP, 2000)

- Towards a strategy for soil protection. (EC, 2002)

- Assessment and reporting on soil erosion. (EEA, 2002)

- Grimm, M. et al. Soil Erosion Risk in Europe. (2002)

- http://www.un.org/esa/sustdev/natlinfo/indicators/isd.htm

- http://www.fao.org/gtos/tems/index.jsp

- http://www.unccd.ch

- http://unstats.un.org/unsd/environment/questionnaire2004.htm/.


F. Сельское хозяйство


^ 21. ВНЕСЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ И ОРГАНИЧЕСКИХ УДОБРЕНИЙ


Общее описание


a). Краткое описание: общее количество внесенных удобрений на единицу площади сельскохозяйственных земель.


b). ^ Единица измерения: килограмм на гектар.


Значимость для экологической политики


a). Цель: показатель позволяет измерить давление на окружающую среду с точки зрения интенсивности внесения удобрений.


b). Проблема: при использовании минеральных удобрений для повышения урожайности в сельском хозяйстве одновременно возрастает экологическая опасность, например опасность загрязнения воды и почвы, и оказывается токсическое воздействие на другие компоненты окружающей среды, которое нарушает естественный баланс микрофлоры почвы. Высокое содержание нитратов и нитритов в питьевой воде представляет опасность для здоровья людей. Реальные экологические последствия зависят от практики борьбы с загрязнением, типа почвы и растений, а также метеорологических условий. Показатель дает возможность оценить нагрузку оказываемую на окружающую среду через внесение удобрений (аккумуляция избыточного количества биогенных веществ в почве, обусловленное этим загрязнение поверхностных и подземных вод, а также миграция биогенных элементов по трофическим цепям и их проникновение в другие компоненты окружающей среды). Анализ временных рядов данных о расходе минеральных удобрений позволяет контролировать их воздействие на окружающую среду, на которую влияют географические и другие местные условия, включая типы выращиваемых сельскохозяйственных культур, а также использование органических удобрений. На этой основе могут быть разработаны стратегии борьбы с любыми негативными воздействиями.


c). ^ Международные соглашения и целевые показатели: в Директиве ЕС 91/676/ЕЕС, касающейся загрязнения воды нитратами, установлены требования к использованию азота и фосфатов, в то время как размещение удобрений на рынке регулируется постановлением 2003/2003. Рекомендации на этот счет для своих участников разработала также ХЕЛКОМ (Хельсинкская комиссия).


Методология и руководящие принципы


a). Сбор данных и расчеты: необходимо собирать данные о продаже минеральных удобрений и их основных характеристиках. Показатель оценивается ежегодно. Данные о количестве использованных удобрений (продажи конечным потребителям) пересчитываются по трем основным биогенным компонентам (N, K2O, P2O5) и агрегируются. Основные данные о содержании биогенных веществ в удобрениях можно получить непосредственно у производителей или с помощью химического анализа (это должно быть ясно обозначено на маркировке и во всех коммерческих документах). Сельскохозяйственные земли определяются согласно кадастровой информации. Последствия внесения удобрений для окружающей среды предопределяются такими техническими параметрами их внесения, как использованное количество, климатическая зона, время года и способ внесения, а также тип сельскохозяйственной культуры и почвы. Эти факторы, за исключением типа сельскохозяйственной культуры, с трудом поддаются оценке. Сбор информации о таких органических удобрениях, как компост, навоз и костная мука, не ведется. Не собирается и информация об использовании удобрений вне сельского хозяйства.


b). ^ Методологии и стандарты, согласованные на международном уровне: Стандарты ИСО (17020 - для отбора проб и 17025 - для испытаний).


Источники данных и представление отчетности


В ВЕКЦА ведется сбор данных в министерствах сельского хозяйства и охраны окружающей среды, а также в статистических учреждениях. В ряде стран ВЕКЦА государственные органы статистики и их органы на местах располагают базами данных по внесению удобрений в разрезе областей и по стране в целом за многолетний период. Данные о внесении минеральных и органических удобрений в целом по стране ежегодно публикуются в статистических сборниках ряда стран. Страны-члены ФАО представляют данные в базау данных ФАОСТАТ.


