Справка об итогах конкурса историко-исследовательских и литературных работ
.RU

Справка об итогах конкурса историко-исследовательских и литературных работ






Справка об итогах конкурса историко-исследовательских

и литературных работ

«Великая Отечественная война в судьбе моей семьи»


«Нет в России семьи такой, чтоб не памятен был свой герой», - поется в известной песне. И это действительно так. Прошло 68 лет с начала ВОВ и 64 после её окончания. Тот, кому к концу войны было 25, сейчас подошли к 80-летнему рубежу. С каждым днем ветеранов войны, т.е её живых участников и свидетелей, становится всё меньше. Не случайно пишет школьник Воргинской школы Ершичского района, что в их поселке осталось только четыре ветерана, а есть такие деревни, где один, а то и ни одного. Тем важнее сохранить воспоминания тех и о тех, кто прошел через тернии той войны, испытал её, кто знает, как страшна война, как важно её не допустить и всё же быть готовым к ней, к защите своих границ, своих семей, жизней своих близких.

Когда знакомишься со всеми работами, то в итоге складываются две картины: подвиги героев на фронтах, в подполье и в партизанском движении, а также картина жизни и борьбы нашего народа на оккупированных территориях, под пятой захватчика. Война выявила лучшие качества в нашем советском человеке: преданность Родине, героизм, самопожертвование, великое терпение при перенесении трудностей, взаимовыручка, военное братство. В тылу было не легче. Трудно читать те страницы работ, где рисуются картины расправы карателей в мирными жителями. Разве забудут теперешние бабушки, как на их глазах фашистские солдаты пристреливали раненых наших бойцов, как сжигали целые деревни вместе с женщинами и малыми детьми, как обрекали на голодную мучительную смерть целые семьи, забирая у них всё и выгоняя из собственных домов на холод, как нагло эти новые рабовладельцы попирали честь и достоинство русского человека.

Дети сегодняшнего дня, не ведающие этого в своей жизни, только от прабабушек и прадедушек могут узнать о событиях шестидесятилетней давности. И как замечательно, что эти дети бережно собирают крупицы сведений о своих родственниках, устанавливают свои родословные, рисуют генеалогическое древо своего рода, берегут редкие довоенные фотографии, награды и наградные документы своих предков, пишут в архивы, собирают свидетельства очевидцев. 60 работ, которые были присланы на этот конкурс, - это бесценные исторические материалы о войне. Правильно писал один мальчик, мы действительно много знаем о больших сражениях, крупных операциях, где участвовали тысячи людей. Кажется, история дошла до такой степени совершенства, что ей стал интересен отдельный человек, его чувства и переживания. И хотя война была «одна на всех», но у каждого была «своя война», и из этих «малых, отдельных войн» складывается цельная историческая картина, выявляется характер народа и его судьба.

На конкурс подано 60 работ из 16 районов области. Результаты таковы:

1. Вяземский район – 2

2. Велижский район – 1

3. Демидовский район – 3

4. Дорогобужский район - 4

5. Ельнинский район – 6

6. Ершичский район – 4

7. Починковский район –2

8. Рославльский район – 2

9. Руднянский район - 3

10. Смоленск – 8

11. Смоленский район - 5

12. Сычевский район – 2

13. Тёмкинский район – 2

14. Холм-Жирковский район – 1

15. Шумячский район - 10

16. Ярцевский район – 5

ВСЕГО: 60 РАБОТ, участников более 100 человек, учитывая, что некоторые работы коллективные (есть, где 22 участника)

Среди участников: девушек все-таки больше, чем юношей; студентов – 2, библиотекарь – 1, учащиеся педагогического лицея – 4, учреждения дополнительного образования – 1, учителей – 2 (один как соавтор работы дочери, один как самостоятельный автор), поисковые отряды «Гвардеец» г. Ельня, «Поиск» г. Рославль, детская общественная организация «Юный гагаринец» Холм-Жирковского района, актив школьного краеведческого уголка, Темкинский район и др.

По классам распределение такое:

2 кл. – 1

3 кл. – 1

4 кл. - 1

5 кл. – 3

6 кл. – 5

7 кл. – 6

8 кл. – 13

9 кл. – 7

10 кл. – 11

11 кл. – 2

^ Здесь об интересах наших конкурсантах, их литературных и научных пристрастиях.

Хотя для всех конкурсантов была предложена одна тема – судьба войны в судьбе семьи, тем не менее участники конкурса смогли проявить инициативу и использовать различные жанры и по-разному назвать свою работу. Среди работ есть стихи и сочинения, очерки и документальная повесть, рассказы очевидцев и повествования, рефераты, есть даже работа, написанная в форме писем к потомкам, чтобы и они знали и берегли историю своих предков. Все работы выполнены в соответствии с требованиями, изложенными в «Положении о конкурсе». Они содержат анкету автора, цели и задачи исследования, введение, основная часть иногда, если работа большая, подразделяется на разделы, в конце список источников, приложения с огромным документальным материалом. Все работы красиво оформлены и в основном грамотны. Приятно сознавать, что у наших конкурсантов широкий круг интересов, они занимаются в кружках краеведения, работают в школьных музеях, используют в работах энциклопедии и словари, исторические труды и мемуары военачальников, любят читать книги по истории, краеведению, увлекаются классической литературой и фантастикой, теперь вот пришло увлечение компьютером. В конкурсных работах отражаются многообразные чувства нашей молодежи: любовь к родине, уважение к ветеранам и людям старшего поколения, стремление сохранить те воспоминания, которыми с ними делятся живые участники и свидетели войны. В целом понимаешь, что подобные конкурсы имеют значение и для нас, взрослых, и для самих детей. Важно, что в написании многих работ принимали участие мамы-учительницы и просто мамы, это так важно для общения детей с их родителями. Надеемся, что по крайней мере часть работ будет издана в виде сборника и поможет будущим поколениям правильно судить о войне, её героях и не-героях.