Справочная информация на международном уровне


spravochno-prakticheskoe-posobie-saratov-2005-udk-616-9471-44-stranica-2.html
spravochno-prakticheskoe-posobie-saratov-2005-udk-616-9471-44-stranica-7.html
spravochnoe-byuro-vechernyaya-moskva-mitko-elena-11102005-188-str-5-tv-10-pervij-kanal-novosti-10-10-2005-18-00-10.html
spravochnoe-posobie-dlya-nachinayushih-korotkovolnovikov-izdanie-3-e-pererabotannoe-i-dopolnennoe-stranica-14.html
spravochnoe-posobie-izdatelstvo-energiya-1978-izdatelstvo-radio-i-svyaz-1983-stranica-16.html
spravochnoe-posobie-izdatelstvo-energiya-1978-izdatelstvo-radio-i-svyaz-1983-stranica-26.html
  • school.bystrickaya.ru/13-pokazateli-deyatelnosti-federalnogo-kaznachejstva-doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti.html
  • learn.bystrickaya.ru/gennadij-sorokoumov-stomatologicheskie-stihi-ili-arbatskoe-nebo-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/422-fizicheskie-osnovi-mehaniki-i-termodinamiki-rabochaya-programma-disciplini-zashita-informacionnih-processov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-voennosluzhashih.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-vnutrennej-proverke-organizacii-i-provedeniya-nauchno-issledovatelskih-rabot-v-svfu-stranica-7.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvedenie-mezhregionalnaya-innovacionnaya-programma-osvoeniya-visokotehnologichnoj-grazhdanskoj-produkcii-na-predpriyatiyah.html
  • institute.bystrickaya.ru/filosofskij-diskurs-o-moderne-soderzhanie-stranica-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tema-ded-i-baba-programma-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-i-produktivnogo-voobrazheniya-doshkolnikov-posredstvom.html
  • studies.bystrickaya.ru/kultura-povedeniya-za-stolom-istoriya-i-sovremennost.html
  • college.bystrickaya.ru/1-10-chasov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pervij-prezident-rossii-boris-nikolaevich-elcin.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspisanie-peredach-iyul-2011-stranica-8.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-a-kejzer-utverzhdeno-na-zasedanii-kafedri-stranica-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskie-vechera-vstrechi-veteranov-izdatelsko-poligraficheskij-kompleks-vsgakii-2006-g-bbk-78-38-o-62.html
  • report.bystrickaya.ru/i-s-yakimanskaya-metodologiya-i-diagnostika-v-psihologicheskom-issledovanii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/principi-raboti-nad-proiznosheniem-uchebnoe-posobie-moskva-izdatelstvo-rossijskogo-universiteta-druzhbi-narodov-udk-811-161-1.html
  • university.bystrickaya.ru/gabriel-garsiya-markes-sto-let-odinochestva-stranica-14.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-seminar-muzejnij-suvenir-modeli-tehnologii-marketing-v-ramkah-proekta-museum-token-muzejnij-suvenir-data-25-26-iyunya-2011-g-ploshadka-gosudarstvennij-voenno-istoricheskij-i-prirodnij-muzej-zapovednik.html
  • school.bystrickaya.ru/dosldzhennya-bolgarskogo-etnosu-chast-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/36-vvod-s-klaviaturi-i-vivod-na-ekran-sostavlenie-programmi-na-yazike-programmirovaniya-otladka-i-testirovanie-programmi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/stadii-soversheniya-umishlennogo-prestupleniya-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zapazdivanie-potencialov-v-mehanike-nyutona-pri-dvizhenii-zaryazhennoj-chastici-v-elektromagnitnom-pole.html
  • letter.bystrickaya.ru/nazvanie-tovarov-stoit-probovat-na-zub-mtv-ili-kak-video-pogubilo-zvezdu-radio.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-yarmarki-nauchno-tehnicheskih-i-innovacionnih-idej-i-proektov-molodezhi-zelenogradskogo-administrativnogo-okruga-goroda-moskvi-ritm-zelenograda-obshie-polozheniya.html
  • books.bystrickaya.ru/delovaya-ritorika-chast-6.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vserossijskaya-konferenciya-po-problemam-pravovogo-vospitaniya-i-prosvesheniya-detej.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rspp-stroit-vertikal-kontrolya-nad-biznesom-gosduma-rf-monitoring-smi-9-aprelya-2008-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-v-ramkah-organizacii-obedinennih-nacij-po-formirovaniyu-i-realizacii-politiki-perehoda-k-ustojchivomu-razvitiyu.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-kursa-vrezultate-izucheniya-disciplini-student-dolzhen-znat-ponyatijnij-apparat-kategorii-i-principi-professionalnoj-etiki.html
  • lesson.bystrickaya.ru/otryad-udilshikoobraznie-lophiiformes.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-4-sostav-territorii-municipalnogo-obrazovaniya-reshenie-07-fevralya-2012-goda-poselok-01.html
  • assessments.bystrickaya.ru/biznes-proekt-chast-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-komplekt-disciplini-fizicheskaya-geografiya-mordovii.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-8-klass-data-uroka.html
  • writing.bystrickaya.ru/aura-chast-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.