Расскажу о некоторых работах, это будет интересно для всех участников, чтобы сравнить, познакомится, что пишут другие.


^ Беляева Алена Михайловна, 10 кл. СОШ № 7, г. Вязьма «Судьба семьи в судьбе страны». Рук. – Румянцева Ирина Алексеевна

Работа большая и содержательная, с хорошим вступлением, со стихами, прослежена родословная по двум линиям – отца и матери, начиная с пятого колена. Прадед, Калинник Петр Михеевич, прошел всю войну с первого до последнего дня, старший сержант гвардии закончил войну в Южной Моравии (Чехословакия). Из рода Пушкарей воевали братья Филипп Стефанович и Иван Стефанович, оба рано умерли, воевали на Кубани и под Сталинградом. Их дети и внуки честно и добросовестно работали в народном хозяйстве. К работе приложен настоящий фотоальбом семейных фотографий, список наград всех родственников с копиями документов, благодарственные письма, поздравления, значки «Победитель социалистического соревнования». Они свидетельствуют о том, что члены этого большого семейства были прекрасными тружениками. У Алёны есть все основания гордиться своей большой и дружной семьей.


^ Зятев Максим, 6 кл. Андреевская ООШ, Демидовского района. Сочинение «Судьба …»

Интересный рассказ о своем прадедушке, бывшем разведчике, участнике войны с Г. и Яп. Награжден двумя медалями за оборону Кавказа, за победу над Японией и Германией. В семье хранится красноармейская книжка, служебная характеристика, медали и удостоверения к ним. К работе приложены фотографии из семейного альбома (дом старый, фото прадедушки), а также фото самого автора с любимым компьютером.


^ Горбачева Анна Владимировна, 7 кл., Верхнеднепровская СШ № 3. Дорогобужский ДДТ, «Школа юных журналистов». Рук. – Гречанова Е.К.

«Запомним всё, что связано с войной». Рассказ о бабушке Захаровой Марии Васильевне, участнице войны. Родилась в деревне, трудное детство, поступила в медучилище, но началась война. Девушка рвалась на фронт, но ей и нескольким женщинам поручили угнать в тыл колхозное стадо. Они прошли сотни километров, пережили страшную бомбежку на Соловьевой переправе, но сохранили стадо. А затем был фронт, была санинструктором батареи. Конец войны встретила в Лодзи, в Польше. Честно трудилась и после войны. О М.В. Захаровой не раз писали газеты, статьи и многочисленные грамоты и др. документы в приложении. В конце Анна пишет: «Честно признаться, я не могу ответить себе на вопрос – смогла бы я так, как бабушка в своё время, уйти добровольцем на фронт, не испугаться смерти, лишений и тягот войны. Я поняла, что война – самое страшное зло на земле».


^ Клиенкова Наталья Сергеевна,1985 г.р., библиотекарь Ц Р Б.

«Защитникам моего города, моей страны посвящается». Стихотворение. 7 строф, хорошо рифмованных и содержательных, в конце такие строчки:

Дорогою ценой нам досталась Победа…

Но бывает ли низкой Победы цена?

Быть достойною памяти павшего деда

Каждый день, каждый час заставляет она.

Пусть в этих стихах нет ничего непосредственно о родственниках, но оно дышит искренним чувством гордости за родной город и Победу.


^ Хижина Юлия Эдуардовна, 1991 г.р., 10 кл. СШ № 2, г. Ельня

«Гордость нашей семьи». Юлия пишет о своей прабабушке Кожемякиной Евгении Захаровне. Перед войной она училась в учительском институте, закончила там курсы санинструкторов, и в начале войны оказалась в рядах медицинских сестер, помогающих воинам на поле сражений. Она участвовала в боях в самых трудных сражениях: на Соловьевой переправе, у деревни Ушаково под Ельней, где ей довелось беседовать с самим Г.К. Жуковым, затем шли бесконечные дежурства в полевых госпиталях. Вернувшись с фронта в 1944 году, Е.З. работала в школе, затем в местной газете, трудилась, пока были силы (последняя её публикация – от 2004 года, когда Е.З было 82 года). Юлия посвящает свою работу своей прабабушке, которой она гордится и восхищается.


Коллективная работа «10-летию поискового отряда «Гвардеец» посвящается. Специальное информационно-художественное издание».

В прекрасно оформленной работе рассказывается история ельнинского поискового отряда «Гвардеец», его командира, ветерана ВВС В.В. Громова, перечислены 60 фамилий, прочитанных по медальонам, найденным в период поисковых работ, всё это иллюстрировано фотографиями и многочисленными документами.


^ Стефаненкова Юлия, 7 кл. Руханская СОШ, Ершичского района. Рук. – Стефаненкова Любовь Николаевна, учитель истории, зав. шк. музеем.

«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».

Начало работы – вступление о необходимости патриотического воспитания молодежи, прежде всего на военных традициях. «Нам свои боевые //Не носить ордена. //Вам все это, живые, // Нам – отрада одна, //Что недаром боролись // Мы за Родину-мать, // пусть не слышен наш голос - //Вы должны его знать. Таков эпиграф к этой работе. И далее девочка пишет, что в преддверии 65-летия нашей Победы она решила «упорядочить свои знания, уточнить сведения о родственниках, пострадавших в годы войны» для этого были опрошены и родственники, и соседи-старожилы, привлечены материалы семейных альбомов и военкомата. Среди участников войны – прадед Беликов И.Т. (погиб в 1942 году), прадед Беликов Н.Т. – воевал, вернулся израненный и вскоре умер, прапрадед Беликов С.Т. – погиб в первые дни войны; прапрадед Беликов П.Т. – погиб в первые годы войны; прапрадед Беликов М.Т. – с войны не вернулся; прадед Солдатенков И.М. – вернулся с фронта с многими наградами, честно трудился в послевоенные годы, двоюродный прадед Солдатенков Р.М. – военный летчик, после войны учил молодых пилотов летать; двоюродный прадед Солдатенков С.М. – участник войны, также преподавал в военном училище после войны; прадед Шуршилин Л. И. – участник войны, умер вскоре после возвращения; двоюродный прадед Шуршилин П.И. погиб на Курской дуге. Таким образом, десять прапрадедушек и прадедушек были участниками войны, из них четверо не вернулись с фронта, некоторые умерли от ран вскоре после возвращения.

Дети войны: воспоминания тех, кто подростком пережил все ужасы оккупации и помогал чем мог партизанам и подпольщикам; воспоминания Шуршилиной М.И. – это память о послевоенном восстановлении и труде в колхозе. Т.О. девочка собрала материал о 13 своих родственниках. Эта семья действительно внесла свой вклпд и в Победу, и в развитие страны в послевоенное время. все рассказы интересны, изобилуют подробностями, особенно о жизни в оккупации и в послевоенные годы. Работа грамотная к работе приложено громадное «генеалогическое древо» и ксерокопии некоторых наградных документов.


^ Сорокин Алексей Евгеньевич, студент Ельнинского с/х техникума,1991 г.р., вырос в Ельне. Реферат (есть замечания: нет списка литературы, написан по воспоминаниям прадеда, но много исторических фактов). Работа так и называется: «Мой прадед Бросалин Леонид Васильевич». Работа большая, обстоятельная. Рассказывает о том, как Леонид Васильевич встретил войну на самом западе страны в первый же её день, как после первых боев отступали, оказались под Москвой. Затем Бросалин воевел на Южном фронте, брал с боем Крым и освобождал Севастополь, был переброшен на Западный фронт и штурмовал Кёнигсберг. Л.В. – участник парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Награжден тремя орденами, четырьмя медалями, две из которых «За отвагу», имеет пять юбилейных медалей. В 1981 году Министр Обороны Д.Ф. Устинов наградил Л.В. Бросалина именными часами.

Рассказ интересный, изобилует подлинными фактами и впечатлениями. Особенно примечателен рассказ о штурме Кёнигсберга и Параде Победы. В конце работы – ксерокопии наградных документов и фотографии.


^ Шугаров Денис Андреевич, 10 кл., Воргинская СОШ, Ершичский район. Рук. – Познышев Юрий Александрович, учитель истории. «Война в судьбе моей семьи». В предисловии к работе Денис пишет, что он давно занимается в краеведческом кружке под руководством своего учителя Познышева Ю.А. Много интересного узнали ребята за это время. в его семье погибли и умерли от ран более десяти родственников, а вот прабабушка, партизанская разведчица, осталась жива, вырастила внуков и правнуков, и в свои 86 лет не устает трудиться. О судьбе прабабушки Мухиной Марии Михайловны и рассказывается в работе Дениса Шугарова. М.М. Мухина, выросшая в п. Ворга, вступила в партизанский отряд, выросший в 1-ю Воргинскую партизанскую бригаду. На счету этого партизанского соединения много прославленных операций, особенно известна Пригорьевская операция, когда партизаны разгромили фашистский гарнизон на станции Пригорье. И во всех этих славных делах принимала участие и вносила свой вклад молодая партизанка М.М. Мухина. Рассказ изобилует такими подробностями, которые нельзя придумать, их можно только пережить в самой жизни. Работа написана хорошим языком, в приложениях есть и газетная статья «Партизанская разведчица» о М.М. Мухиной, и фотографии, и ксерокопии документов. Работа производит сильное впечатление. И заканчивает её Денис такими словами: «Тяжелый след оставила война в судьбе моей семьи, и я не хочу, чтобы такое когда-нибудь повторилось. В следующем году я заканчиваю школу. От службы в армии «косить» не собираюсь. Я понимаю, что Родину защищать необходимо, и в случае чего я готов отдать за неё жизнь, как отдавали наши предки. «Если не я, то кто же?» - этот девиз хорошо бы помнить всем молодым парням, чтоб на быть иждивенцами у родной страны, а все силы отдать на благо её процветания».

Хорошо сказал Денис!


^ Горшенков Илья Николаевич, 8 кл., Стодолищенская СОШ, Починковский район, рук. – Горшенков Николай Николаевич, преподаватель ОБЖ.

«Семья – неиссякаемый источник мужества и веры в будущее».

… «Зачем записывать слово в слово то, что вспоминают и чувствуют обыкновенные люди, научившиеся за свою жизнь видеть и помнить, ЧТО И КАК БЫЛО? Затем, что это единственный документ, прямо совпадающий с жизнью. Почему нельзя исправлять чужие слова, добавлять свои? Потому, что это мой дед, и он сам мне всё это рассказывал. В его душу, кроме невыносимостей войны, запало и ощущение детства и страх. Потому что ни одно историческое исследование не передаст мироощущение ушедшей эпохи так, как эту эпоху чувствовали простые люди, жившие в те времена, и всё еще живо переживающие свое прошлое». Это несколько строк из вступления Ильи к его работе. А далее идет рассказ о четырех семьях и судьбах их членов в войне и после воны. Отдельный рассказ об А.А. Шантуеве. К работе приложен большой материал» карты, схемы, ксерокопии документов, фотографии довоенные и послевоенные… всё это прекрасные люди, не уронившие чести и достоинства ни в войне, ни под немецкой пятой, ни в бою, ни в труде. Илья правильно пишет, что тот материал, который он собрал, он передаст своим детям и внукам, «актуальность работы очевидна. Сейчас всё более агрессивными становятся СМИ, навязывающие подчас неправильное отношение к истории и семье…». К сожалению, работа носит достаточно фрагментарный характер, но Илья надеется её продолжать.


^ Коллективная работа Клименко Анатолий, Плескачевский Ростислав, Якубовская Анастасия. СШ № 6 г. Рославля. Рук. – Козлова Надежда Иосифовна, учитель фр. языка.

«Вся жизнь – подвиг» (о семье Власенковых из деревни Скроходово Рославльского райлна Смоленской области.

Работа интересная, посвящена истории жизни учительницы Анны Михайловны Власенковой и её сыновей. Анна Михайловна после того, как деревня была занята фашистами, стала партизанской разведчицей, подпольщицей, а потом ушла в партизанский отряд, вместе с партизанами участвовала в боевых действиях 1-й Клетнянской бригады. После войны продолжала прежнюю профессию, была уважаемым и любимым человеком в своем селе. Её сын Владимир также участвовал в войне и был расстрелян в чешском городе Брно. Сын Виктор был командиром отделения диверсионно-разведывательной группы в партизанском отряде. Но многих не досчитались Власенковы после освобождения от врага. За помощь партизанам погибли и взрослые, и дети, безжалостно казненный фашистами. Авторы работы собрали воспоминания об А.М. Власенковой у тех, кто знал при жизни эту замечательную женщину, награжденную орденом Ленина. Эти воспоминания заверены подписями и носят характер уже архивных документов.

Работа хорошая, интересная. Изложение связное, последовательное, язык грамотный, живой.

Вторая работа из Рославля из той же школы № 6 под руководством Н.И. Козловой

^ Барыбина Анна, 10 кл., «В.О.В. в судьбе моей семьи». «Благодаря конкурсу я привела в порядок отрывочные сведения об участии в войне членов нашей семьи. Я составила свою родословную, открыв для себя новые имена. Семь человек нашей большой семьи погибли в огне войны. … Мои прадеды были простыми людьми, но без них не было бы ни Победы, ни славы России», - так пишет Анна в предисловии к работе.


^ Кухтиков Никита, 5 кл., С.Ш. № 1, г. Рудня. Рук. – Прудникова Е.В. Сочинение «Память сердца». Сочинение посвящено памяти прадеда Колодочкина Николая Ильича. На фронте был артиллеристом, был ранен, дошел до Берлина, имел награды. Никита пишет: «Очень обычным человеком был мой прадед. Не стал он Героем Советского Союза, не совершил никакого громкого подвига. Нет его имени ни в газетах, ни в книгах. Таких воинов на войне были сотни тысяч. Но как и все они, мой прадед приближал Победу, шаг за шагом, метр за метром освобождая родную землю. И пусть моего прадеда не знает никто из истории ков, о нем знаю и помню я, его далекий потомок. И эту память сердца я передам своим детям и внукам». Хорошие слова!


^ Еще одна коллективная работа Гимназия им. Пржевальского. творческой группы в составе: Бучинская Ирина (6 кл., 13 лет), Зуева Анастасия (9 кл., 16 лет), Богачев Никита (6 кл., 13 лет), Никитенкова Надежда (9 кл., 16 лет), Соколова Виктория (6 кл., 13 лет), Болышенкова Алина 6 кл., 13 лет. Рук. – Ярус Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы. «И была война» - общее название работ. Это небольшие рассказы- истории прадедах, бабушках и дедушках, которые были детьми в войну и пережили оккупацию под своими названиями: «Два Ивана», «Разговор по душам», без названий.

В целом учитель Е.Е. Ярус представила несколько работ своих шести- и девятиклассников. Скорее всего, это учебные работы. Приятно, что папы двух девочек – активные поисковики, и их дети опирались на их поисковую деятельность.


^ Дронова Олеся, 11 кл., СШ № 8, г. Смоленск. «Как мало значила в войне одна человеческая жизнь».

Олеся, по существу, опровергает в своей работе её название. Ибо рассказывает она об одном человеке, который сыграл далеко не последнюю роль, наряду с миллионами других, в нашей Победе. Олеся рассказывает о своем прадеде Коляно Алексее Михайловиче. До войны он работал инженером локомотивного депо ст. Смоленск. Когда началась война, А.М. Коляно был оставлен для подпольной работы в Смоленске. Он прошел подготовку в Вязьме в диверсионном отряде, так же как и К.С. Заслонов, устроился к немцам на работу в депо ст. Колодня и вместе с другими подпольщиками занимался диверсионной работой. Состоял в отряде К. Заслонова и Жуковского, в июле 1942 года был схвачен гестаповцами и после зверских пыток расстрелян. Место, где его захоронили местные жители, неизвестно. Но на вокзале в Смоленске его имя находится рядом и именами других подпольщиков, погибших во время немецкой оккупации

История Смоленского подполья не выяснена до конца и к сегодняшнему дню. Дело в том, что его дважды выдавали провокаторы, и подполье практически полностью было уничтожено, живых свидетелей не осталось. Преподаватель Смоленского пединститута в течение многих лет изучал эту страницу в борьбе смоленских патриотов, но и ему немного удалось узнать.

Олеся провела настоящее научное исследование не только о судьбе своего прадеда (его судьба неразрывно связана с другими людьми), но и о Смоленском подполье в целом. Её работа отличается научным подходом к проблеме, начинается она введением, где Олеся дает обзор использованной ею литературы, затем идет обстоятельный рассказ о Смоленске в годы оккупации, и насколько позволяли материалы, она рассказала о подполье и роли в нем А.М. Коляно. Работа содержит громадное приложение, где приведены запросы в архивы и ответы на них, различные документы, фотографии, газетные статьи. Работа грамотная, содержательная, интересная. В заключение автор работы пишет:

«Я нашла больше информации, чем ожидала. Сохранилось много бумаг о прадедушке, о партизанских отрядах Заслонова и Жуковского, в которых он состоял. Мне удалось посмотреть лишь половину того, что хранится в архивах. Но я не собираюсь на этом останавливаться: есть архивы в г.г. Москве и Орше. Хочу передать весь материал в «Книгу Памяти», в музей Великой Отечественной войны, музей Железнодорожников, в колоднянскую школу №13, где есть музей, посвященный подпольщикам их района». Это замечательные слова, возможно, они определят будущее этой девочки.


МОУ гимназия им. Пржевальского. Коллективная работа учащихся 5б, 6в и других классов – всего 22 автора (хотя они не авторы, их материалы обобщила их учительница). Рук – Третьякова А.В., учитель русского языка и литературы. (Список прилагается – 21 человек). «Война в судьбе моей семьи»

Руководитель коллективной этой уникальной работы Алла Викторовна Третьякова (1966 г.р.) не просто собрала детские работы своих маленьких учеников, она обработала их и сделала из них общую работу, где все тексты связаны, имеют вступление и представляют собой единое целое. Открывается работа рассказом самой Аллы Викторовны, родившейся в Белоруссии, окончившей там же Минский университет. Все её родные и близкие провели четыре года в немецкой оккупации, мужчины сражались на фронтах войны. Дедушка Аллы Викторовны Полишевич Сергей Михайлович, учитель школы, 21 июня 1941 года проводил выпускной вечер, а на следующий день, когда началась война, он же со своими выпускниками отправился в военкомат и всю войну провел в боях. Муж Аллы Викторовны – воин-афганец, так что слова их сына звучат искренне и убежденно: «считаю, что нормальная жизнь человека немыслима без идеалов. «Тайна бытия человеческого не в том, чтобы жить, а в том, для чего жить». Вот почему подрастающему поколению необходимы образцы для подражания. Мы должны не только испытывать благоговейное отношение к нашим предкам, но и стараться быть похожими на них». Эта работа вносит новые факты и акценты в историю Великой Отечественной, она заслуживает того, чтобы быть напечатанной, для чтения и воспитания других молодых людей.


^ Борунов Илья Алексеевич, 4 кл., Катынская СШ, Смоленского района. Сочинение «В.О.В. в судьбе моей семьи». У Ильи знаменитый дедушка – Соколов Николай Степанович, нкоторыё не только воевал, но не раз встречался с А.Т. Твардовским, который назвал его Теркиным – именем своего героя. Статья в газете так и называется – «Настоящий Василий Теркин живет на Смоленщине». В приложения – фотографии и ксерокопия статьи. Интересно


^ Таначова Анжелика, 6 кл., Замыцкая МООШ, Темкинский район. «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи».

Таначова Анжелика начинает свою работу с того, что у неё нет тех бабушек и дедушек, о которых она могола бы написать. Но её мать, учительница этой же школы, сама готова всем помочь, откликается на беду любого, и такие же чувства прививает дочери. Их принцип «Чтоб после себя не корить, // в том, что сделал кому-то больно, // лучше добрым на свете жить, // злого в мире и так довольно». И далее девочка рассказывает о своей соседке, Михеевой Анне Егоровне, у неё на войне погиб брат. Сама Анна Егоровна пережила фашистскую оккупацию, вынесла все муки военного и послевоенного времени, честно и добросовестно работал в сельском хозяйстве, имеет многочисленные награды. В конце работы – приложения, ксерокопии документов Анны Егоровны на различные награды. Хорошая, грамотная работа.

Работа ^ Актива историко-краеведческого уголка Замыцкой МООШ, Темкинский район. Рук – Таначова Ирина Анатольевна. «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи».

В работе рассказывается о двух походах школьников по местам боев в период войны. Ребята каждый год совершают несколько походов, на велосипедах и пеших, ухаживают за могилами павших героев 33-ей и 43-ей армий. Около д. Костюково ребята убирают могилу, где захоронены 26 мужчин, расстрелянных фашистами в феврале 1942 года. Ребята установили все их имена, записали воспоминания местной жительницы А.А. Степановой. В деревне Березки они встретились с работавшими там поисковиками из московского отряда «Обелиск», познакомились с ними, поработали вместе. К тексту приложен маршрутный лист и многочисленные фотографии. А из газетной статьи, которая находится в приложениях, можно узнать, что Таначова Анжелика не только участница походов, но и член поискового отряда «Надежда», она уже побывала на вахте, поднимала останки бойцов, и ей не надо объяснять, как нужна и как полезна работа поисковиков.


^ Гнедков Евгений Викторович, 8 кл., Студенецкая СШ, Шумячский район, рук. - Гнедкова Ирина Ивановна. «По страницам семейного альбома».

В этой работе действительно рассказывается о тех, чьи фотографии сохранились (некоторые с довоенных времен) в семейном альбоме. Об участии в войне этих прадедушек, прабабушек, о судьбах их детей, о жизни в период немецкой оккупации рассказывает Евгений Гнедков. Рассказ его не просто интересен, он удивляет особой нежностью, с которой юный автор пишет о своих родных местах, весьма удаленных от центров, о природе и людях родного края, о гордости за их дела и достойные жизни. Вот что он пишет: «Здешняя природа никогда не радовала глаз буйными красками, не баловала богатыми урожаями. Но, родившись на этой земле, невозможно не полюбить её неброскую, скромную, незабываемую красоту и кроткий нрав. Невозможно было предать эту землю в годы испытаний, как невозможно предать мать, какой бы они ни была. Наверно, поэтому до сих пор, несмотря на невзгоды и испытания. Живут здесь мои родители, мои дедушки и бабушки, веками жили здесь мои прадеды». Они же и встали на защиту этой земли в годину испытаний. Об этом и пишет Евгений. В конце прилагаются фотографии, фото наград, и даже карта, чтобы можно было увидеть те места на границе с Белоруссией, где живет Евгений. Работа оформлена в соответствии с требованиями конкурса.


^ Козлов Кирилл, 2 кл. Первомайская СШ, Шумячский район. Рук. – Агафонова Татьяна Валентиновна. «Фото из семейного альбома». Стихотворение.

В семейном альбоме я фото увидел,

На нем был красивый солдат молодой,

С расспросами к бабушке мамы пошел я,

Она мне сказала: «Солдат – отец мой родной.

На фронт твой прапрадед ушел почти сразу,

Жену и детей он решил защищать,

В боях он был смел и не струсил ни разу,

Кто дома захочет врага увидать?

Да, были раненья – к земле он не жался,

За подвиги ратные он награжден.

За нашу с тобою отчизну сражался,

Вернулся несломлен и не побежден».


^ Данюшин Михаил Сергеевич, 3 кл., СШ №10 г. Ярцево. Рук. – Афонина Н.В., учитель начальных классов. «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи…»

Автор работы, которая носит настоящий исследовательский характер – десятилетний мальчик, ученик начальной школы. Но вот что он пишет в своей анкете: занимается английским языком; принимает участие в конкурсах по краеведению; является членом школьного краеведческого музея и научного объединения учащихся (НОУ) секция «Краеведение»; научные (!) интересы: краеведение, история ВОВ; литературные предпочтения: энциклопедии, Атласы. И документ литература на военную тему. Вот сколько мог написать о себе ученик всего лишь 3-его класса. Его работа действительно отличается научностью, обстоятельностью, ссылками на словари и энциклопедии, история семьи рассматривается им на широком историческом фоне. Ему удалось установить, что Данюшин Николай Алексеевич, Герой Советского Союза, чьё имя носит сегодня ярцевская школа № 10, его родственник.

Михаил Сергеевич (именно так хочется его называть) подробно описывает историю своей семьи, среди его родственников есть и те, кто геройски сражался на фронтах войны, и те, кто погиб в боях, есть прабабушка, побывавшая в фашистском концлагере. В приложениях собран огромный материал: карты сражений, довоенные и послевоенные фотографии, справки, ксерокопии различных документов и даже телеграммы, присланные прадедушке Фрузенкову Ивану Васильевичу от Президента Путина. В тексте много хороших стихов, написанных мамой Михаила Сергеевича, она может гордиться успехами своего маленького сына. Вероятно, его работа написана не без её участия, и это прекрасно, что мать и сына объединяет общность интересов и любовь к истории, патриотическое отношение к родному краю.


Отдельно отметим:


Ученица Стабенской школы Смоленского района написала в своей работе:

«Для нашего поколения В.О.В. – это очень далёкое-далёкое. И если бы в школе нам не сказали об этом конкурсе, мы бы, наверное, многое не узнали о наших родных, прошедших через войну».

Лучше о значении объявленного центром «Долг» конкурса не скажешь.


Позвольте также выразить благодарность всем педагогам – руководителям работ своих учеников, без их большого бескорыстного труда эти работы вряд ли были бы написаны. Вот эти педагоги:

  1. Павлова Лариса Стефановна, учитель русского языка и литературы, Городищенская СОШ Велижского района.

  2. Румянцева Ираида Алексеевна, МО СОШ № 7, г.Вязьма

  3. Власова Валентина Борисовна, МОУ СОШ № 2, г. Дорогобуж

  4. Гречанова Е.К., Дорогобужский Дом детского творчества, «Школа юных журналистов».

  5. Галузина В.М., центр развития детей и юношества, г. Ельня.

  6. Познышев Юрий Александрович, руководитель краеведческого кружка, учитель истории, Воргинская СОШ, Ершичский район.

  7. Стефаненкова Любовь Николаевна, учитель истории, руководитель школьного музея, Руханская СОШ, Ершичский района

  8. Исаченков Александр Николаевич, учитель истории, Кузьмичская СОШ, Ершичский район.

  9. Горшенков Николай Николаевич, преподаватель-организатор ОБЖ, Стодолищенская СОШ, Починковский район.

  10. Козлова Надежда Иосифовна, учитель фр. языка, МОУ СОШ № 6, г. Рославль.

  11. Прудникова Е.В., МОУ СОШ № 1, г. Рудня.

  12. Шарапова Т.В., учитель русского языка и литературы, «Педагогический лицей-интернат им. Кирилла и Мефодия», г. Смоленск.

  13. Иванова О.В., «Педагогический лицей-интернат им. Кирилла и Мефодия», г. Смоленск.

  14. Соколова И.М., учитель истории, гимназия эстетического профиля, г. Смоленск.

  15. Ярус Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы, гимназия им. Н.М. Пржевальского, г. Смоленск

  16. Третьякова Алла Викторовна, учитель русского языка и литературы, гимназия им. Н.М. Пржевальского, г. Смоленск.

  17. Моисейченкова Т.И., Трудиловская СОШ, Смоленский район

  18. Вознова Елена Михайловна, Стабенская СОШ, Смоленский район.

  19. Солодкова Н.Т., Богородицкая СОШ, Смоленский район

  20. Сергеева Ольга Валерьевна, руководитель краеведческого кружка, Дугинская СОШ, Сычевский район

  21. Таначова Ирина Анатольевна, учитель, руководитель краеведческого уголка, Замыцкая МООШ, Темкинский район

  22. Кирпичникова Н.И., Игоревская МСОШ, Холм-Жирковский район

  23. Миненкова Г.Э., Игоревская МСОШ, Холм-Жирковский район

  24. Марченкова Людмила Леонидовна, Первомайская СОШ, Шумячский район

  25. Козлова Ольга Владимировна, Первомайская СОШ, Шумячский район

  26. Агафонова Татьяна Валентиновна, Первомайская СОШ, Шумячский район

  27. Кресова Алёна Витальевна, Надейковичская СОШ, Шумячский район

  28. Степанова Н.Ф., Шумячская СОШ.

  29. Оглоблина Людмила Васильевна учитель русского языка и литературы, Краснооктябрьская СОШ, Шумячский район

  30. Гнедкова Ирина Ивановна, Студенецкая СОШ, Шумячский район.

  31. Журкович Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы, Руссковская СОШ Шумячский район

  32. Афонина Н.В., учитель начальных классов СОШ № 10, г. Ярцево

  33. Науменкова Надежда Ивановна, педагог дополнительного образования центра детского творчества, г. Ярцево.

  34. Ларькина Елена Анатольевна, учитель английского языка, СОШ № 2, г. Ярцево

  35. Осипкова Людмила Александровна, Суетовская СОШ, Ярцевский район.

  36. Лапина О.А., СОШ № 1, г. Ярцево

  37. Бороденкова Лариса Ивановна, учитель русского языка и литературы, «Педагогический лицей-интернат им. Кирилла и Мефодия», г. Смоленск.

  38. Ильина Людмила Николаевна, МОУ СОШ № 9, г. Вязьма,

spravka-rabotnikov-prokuraturi-sssr-i-sledstvennogo-otdela-kgb-sssr-po-povodu-zapiski-a-n-yakovleva-nekotorie-s-oobrazheniya-po-itogam-izucheniya-obstoyatelstv-ubijstva-s-m-kirova-stranica-2.html
spravka-stranica-9.html
spravkao-sostoyanii-provodimoj-raboti-po-profilaktike-pravonarushenij-v-gorodskom-okruge-naberezhnie-chelni.html
spravki-o-dohodah-ob-imushestve-i-obyazatelstvah-imushestvennogo-haraktera.html
spravki-po-telefonam-37-35-91-37-40-83-kod-147-e-mail-cdopermcntiru.html
spravochnaya-avtovokzala-pravila-vizhivaniya-chto-kak-viglyadit-.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soderzhanie-razdel-aktualnie-problemi-prava-barkov-a-v-socialnaya-usluga-kak-obekt-rinochnih-pravootnoshenij-blinkov-o-e-obshee-i-mestnoe-nasledstvennoe-pravo-v-dorevolyucionnoj-rossii-istoricheskij-ocherk.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-i-vospominaniya-sajt-voennaya-literatura.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tvc-moment-istini-06102006-karaulov-andrej-2215-gosduma-rf-monitoring-smi-7-9-oktyabrya-2006-g.html
  • klass.bystrickaya.ru/aleksandr-zubkov-vinovata-ne-tehnika-a-to-chto-ona-prishla-slishkom-pozdno.html
  • writing.bystrickaya.ru/getmanshina-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-odin-za-drugim-podnimalis-oni-na-pomost-i-derzali-kosnutsya-rukoyati-mecha.html
  • turn.bystrickaya.ru/perevod-s-polskogo-a-ermilova-i-b-fedorova-izdatelstvo-inostrannoj-literaturi-moskva-1962.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-uroka-voennaya-prisyaga.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkursnie-materiali-dlya-predmetno-soderzhatelnogo-zhurnala-sovremennij-urok.html
  • studies.bystrickaya.ru/carevna-sofya-zapreshennaya-pravitelnica.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-kontrolnoj-raboti-samara.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-podgotovlen-predsedatelem-komiteta-tpp-rf-po-finansovim-rinkam-i-kreditnim-organizaciyam-d-e-n-prof-ya-m-mirkinim-ekspertami-komiteta-k-e.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-14semejstva-dvudolnih-pokritosemennih-chast-2-kurs-lekcij-soglasovan-s-kalendarnimi-planami-uchebnih.html
  • grade.bystrickaya.ru/noch-chernaya-zvezdnaya-chuzhaya-noch-pohozhaya-na-bezdnu-tiho-shurshit-pod-nogami-pesok-legkij-veter-zmejkami-gonit-ego-po-sklonam-nizkih-barhanov-medlenno-nastu-stranica-14.html
  • reading.bystrickaya.ru/lui-menar-opit-o-proishozhdenii-germeticheskih-knig-germes-trismegist-i-germeticheskaya-tradiciya-vostoka-i-zapada.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-pamyatka-dlya-vrachej.html
  • control.bystrickaya.ru/blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-vechnaya-tema-schitaetsya-chto-blagotvoritelnost-zarodilas-eshe-v-drevnej.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-razvitie-nauchnih-osnov-upravleniya-personalom-v-v-krupica-teoretiko-metodologicheskie-osnovi-menedzhmenta.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-samostoyatelnoj-raboti-studentov-po-odb-01-russkij-yazik-dlya-specialnosti-38-02-01-ekonomika-i-buhgalterskij-uchyot.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tvorcheskij-otchet-socialnogo-pedagoga-stranica-3.html
  • credit.bystrickaya.ru/otnoshus-k-vam-s-ogromnim-uvazheniem.html
  • composition.bystrickaya.ru/ovnesenii-izmenenij-v-postanovlenie-administracii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchastniki-shkolniki-1-4-klassov-ved-pozhelaniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/viktorina-dlya-uchashihsya-3-go-klassa-tema-vstrane-skazochnih-geroev.html
  • report.bystrickaya.ru/haruki-murakami.html
  • grade.bystrickaya.ru/obem-prob-i-ih-konservaciya-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-i-vedeniyu-monitoringa-podzemnih-vod-na-melkih.html
  • reading.bystrickaya.ru/kultura-vchera-i-segodnya-turisticheskoe-agenstvo-vipturservis-adres-630090-g-novosibirsk-ul-krilova-36-of-91.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/situaciya-1-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-vuzov-v-2-h-chastyah-chast-1.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pritcha-o-blagodeyanii-metodika-raboti-nad-izlozheniyami-s-kompleksnim-analizom-teksta-posobie-dlya-shkol-i-vuzov-bezimyannaya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/62-faktori-marketingovogo-cenoobrazovaniya-uchebnoe-posobie-rukovodstvo-po-izucheniyu-disciplini-praktikum.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vipusknaya-rabota-po-osnovam-informacionnih-tehnologij.html
  • write.bystrickaya.ru/funkcii-logistiki-programma-disciplini-pravovie-aspekti-mezhdunarodnih-logisticheskih-sistem-dlya-specialnosti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-primeneniyu-metodov-aktivnoj-i-passivnoj-mishechnoj-relaksacii-v-psihofiziologicheskoj-reabilitacii-bolnih-i-ranenih.html
  • student.bystrickaya.ru/13-zhenshin-kotorie-izmenili-mir-stranica-14.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-uroka-tri-palmi-m-yu-lermontova-filosofskaya-ballada.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.